Введение в психосемантику цвета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 00:40, отчет по практике

Описание работы

С древнейших времен была замечена способность цвета воздействовать на эмоции и физиологические функции человека. Об этом говорят археологические и этнографические данные о ритуальной и военной раскраске древних и примитивных народов; об этом свидетельствуют также мифология и фольклор всего мира.
Цвета воздействуют на всех людей по-разному в зависимости от социальной и национальной принадлежности или от условий, в которых воспринимается цвет. Эмоциональное действие цвета имеет две главные причины:
Непосредственно физиологическую – возбуждающее или успокаивающее действие;
Ассоциативную.

Содержание работы

1.Введение
2 Семантические традиции цвета в культуре
-красный
-белый
-черный
-зеленый
-синий
3.Заключение.
4.Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

культурол.doc

— 102.00 Кб (Скачать файл)

В древности бесцветные или просто светлые вещества называли белыми. Белой считалась и вода, так как белый цвет связывался и с теми благами, которые дает вода. Отсюда значение белого как символа чистоты, безгреховности, безмятежности. Белый – это цвет божества и добрых духов, противостоящий черному как цвету демонических и злых сил.

В Китае и Индии этому цвету  был придан мистический и трансцентный смысл, который происходит не из чувственных  восприятий или ассоциаций, но возникает  как визуализация философских понятий.

Так, уникальное космическое и миростроительное начало дао в древнем Китае не имеет формы, веса, вкуса, цвета, но может быть сравнимо с такими реалиями, как вода, туман, облака. Даосская живопись из всех красок предпочитает китайскую тушь, из всех цветов – хризантему, а из всех птиц – аистов и белых журавлей. Помимо этой философской символики в Китае придавали белому и более простые значения – это был знак Запада, осени, металла.

В древней Индии белым цветом было отмечено южное направление  и ритуальные гимны. Кроме того, белым  цветом в индийской философии  кодируются ключевые понятия «шунья» и «саттва». Шунья означает пустоту, но не пространство, лишенное материи, а психологическое состояние, т.е. душевную пустоту – отсутствие страстей, эмоций, восприятий, даже восприятия собственного «я». Достигший такого состояния превращается в святого, бодхисаттву. «Саттва» - понятие, близкое «шунье». Оно означает чистоту и безмятежность.

В античном мире белый – цвет благородства, знатности, величия. Этот цвет наряду с  красным и пурпурным был привилегированным. Античные философы подняли значение и достоинство белого цвета на максимально возможную высоту: он стал первым из божественных цветов, т.к. представлял свет – это божество Платона, Парменида, Прокла, Плотина, Филона Александрийского, предвосхитившее Единого Бога, сказавшего о себе: «Я свет миру…»

В Древнем Риме представители верхушки общества носили тоги и туники белого цвета, женщины «из общества» - белые  платья

Белый – это цвет богов, святых, праведников. В эпоху цивилизации  белый всюду символизирует главное, верховное божество, а оно издавна  отождествлялось с солнцем.

Египетские жрецы носили белую одежду и в такой же цвет одевали богов и покойников (что  в их понятии было одно и то же).

В раскраске этажей вавилонских  зиккуратов, стен храмов и дворцов  белый занимал самое почетное место. Зиккураты (например, Этеменанка – т.н. Вавилонская башня) были увенчаны белыми кубами божественных «спален», где бог солнца проводил ночи в обществе храмовых жриц.

Христианская религия  целиком восприняла символику белого из Ветхого завета. Белый означал  светоносность, родство с божественным светом. Белый цвет заимствует свои символические значения от света, а  свет в христианстве – это и Бог, и слово, и разум, и всяческое благо.

Кроме того, белый означает радость, веселье духа, невинность, чистоту.

В культуре ислама белому цвету также отведено почетное место. Ведь сам Аллах – «свет небес  и земли», и хотя ангелы его одеты  в зеленое, верные ему люди и сам пророк Магомет носят белые тюрбаны. Если в странах с умеренным климатом сакрализуют триаду красный – белый – черный, то в Аравийской пустыне предпочитают триаду зеленый – белый – черный. Эти цвета являются священными символами, и вместе с тем они наиболее любимы в странах ислама.

Конечно же, в культуре не были незамечены и негативные значения белого. Седина – это приближение  смерти, белый – цвет савана покойника, проказы и лишаев.

В природе белый –  не всегда добрый цвет. Он присущ некоторым стихиям, чуждым или враждебным человеку: снег, лед, иней, белая пена морских волн, недоступные горные вершины, облака…

В момент горя, в предсмертный час человек бледнеет. От тяжелых  переживаний волосы белеют. Все это  является источником ассоциаций негативного характера: белый связывается в сознании с холодом, безмолвием, смертью, отчуждением, страданием. И в тех культурах, где забыт или неизвестен божественный смысл белого, на первый план выступают эти его негативные или полунегативные значения. Так, в японской классической поэзии белый символизирует холод, разлуку, страдания неразделенной любви.

