Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 20:53, шпаргалка
1. Культура
4. «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним комплексы памятников» XVIII—XX века.
....
57. Художественная культура XX в.
DELOS – сеть международных экспертных центров по цифровым библиотекам, интеграция и координация научных исследований и технологических разработок;
BRICKS– разработка и создание интегрированной системы, которая предлагает функциональные возможности для нового поколения Цифровых Библиотек, включающие в себя "Цифровые музеи", "Цифровые архивы" и другие системы цифровой памяти.
18. Цифровое культурное наследие включает в себя информационные ресурсы по культуре, созданные в результате оцифровки информационных ресурсов на традиционных и аналоговых носителях, и материалы, сразу созданные в цифровом виде. Это тексты, статические и движущиеся изображения, трехмерные изображения, аудио файлы, базы данных, программы, веб-страницы, порталы, сайты, электронные издания и пр., существующие в самых различных форматах.
Можно выделить следующие угрозы утраты цифрового наследия: 1.прекращение финансирования, необходимого для поддержки цифровых информационных ресурсов; 2. локальные катастрофы (например, отключение электричества, пожар, наводнение, поломка носителя, действие вирусов и пр.); 3. физическое старение носителей; 4. моральное старение техники и технологий в связи с изобретением новых технических и технологических платформ.
Экономические аспекты. Оцифровка – дорогостоящий процесс, Определенных затрат требует предоставление он-лайн доступа к оцифрованным коллекциям; сюда включаются затраты на развитие и поддержку технической инфраструктуры, а также затраты на поддержку самого оцифрованного материала, Реальная стоимость долговременного сохранения цифровых информационных ресурсов не ясна
Кроме того существуют правовые, организационные, технологический и технические аспекты проблемы сферах отцифровки кудьтурного и научного наследия, их открытого доступа и сохранения цифровых и информационных ресурсов.
19. Наследие - это наше наследство от прошлого, то, с чем мы живем сегодня и что мы передаем будущим поколениям. Объекты Всемирного наследия исключительны и принадлежат всем народам мира, независимо от того, на чьей территории находятся. ЮНЕСКО стремится поощрить идентификацию, защиту и сохранение культурного и естественного наследия, которое представляет собой исключительную ценность для человечества.
«Память мира» - это документальное наследие (документированная коллективная память народов мира), которое представляет собой большую часть всемирного культурного наследия. С ее помощью можно проследить эволюцию мысли, открытий и достижений человеческого общества. Речь идет о наследии прошлого для нынешнего и будущего мирового сообщества. Значительная часть «Памяти мира» хранится в библиотеках, архивах, музеях и хранилищах разных стран мира, и существенная ее часть находится сейчас под угрозой исчезновения. В рамках Программы «Память мира» обеспечивается признание документального наследия, имеющего международное, региональное и национальное значение, ведется реестр этого наследия и присуждается эмблема с целью его идентификации
Программа "Информация для всех" создает платформу для дискуссий по международной политике в сфере защиты информации и всеобщего доступа к ней, по всеобщему участию в глобальном информационном обществе, а также по этическим, правовым и общественным последствиям развития информационных и коммуникационных технологий. Программа поддерживает развитие общих стратегий, методов и инструментария для строительства правового и свободного информационного общества. Программа "Информация для всех" нацелена на поощрение и расширение доступа к информации с помощью ее перевода в электронную форму и защиты, развитие дискуссий по этическим, правовым и общественным угрозам и вызовам в информационном обществе, содействие образованию и обучению в сфере информации и информатики, продвижение сетевого взаимодействия в сфере информации и знаний на локальном, национальном, региональном и международном уровнях. Политика Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» строится на том, что образование, наука и культура, наряду со средствами информации и информацией, являются основными составляющими в создании общества знаний. Представляется необходимым сконцентрировать усилия в той области, где воздействие ИКТ ощущается наиболее сильно – деятельности и продуктах, произведенных человеческим разумом.
20. Пакт Рериха – это первый в истории международный договор о защите культурного наследия, установивший преимущество защиты культурных ценностей перед военной необходимостью, подписанный в Вашингтоне представителями двадцати одной американской республики 15 апреля 1935 года в 12 часов дня.
