Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 00:40, отчет по практике
С древнейших времен была замечена способность цвета воздействовать на эмоции и физиологические функции человека. Об этом говорят археологические и этнографические данные о ритуальной и военной раскраске древних и примитивных народов; об этом свидетельствуют также мифология и фольклор всего мира.
Цвета воздействуют на всех людей по-разному в зависимости от социальной и национальной принадлежности или от условий, в которых воспринимается цвет. Эмоциональное действие цвета имеет две главные причины:
Непосредственно физиологическую – возбуждающее или успокаивающее действие;
Ассоциативную.
1.Введение
2 Семантические традиции цвета в культуре
-красный
-белый
-черный
-зеленый
-синий
3.Заключение.
4.Список использованной литературы
В культуре народов древнего Востока синему часто придают негативное значение. В мифах древнего Китая немало опасных и злобных чудовищ с синим лицом или телом.
В японском театре Кабуки синий грим носили злодеи и дьяволицы.
Согласно индийской мифологии, если тело Кришны приобретает синюю окраску, значит, цикл земной истории подошел к концу, нужно ожидать гибели этого мира.
В современной Японии синий воспринимается как знак смерти, отчуждения человека от общества и от самого себя.
На Среднем и Ближнем Востоке этот цвет вызывает совсем другие ассоциации. Это цвет неба, водных глубин, темных лесов на горизонте, горных вершин, отражающих синеву неба. Поэтому синий – цвет горных сфер, обители богов и ангелов, солнца, луны, планет. Потолки египетских храмов расписывались золотыми звездами по синему фону, летящими птицами, знаками луны и солнца.
В средние века на Ближнем востоке и в Средней Азии сохраняется традиция обильного введения синего и голубого (вместе с белым и желтым) в архитектурную полихромию. Синий и голубой с золотом и с белым – излюбленные цвета, украшающие каллиграфию священных арабских книг. В ранних памятниках византийской архитектуры небо в куполах изображается не золотом, а синим цветом.
В средневековой Европе высоко ценились синие камни (более редкие, чем красные и зеленые).В эпоху позднего средневековья в Европе, так же, как и в эпоху Возрождения, синий цвет любили в живописи и прикладном искусстве, но символика его в светском обиходе была целиком негативной. Синий – цвет неверности, обмана. «Синим плащом» именуют в Нидерландах неверную жену, во Франции выражение «синяя юбка» обозначает жертву супружеской измены.
В мусульманской Индии синий или голубой цвета были знаками печали и траура.
В.В.Кандинский отмечает главное свойство синего – его глубину, которая вызывает весьма серьезные мысли и чувства: «Углубленное синее дает элемент покоя. Опущенное до пределов черного, оно получает призвук человеческой печали. Оно делается подобным бесконечному углублению в серьезную сущность, где нет конца и быть конца не может» (Кандинский В.В. О духовном в искусстве (живопись). Л., 1990. С. 61).
Человек «голубой крови» имеет благородное, аристократическое происхождение. По мнению ученых, синий цвет оказывает тормозящее действие на нервную систему. Темно-синий цвет вызывает чувство безысходности, беспокойства и печали. Становясь светлее, он приобретает характер безразличности, покоя.Символика голубого в наши дни не избежала сдвига в негативную сторону. В начале века понятию «голубой» нередко стали придавать смысл чего-то сентиментально-мещанского, слащаво-елейного. «Голубое» стало пониматься как пародия на благостность, святость, непорочность, в каковые свойства человека уже не верили. В обиходном языке «голубое» стало синонимом внешне благополучного и беспроблемного. К этому цвету стали относиться иронически, почти отождествляя его с розовым («голубая мечта», «розовые очки»). Во второй половине века голубой стал символом сексуальных меньшинств.
3.Заключение.
Понятие цвета существует в каждой культуре, с ним связана важная социокультурная информация, накопленная этносом.
Цвет-это одна из категорий познания мира, которая находится наравне с другими категориями, как пространство, время, движение, а также является одним из ключевых культурных концептов.
У каждого народа с древнейших времен цвет являлся одним из средств осмысления мира. Он служил обозначением наиболее важного в природе и наиболее ценного в человеке. Будучи одной из древнейших категорий познания, цвета приобрели символическое значение.
Список литературы
Яньшин П.В. Введение в психосемантику цвета. 2001).
Гете И.В. К учению о цвете (Хроматика) Избранные сочинения по естествознанию. М. 1957.
Тернер В.У. Проблема цветовой классификации в примитивных культурах (на материале ритуала ндембу)
Семиотика и искусствометрия. М., 1972.
Фрагменты ранних греческих философов: В 2-х ч. / Под ред. А.В.Лебедева М., 1989.
Берлин Б., Кей П. Основные цвета:
Их универсальность и