Возникновение ислама и становление арабо-мусульманской культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 17:20, контрольная работа

Описание работы

До того как в Аравии появились первые мусульмане, там уже были приверженцы монотеистических религий. Наиболее ранней из них был иудаизм, который исповедовали еврейские эмигранты из Римской империи, населявшие города Йемена, оазисы Хиджаса. В Йемене в начале VI в. он даже был объявлен государственной религией, но, как и христианство, распространившееся в Аравии несколько позже, иудаизм не был принят арабами в качестве господствующей религий. И все же в Аравии были стихийные монотеисты, схожие с древними пророками Палестины, ханифы. Они не принимали полностью ни иудаизма,

Содержание работы

Содержание
Задание 1. Осветите проблему: «Возникновение ислама и становление арабо-мусульманской культуры»
Возникновение ислама…………………………………………...…2
Основные направления в исламе……………………………….…..3
Ислам как фундамент арабо-мусульманской культуры………..…5
Задание 2. Кратко ответьте на вопросы…………………………………………7
Задание 3. Объясните термины…………………………………………………14
Задание 4. Выполните тесты………………………

Файлы: 1 файл

готовая культурология.docx

— 34.61 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Задание 1. Осветите проблему: «Возникновение ислама и становление  арабо-мусульманской культуры»

    1. Возникновение ислама…………………………………………...…2
    2. Основные направления в исламе……………………………….…..3
    3. Ислам как фундамент арабо-мусульманской культуры………..…5

Задание 2. Кратко ответьте на вопросы…………………………………………7

Задание 3. Объясните термины…………………………………………………14

Задание 4. Выполните тесты……………………………………………..……..15

 

    1. Возникновение ислама

До того как в Аравии появились первые мусульмане, там  уже были приверженцы монотеистических религий. Наиболее ранней из них был  иудаизм, который исповедовали еврейские  эмигранты из Римской империи, населявшие города Йемена, оазисы Хиджаса. В Йемене в начале VI в. он даже был объявлен государственной религией, но, как  и христианство, распространившееся в Аравии несколько позже, иудаизм  не был принят арабами в качестве господствующей религий. И все же в Аравии были стихийные монотеисты, схожие с древними пророками Палестины, ханифы. Они не принимали полностью  ни иудаизма, ни христианства, хотя и  испытали на себе их влияние. В их проповедях звучали призывы к аскетизму, к отказу от идолопоклонства, к признанию  единого Бога, с которым иногда отождествлялся доисламский Аллах, пророчества о конце света  и страшном суде. Ханифы были близки к идеям мусульманства, но они  неясно сознавали, в какой мере их идеи согласуются с древними обычаями. Вопрос о новизне религии имеет  принципиальное значение только для  исповедующих ее, а для ученого-исследователя  данный вопрос может быть решен лишь в связи с тем влиянием, которое  она оказывает на народы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Основные направления в исламе

Отличительной особенностью богатой арабо-мусульманской культуры было то, что ее органической основой  стали Коран и философия, получившая здесь всестороннее развитие раньше, чем в Западной Европе. Ислам превратился  в одну из мировых религий, способствуя  созданию общности народов и культуры на обширной территории Халифата. Возникновение  и распространение ислама сопровождалось появлением Корана, священной книги  проповедей пророка Мухаммеда (ок. 570 – 632), и изучение текста Корана стало  основой образованности, религиозно-этического воспитания, обрядовой и повседневной жизни каждого мусульманина.

Главной особенностью исламского мировоззрения явилась идея о  неразделимости религиозного и светского, священного и земного начал, и  ислам не стремился, в отличие  от христианства, выработать такие  особые институты, как церковь или  Вселенские соборы, призванные официально утверждать догматы и руководить жизнью людей наряду с государством. Коран имел всеобъемлющее общекультурное значение: он способствовал формированию и распространению арабского  языка, письменности, различных жанров литературы и богословия, оказывал влияние на развитие философии, эпизоды  из Корана стали основой для сюжетов  и образов персоязычной и тюркоязычной литературы классической эпохи. Коран  явился фактором западно-восточного культурного  взаимодействия, примерами чего может  служить «Западно-восточный диван» (1819) немецкого писателя эпохи Просвещения  И.В Гете, а также «Подражание  Корану» (1824) А.С. Пушкина, перу русского религиозного философа XIXв Вл. Соловьева  принадлежит очерк «Магомет, его  жизнь и религиозное учение» (1896).

Исламская религиозность  содержала в себе отдельные положения, которые могли иметь различное  философское значение и толкование. Таким образом, в исламе появились  отдельные направления: во 2-й пол. VII в. – шиизм, во 2-й пол. VIII в. – исмаилизм, в X в. – суннизм. Особое место среди них занял возникший в конце VIII в. суфизм, породивший обширную философскую и художественную литературу и оказавший существенное влияние на всю духовную культуру мусульманского Востока вплоть до современности. Суфизм (или исламский мистицизм), определяемый в самых общих чертах как мистико-аскетическое течение в исламе, представляется субкультурным компонентом арабо-мусульманской культуры. Суфийский компонент отражает значительную часть морально-эстетической системы мусульманской цивилизации. Общественные, моральные идеалы суфизма напрямую связаны с социальной справедливостью, всеобщим равенством и братством людей, неприятием зла, совестливостью, утверждением добра, любви и т.д.

