Введение в психосемантику цвета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 00:40, отчет по практике

Описание работы

С древнейших времен была замечена способность цвета воздействовать на эмоции и физиологические функции человека. Об этом говорят археологические и этнографические данные о ритуальной и военной раскраске древних и примитивных народов; об этом свидетельствуют также мифология и фольклор всего мира.
Цвета воздействуют на всех людей по-разному в зависимости от социальной и национальной принадлежности или от условий, в которых воспринимается цвет. Эмоциональное действие цвета имеет две главные причины:
Непосредственно физиологическую – возбуждающее или успокаивающее действие;
Ассоциативную.

Содержание работы

1.Введение
2 Семантические традиции цвета в культуре
-красный
-белый
-черный
-зеленый
-синий
3.Заключение.
4.Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

культурол.doc

— 102.00 Кб (Скачать файл)

В культуре народов древнего Востока синему часто придают негативное значение. В мифах древнего Китая немало опасных и злобных чудовищ с синим лицом или телом.

В японском театре Кабуки синий грим носили злодеи и дьяволицы.

Согласно индийской  мифологии, если тело Кришны приобретает  синюю окраску, значит, цикл земной истории подошел к концу, нужно ожидать гибели этого мира.

В современной Японии синий воспринимается как знак смерти, отчуждения человека от общества и  от самого себя.

На Среднем и Ближнем  Востоке этот цвет вызывает совсем другие ассоциации. Это цвет неба, водных глубин, темных лесов на горизонте, горных вершин, отражающих синеву неба. Поэтому синий – цвет горных сфер, обители богов и ангелов, солнца, луны, планет. Потолки египетских храмов расписывались золотыми звездами по синему фону, летящими птицами, знаками луны и солнца.

В средние века на Ближнем  востоке и в Средней Азии сохраняется  традиция обильного введения синего и голубого (вместе с белым и  желтым) в архитектурную полихромию. Синий и голубой с золотом  и с белым – излюбленные  цвета, украшающие каллиграфию священных арабских книг. В ранних памятниках византийской архитектуры небо в куполах изображается не золотом, а синим цветом.

В средневековой Европе высоко ценились синие камни (более  редкие, чем красные и зеленые).В  эпоху позднего средневековья в Европе, так же, как и в эпоху Возрождения, синий цвет любили в живописи и прикладном искусстве, но символика его в светском обиходе была целиком негативной. Синий – цвет неверности, обмана. «Синим плащом» именуют в Нидерландах неверную жену, во Франции выражение «синяя юбка» обозначает жертву супружеской измены.

В мусульманской Индии  синий или голубой цвета были знаками печали и траура.

В.В.Кандинский отмечает главное свойство синего – его  глубину, которая вызывает весьма серьезные  мысли и чувства: «Углубленное синее дает элемент покоя. Опущенное до пределов черного, оно получает призвук человеческой печали. Оно делается подобным бесконечному углублению в серьезную сущность, где нет конца и быть конца не может» (Кандинский В.В. О духовном в искусстве (живопись). Л., 1990. С. 61).

Человек «голубой крови» имеет благородное, аристократическое  происхождение. По мнению ученых, синий  цвет оказывает тормозящее действие на нервную систему. Темно-синий  цвет вызывает чувство безысходности, беспокойства и печали. Становясь светлее, он приобретает характер безразличности, покоя.Символика голубого в наши дни не избежала сдвига в негативную сторону. В начале века понятию «голубой» нередко стали придавать смысл чего-то сентиментально-мещанского, слащаво-елейного. «Голубое» стало пониматься как пародия на благостность, святость, непорочность, в каковые свойства человека уже не верили. В обиходном языке «голубое» стало синонимом внешне благополучного и беспроблемного. К этому цвету стали относиться иронически, почти отождествляя его с розовым («голубая мечта», «розовые очки»). Во второй половине века голубой стал символом сексуальных меньшинств.

 

 

3.Заключение.

Понятие цвета существует в каждой культуре, с ним связана  важная социокультурная информация, накопленная этносом. 

Цвет-это одна из категорий  познания мира, которая находится  наравне с другими категориями, как пространство, время, движение, а также является одним из ключевых культурных концептов.

У каждого народа с  древнейших времен цвет являлся одним  из средств осмысления мира. Он служил обозначением наиболее важного в природе и наиболее ценного в человеке. Будучи одной из древнейших категорий познания, цвета приобрели символическое  значение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

Яньшин П.В. Введение в психосемантику цвета. 2001).

 

Гете И.В. К учению о цвете (Хроматика) Избранные сочинения по естествознанию. М. 1957.

 

Тернер В.У. Проблема цветовой классификации  в примитивных культурах (на материале  ритуала ндембу)

Семиотика и искусствометрия. М., 1972.

 

Фрагменты ранних греческих философов: В 2-х ч. / Под ред. А.В.Лебедева М., 1989.

 

Берлин Б., Кей П. Основные цвета: Их универсальность и видоизменения.


Информация о работе Введение в психосемантику цвета