Западноевропейская культура средневековья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2015 в 12:10, реферат

Описание работы

В основе средневековой культуры лежит взаимодействие двух начал - собственной культуры «варварских» народов Западной Европы и культурных традиций Западной Римской империи - права, науки, искусства, христианства. Эти традиции усваивались во время завоевания Рима «варварами». Влияли на собственную культуру языческой родоплеменной жизни галлов, готов, саксов, ютов и других племен Европы.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….….…..3стр.
Особенности развития культуры средневековой Европы………..…….….…….….. 4стр.
Формирование государств…………………………………………….…............……..5стр.
Культура раннего Средневековья……………………………………………..…...…..6стр.
Культура развитого средневековья…………………………………………….…..…..7стр.
Христианство……………………………………………………………….……….…..7стр.
Культура и Религия…………………………………………………………………..….8стр.
Всемирно-историческое значение культуры Византии……………………………....9стр.
Художественная культура средневековой Европы.
Романский стиль…………………………………………………………..….…….….16стр.
Готическое искусство и архитектура…………………………………….……….......18стр. Литература……………………………………………

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 78.28 Кб (Скачать файл)

Культура и Религия.

На протяжении тысячелетий религия была и остается важным фактором культурной жизни людей. Без веры, выливающейся в форму определенной религии, ни один народ не существовал.

Долгое время религия была единственной мировоззренческой системой, в рамках которой осознавала себя и культура. Смыслы и ценности человеческого бытия, его этические, нравственные и эстетические компоненты воспринимались прежде всего в религиозном контексте. Религия отвечала на предельные вопросы, восходящие к абсолютным формам существования и миропредставления.

Выход религиозного познания на Абсолют выступает через этические представления о мире, о долженствующем, о нормах социальных взаимодействий, отношений между человеком и природой, представления об идеалах, а также об отрицательных абсолютных характеристиках этих начал.

Религия отвечает на важнейшие вопросы человеческой жизни, ответы на которые пока не найдены в других мировоззренческих традициях (науке прежде всего).

Внутренняя человеческая потребность осознать смысл жизни и привлекает многих к религии. Религия позволяет компенсировать человеку сферу нереализованных возможностей в действительности.

В религии как бы происходит снятие извечных социальных противоречий: реальное угнетение преодолевается «свободой в духе», социальное

неравенство превращается в равенство греховности перед Богом, разобщенность заменяется «братством во Христе», бессилие человека компенсируется всесилием Бога, смертный оказывается бессмертным, мир зла и несправедливости заменяется царством Божиим («царством небесным»).

В молитве и покаянии человек преодолевает состояние неудовлетворенности, обретает облегчение, успокоенность, прилив сил.

Ныне признаются наиболее значимыми консолидирующие возможности религии, ее гуманистический потенциал.

Наиболее тесно религия соприкасается в культурном мире со сферой искусства и особенно морали.

Именно эти сферы соучаствовали в формировании пока мало исследованного качества, духовности человека.

Немало теологов прямо отождествляют религию с моралью. Общечеловеческие основы нравственности, без которых невозможно существование ни одной культуры, так или иначе, в тех или иных вариантах обнаруживаются практически во всех мировых религиях (христианстве, исламе, буддизме). Знаменитые заповеди «не убий», «не укради» и иные обнаруживаются во всех развитых религиозных системах.

Религия, аккумулировавшая в себе нравственный опыт огромного множества предыдущих поколений людей, и ныне выступает важным фактором регуляции поведения.

 

Всемирно-историческое значение культуры Византии.

Среди культур средневековья первой по времени формирования следует назвать культуру Византии.

В 330 г. император Константин основал новую столицу Римской империи и назвал ее в свою честь Константинополем. Место для нее он выбрал на Востоке, там, где находился греческий город Византии. В 395 г. в результате окончательного разделения Римской империи на две части Восточная Римская империя стала самостоятельным государственным образованием. Люди, населявшие это государство, называли его Римской империей, а себя - римлянами, «ромеями». Привычное нам наименование «Византия» относится к более позднему времени. Впервые оно появилось в XIV в., а укрепилось в западноевропейской литературе в XVI-XVII вв.

В то время как Западная Римская империя приходила в упадок, Восточная набирала силу. Ряд обстоятельств этому благоприятствовал.

В первую очередь следует назвать удачное расположение. Византия занимала обширные территории: Балканский полуостров, Малую Азию, острова Эгейского моря, Сирию, Палестину, Египет, острова Крит и Кипр, часть Месопотамии и Армении, некоторые районы Аравии, часть грузинских земель и южное побережье Крыма. Таким образом, в состав Восточной римской империи вошли более плодородные земли, находящиеся в более благоприятной по сравнению с Западной Римской империей климатической зоне. На территории Византии было больше полезных ископаемых, находились месторождения нефти и, что очень важно, здесь проходили разнообразные торговые пути. Благодаря своему расположению Византия стала областью интенсивных культурных контактов и культурного обмена, что всегда ведет к быстрому культурному движению.