Для многих мусульманских  народов суфизм – неотъемлемая часть  их духовных культур, отражающая внутреннее эзотерическое состояние верующего. Суфизм причастен к освоению культурных ценностей доисламских цивилизаций, в значительной мере воспринятых  исламом. Философские, этические и  эстетические проблемы, заимствованные мусульманскими мыслители из античной культуры, перерабатывались через призму интеллектуальных поисков суфизма, что формировало общемусульманскую  мыслительную культуру. На этом основании  Г.Э. фон Грюнебаум утверждает, что  мусульманская цивилизация в  культурном и социальном отношении  является одной из ветвей «развития  античного и эллинистического наследия», а главной ветвью этого развития он считает Византию. Таким образом, суфизм является составной частью арабо-мусульманской  культуры.

Мусульмане, по меньшей мере, являются обитателями двух культурных сфер. Первая из них позволяет им осознать свою принадлежность к нации  или местной этнической группе, а  вторая служит источником религиозно-духовной идентичности. Этнокультурный контекст и ислам тесно взаимосвязаны  и прошли в своем развитии длительный этап сосуществования и аккультурации.

1.3 Ислам как фундамент арабо-мусульманской культуры

Ислам как тотальная система  регуляции составляет фундамент  арабо-мусульманской культуры. Основополагающие принципы этой религии формируют  новый культурно-исторический тип, придающий ему общечеловеческий характер. Приобретя широкий размах, этот тип культуры охватывает многие народы мира с их многообразными этнокультурными  системами, определяя их поведение  и образ жизни. Опираясь на исламские  доктринальные положения и социально-философские  концепции, местные и региональные этнокультуры вбирали в себя черты  универсализма, приобретали целостное  видение мира.

В самом исламе сегодня  существуют две парадигмы, связанные  с реформаторством и определяющие его развитие. Первая парадигма ориентирует  ислам на возвращение к своим  истокам, первоначальному духовно-культурному  состоянию. Это реформаторское направление  называется салафизмом и его сторонники - противники западных веяний на общественное и духовное состояние мусульманского социума. Вторая реформаторская парадигма  сопряжена с модернизаторскими  тенденциями в исламе. В отличие  от салафитов, исламские модернизаторы  как сторонники возрождения ислама, социокультурного его расцвета признают необходимость активных контактов  с западной цивилизацией, обосновывая  важность заимствования научно-технических  достижений и образования современного мусульманского общества, построенного на рациональных основаниях.

Ислам, возникший в доисламской  аравийской культуре, взаимодействуя с инокультурными традициями, расширял границы своего культурного поля. На конкретном примере распространения  арабо-мусульманской культуры на Северном Кавказе выявляются особенности  преломления универсальных ценностей  ислама. В качестве ядра региональной арабо-мусульманской культуры на Северном Кавказе оформилась сакрализованная  часть этнической культуры, более  укорененная, чем базовые принципы ислама. На эту особенность взаимоотношения между ядром и периферией в арабо-мусульманской культуре обращается внимание в исследованиях Ф. Ю. Албаковой, Г. Г. Гамзатова, Р. А. Хунаху, В. В. Черноуса, А. Ю. Шадже и др.

Особую ценность в арабо-мусульманской  культуре имеют такие труды, как  «Райхан хакаик ва бустан ад-дакаик» («Базилик истин и сад тонкостей»), «Адабуль-Марзия», «Асар», «Тарджамат макалати... Кунта-шейх» («Речи и высказывания шейха Кунта-Хаджи») и «Халасатул адаб» («Суфийская этика»), «Сокровищница  благодатных знаний», принадлежавших суфийским мыслителям Северного  Кавказа: Фараджу ад-Дарбанди, Джамал-Эддину Казикумухскому, Мухаммаду Ярагскому, Кунта-Хаджи Кишиеву, Хасану Кахибскому, Сайду Черкейскому. Эти местные  культурные памятники, будучи религиозно-философскими произведениями, раскрывают мистические  и духовно-нравственные аспекты  суфийской культуры, распространившейся в регионе Северного Кавказа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 2.

1) Какие пять «столпов» определяют принадлежность к исламу?

