Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 22:05, реферат
Цель данной работы – изучение взаимодействия коммерческой и творческой деятельности учреждений культуры.
Задачами данной работы являются:
Описать особенности коммерческой деятельности учреждений СКС;
Выявить влияние коммерческой деятельности на творческую деятельность учреждений культуры;
Провести анализ взаимодействия коммерческой и творческой деятельности на примере определенного учреждения культуры.
Введение……………………………………………………………………………………………………….…..3
1. Коммерческая деятельность учреждений социально-культурной сферы
1.1 Понятие и сущность коммерческой деятельности…………………………….…….…5
1.2 Причины коммерческой деятельности учреждений культуры…………….…...7
1.3 Особенности коммерческой деятельности учреждений СКС…………………....9
2. Сущность взаимодействия коммерческой и творческой деятельности учреждений СКС
2.1 Теоретические аспекты взаимодействия коммерческой и творческой деятельности в учреждениях СКС……………………………………………………………………16
3. Взаимодействие коммерческой и творческой деятельности на примере Армизонского районного Дома культуры……………………………………………………….22
Заключение……………………………………………………………………………………………………….26
Список литературы…………………………………………………………………………………………..27
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Коммерческая деятельность
1.1 Понятие и сущность коммерческой деятельности…………………………….…….…5
1.2 Причины коммерческой
1.3 Особенности коммерческой деятельности учреждений СКС…………………....9
2. Сущность взаимодействия
2.1 Теоретические аспекты
3. Взаимодействие коммерческой и творческой
деятельности на примере Армизонского
районного Дома культуры……………………………………………………….
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Социально-экономические
Переход общероссийского и региональных народнохозяйственных комплексов на принципы рыночной экономики остро поставил вопрос выживаемости отраслей социальной сферы. Учреждения социально- культурной сферы в условиях недостаточного бюджетного финансирования находят выход в осуществлении коммерческой деятельности. Данная работа рассматривает то, как учреждения социально-культурной сферы осуществляют коммерческую деятельность и как взаимодействуют коммерческая и творческая деятельность этих учреждений.
Попытаюсь определить, не страдает ли конечный творческий продукт учреждений культуры при осуществлении им коммерческой деятельности?
Цель данной работы – изучение взаимодействия коммерческой и творческой деятельности учреждений культуры.
Задачами данной работы являются:
Описать особенности коммерческой деятельности учреждений СКС;
Выявить влияние коммерческой деятельности на творческую деятельность учреждений культуры;
Провести анализ взаимодействия коммерческой и творческой деятельности на примере определенного учреждения культуры.
Объектом данного исследования является деятельность учреждений социально-культурной сферы.
Предметом исследования – взаимодействие коммерческой и творческой деятельности учреждений социально- культурной сферы.
Методы данной работы – ознакомление с учебным и научным материалом, его анализ.
1. Коммерческая деятельность
1.1 Понятие и сущность
Коммерция – вид торгового
Коммерция – слово латинского происхождения (от лат. commercium – торговля). Однако надо иметь в виду, что термин «торговля» имеет двоякое значение: в одном случае он означает самостоятельную отрасль народного хозяйства (торговлю), в другом – торговые процессы, направленные на осуществление актов купли-продажи товаров. Коммерческая деятельность связана со вторым понятием торговли – торговыми процессами по осуществлению актов купли-продажи с целью получения прибыли.
Чтобы обеспечить продажи и приобретение товаров, торговые организации ведут исследования рынков, рекламу, вступают в договорные отношения с посредниками, банками, контролирующими организациями, защищают свои интересы в судах и арбитражах и т.д. Весь этот комплекс операций торговых организаций – производителей товаров и услуг или независимых торговых организаций называется коммерческой деятельностью.
Коммерцию следует рассматривать как одну из форм (видов) предпринимательской деятельности. В то же время и в некоторых видах предпринимательской деятельности могут осуществляться операции по купле—продаже товаров, сырья, заготовленной продукции и т.п., т.е. элементы коммерческой деятельности могут осуществляться во всех видах предпринимательства, но не являются для них определяющими, главными.
С развитием рыночных отношений
расширяется сфера коммерческой
активности, охватывая обмен продуктами,
не только материального производства,
но и интеллектуальной деятельности.
Практически невозможно найти область
предпринимательской
Следовательно, рыночные отношения не последние в деятельности современных учреждений культуры и социальной сферы.
1.2 Причины коммерческой
Решающую роль в распределении финансовых ресурсов в отрасли культуры по-прежнему играют государственные органы и органы местного самоуправления. Бюджетное финансирование является главным денежным ресурсом учреждений культуры. Оно покрывает основные статьи затрат: содержание зданий, коммунальные платежи, базовая заработная плата, приобретение необходимых средств. Но этого финансирования катастрофически не хватает для того, чтобы выполнять в полном объеме функции учреждений культуры.
Бюджетный дефицит, отсутствие альтернативных (внебюджетных) источников финансовой поддержки некоммерческих учреждений, а также отсутствие четких приоритетов в развитии культуры и искусства обусловливает то, что учреждения социально-культурной сферы занимаются коммерческой деятельностью.