Существенными следует считать и социально-экономические факторы, приведшие к укреплению государственности, к созданию более эффективной, чем в Западной Римской империи, экономической системы. Во-первых, труд свободных ремесленников в городах успешно конкурировал с рабским, византийские города в отличие от западноевропейских были крупными экономическими и культурными центрами на протяжении практически всего периода средних веков. Во-вторых, на начальных этапах существования византийского государства большую роль играло общинное крестьянство, что делало сельское хозяйство Византии более эффективным по сравнению с западными землями.

Немаловажен и тот факт, что Константинополь создавался как христианский центр с сильной императорской властью и гибким аппаратом управления. Христианская церковь и светская власть укрепляли и поддерживали друг друга. Это определило силу верховной власти на протяжении большей части истории Византии.

Историки, культурологи и искусствоведы выделяют различные периоды в истории культуры и искусства Византии. Наиболее распространенная классификация выглядит следующим образом.

Время с IV по VII в. определяют как ранний период, иногда внутри этого периода ГV и V вв. называют временем формирования византийской культуры, а VI и VII вв. - первым ее расцветом. Отмечают также, что до VI в. в общественной и политической жизни преобладали позднеантичные формы, а с конца VI в. формируются собственно средневековые.

Второй этап существования культуры Византии принято называть средним, он продолжался со второй половины VII в. до XII в. Внутри этого этапа тоже можно выделить несколько более мелких периодов. В первую очередь это период иконоборчества - VII в. - первая половина IX в. IХ-Х вв. иногда предлагают называть по правящей Македонской династии, аХI-ХII вв. - по Комнинской династии.

Последний - поздний - этап в истории культуры Византии продолжался с XII по XV вв. Начался он с разрушительного нашествия крестоносцев, а завершился падением Константинополя. На этом история Византийского государства закончилась, хотя импульсы, которые дала Византия культурам других народов, предоставили возможность византийской культуре, так сказать, пережить византийскую государственность.

Культура Восточной Римской империи сформировалась как сплав различных древних культур: греко-римской, эллинистической культуры Средиземноморья, восточных культур. Доминирующей в этом культурном сплаве можно считать культуру греческую, которая гак или иначе оказала существенное влияние практически на все культуры Средиземноморья.

Основой, на которую опирался этот сложный культурный сплав, выступила христианская религия. Не замыкаясь внутри каких-либо этнических границ, христианство объединило людей разных культурных традиций и стало стержнем средневековой культуры Византии.

Средневековая культура вообще, и византийская культура в частности, не порывала с традиционализмом, присущим древнему миру. По-прежнему верность традиции и следование канону оставались важнейшей характеристикой культуры, по-прежнему традиции и каноны определялись главным образом религиозными идеями и религиозной практикой. Существенную разницу можно увидеть только в самих религиозных системах. На смену древним политеистическим религиям, весьма прагматичным и даже утилитарным по своей сути, пришла более сложная и совершенная монотеистическая религиозная система, в основе которой лежали этические представления, которая объединила людей вне зависимости от их этнической и культурной принадлежности.

IV и V вв. можно считать  своеобразным мостиком от античности  к средним векам, временем, когда  формировались основы новой культуры. Она была проникнута христианским  миросозерцанием, которое определило  все стороны культуры. Тем не  менее дохристианская традиция, точнее - языческая эллинистическая традиция в Византии, не прекратила свое существование. Она стала, так сказать, опорой и формой существования новой христианской культуры.

Христианское богословие, в рамках которого существовала и философская мысль, многое заимствовало из религиозных и философских идей древности.

В образовании сохранялись античные формы: организация обучения в школах, состав дисциплин воспроизводил основные принципы античного образования. На практике учебные предметы в разных школах были различны, но за образец бралась школа античности, имевшая два уровня образования. Первая ступень заключалась в изучении «тривиума» - грамматики, риторики и диалектики. Вторая ступень предполагала постижение арифметики, геометрии, музыки и астрономии - так называемого «квадриума». Продолжали существовать крупнейшие центры образования - в Александрии, Афинах, Антиохии.

Античная традиция преобладала и в искусстве раннего периода византийской культуры, христианство еще только начинало вырабатывать свою символику и иконографию, формировать собственно христианские каноны.