1. Свидетельство веры в одного Бога и никого, кроме Него. Свидетельство веры - искреннее произнесение слов шахады “Ля Иляха Илля Аллах, Мухаммаду Расулю Аллах”, что означает “Нет Бога, кроме Бога (Аллаха) и Мухаммад - Его Посланник”. Произнося это свидетельство, человек отрицает существование каких-либо других богов, достойных поклонения, помимо Великого Господа Аллаха. Никто и ничто не имеет право на поклонение, кроме одного Господа, и нет у Него сотоварищей или посредников. Всевышний в Священном Коране сказал:"Ваш Бог – Бог Единственный. Нет божества, кроме Него, Милостивого, Милосердного" (сура "Корова", аят 163).  "Воистину, твой Господь знает, что ты и часть тех, кто с тобой, простаиваете менее двух третей ночи, или половину ее, или треть ее. Аллах определяет меру дня и ночи. Он знает, что вам не сосчитать этого, и принимает ваши покаяния. Читайте же из Корана то, что необременительно для вас. Он знает, что среди вас будут больные, что одни странствуют по земле в поисках милости Аллаха, а другие сражаются на пути Аллаха. Читайте же из него то, что необременительно для вас, совершайте намаз, раздавайте закят и одолжайте Аллаху прекрасный заем. Какое бы добро вы ни приготовили для себя заранее, вы найдете его у Аллаха в виде лучшего и большего вознаграждения. Просите же у Аллаха прощения, ведь Аллах – Прощающий, Милосердный" (сура "Закутавшийся", аят 20).

2. Молитва (намаз, салят). Молитва в Исламе - это прямая связь между верующим и Господом. Она совершается пять раз в день: на рассвете, в полдень, после полудня, на закате и в ночное время.Каждая молитва занимает несколько минут времени. В молитве человека охватывает чувство полного счастья и внутреннего спокойствия, и Аллах остается доволен своими созданиями. Мусульманин может молиться в поле, в офисе ,в университете и т.д.Самое главное, чтобы место было чистым. "Совершай намаз в начале и конце дня и в некоторые часы ночи. Воистину, добрые деяния удаляют злодеяния. Это – Напоминание для поминающих" (сура "Худ", аят 114).  "Скажи тем из Моих рабов, которые уверовали, чтобы они совершали намаз и расходовали явно и тайно из того, чем Мы их наделили, пока не наступит день, когда не будет ни торга, ни дружбы" (сура "Ибрахим", аят 31). "Вели своей семье совершать намаз и сам терпеливо совершай его. Мы не просим у тебя удела, ведь Мы Сами наделяем тебя уделом. А добрый исход – за богобоязненностью" (сура "Та Ха", аят 132).

3. Закят (пожертвование). Закятом называется обязательная выплата определенной части имущества неимущим людям, в определенное время и в соответствии с установленными правилами. Закят выплачивается с золота, серебра, денег, зерновых и плодовых культур, товаров, предназначенных для торговли и домашнего скота, находящегося в наличии у человека в течение года. Облагаемый закятом минимум равен 85 граммам золота или 595 граммам серебра или эквивалентной этим количествам сумме денег в размере 2.5% по прошествии одного года. "Дары, которые вы преподносите, чтобы приумножить их за счет чужого богатства, не приумножатся у Аллаха. Приумножен для вас будет закят, который вы раздаете, стремясь к Лику Аллаха" (сура "Ар Рум", аят 39).

4. Пост в месяц Рамадан. Каждый год в священный месяц Рамадан мусульмане всего мира от рассвета до заката соблюдают пост, воздерживаясь от еды, питья и супружеских отношений. В этом благословенном месяце был нисполан Священный Коран. Пост является одним из важнейших предписаний религии. "О те, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан вашим предшественникам, – быть может, вы устрашитесь. Поститься следует считанное количество дней. А если кто из вас болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время. А тем, которые способны поститься с трудом, следует во искупление накормить бедняка. А если кто добровольно совершает доброе дело, то тем лучше для него. Но вам лучше поститься, если бы вы только знали!  В месяц рамадан был ниспослан Коран – верное руководство для людей, ясные доказательства верного руководства и различение. Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься. А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время. Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения. Он желает, чтобы вы довели до конца определенное число дней и возвеличили Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь. Быть может, вы будете благодарны (сура "Аль-Бакара", аяты 183-185). 

5. Паломничество в Священный город Мекку (хадж). Каждый год из разных уголков света миллионы людей устремляются в Священный город Мекку для претворения последнего столпа веры, предписанного Великим Аллахом. Это предписание касается тех, кто физически и материально в состоянии совершить его хотя бы раз в жизни. "Возвести людям о хадже, и они будут прибывать к тебе пешком и на всех поджарых верблюдах с самых отдаленных дорог" (сура "Хадж", аят 27). "Воистину, первым домом, который был воздвигнут для людей, является тот, который находится в Бекке (Мекке). Он был воздвигнут как благословение и руководство для миров. В нем есть ясные знамения – место Ибрахима (Авраама). Кто войдет в него, окажется в безопасности. Люди обязаны перед Аллахом совершить хадж к Дому (Каабе), если они способны проделать этот путь. Если же кто не уверует, то ведь Аллах не нуждается в мирах" (сура "Аль-Имран", аяты 96-97).  "Хадж совершается в известные месяцы. Кто намеревается совершить хадж в эти месяцы, тот не должен вступать в половую близость, совершать грехи и вступать в споры во время хаджа. Что бы вы ни сделали доброго, Аллах знает об этом. Берите с собой припасы, но лучшим припасом является богобоязненность. Бойтесь же Меня, о обладающие разумом!” (сура "Аль-Бакара", аят 197).

 

 

 

 

2) Какую особенность арабо – мусульманской культуры выражает такая форма государственности как халифат?

Информация о работе Возникновение ислама и становление арабо-мусульманской культуры