Согласно Федеральному закону от 12.01.1996
N 7-ФЗ « О некоммерческих организациях»
некоммерческая организация может
осуществлять предпринимательскую
деятельность лишь постольку, поскольку
это служит достижению целей, ради которых
она создана. Такой деятельностью
признаются приносящее прибыль производство
товаров и услуг, отвечающих целям
создания некоммерческой организации,
а также приобретение и реализация
ценных бумаг, имущественных и
Законодательством Российской Федерации
могут устанавливаться
Экономические реформы в социально-культурной
сфере развивались в основном
в двух направлениях. Ряд государственных
предприятий переводился на рельсы
регулируемого рынка с
Вследствие ряда реформ учреждения
СКС для осуществления в полном
объеме своих функций вынуждено
было заняться коммерческой деятельностью.
Изменились социально-экономические
условия жизни, которые требовали
новые источники
Следовательно, коммерческая деятельность – следствие недостаточного бюджетного финансирования и вмешательства рыночной экономики в СКС.
1.3 Особенности коммерческой
Сегодня практически все учреждения социально-культурной сферы оказывают определенные платные услуги. Традиционно выделяют следующие группы образовательных, информационных и культурных услуг, которые могут быть предоставлены потребителю за Плату:
платные занятия в студиях, классах, кружках, секциях, коллективах художественной самодеятельности, технического творчества, физической культуры, лекции и консультации, тематические праздники, представления, вечера отдыха и танцев, дискотеки концерты и спектакли, экскурсии, восстановительные и оздоровительные процедуры, выставки-продажи;
услуги обслуживающего плана: настройка и прокат инструментов, инвентаря, реквизита, снаряжения, оборудования и аппаратуры, кино-, фото- и видео-обслуживание, пользование аттракционами, игровыми автоматами, тирами, тренажерами, мастерскими;
услуги по информационному обслуживанию: фото- и ксерокопирование, микрофильмирование материалов и документов из библиотечных, музейных и других фондов, услуги Интернета.
Как представляется, в настоящее время величина доходов от платных форм культурной деятельности зависит от следующих факторов:
социально- культурной значимости услуг;
степени их востребованности конкретными потребителями;
ценовой политики, предусматривающей приоритет коммерческих или некоммерческих видов деятельности;
уровня профессионализма менеджеров;
общей экономической ситуации в стране и, как следствие, от уровня платежеспособности населения. Высокий спрос на определенные услуги учреждений культуры позволяет им устанавливать высокие цены и не только компенсировать понесенные при этом затраты, но и получать значимую прибыль. Например, в настоящее время устойчивым спросом пользуются услуги развлекательного характера (шоу-программы, ночные дискотеки, корпоратив, индивидуальные поздравления и пр.).
Любые платные формы социально-
Для некоммерческих организаций определяющим при формировании цены является социальная политика обеспечения доступности широких слоев населения к культурным благам. В то же время, как показало исследование деятельности учреждений культуры и искусства, инфляционные процессы и рост текущих издержек побуждают некоммерческие организации культуры повышать цены на услуги, несмотря на снижающийся спрос.
Большая часть средств, получаемых от платных услуг, идет на покрытие расходов, связанных с их оказанием. Любые платные услуги вводят определенные ограничения на доступ к ним населения. Именно поэтому платные услуги, с точки зрения перспективы финансирования учреждений культуры, не будут играть в этом процессе главной роли.
Расширение сферы платных
Отсюда можно сделать вывод, что несмотря на то что многие организации культуры в той или иной степени имеют возможность заработать средства, реализуя свой творческо-производственный продукт (услугу), нельзя отрицать необходимость удовлетворения потребностей большинства людей в культурных благах по ценам, доступным для всех социальных слоев населения.
К сожалению, бюджетные средства, реально
выделяемые учреждениям культуры, не
обеспечивают даже их выживания. Из-за
чего они вынуждены искать другие
источники доходов. К другим доходам
и поступлениям некоммерческих организаций,
как правило, относят результаты
предпринимательской
реализация и сдача в аренду основных фондов и имущества для целей, не связанных с культурной деятельностью;
торговля покупными товарами и оборудованием;
оказание посреднических услуг;
долевое участие в создании коммерческих предприятий;
приобретение акций, облигаций, ценных бумаг и получение доходов по ним;
осуществление приносящих доход и
не предусмотренных Уставом
Таким образом, можно выделить следующие тенденции формирования финансовых ресурсов некоммерческих организаций:
увеличение поступлений в
изменение соотношения долей расходов на культуру и искусство, выделяемых федеральным бюджетом и бюджетами регионов в сторону последних;
увеличение собственных
поскольку в официальной статистике
отсутствуют данные о доле спонсорской
и меценатской помощи, банковских
кредитах и предпринимательской
деятельности в структуре доходов
государственных организаций
В условиях экономической нестабильности, снижения уровня доходов основной массы населения, снижения посещаемости большинства учреждений культуры и искусства бюджетные ассигнования по-прежнему являются одним из значимых источников формирования их финансовых ресурсов.
Следует наращивать дополнительную активную коммерческую деятельность. Например, мало что мешает создать банк культуры — обыкновенный, в принципе, банк, с той лишь разницей, что он будет иметь льготную тарифную ставку, разница которой, например, со средневзвешенной ставкой может идти на нужды поддержки и развития сферы культуры, в том числе и через Фонд развития культуры и искусства. Чрезвычайно перспективным представляется и развитие страховой деятельности в сфере культуры — в отличие от зарубежной практики, в России практически отсутствует страхование деятельности в сфере культуры. Представляется очевидным, что активность в инициировании и стимулировании страховой деятельности — дело органов государственного управления сферой, так как часть доходов от страхования также может направляться на нужды культуры.
Информация о работе Взаимодействие коммерческой и творческой деятельности в учреждениях культуры