Римская базилика стала архитектурной формой храмового строительства в Византии. Живопись ранней Византии основывалась на античной изобразительности, христианские идеи были воплощены в прежних, дохристианских формах. Христианские сюжеты поэтому подчас можно было принять за сюжеты античные.

Уже в самый ранний период в Византийском искусстве устанавливается преобладание живописи над скульптурой, воспринимаемой как искусство языческое. И тем не менее античное скульптурное искусство продолжало жить - улицы Константинополя украсили многочисленные античные статуи, вывезенные из разных частей древнего мира.

На протяжении первых двух столетий существования Византии античная традиция преобладала и в словесном творчестве. Наряду с собственно христианской литературой многие жанры продолжали развивать те принципы, которые сложились в античной литературе. Это касается в первую очередь исторических хроник, это справедливо и в отношении лирики, эпистолографии, эпиграмм. Продолжали существовать и развиваться традиции античного ораторского искусства. Кроме того, сохранялось идущее из античности представление о том, что литературным языком следует считать аттический диалект: его должно использовать в сочинениях и речах образованных людей.

С VI в. начался постепенный отход от позднеантичных форм в искусстве и общественной жизни, возникала культура собственно средневековая, которая, хотя и опиралась на переработанное наследие древнего мира, исходила из принципиально новой картины мира.

Формирование самобытной, вобравшей в себя многое, но ни на что не похожей, византийской культуры пришлось на VI - начало VII вв. Расцвет византийской культуры, наступивший в VI в. - иногда его называют первым расцветом - во многом связан с политическим и экономическим подъемом и культурным взлетом, который произошел в годы правления императора Юстиниана.

Государственная деятельность этого правителя была неоднозначна. С одной стороны, при нем Византийская империя достигла небывалой мощи. В результате успешных военных действий к ней были присоединены многие земли. Было централизовано административное управление государством, проведены аграрные реформы, давшие импульс развитию земледельческого хозяйства. Была систематизирована и законодательная основа. С другой стороны, решительность во внешнеполитических действиях и непоследовательность в политике внутренней уже в конце правления Юстиниана привели к усложнению внутренней и внешней ситуации Византийского государства.

Тем не менее формирование важнейших основ средневековой культуры Византии обычно связывают именно с этим правителем.

Решающим фактором стала окончательная христианизация культуры, произошедшая в это время. Юстиниан закрыл прославленную Афинскую школу, подведя тем самым черту под многовековой традицией античного образования, хотя неоплатонизм к тому времени успел повлиять на христианскую догматику и богословие.

Важнейшие особенности размышлений о человеке и мире вокруг него связаны с оживленными богословскими дискуссиями, расцветом словесного творчества. Особенно популярны были жанры историографии и эпиграммографии. В это время возникают и новые темы, сюжеты и жанры - формируется христианская литература. Возникает новый жанр поэзии - гимнический. Известный гимнограф Роман Сладкопевцев создает знаменитый Акафист - 24 гимна в честь Богоматери по случаю чудесного избавления Константинополя от осадившего его вражеского флота.

Византия этого периода интенсивно застраивается. Появляются новые храмы, дворцы, оборонительные сооружения, интенсивная торговля потребовала строительства портов и укрепления прибрежных дамб.

Возникают новые архитектурные идеи в храмовом строительстве. Прежде всего это соединение базилики - прямоугольного в плане здания - с центрической постройкой. Синтез этих двух архитектурных типов дал прямоугольное в плане здание, увенчанное куполом. Первая постройка такого типа - церковь святой Ирины. Но более известен построенный несколько позднее величественный собор святой Софии - самый значительный памятник архитектуры не только времени правления Юстиниана, но, пожалуй, и всего периода существования Византии.

Параллельно развивается и идея многоглавия. Первый пятикупольный византийский храм - это не сохранившаяся до наших дней церковь святых Апостолов,

Большого размаха достигает дворцовое строительство. Юстиниан продолжил строительство дворцов, начавшееся еще при Константине. Они представляли собой целые комплексы, занимавшие огромные площади, и состояли из множества разнообразных помещений и сооружений. Здесь были комнаты для семьи императора и приближенных, для людей, обслуживающих дворец, помещения для ремесленных работ, подсобные помещения, залы для приемов, церкви, внутренние дворы, сады, лестницы и даже улицы между различными частями комплекса.

Искусство изобразительное было представлено тремя его видами - мозаикой, фреской и иконой. В искусстве мозаики византийские мастера достигли поразительного мастерства. За счет умелого соединения кусочков натурального камня со смальтой - окрашенным стеклом - они добились удивительных художественных эффектов: особой выразительности, объемности, динамики.

Информация о работе Западноевропейская культура средневековья