Язычество Древней Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2014 в 12:54, контрольная работа

Описание работы

Цель контрольной работы – обозначить особенности культуры Древней Руси. Для реализации поставленной цели необходимо решить задачи:
Обобщить научную литературу по данному вопросу
Дать характеристику язычества на Руси. Изучить архитектуру, фольклор, иконопись и литературу древнерусской культуры

Файлы: 1 файл

культурология.docx

— 58.43 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

История Древней Руси охватывает период с X поXVII в. Несмотря на то что за это время произошли большие изменения в образе жизни и мировоззрении народа, культура данного периода имеет общие типические черты. Она качественно отличается от языческой культуры дохристианской Руси. Древнерусская культура формировалась на основе древнеславянского языка как средства культурного общения и сочетания двух идеологий– христианства и древней языческой традиции.

Культура Руси складывается в те же века,что и становление русской государственности.Рождение народа шло одновременно по нескольким линиям – хозяйственной,политической,культурной.Русь складывалась и развивалась как средоточие огромного для того времени народа, состоящего поначалу из различных племен; как государство,жизнь которого развертывалась на огромной территории.

На развитие русской культуры влияло также то, что Русь складывалась как равнинное государство,открытое всем как внутриплеменным отечественным,так и иноплеменным международным влияниям. В общей культуре Руси отразились как традиции полян, северян,радимичей,новгородских славян, других восточно-славянских племен, так и влияние соседних народов, с которыми Русь обменивалась производственными навыками, торговала,воевала, мирилась.

Цель контрольной работы – обозначить особенности культуры Древней Руси. Для реализации поставленной цели необходимо решить задачи:

    • Обобщить научную литературу по данному вопросу
    • Дать характеристику язычества на Руси. Изучить архитектуру, фольклор, иконопись и литературу древнерусской культуры

1. Язычество Древней Руси.

Понятие«язычество»происходит от слова «языки»,т.е. отождествляется непосредственно с сутью конкретного народа, племени и выступают самобытной формой освоения природного бытия конкретным обществом и человеком.Языческая культура – это первый системообразующий социокультурный слой, с которого начинала формироваться и строиться любая цивилизация.Ее значение в истории русской культуры определяется прежде всего тем, что она,во-первых, выступила в качестве духовной силы,объединившей многочисленные славянские племена, во-вторых,сумела сохранить и развить архетипы(первопринципы и первообразы)национальной культуры.

Славянское язычество –это одна из частей огромного комплекса первобытных воззрений,верований,которые послужили основой для всех мировых религий.

Языческое мировоззрение лежало в основе миропонимания славян. Миропонимание и его эволюция является сложным и многогранным процессом,находящегося в зависимости от самых разных обстоятельств и связано со степенью познания мира и природных явлений, а также с тем или иным видом хозяйственной деятельности.

Славянскому образному мышлению издревле был свойственен антропоморфизм,т.е. перенесение человеческих свойств на область нечеловеческую.Древние славяне обожествляли природу, признавали наличие за предметами и явлениями внешней природы мыслящей человеческой силы, поклонялись солнцу, небу,воде, земле,ветру, деревьям,птицам, камням.Все это выражалось в их разных верованиях,празднествах и обрядах,создаваемых и учреждаемых на основании этого обожествлении природы. Их религиозные представления отчасти выражались в форме идолов.Они поклонялись небу под именем Сварога, солнцу под именем Даждьбога,благодетельному богу скота Велесу, грому и молнии под именем Перуна,богу ветров Стрибогу, Мокоши– богини плодородия,огню и другим явлениям природы.О своих богах славяне слагали мифологические сказания и легенды.

Славяне верили в невидимые души умерших,которые подобно дыму от сжигаемых жертв поднимаются к небу и небесным властителям.Место захоронения горшка для еды с прахом предка становилось местом культа предков. Они чествовали умерших прародителей,считали их покровителями и приносили им жертвы.

Язычество пронизало практически всю духовную жизнь древнерусского человека. Это нашло выражение в фольклорном творчестве,обрядах, заговорах,заклинаниях и даже в дипломатических отношениях.В договоре князя Игоря с греками 944 г.можно прочитать следующее: «А кто из русской стороны замыслит разрушить эту любовь, то пусть те из них, которые приняли крещение,получат возмездие от Бога Вседержителя,осуждение на погибель в загробной жизни, а те из них, которые не крещены, да не имеют помощи от Бога, и от Перуна, да не защитятся они собственными щитами, и да погибнут они от мечей своих,от стрел и иного своего оружия,и да будут рабами во всю свою загробную жизнь». Язычество сохранило свою первозданную прелесть, образность и жизненность в сказках, преданиях,легендах, былинах.

