Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 17:20, контрольная работа
До того как в Аравии появились первые мусульмане, там уже были приверженцы монотеистических религий. Наиболее ранней из них был иудаизм, который исповедовали еврейские эмигранты из Римской империи, населявшие города Йемена, оазисы Хиджаса. В Йемене в начале VI в. он даже был объявлен государственной религией, но, как и христианство, распространившееся в Аравии несколько позже, иудаизм не был принят арабами в качестве господствующей религий. И все же в Аравии были стихийные монотеисты, схожие с древними пророками Палестины, ханифы. Они не принимали полностью ни иудаизма,
Содержание
Задание 1. Осветите проблему: «Возникновение ислама и становление арабо-мусульманской культуры»
Возникновение ислама…………………………………………...…2
Основные направления в исламе……………………………….…..3
Ислам как фундамент арабо-мусульманской культуры………..…5
Задание 2. Кратко ответьте на вопросы…………………………………………7
Задание 3. Объясните термины…………………………………………………14
Задание 4. Выполните тесты………………………
Следует отметить, что возникновение
ислама в начале VII в. положило начало
длительной и богатой событиями
истории арабского халифата. Государственные
образования, зарождавшиеся, распадавшиеся
и переживавшие реставрацию, включили
в свою орбиту многочисленные этносы,
в том числе и имевшие богатую
культурную традицию. В возникшей
на основе ислама цивилизации сложилась
и система моральных
Как было указано, разнообразное развитие культуры Востока было связано с существованием империи – арабского Халифата (VII – XIIIвв.), главным городом которого стал Багдад, основанный в VIIIв. И имевший официальное название «Город благоденствия». Политическая культура этого государства выражалась в главенстве принципа государственности, основанной на власти халифа. Халиф считался преемником пророка Мухаммеда и сочетал в себе эмира, обладателя высшей светской власти, и имама, имеющего высший духовный авторитет. Халиф осуществлял правление на основании особого договора с общиной. Таким образом, основой политической жизни стал принцип синкретизма, т.е слияния общественно-политической, светской и религиозной жизни с идеалом духовной общности людей. Средоточием арабо-мусульманской социальной и политической культуры стал город. Города были крепостями, центрами государственной власти, производства, торговли, науки, искусства, образования и воспитания, только в городах строились соборные мечети, в них находились объекты ритуального поклонения, что послужило основой считать ислам «городской религией». Такими выдающимися центрами культуры в разные периоды были Дамаск, Басра, Багдад, Мекка, Медина, Бухара, Каир, Гранада. В связи с этим в философской культуре арабо-мусульманского Востока сложился идеал города как единого социального мира, основанного на сходстве и единстве человеческого тела и космоса вселенской жизни. С этой точки зрения, город – это упорядоченное архитектурное пространство и строгая справедливая социальная структура, где обеспечивается сотрудничество людей во всех сферах деятельности и достигается духовная гармония граждан на основе общего стремления к добродетели, овладению книжной мудростью, науками, искусствами и ремеслами, что и должно составлять истинное человеческое счастье. Разработка арабо-мусульманской философией этого комплекса социально-гуманистических и этических проблем стало ее оригинальным вкладом в мировую духовную культуру.
Однако основы безмерного государства сотрясали следовавшие одно за другим восстания, в которых участвовали мусульмане различных толков — сунниты, шииты, хариджи-ты, а также и немусульманское население. Восстание в Харасане в 747 г., возглавляемое бывшим рабом Абу Муслимом, вылилось в гражданскую войну, охватившую Иран и Ирак. Повстанцы разбили войска Омейядов, в результате к власти пришли Аббасиды — потомки Аббаса, дяди Мухаммеда. Утвердившись на престоле, они расправились с восставшими. Абу Муслим был казнен.