Идея создания организованной охраны культурных ценностей принадлежала известному русскому художнику и общественному деятелю Николаю Константиновичу Рериху. Она возникла у него еще в самом начале столетия при изучении памятников отечественной старины. Русско‑японская война 1904 года заставила художника серьезно задуматься над той угрозой, которая таилась в техническом усовершенствовании военных средств разрушения.
В 1914 году Н.Рерих обратился к русскому правительству и правительствам других воюющих стран с предложением обеспечить сохранность культурных ценностей путем заключения соответствующего международного соглашения, однако его обращение осталось тогда без ответа.
В 1929 году Н.Рерих подготовил и опубликовал на различных языках проект договора о защите культурных ценностей, сопроводив его обращением к правительствам и народам всех стран.
Цель.Основной целью являлось создание и заключение такого соглашения о защите культурного наследия, которое установило бы преимущество защиты культурных ценностей перед военной необходимостью, проще говоря, защитить культурное наследие от надвигающихся войн.
Основное содержание.В Пакте содержатся общие принципиальные положения о защите культурных ценностей и уважении, которое следует им оказывать. Положение о защите объектов носит в Пакте безусловный характер и не ослабляется оговорками о военной необходимости, снижающими эффективность охраны культурных ценностей в условиях вооруженных конфликтов.
Значение.Пакт Рериха сыграл важную роль в дальнейшем формировании международно-правовых норм и общественной деятельности в области охраны культурного наследия. Пакт Рериха стал первым международным актом, специально посвященным охране культурных ценностей, единственным соглашением в этой сфере, принятым частью международного сообщества до Второй мировой войны.
21. Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия была принята Генеральной конференцией Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) на XXVII сессии 16 ноября 1972 года.
Цель.Необходимость принятия данной Конвенции была предопределена серьезными глобальными изменениями среды обитания людей, происходившими во второй половине XX века с все возрастающей быстротой. В этой ситуации стало очевидным, насколько важно сберечь окружающую среду, в которой «человек сохранит связь с природой и объектами культурного достояния, унаследованными от прошлых поколений». Подразумевается, что «каждый объект культурного и природного наследия является уникальным и исчезновение любого такого объекта является невосполнимой утратой и безусловным обеднением этого наследия»
Основное содержание.В Конвенции рассказывается о том, что же мы все-таки можем считать культурным и природным наследием; устанавливается, что всемирное наследие должно находиться под национальной и международной охраной; учреждаются структурные органы для охраны всемирного наследия ( Межправительственный комитет, Фонд охраны и т.д.); говорится, как и в каких формах оказывается международная помощь; рассказывается о мерах просвещения в области всемирного наследия.
Значение.Практическое значение Конвенции заключается в том, что был создан настоящий, полноценный документ, в полной мере представляющий и защищающий «интересы» Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО всеми возможными мерами.
22. ЮНЕСКО (UNESCO — United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization) — Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры. Основные цели, декларируемые организацией, — содействие укреплению мира и безопасности за счёт расширения сотрудничества государств и народов в области образования, науки и культуры; обеспечение справедливости и соблюдения законности, всеобщего уважения прав и основных свобод человека, провозглашённых в Уставе Организации Объединённых Наций, для всех народов, без различия расы, пола, языка или религии. В настоящее время членами организации являются 193 государства.
В 1972 г. ЮНЕСКО приняла Конвенцию об охране всемирного культурного и природного наследия, которая вступила в силу в 1975 г. К апрелю 2010 года конвенцию ратифицировали 187 стран-участниц, в их числе Россия. Почти ежегодно Комитет Всемирного наследия проводит сессии, на которых присуждается «статус объекта Всемирного наследия».
Главная цель списка Всемирного наследия — сделать известными и защитить объекты, которые являются уникальными в своём роде. Для этого и из-за стремления к объективности были составлены оценочные критерии.
«Статус объекта Всемирного
наследия» даёт следующие преимущества:
1. является дополнительной гарантией
сохранности и целостности
Государства, на территории которых расположены объекты Всемирного наследия, берут на себя обязательства по их сохранению.
