Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2014 в 19:58, реферат
Обращаясь к Востоку, европейские мыслители надеялись распознать истоки своей европейской культуры. Идея поиска прародины европейцев свидетельствовала о желании просветителей постичь мистический опыт Востока, осознать его ценность для европейского развития.
Одна из причин собственного интереса к восточным культурам и их распространению на европейской почве связана с убеждением, что Запад и Восток когда-то были нераздельны.
Введение…………………………………………………………………………..3
1.Принципы разделения культур на восточные и западные…………………...4
2.Культура Востока……………………………………………………………….6
3.Культура Запада…………………………………………………………………8
4.Взаимодействие культур Востока и Запада…………………………………10
Вывод……………………………………………………………………………14
Список использованной литературы………………………………………….15
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.Принципы разделения
культур на восточные и
2.Культура Востока………………………………
3.Культура Запада…………………………………
4.Взаимодействие культур
Востока и Запада…………………………………
Вывод…………………………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………….15
Введение
Тема «Восток и Запад» всегда занимала солидное место в сознании философов, мыслителей. Образ Востока был экзотичным, размытым. В XX веке, когда началась критика европейской культуры, многие мыслители стали писать о том, что важно осмысливать мировую историю не только на материале Европы.
Обращаясь к Востоку, европейские мыслители надеялись распознать истоки своей европейской культуры. Идея поиска прародины европейцев свидетельствовала о желании просветителей постичь мистический опыт Востока, осознать его ценность для европейского развития.
Одна из причин собственного интереса к восточным культурам и их распространению на европейской почве связана с убеждением, что Запад и Восток когда-то были нераздельны.
Для Востока характерно пассивное подчинение человека природному началу, а для Запада более предпочтительна преобразующая сила человека.
В настоящее время сложился другой взгляд, согласно которому взаимодействие между культурами не только возможно, но и необходимо и полезно для культурного прогресса человечества. Это взаимодействие не исключит принципиальных различий данных культур, но взаимно обогатит их.
Цель работы - изучить закономерности развития древней западной и восточной философской науки.
Задачи работы:
1.выявить принципы разделения культур на восточные и западные;
2.определить закономерности развития древней западной и восточной философской науки.
1.Принципы разделения
культур на восточные и
Разделение культур на западные и восточные подразумевает не только их географическое расположение, но и различную ментальность населяющих эти территории народов, то есть различие в характеристике способов и методов познания мира, научных, религиозных, художественных, эстетических и духовных ценностей, основных мировоззрений, общественно – экономических и политических структур.
Под понятием Запада в современной культурологии подразумевается культура Америки и Европы, под Востоком культуры стран Центральной, Юго-Восточной Азии, северной Африки, стран Ближнего Востока.
Культуры Запада и Востока во многом различны и даже противоположны.
Западная культура представляет собой культуру, ориентированную на динамический образ жизни, ценности технологического развития, совершенствование общества и культуры, бурное развитие всех сфер человеческой деятельности. Приоритет инициативы, идея значимости личности, творческое ее развитие лежат в основе западного общества. Социальная динамика западной культуры волнообразна и неравномерна. Продвижение от старого к новому протекает как ломка устаревших систем ценностей, политических и общественно – экономических структур. Запад, являясь носителем творческого начала, постоянного поиска, бунта и перемен и, в то же время, проявляя стремление к постоянному, всестороннему познанию окружающего мира и Вселенной чаще занимает сторону земного материалистического бытия, тем самым, разрушая гармонию, постоянство и органичность собственной духовной и материальной жизни, ее устоев, канонов и устоявшихся норм.
Наука запада направлена на создание сложных сетей методологических исследований и экспертиз, окутывая которыми объект своего изучения она понимает его и его природу. Д. Судзуки пишет: «Какими бы мелкими не были ячейки сети, пока есть сеть, имеется и то, что сквозь нее ускользает, а именно то, что не может быть каким-либо образом измерено. Числа уходят в бесконечность, и однажды науки признаются в собственной неспособности заманить реальность в свою сеть». Получается что сама жизнь – та самая тайна, для познания которой и существуют и развиваются науки и технологии, обязательно выходит из-под датчиков различных научных приборов, линз микроскопов, призванных ее изучать.
