Взаимодействие культур Востока и Запада

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2014 в 19:58, реферат

Описание работы

Обращаясь к Востоку, европейские мыслители надеялись распознать истоки своей европейской культуры. Идея поиска прародины европейцев свидетельствовала о желании просветителей постичь мистический опыт Востока, осознать его ценность для европейского развития.
Одна из причин собственного интереса к восточным культурам и их распространению на европейской почве связана с убеждением, что Запад и Восток когда-то были нераздельны.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1.Принципы разделения культур на восточные и западные…………………...4
2.Культура Востока……………………………………………………………….6
3.Культура Запада…………………………………………………………………8
4.Взаимодействие культур Востока и Запада…………………………………10
Вывод……………………………………………………………………………14
Список использованной литературы………………………………………….15

Файлы: 1 файл

Восток и Запад.docx

— 44.03 Кб (Скачать файл)

Накопленное в результате труда богатство может считаться богоугодным лишь тогда, когда труд честен, а само богатство используется для расширения производства, а не для роскоши и расточительства. Развитию духа предпринимательства затем стала способствовать и система образования.

В период реформации во многих европейских странах вводится система обязательного образования. В основе многих американских кинофильмов лежит незамысловатая история о том, как простой американский парень благодаря целеустремленности, упорному труду, вере в свои силы поднимается на вершину материального благополучия и общественного признания. В этой великой американской мечте, которой вдохновлялось не одно молодое поколение, проявляются важные духовные ценности западной цивилизации, и прежде всего высокая ценность достижений и успеха. Преодолеть, суметь, добиться – на это нацелены миллионы людей. В этой мечте отразился и такой принцип западного общества, как индивидуализм, предполагающий признание прав личности, ее свободы, самостоятельности, независимости от государства.

 

4.Взаимодействие  культур Востока и Запада

 

Проблему Восток-Запад считали важнейшей в мировой истории, отправной точкой для тех, кто хочет понять мировую борьбу, рассматривая ее сквозь призму философии истории. Проблема Востока и Запада,как писал Бердяев, в сущности всегда была основной темой всемирной истории, ее осью. Мировую войну он понимал как один из актов всемирно-исторической драмы Востока и Запада. Именно мировая война привела Восток и Запад к невиданному доселе соприкосновению. То, чего не смог сделать мир, смог

сделать раздор.

При взаимодействии Востока и Запада можно разделить на два вида: первые носят социологический и психологический характер. Влекло европейца, человека Запада на протяжении всей мировой истории на Восток, носят скорее психологический, иногда и мистический оттенок.

Европа была замкнутыми миром на протяжении веков, но за ее пределами была мировая ширь, уходящая далеко на Восток.

Государственную и культурную жизнь Европы всегда беспокоили мировые пространства, неизведанность, таинственность Востока и его культуры. Даже империалистические стремления западных держав к экономическому господству во многом объясняется стремлением преодолеть замкнутость европейской цивилизации. Империализм – понятие не столько политическое и экономическое, сколько социокультурное.

Как и подавляющее большинство русских философов «золотого века» русской философии, Бердяев в своих сочинениях приходит к решению наиважнейшего вопроса о особой роли России в мировом историческом процессе.

Закат западной цивилизации и период формирования нового мирового общечеловеческого культурного центра. В этом причина, по которой Восток и Запад идут навстречу друг другу: замкнутость и самодовольство западной культуры Европы приводит ее к иссяканию, предельному насыщению. Она неизбежно стремится выйти на неизведанные просторы Востока, расшириться и насытиться его далями, таинственными и непонятными для нее. Империализм западных держав с его колониальной политикой в этом контексте – только внешний признак этого неотвратимого движения истории.

Проблема взаимодействия Востока и Запада существовала всегда, и не была рождена, как империализм или национализм, в конце XIX века, средневековая Европа в своей политике по отношению к Востоку резко отличалась от Европы начала XX столетия. Запад в средние века был смелее в своем стремлении на Восток. Европа не боялась Востока так, как сейчас.  Она откликалась на идею крестовых походов. В дальнейшем замкнутость западного мира усиливается и возникает уникальное по своей сути явление – Турецкая империя, которая самим фактом своего существования олицетворяет духовную незрелость западных народов, их страх перед движением навстречу Востоку, которое, тем не менее, неизбежно, так как предписано диалектикой исторического развития.