Быт и культура наших далеких предков отражает одновременно и любовь к природе,ощущение красоты окружающего мира и страх перед природой,силам которой они противопоставляли заговоры, заклинания,магическую обрядность.Всевозможные праздники и обряды славян были связаны с аграрной магией и молениями об урожае.

Годичный цикл древнерусских празднеств у славян был связан с языческими молениями и слагался, во-первых,из четырех солнечных фаз и связанных с ними праздниками:святками, масленицей,праздника Купалы – «зеленые святки» и праздника урожая в сентябре и во-вторых,молениями о дожде и о воздействии вегетативной силы на урожай.

В подавляющем большинстве языческие празднества и моления проводились общественно,являлись «событием»и проводились за пределами житейского бытового круга,существовали и межсельские– «игрища межю селы». До нашего времени дошло большое количество святилищ где,в свое время,всем селом или племенем проводились торжественные обряды, далекими отголосками которых являются хороводы и игрыXIX и XX вв.

Все виды работ с металлом в древности были связаны со множеством обрядов, поверий и представлений,перераставших в мифы. Общеизвестна связь кузнецов с образом волка.Известным является миф о волшебном кузнеце Космедемьяне(Кузьма и Демьян),который выковал плуг в 40 пудов и обучил людей земледелию.Мифический кузнец побеждает страшного змея и пропахивает на нем гигантские борозды – «змиевы валы». Кузнец,выковывающий свадебные кольца, расценивался и в XIX в. как покровитель брака и семьи.

С древнейших времен, человек,охраняя себя от злых сил,покрывал одежду и жилище изображениями– оберегами,сплетая охранительную символику в единый образ мироздания.Древнерусский язычник, ожидавший опасности от всего мира, по которому дуют«злые ветры»,защищался не отдельными элементами мира, а системой мироздания,взятой не в статике, а в ее естественной,законоустановленной динамике.

Множество магических обрядов и поверий было связано с постройкой дома. С удивительной строгостью соблюдалась древняя картина мира в системе его архитектурного убранства.Снаружи и внутри дома все покрывалось орнаментикой.Орнаментика внешнего вида восточнославянского жилища сохранила почти в полной неприкосновенности древнюю, идущую чуть ли не из энеолита оберегающую символику.Когда человек покидал свой дом-крепость,то овеществленные заговоры, если так можно назвать орнамент,переносились на одежду. Все предметы, связанные с изготовлением полотна для одежды, густо оснащались заклинательными знаками. Сама одежда, особенно женская, была насыщена символикой,опять-таки воспроизводившей макрокосм.Верхняя часть одежды, головной убор, посвящалась небу. Здесь господствовало изображение солнца и птиц.Сами народные названия головных уборов были связаны с птицами:«сорока», «кокошник»(от «кокоши»– курицы). Декоративные ленты, спускающиеся от кокошника к груди – «рясны»имитировали дождь. Этнографически известные нам вышивки дают на рубахах и поневах символы засеянного поля, земли, а археология добавляет,исчезнувший впоследствии,символ нижнего мира: на свисающих вниз концах поясов изображались головы ящеров.Таким образом,язычники прибегают к модели мира и микрокосм человеческого быта (дом, одежда,украшения)воспроизводит макрокосм, мир в его неразделенном целом. Привнесение элементов динамики (движущееся по небу солнце,идущий дождь)должно было увеличить магическую силу глубоко продуманной надолго вкоренившейся в народную жизнь орнаментики.

В Х веке языческая культура достигла своего апогея.Стихийно создававшаяся на протяжении многих столетий,она, в условиях сложившейся государственности и в противоборстве с появившимся христианством,вооруженным мощным арсеналом византийской культуры, стала напряженно совершенствоваться,обновлять ритуалы, воскрешать архаичные пласты народной мифологии,соучаствовать в создании нового народного эпического жанра.

Киевская Русь, являясь на протяжении двух столетий языческой державой нуждалась в религиозно-идеологическом подкреплении.В 980 году киевского князь Владимир Святославович с целью упорядочить традиционную языческую религию с ее локальными племенными культами и привести в соответствие ее с новым уровнем государственной жизни, предпринял религиозную реформу, не выходившую за пределы традиционного славянского язычества.«Повесть временных лет» упоминает попытку киевского князя Владимира Святославовича создать общегосударственный пантеон. Он стал княжить один в Киеве и «поставил кумиры на холме за теремным дворцом: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами и Хорса,Дажьбога и Стрибога и Симаргла, и Мокошь». Так называемый«Пантеон Владимира»был и ответом христианству,и – утверждением княжеской власти и господства класса воинов-феодалов.Это был не случайный,подбор разноплеменных богов, а преднамеренно и обосновано созданная теологическая система, кое в чем сопоставимая с христианством,а в главном –резко от него отличная.