Восток, во многом в противоположность Западу являет собой воплощение спокойствия, не сопротивления. Боясь разрушить хрупкую гармонию мира, человек культуры востока предпочитает не вмешиваться в развитие мира, а стоять на стороне пассивного созерцателя течения жизни и бытия. Восток – это воплощение принимающего, женского принципа-начала он никогда не отступает от существующих в духовном мире заповедей.
На Востоке новое не стремится разрушить и опровергнуть устоявшееся старое, нажитое веками, а органично вписывается, дополняя его. В отличие от западной культуры, направленной во вне, восточная - стремится погрузиться во внутренний мир человека. Большинство восточных мыслителей и философов были убеждены, в том, что усовершенствовать мир можно лишь обретя цельность и гармонию в самом себе.
Если западная культура выбрала путь создания техники и технологий как средства общения с окружающим миром и природой, то для восточной культуры характерно стремление к гармонии с природой, развитие естественным образом.
Восток – это сжатость, глубина, тишина. Восток провозглашает принцип познания или, вернее сказать, постижения мира через отождествление, слияние с ним. Раствориться в окружающем, в Бытии, в мгновение оказаться Всем и одновременно мельчайшей частицей всего.
То, что для человека западной культуры кажется важной частью религии – а именно структура, которая отличает ее от всех других религий и устанавливает: является ли человек католиком или протестантом. Если не считает себя тем или другим, и не соглашается с какими-то параграфами веры, – является для восточной культуры самым несущественным аспектом, так как восточный человек инстинктивно стремится отбросить все внешние различия, чтобы вновь обнаружить всех там, где все сходится в одной центральной точке.
Деления Востока и Запада(табл.1).
Таблица 1
Деления Востока и Запада
Критерий деления |
Запад |
Восток |
Отношение ко времени |
линейное |
циклическое (прошлое, настоящее, будущее повторяется) |
Представление о личности |
индивидуализм |
подавление личности |
Политическая организация |
гражданский, демократический |
патриархальный, авторитарный, деспотический |
Духовные ценности |
экстраверты |
интервенты |
Отношение к окружающей среде |
покорение природы |
адаптация к природе |
Развитие |
динамизм |
стабильность |
2.Культура Востока
Особенности социально-мировоззренческих основ культуры Древнего Востока во многом определены способом коллективного выживания, единственно возможного для человека той эпохи и в тех географических условиях.
Природные условия различных территорий Древнего Востока имеют свои особенности, но есть и общие черты: это зона в основном субтропического климата с очень жарким сухим летом и мягкой зимой.
Поселившимся здесь людям нужно было приложить много усилий, чтобы создать продуктивное земледелие. Необходимость коллективного труда для освоения бассейнов великих рек и организации поливного земледелия пробуждала энергию и инициативу живших здесь людей, способствовала развитию производительных сил, использованию имеющегося сырья, применению новых орудий труда, накоплению производственного опыта. В реках водилась рыба, которая служила хорошим подспорьем в питании населения.
Выжить на Востоке можно было только практикуя орошаемое земледелие и постоянно создавая общественные запасы зерна (на случай неурожая, стихийных бедствий ). Все это требовало огромной и планомерной затраты ресурсов, жесткого административного управления и объединения множества изолированных сельскохозяйственных общин в одно целое. Уже в III тысячелетии до нашей эры на территории Египта, Междуречья и Индии возникают первые восточные государства. Этот тип государства родился не из потребностей социальной свободы, а из потребности жесткого объединения.
Условием выживания было наличие мощного деспотического государства, получавшего свое смысловое оправдание в культуре и мироощущении древнего человека. Но, наиболее развитые восточные культуры рождали в себе не только оправдание, но и духовный протест против подавляющей человека государственной мощи и пытались дать человеку внутреннее убежище от внешнего деспотизма. В основе древневосточного государства лежит идеал абсолютного единства, отрицающий проявление индивидуальности и свободы человека. В этом и состоит духовная суть восточной деспотии. Такой тип государственности характерен для всех стран Древнего Востока – Египта, Индии, Шумера, Китая.