Мировая война, считали, не просто сделает возможным огромный скачок Запада навстречу Востоку. Ее результатом будет расширение европейской культуры не только на восток, но и на запад – в Америку. Усиление Америки после войны неизбежно. Западная цивилизация, борясь, даже против своей воли, против воли ее народов, со своей замкнутостью, провинциальностью, сделает это усиление крайнего Запада возможным и неизбежным. Будет преодолен страх не только перед Востоком, Россией, но и перед расширением границ Запада.

Главный недостаток западноевропейской культуры в ее провинциальности, замкнутости, а, касаясь философии, в материализме. Мировая катастрофа войны должна перевернуть мир и избавить Запад от провинциализма, и, в тоже время, обогатить его религиозным углублением Востока. Это должно привести к отходу западного общества от социологического ощущения к ощущению космическому. Реальное же выражение этот процесс найдет в политике, в политических последствиях. Наступит новый период в истории человечества, в котором Восток и Запад обогатят друг друга посредством своих национальных культур.

Старинная культурная европейская душа не может идолопоклонствовать перед европейской культурой и не может презирать культуру Востока. Противоположность Темного Востока – это глубина восточной культуры, ее основное достижение (столь важное для Запада, замкнутого и требующего обновления) – древние религиозные истоки. Объединение достижений Запада и Востока сделает их равноценными по-новому, приведет к созданию нового миропорядка, откроет миру новые

горизонты. восток запад культура мировоззренческая

Если Данилевский отвергает борьбу Востока и Запада, отвергает объективность существования их вечного противодействия в историческом процессе, то Н. Бердяев признает, что долгие десятилетия, в особенности XVIII-начала XX столетий, Запад вел колониальную политику по отношению к Востоку.

Результатом рассуждений Н. Бердяева о судьбах Востока и Запада становится его убеждение в том, что ситуация, когда Европа интересовалась Азией только с точки зрения ее колонизации, захвата ее территорий вскоре изменится, и у западной цивилизации появятся новые стремления и интересы, касающиеся Востока, его культуры и особенностей миросозерцания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод

 

Проблема Восток-Запад, также актуальная для современного мира, волновала русскую философскую мысль, как во второй половине XIX столетия, так и в начале XX века. Являясь многонациональным, многоконфессиональным государством, наша страна занимает территорию, являющуюся как частью Европы, так и частью Азии.

Запад и Восток – две ветви человеческой культуры, две цивилизации, два образа жизни. Кажется, нет меж ними ничего общего, они далеки друг от друга в прямом и переносном смыслах. Прав был Киплинг, им никогда не сойти с мест и не двинуться навстречу друг другу. Однако, есть в этом мире страна, в которой сошлись и Восток и Запад, сошлись, не только не уничтожив друг друга, но и наоборот, слившись в единое целое.

В этом кроется сложность, многогранность российской культуры и особенность ее места в мировом историческом процессе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1.Аристотель. Метафизика // Мир философии: книга для чтения в 2-х ч.  – М., 1991. – Ч. 1.  Раздел 1. – Стр. 12-14.

2.Виндельбанд В. Прелюдии // Мир философии: книга для чтения в 2-х ч.  – М., 1991. – Ч. 1.   – Стр. 67-77.

3.Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философия // Мир философии: книга для чтения в 2-х ч.  – М., 1991. – Ч. 1.  – Стр. 76-82.

4.Лавров П.Л. Три беседы о современном значении философии // Мир философии: книга для чтения в 2-х ч.  – М., 1991. – Ч. 1.   – Стр. 88-92.

5.Хайдеггер М. Основные понятия метафизики // Мир философии: книга для чтения в 2-х ч.  – М., 1991. – Ч. 1.  – Стр. 118-125.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Взаимодействие культур Востока и Запада