Однако пантеон Владимира не получил всенародной поддержки.Созданный искусственно на основании фрагментарных мифологический представлений,культ был узкогрупповым,сословным: он отражал корпоративные властные интересы,воинственную идеологию князя и его дружины и не охватывали всю систему славянской мифологии.

Сохраняя первобытную аморфность картины мира,хаотичность природно-социальных отношений и связей, усугубленные фрагментарностью искусственно модернизированной мифологии,новый культ не мог трасформироваться в системный,соответствующий задачам и целям централизованного и иерархически организованного государства и не мог способствовать становлению цивилизации.

Крупнейшей политической силой средневекового мира в Х в. становится христианство,которое охватило три четверти Европы, Закавказье и значительную часть Ближнего Востока. Христианство превратилось к этому времени в хорошо разработанную религию классового общества с главным тезисом«рабы да повинуются господам своим».Принятие христианства должно было содействовать укреплению государственности.

Сложившиеся общественные,политические и идейные особенности развития образовавшегося молодого европейского государства Киевской Руси привели в 988г.к принятию христианской веры как общерусской государственной религии.

Характер исторического выбора, сделанного в 988г. князем Владимиром не был случайным.Местоположение Руси между Востоком и Западом, перекрестное влияние на нее различных цивилизаций оказало плодотворное воздействие на духовную жизнь и культуру русского народа.Несмотря на географическую близость Запада и Европы, основной обмен идеями и людьми для восточно-славянских племен шел в северном и южном направлениях,следуя течениям рек Восточно-европейской равнины. По этому пути с юга из Византии христианство стало проникать на Русь задолго до ее официального утверждения.Византия вплоть до XII в. экономически превосходила все европейские державы. Здесь были высоко развиты строительная техника, точные и естественные науки. Константинополь был «золотым мостом» между Востоком и Западом. Византийская культура впитала художественные традиции населявших ее народов(греков, сирийцев,армян, грузин,славян, населения Крыма и др.).

Русские люди значительно выросли духовно за предшествующее столетие. Их горизонт расширился,благодаря ежегодным заморским поездкам в христианские земли (Болгарию,Царьград,византийский Левант) и на мусульманский Восток), беседы с толмачами,знакомство с культовым искусством(это вылилось в форме летописного рассказа «испытания вер») – все это развивало русских людей и раскрывало перед ними противоречивый мир соперничающих мировых религий и мелких сект.

Наиболее понятными были догматы и теология христианства,которое славянская Болгария приняла от Византии на сто лет раньше.Болгарский язык был настолько близок к русскому,что болгарские книги не переводились,а просто переписывались.На Руси греками и болгарами велась миссионерская деятельность.Во всех городах Причерноморья,с какими приходилось иметь дело русским – Херсонесе,Судаке, Керчи,Тмутаракани господствовало христианство.

С принятием христианства на Руси было остановлено наступление мусульманства на Европу (здесь под его влияние попали Испания и Южная Италия).

Христианская церковь укрепляла новую феодальную государственность,создавая идеологию нового господствующего класса, содействуя его сплочению и входя составной частью в этот класс. В то же время она очень умело, во всеоружии разнообразных средств церковной литературы,искусства,театрализованного богослужения противодействовала классовой борьбе, объявляя всякое сопротивление властям вне закона божеского и человеческого.

Христианизированная Русь равноправно вошла в круг европейских государств.С ним были установлены дипломатические отношения,двусторонние посольства,совершались династические браки, определившие родственные отношения Руси со многими европейскими странами. Союза с киевскими князьями искал и папа римский.Расширение торговых и политических связей превратило Русь в одно из самых могущественных государств.В этом смысле выбор религии был связан и с выбором политической ориентации.

Через Византийскую культуру Русь получила возможность ознакомиться в опосредованной форме с традициями античной культуры.

Воздействие христианства сказалось буквально во всех областях жизни, и не в последнюю очередь, конечно же, в культурной сфере. Греческая церковь располагала большим фондом богослужебной,богословской,исторической литературы и высокоразвитым искусством(архитектура,живопись). Для Руси благоприятным обстоятельством было то, что родственная Болгария вела богослужение на славянском языке (а не на греческом или латинском) и к концу Х в. создала большой запас переводов христианской литературы,вполне доступный по языку и для русских. В городах Киевской Руси строились церкви; они снабжались богослужебными книгами, утварью,обслуживались причтом; вокруг городов, сразу за крепостными стенами, возникали монастыри,явившиеся«узлами прочности»церковной организации.

Информация о работе Язычество Древней Руси