Язычество Древней Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2014 в 12:54, контрольная работа

Описание работы

Цель контрольной работы – обозначить особенности культуры Древней Руси. Для реализации поставленной цели необходимо решить задачи:
Обобщить научную литературу по данному вопросу
Дать характеристику язычества на Руси. Изучить архитектуру, фольклор, иконопись и литературу древнерусской культуры

Файлы: 1 файл

культурология.docx

— 58.43 Кб (Скачать файл)

В Древней Руси большую роль в литературном процессе играла церковь. Вместе с тем появлялись проблески и самобытной духовной деятельности народа, но для потомства они не выдержали соперничества с монастырским духом: Печерский Патерик, содержащий жития святых иноков Печерского монастыря, в течение веков оставался творением,известным всему русскому народу,даже неграмотному,тогда как поэтическое произведениеXII в.

Всю древнерусскую литературу можно разделить на две части:переводную и оригинальную.Перевод рассматривался как часть собственной национальной словесности.Наряду со Священным Писанием переводились произведения и раннехристианских отцов церквиIV-VI вв., например,Иоанна Златоуста,и Псалтырь, и патерики(жизнеописания отцов церкви),и различная богослужебная литература.

Первые оригинальные сочинения,написанные восточнославянскими авторами, относятся к концу XI-началуXII вв. Среди них такие выдающиеся памятники как«Повесть временных лет», «Сказание о Борисе и Глебе»,«Житие Феодосия Печерского»,«Слово о законе и благодати».Жанровое разнообразие древнерусской литературы очень условно и невелико:летописание,житие, слово,мифы и былины.Летопись занимает центральное место среди древнерусских литературных жанров. Она развивалась в течение восьми веков (XI-XIII вв.).Древнейшая русская летопись носит название«Повесть временных лет». Авторство повести приписывают монаху Киевско-Печерской лавры Нестору,создавшему ее около 1113 г.Основная идея произведения глубоко патриотична– единство Русской земли.Летописцем осуждаются княжеские усобицы и кровавые распри, начавшие сотрясать тогда Русскую землю.Он обобщает сведения не только Киева,но и Новгорода,Суздаля, Чернигова,что придает«Повести»общенациональный характер.

Другой распространенный жанр русской литературы– житие (часто в науке обозначаются как агиография– agios – святой,grafo – пишу). Он представляет собой жизнеописания знаменитых епископов,патриархов,монахов – основателей монастырей,реже биографии светских лиц,причисленных к лику святых.Составление житий требовало соблюдение правил и стиля изложения. По преданию Нестору-летописцу принадлежит авторство всех трех первых дошедших до нас житий –двух житий первых христианских мучеников Бориса и Глеба и житие Игумене Феодосия –основателя Киевской лавры.

Торжественное красноречие– область творчества,требовавшая не только глубины идейного замысла,но и большого литературного мастерства.Древнейшим,дошедшим до нас памятником этого жанра является «Слово о законе и благодати»первого киевского митрополита Илариона. К жанру красноречия относятся Речи,называвшиеся в старину поучениями и словами. «Золотой век» их развития приходится на XII в., но уже вXIII в. этот жанр приходит в упадок и постепенно исчезает из литературного обихода. Поучения преследовали практические цели назидания,информации,полемики. Ярким образцом этого жанра является«Поучение Владимира Мономаха».

Выдающимся образцом древнерусской литературы эпохи феодальной раздробленности занимает «Слово о полку Игореве».Поэма обращена против «неодиначества»русских князей перед лицом общей опасности.Автор слова не только поэт,но и историк,заглянувший на 8 веков вглубь своей эпохи.Любовь автора к родине и народу придала высокую идейность всему произведению и определила долгую жизнь«Слова» в памяти потомков.

В XI-XII вв.с греческого языка переводятся мифы, так называемые«кощюны» и«басни». Басни содержат больше светского,бытового, в то время как в кощюнах больше языческого и мифологического.Кощуны-мифы четко противопоставляются правдивым эпико-историческим повествованиям.На Руси существовали специальные«баяны» и сказители мифов – «кощунники»,послушать которых стекался народ.

Существовала и восточнославянская волшебно-фантастическая сказка, которая долгое время именовалась исследователями мифологической.В дальнейшем с ростом племенных дружин и военных столкновений в мифологические повествования вплетается все в большей степени героический опыт. Таким образом, она становится хранительницей перемешанных между собой отголосков архаических мифов и фрагментов богатырского эпоса, рождавшегося еще в 1 тысячелетии до н.э. Волшебное начало заключает так называемые пережиточные моменты и, прежде всего религиозно-мифологического воззрения первобытного человека.

К концу языческого периода окончательно оформляется новый эпический жанр – былины,к которому должны были быть причастны«велесовы внуки», поэты-сказители,гусляры, воспевавшие всех поименно.Содержание первых было связано с мифологической памятью народа.Со временем новый эпос стал полнокровно отражать то новое в жизни государства,что бурно развивалось в конце языческого периода. Произошла как бы секуляризация эпоса, в котором уже не было ни Перуна, ни Велеса,ни Хорса. Единственной связью былин с мифологическими кощунами был былинный эпитет Владимира Красное солнышко.

Устное народное творчество явилось неисчерпаемым источником образов и сюжетов,веками питавшим русскую литературу и обогащавшим литературный язык.

Древняя Русь оставила много кратких похвал книгам.Всюду подчеркивалось,что книги приносят пользу душе,учат человека воздержанию,побуждают его восхищаться миром и мудростью его устройства;книги открывают«розмысл сердечный»,в них красота,и они нужны праведнику,как оружие воину, как паруса кораблю.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Судьба русской культуры и прекрасна и драматична.Прекрасна потому, что оставила заметный след в отечественной истории. Трудно представить нашу культуру без «Слова о полку Игореве»,рублевской«Троицы», Московского Кремля, собора Василия Блаженного,сокровищ Оружейной палаты и многого другого.

Драматична же потому, что,как всякое явление своего времени, культура средневековья исторически была обречена.С началом петровских реформ изменился ее характер– она лишилась своего религиозного содержания и стала по преимуществу светской. Словно забыв свои византийские корни, русская архитектура,живопись,декоративное искусство стали осваивать западный художественный опыт.

За последние семь десятилетий погибло немало памятников средневековой культуры. В годы революции и гражданской войны под предлогом борьбы с религией уничтожали церковную утварь, сжигали иконы, разбивали колокола. В1930-е годы в старых русских городах безжалостно разрушали выдающиеся памятники средневекового зодчества –храмы, монастыри,палаты. В годы Великой Отечественной войны русской культуре был нанесен новый удар. Фашисты погубили многие памятники древнего искусства в Киеве, Новгороде,Пскова, Смоленске и других городах.Потери оказались невосполнимы,Многие древнерусские шедевры можно увидеть теперь только на фотографиях.

Немало воды утекло с того далекого времени. Растеряв много ценного на этом пути,люди, наконец,становятся мудрее и бережливее.Возрождаются из небытия многие русские традиции и обряды. Растет интерес к народной культуре и быту. Хочется надеяться, что это не временное увлечение, не дань мимолетной моде, а серьезное желание восстановить прерванную связь времен.

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.Алпатов М.В. Древнерусская иконопись. М., 1978.

2.Бердяев Н.А. Русская идея. М., 1992.

3.Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991.

4.Зегина М., Кошман Л., Шульман В. История русской культуры.

М., 1991.

5.История культуры России. М., 1993.

6.Рыбаков В. Язычество древних славян. М., 1988.

 

 

 

 


Информация о работе Язычество Древней Руси