Аббасиды перенесли столицу
в Ирак, где в 762 г. был основан
город Багдад. Багдадский период известен
в истории сказочной роскошью
халифов. «Золотым веком» арабской культуры
называют время правления Харун
ар-Рашида (763 или 766—809), современника Карла
Великого. Двор знаменитого халифа
был средоточием восточной
3) Каковы особенности
В связи с ограничениями, которые
накладывал ислам на изобразительные
искусства, развитие арабо-мусульманской
и арабоязычной художественной культуры
было связано с архитектурой, орнаментальной
живописью, книжной иллюстрацией, каллиграфией,
музыкой, но особенно высокого уровня
достигла словесность. Однако поистине
вершиной арабо-мусульманского словесного
искусства стала поэзия, получившая
характер самобытности классической традиции
в мировой литературе и духовной
культуре. Основными жанрами арабской
и персидско-таджикской поэзии были
касыды – небольшие поэмы
В исламе существует запрет на изображение
людей и животных, чтобы у правоверных
не возникало соблазна поклоняться
делам рук человеческих — кумирам.
Поэтому изобразительное
Музыкальное искусство в арабо-
Мусульманская религиозная традиция развивала и другие виды духовной музыки. В период Рамадана (месяца поста) ночами исполнялись специальные мелодии — фаззайзист, а по случаю дня рождения Пророка (мавлед) — гимны и песнопения, повествующие о его рождении и жизни. Музыкой сопровождались торжества, посвященные знаменитым святым.
Задание 3.
СУННА - обыкновение, образ действий, поведение — священное предание ислама, изложенное в рассказах (хадисах) о поступках и изречениях пророка Мухаммеда. С. в исламе придано значение источника, поясняющего и дополняющего Коран и служащего второй после Корана основой мусульманского права. Сложение С. восходит ко второй половине VII-началу VIII вв. 6 сборников С. играют роль канонических. Содержат также исторические данные, характеризующие процессы развития ислама и положение разных социальных слоев в первые два столетия Халифата.
СУФИЗМ - (от арабского суф - грубая шерстяная ткань, отсюда - власяница как атрибут аскета), мистическое течение в исламе. Возникло в 8-9 вв. Для С. характерны сочетание метафизики с аскетической практикой, учение о постепенном приближении к познанию Бога и слиянию с ним. Под влиянием учения суфийского братства Накшбандия сформировался мюридизм.
СУРА - глава Корана.
ШИИЗМ - группировка, партия, сторонники – второе по числу приверженцев направление в исламе после суннизма. Шииты признают Коран «божественным откровением», однако считают, что в османовой его редакции опущены аяты, имеющие отношение к Али. В сунне признают только те хадисы, которые восходят к Али. В дополнение к этому имеют свое «предание» – ахбары, сборники которых вместе с Кораном являются источником шариата. Шииты считают, что право быть наследником миссии Мухаммеда может принадлежать исключительно прямым его потомкам, т. е. детям, внукам, правнукам и т. д. Али и Фатимы.
Арабеска - (ит. arabesco - арабский) – 1) разновидность сложного орнамента, состоящего из геометрических фигур, переплетений линий, завитков, стилизованных листьев, цветов и надписей; 2) причудливый орнамент только из растительных форм, в противоположность мореске.
Задание 4.
а) «Канон врачебной науки» - б) Ибн Сима (Авиценна);
б) «Шахнамэ» («Книга царей») – а) Фирдоуси;
в) «Алгебра» («Аль-джебр») – в) Омар Хайями;
г) «Система доказательств» - д) Ибн-Рушд (Аверроэс);
д) «Лейла и Меджнун» - г) Низами.
2. Одной из святынь арабо –
мусульманской культуры
б) храм Кааба
3. Сопоставьте города (памятные места) и события:
а) хиджра – в) г. Медина;
б) положено начало Корану – д) гора Хира;
в) последняя проповедь Мухаммеда – а) гора Арафат;
г) халифат Омейядов – г) г. Дамаск;
д) халифат Аббасидов – б) г. Багдад.
Информация о работе Возникновение ислама и становление арабо-мусульманской культуры