Путь человека к своей свободе на Древнем Востоке оказывается не поиском нового бытия, а отказом от всякого определенного бытия. На вершинах восточной мудрости свобода выглядит как тотальное отрицание внешнего мира, от которого пытаются укрыться, растворившись в вечном потоке жизни, или обрести внутри себя покой, где нет ни страха, ни надежды.
Человек никогда не может смириться с тем, что возвышается над ним
как чуждая ему сила. Дух всегда восстает против безразличной к нему необходимости, и если он не может ее побороть, то стремится хотя бы приручить, направляя в соответствующее себе русло. Всякая подавляющая человека необходимость есть вызов человеческому духу, который стремится найти достойный ответ и выразить его в формах культуры.
3.Культура Запада
Если мир Востока на протяжении многих веков сохранял устойчивость цивилизационных основ, то Запад пережил несколько волн цивилизационного развития.
Западное общество связывают черты, как: рыночная экономика, охраняемая законом частная собственность, гражданское общество, демократия, правовое государство, классовое расслоение, массовое производство, массовая культура.
Одной из идейных основ восточного мировоззрения стало представление о едином мировом порядке, который распространяется в равной мере на все сущее, включая человека. Изначальное великое единое не пугало древних китайцев или японцев.
Они стремились слиться с ним, уподобиться ему. Иное отношение к первозданному хаосу у древних греков. Хаос– это бесформенное состояние мира, зияющая пустота, в которой все зарождается и все исчезает. Древние римляне вообще воспринимали хаос как Аид – всепоглощающую бездну. Это порождало страх смерти, которая была равносильна погружению в зловещую пучину.
В сознании людей неизбежно возникало стремление преодолеть хаос, противопоставив ему упорядоченный мир – космос. И этот организованный мир не может возникнуть без усилий со стороны человека, общества. На основе этой идеи постепенно складывались некоторые определяющие черты ментальности Запада. Заключалось это нацеленность на изменение, переустройство. Спустя века, в условиях индустриального общества, эта установка стала играть решающую роль в развитии общества и обеспечила научно-техническое, экономическое и военное могущество Запада.
Было положено начало разрыву человека с природой. Человек выпадал из первозданности, порывал с ней. В дальнейшем на этой почве возникло стремление покорять природу, в свою очередь уже для современного мира породившее сложную экологическую проблему.
Из представления о первоначальном несовершенстве мира вытекало то, что древние греки называли «архе» воля, властвование, и не только над природой. Борьба во всех ее проявлениях стала восприниматься как неотъемлемый элемент жизни. Борьба – это отец всему и царь.» Одним она определила быть богами, а другим людьми, одних сделала рабами, других свободными», – писал древнегреческий философ Гераклит.
В противовес восточной идее ненасилия стала утверждаться идея неизбежности силовой истории. Установка на преобразование постепенно вела к разрыву с традицией. В западном обществе он произошел в Новое время. Прошлое уже не обладает такой ценностью, как в традиционном обществе. Людей интересует настоящее и будущее.
Древнегреческая цивилизация дала толчок линейному пониманию времени, выделению причинно-следственных связей между явлениями как основных. «Бог... держит начало, конец и середину всего сущего», – писал древнегреческий философ Платон.
Мир движется от некоего исходного состояния к некоему завершающему. Из восприятия времени как линейного направленного процесса в дальнейшем родилась идея прогресса. Самым существенным образом на формирование ценностей Запада повлияло христианство, особенно моральные заповеди. Благодаря им внедрялись новые общие для всех верующих (универсальные) этнические нормы. Подлинную революцию во взглядах людей совершил протестантизм, который, как вы знаете из курса истории, в ходе Реформации отделился от католицизма. Труд, по словам М. Вебера, был приравнен к молитве. Под влиянием протестантизма стало формироваться отношение к труду как важнейшему способу служения Богу, как к призванию.