В культуре Европы нового времени семантика белого сдвигается в сторону негативных значений. Белым  цветом отмечены смерть, обморок, холод, молчание, истощение сил, одиночество, даже ненависть и жестокость.

Для пионеров архитектуры XX века и посткубистической живописи (супрематизм, неопластицизм) белый  цвет стен или фонов картин отождествлялся с бесконечно-мерным свободным пространством. Белые стены воспринимались всеми людьми как бездонное пространство, в чем европейцы XX века были солидарны с японцами, китайцами, индусами начала эры. Белый цвет является простором, воздухом, светом, которых возжаждал XX век. Воображение рисует на белом любые картины, давая простор творчеству зрителя.

И в поэзии начала века белый – излюбленный цвет. В  нем заключается некая мистическая  неопределенность, полная возможностей, которым не суждено осуществиться. Обычно белый связан с негативными  эмоциями и с мыслями, обращенными  в потусторонний мир. Так, у А.Блока белый цвет означает смерть, тоску, холод, отчужденность. Нюансы белого обозначаются такими словами, как снежный, бледно-белый, светлый, ясный, жемчужный:

В наше время белый  цвет принят как символ божества во всех религиях мира. Помимо традиционных, его присвоили новые религиозно-философские течения – теософия, агни-йога, «живая этика», тайная доктрина, экуменизм.

Живопись XX века мифологизирует белый цвет, пожалуй, как никакой  другой. Супрематисты видят в белом  пространстве символ неэвклидова n-мерного пространства, которое в свою очередь, погружает зрителя в некий медитативный транс, очищающий душу подобно дзэн-буддистской практике.

Черный цвет.

Семантика черного цвета  у большинства народов в основном негативна. Это можно объяснить причинами физиологическими. Черное небо, темнота, глубокие ямы, пещеры, ущелья, истлевшая плоть, сгоревшее дерево, болотная грязь – все это вызывает у человека инстинктивный страх и отвращение; черное поглощает энергию человека и делает бессильным его зрение, что само по себе грозит опасностями.

В ритуалах и мифах  древних народов черный цвет, как  символ зла, противостоит белому, как  цвету добра. Кроме того, черный символизирует  гордыню, тайную зависть, злобу, подлость, прелюбодеяние.

Восточная мифология  связывает черный цвет с женским началом, поскольку это цвет Праматери-Земли, убивающей и порождающей; кроме того, женщинам приписывалась пророческая и колдовская сила в большей мере, чем мужчинам. Образуется цепочка символов черный – женщина – любовь – смерть – тайна – магия.

У древних индусов  черный цвет соответствовал понятию  «тамас» - состоянию сдавленности, угнетенности.

В средневековой Японии черный – знак печали.

В средневековой Европе черный считали цветом смерти, скорби. Черные рясы духовенства символизировали умерщвление плоти в земной жизни ради вознесения души и ее блаженства в жизни будущей.

В иконописи только глубины  пещеры – символ могилы, ада –  закрашиваются черной краской. Это  значение цвета было настолько устойчивым, что наиболее тонкие живописцы, желая избежать его там, где требовался черный цвет без всякой символики, или заменяли его темно-синим и темно-коричневым, или же корректировали его сине-голубыми бликами.

Черный цвет имеет  также и позитивные значения.

У африканского племени  ндембу черный символизирует дождевые тучи; черные животные и птицы приносятся в жертву во время ритуала вызывания дождя. Кроме того, у этого племени черный связан также с половым влечением, со счастливым браком. Черные женщины очень ценились, но не как жены, а как любовницы.

Особенно ценится черный цвет на мусульманском Востоке. Стоит  вспомнить слова из арабской сказки «Тысяча и одна ночь», в которых  достоинства черноты превозносятся  хотя бы уже зато, что из нее получают чернила, которыми пишут слова Аллаха.

В древнейших индийских упанишадах черное воспринимается как «инобытие» белого, т.е. такой яркий цвет, который не может быть воспринят человеком, ослепляет его, т.е. тождественен тьме, черному.

Затем эта же мысль  встречается и у Платона: этот невидимый глазом свет, тождественный мраку, - не что иное, как бог, непознаваемый в своей сущности.

Библейские тексты не оставляют никаких сомнений в  аксиологии черного (как, впрочем, и  других цветов): то, что сотворено  Богом, не может подвергаться человеческому  суду. Он создает и свет, и мрак в свое время и в своем месте, и творение Его всегда исполнено мудрости и гармонии.

В русском языке черный цвет носит чаще всего негативный характер. Но в народном изобразительном  прикладном искусстве черное вовсе  не отрицается как мрачный цвет. Он используется для фона в лаковых миниатюрах Палеха, Мстеры, в жостовский подносах, в городецких росписях, в керамике и т.д. Триада красный – белый – черный широко распространена в оформительском искусстве и рекламе. В зависимости от ситуации этот цвет может быть и мрачным, и траурным, и жизнеутверждающим. В некоторых европейских странах черный цвет считается нарядным, выходным.