в списке Всемирного наследия — 936 объектов
23. Основные направления деятельности представлены в пяти программных секторах: образование, естественные науки, социальные и гуманитарные науки, культура, коммуникация и информация. Существует также ряд сквозных тем, которые являются составной частью всех направлений. С 2008 года сквозными темами объявлены Африка и гендерное равенство
Обрпзование. ЮНЕСКО считает образование своим приоритетным направлением деятельности с момента основания организации. После войны организация занималась восстановлением разрушенных школ и налаживанием прерванных контактов в сфере образования в Западной Европе. В 1950-х годах организация стала также заниматься защитой прав человека в области образования. В 1960 году была принята Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования. До этого момента деятельность в отношении развивающихся стран была бессистемна и в основном направлена на сообщение элементарных сведений из различных областей. После того, как в начале 1960-х годов в организацию вступили новые африканские государства, основное внимание ЮНЕСКО стала уделять развивающимся странам.
В 1990 году Программа развития ООН, ЮНЕСКО, ЮНФПА, ЮНИСЕФ и Всемирный банк провели в Джомтьене, Таиланд, Всемирную конференцию по образованию для всех, на которой приняли решение «универсализировать систему начального образования и сократить безграмотность» к 2000 году. Проект получил название «Образование для всех»
Цели включают обязательное бесплатное начальное образование, равенство полов в начальной и средней школе, повышение качества образования, комплексные меры по воспитанию детей младшего возраста, удовлетворение образовательных потребностей молодёжи и взрослых, а также повышение грамотности взрослых. Первые две цели входят также в список целей развития ООН.
В 1991 году была создана программа УНИТВИН, которая занимается обменом опытом, знаниями и технологиями в образовании, а также стажировкой преподавателей. занимаются обменом опытом, знаниями и технологиями в образовании, а также стажировкой преподавателей. ЮНЕСКО занимается публикацией книг, монографий, справочных материалов по образованию.
Естественные науки. ЮНЕСКО является единственным подразделением ООН, у которого науки вынесены в название. ЮНЕСКО стояла у истоков таких международных проектов как Европейский центр ядерных исследований и Международный союз охраны природы. В настоящее время в своей деятельности в научном направлении ЮНЕСКО опирается на выводы Всемирной встречи по устойчивому развитию и Всемирной конференции по науке.
Социальные и гуманитарные науки. Миссией ЮНЕСКО в области социальных и гуманитарных наук является продвижение знаний, стандартов и интеллектуальной кооперации, направленных на социальные преобразования, права и свободы человека. Помимо основной цели, претворения в жизнь положений Всеобщей декларации прав человека, организация работает с такими аспектами как равенство полов и право на образование.
Культура. Основой работы ЮНЕСКО в области культуры является содействие культурному разнообразию, основанное на человеческих взаимоотношениях. Этот подход был подтверждён в 2001 году с принятием Всеобщей декларации о культурном разнообразии. От охраны всемирного культурного и природного наследия, представляющего ценность для всего человечества, организация перешла к защите различных форм нематериального культурного наследия, шедевров устного творчества.
Коммуникации и информация. Деятельность ЮНЕСКО в области коммуникации направлена на сокращение разрыва в данной области между развитыми и развивающимися странами. Кроме того, ЮНЕСКО осуждает нарушения свободы прессы и расправу над сотрудниками СМИ.
Социальные темы. в фокусе организации находится Африка и гендерное равенство. Другими специальными темами являются изменения климата, диалог между цивилизациями, малоостровные государства, молодежь, языки, решение проблем-последствий конфликтов и природных бедствий.
24. Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия была принята 17 сессией Генеральной Конференции ЮНЕСКО 16 ноября 1972 года и вступила в силу 17 декабря 1975 года.Основная цель Конвенции – привлечение международных инструментов для выявления, охраны и всесторонней поддержки выдающихся в мировом масштабе памятников культуры и природных объектов.Для усиления эффективности работы Конвенции были организованы Комитет и Фонд всемирного наследия.В 1976г.был создан Фонд Всемирного наследия. Существенная часть ежегодного бюджета Фонда выделяется на международное содействие, которое оказывается по 5 основным направлениям: предварительное содействие, неотложная помощь, обучение, техническое содействие, содействие в просветительской, информационной и рекламно-пропагандистской деятельности. Однако это не распространяется на государства, не выплатившие в Фонд регулярный взнос, который составляет 1% от их взноса в ЮНЕСКО.Фонд образуется за счет обязательных и добровольных взносов государств-участников и частных доноров.Комитет всемирного наследия выделяет средства из фонда в зависимости от насущности проблем.