 

Зеленый цвет.

Место зеленого совершенно исключительно. Зеленый цвет занимает особое место в спектре солнечного света: он находится как раз посередине между возбуждающими и успокаивающими цветами, между активными и пассивными. Слева от зеленого располагаются красный, оранжевый и желтый, справа – голубой, синий, фиолетовый. Зеленый находится между двумя этими группами и поэтому является нейтральным в смысле действия не нервную систему человека.

Зеленый – один из основных цветов, он физиологически оптимален, т.к. это цвет природной среды, в  условиях которой формировалось  цветовое зрение человека.

Впервые зеленый цвет вошел в культуру вместе с появлением зеленой краски. Это стало возможным лишь в эпоху цивилизации, в бронзовом веке, когда зеленую краску научились приготовлять из окислов меди. Зеленые драгоценные камни также вошли в употребление там, где они должны были служить знаком богатства, власти и привилегированного социального положения, т.е. в древних государствах Востока.

Упоминания о зеленом  цвете впервые появляются в мифах  древнего Китая. Здесь зеленый цвет нейтрален: им кодируется восточное  направление горизонта, а также весна, дерево, планета Юпитер и «Зеленый дракон».

В Древнем Египте зеленый  – целиком положительный цвет, что естественно в стране с  жарким климатом, окруженной пустынями. Это цвет Осириса, бога-злака, умирающего и воскрешающего каждый год.

В Древнем Риме зеленый цвет одежды был исключительно женским. В мужской одежде он был семантически отрицательным: это было признаком изнеженности, женственности, намеком на противоестественную порочность. Существовало выражение «galbini mores» - «зеленоватые» (т.е. изнеженные, извращенные) нравы.

В традиционной культуре Японии зеленый цвет – в числе  самых любимых. Символика его  целиком положительна. Существовали и такие изысканные оттенки зеленого, как «виноградный» или «зеленый лист вперемешку с опавшим листом». Очень любят в Японии сочетание белого и зеленого.

В христианской культуре средних веков главное символическое  значение зеленого – это земля, точнее, поверхность земли, покрытая растениями. Зеленый цвет в изображениях Иисуса Христа и святых символизирует их земной путь.

В культуре ислама зеленый  цвет еще более почитаем и любим, чем в христианстве. С этим цветом ассоциируются все блага, которые  исходят от растений: пища, тень, прохлада, красота. Мусульманский рай изображается в священных книгах и фольклоре  как царство зеленого цвета. Там зелены не только деревья, но и подушки, на которых возлежат праведники и гурии.

Для араба зеленый  – это цвет оазиса в пустыне. Он дает тень и прохладу, столь желанную для жителя жаркой страны.

В средние века существовал  обычай дарить девушкам к майским праздникам зеленые платья. «Цвет жухлой травы» означал долголетие, «цвет темной зелени» считался символом укрытия и был маскировочным цветом лесных разбойников «цвет ивовых прутьев» означал в XVI – XVII веках отчаяние, грусть, одиночество.

В средневековой индийской  литературе зеленым кодируется отвращение.

После средневековья  новая вспышка любви к зеленому возникает в XVIII веке. Об этом свидетельствует  живопись, философия, поэтика. Входят в  моду деревенские пейзажи с изображением пастушек, резвящихся на лоне природы. Руссо предлагает проводить занятия на поляне. Обитатели дворцов и пышных чертогов вдруг ощутили потребность в свежем воздухе, свободе, в зелени садов, лесов.

В XIX и начале XX века стало  принято вводить зеленый цвет в интерьеры, предназначенные для спокойной и сосредоточенной умственной работы. Письменные столы, как правило, застилали зеленым сукном, абажуры настольных ламп делали из зеленого стекла.

Зеленый – антипод  красного, зеленый порождается глазом, если на него воздействовать красным цветом. Зеленый так же амбивалентен, как и красный. В древности зеленый был связан с демоническим началом, нечистой силой, безумием, распадом.

В русском фольклоре  зеленый также не всегда положителен: зеленый царь – злой и коварный; тоска зеленая; настой трав – зелье – обычно яд.

В XX веке семантика зеленого явно сдвигается в негативную сторону: например, психически больные люди очень любят насыщенный зеленый  цвет, особенно в сочетании с желтым и фиолетовым.

 

Синий цвет.

Синий, по выражению Гете, принадлежит к цветам «пассивного» ряда. Он – антипод желтого, и, как таковой, самый темный в спектре, самый печальный, серьезный, тоскливый; он действует успокаивающе, а в больших количествах – даже угнетающе.

Информация о работе Введение в психосемантику цвета