Западные и Восточные типы культуры. Смысловая и ценностные характеристики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 11:00, реферат

Описание работы

Мир меняется на наших глазах с такой стремительностью и глубиной, что даже ученые не успевают осмыслить происходящие перемены и предвосхитить их перспективы. За полвека он пережил конвульсии второй мировой войны, "холодную войну", поставившую человечество на грань самоуничтожения, распад мировой колониальной системы и мировых империй, крушение мировой системы социализма. Человечество на рубеже третьего тысячелетия охвачено новой волной трансформаций мира, межцивилизационных конфликтов, акций международного терроризма.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….…….3
1. Восточная культура.………………………………………………………5
2. Западная культура……………………………………………...................8
3. Сравнительная характеристика двух культур……………….................12
Заключение…………………………………………………………….........25
Список литературы……………………………………………………........27

Файлы: 1 файл

ЗАПАД-ВОСТОК ТИПЫ КУЛЬТУР-РЕФЕРАТ.doc

— 127.00 Кб (Скачать файл)

Отсюда возникает необходимость  реконструкции многовариантного генезиса культуры, рассмотрения основных типов традиционных цивилизаций (Китай, Индия, Арабский мир. Латинская Америка, Африка). На этом фоне выявляется специфика и уникальность Запада, начиная с античности. Уже на этом этапе исторического развития представлена многообразная палитра мировых культур, что и позволяет в дальнейшем охарактеризовать их современное состояние, как синтез традиционного и универсалистски научного, западного, характерный для современных процессов глобализации. Естественно, что при таком подходе западная цивилизация выступает глобальным фактором современного мира, что позволяет, обратившись к многообразию традиционных культур, проследить, как реализовался в них европейский импульс, как он способствовал их трансформации в условиях диалога культур и усвоения европейской по происхождению «научной культуры».

Необходимо учитывать  проблемы, порожденные техногенной  цивилизацией, что и предполагает рассмотрение их в особой плоскости  «судеб западной культуры в двадцатом  веке».

Проблема состоит в  том, чтобы реконструировать онтологический проект западной цивилизации, предполагающий возможность постоянного самообновления, кумулятивный эффект которого вылился в современные технические достижения и создание массового общества. Наука, в том виде, в каком создали ее греки, уже представляет собой результат культурного переворота, тех предпосылок, которые должны были воспроизводиться в истории Запада, обеспечивая его онтологическую целостность. В сравнении с Востоком — это мобильность, страт самообновления. Западный мир не столько отличается от Востока в своей полярности с ним, сколько несет ее в самом себе, своем самосознании. Радикальность, которую привнес в мир Запад в своем тысячелетнем развитии, понимается и конкретизируется, если поставить вопрос, почему наука и техника возникли лишь на Западе? К. Ясперс, выделяя VIII—VI вв. до н. э. как период радикальных перемен в мировой истории («осевое время»), ставит вопрос: «Обладал ли Запад уже в осевое время неким своеобразием, следствия которого обнаружились в последующую эпоху? Заложено ли было уже в осевое время то, что позднее явило себя в науке?»

Восточные цивилизации  базирутся на традиционном типе культуры. Традиционная культура предполагает развитие аграрной сферы и ремесла. Технологии здесь не меняются на протяжении столетий, а некоторые — тысячелетий. Обновление не происходит, превалируют традиция и священный авторитет. Соответственно обучение — это овладение традицией, обычно в религиозной форме. Восточные культуры не только сохраняют традиционные технологии и традиционный способ жизни, но они прежде всего остаются культурно-интровертными, направленными в себя, к сознанию и самосознанию. Интровертная культура Востока настраивает на изменение внутреннего, но не внешнего мира человека, не природы и окружающей среды, все это объявляется священным и неизменным. Соответственно традиционные культуры Востока оставались неизменными на протяжении тысячелетий, но они не обращались к рациональным проблемам. Превалировали эстетические ценности и связанные с ними установки. Традиции, церемонии, культ предков — все это делает устойчивым принятый социальный порядок. Традиционный образ жизни, традиционная культура характеризуют не только Восточные цивилизации, но и цивилизации Латинской Америки, России и даже развитых европейских стран, где они представлены в остаточном виде.

Запад как культурная целостность получил исходный импульс  от греческой цивилизации в антропологической  области. Античная культура и цивилизация  — это культура агонального (состязательного) типа. Состязательность и возникший  на ее основе разум стали основанием для возникновения европейской культуры. Постоянное социальное обновление, культурное новаторство, делают возможным, в частности, одновременное зарождение в Греции истории, философии и художественной литературы. В исторически короткий период времени греки создают шедевры в области науки, искусства и архитектуры, т. е. очеловечивают мир, приспосабливают его к человеческим меркам. Философские произведения, трагедия и комедия, лирика и наука — все это в сочетании с необычайным расцветом общественной жизни получило название «греческого чуда». Древний грек действительно создал мир для человека и во имя человека и этим человеком оказался он сам.

Древнегреческая демократия, в частности, была бы невозможна без  развитого личностного сознания, грамотности и правовой подготовки, что в свою очередь требовало рациональной правовой идеи. Философия греков, провозглашавшая победу логоса над мифом, также отвечала потребностям личностной ориентации человека, порвавшего с традиционными ценностями и обратившегося к разуму как к универсальному способу решения всех проблем и нахождения нового, неожиданного решения. Полисный рационализм и философский космологизм содержат базовый конструктив античного интерьера — представление о «природности» античного человека. Завершенный статический мир, в котором отсутствует актуальная бесконечность, допускает существование бесконечного в модусе возможного, как последовательности этапов и состояний, т. е. как бесконечной возможности осуществления.

Такая позиция объясняет, конечно, и финитизм античного мышления, его стремление к обоснованию целесообразности. Но такое мышление предполагает и наличие человека в этом целесообразно устроенном, завершенном и ограниченном мире. Единство человека с природой и возведение ее в труднопостижимый, но не трансцендентный абсолют предполагает эстетическое видение мира, созерцательность, стремление к мере и порядку, рассмотрение мира таким, каким он должен быть для того, чтобы быть познанным. Гордый, самодовлеющий человек опирается на возможности разума и изгоняет из мира все мистическое, непознаваемое и непознанное и этим очеловечивает мир, создает космический интерьер, позволяющий ему всюду чувствовать себя дома и на краю Ойкумены реализовывать свои честолюбивые замыслы и устремления.

Переход к средневековой эпохе ознаменован обращением к личному духовному абсолюту, отбрасывается античный принцип «из ничего не рождается нечто» и утверждаются принципы креационизма и провиденциализма. Рациональное оказывается далеко не главным в человеке, открываются другие, более глубокие измерения личности: вера, надежда, любовь. Преодолевается изначальная установка на рациональный порядок и меру, резко возрастает интерес к тайне и открывается бездонность, неисчерпаемость личности и ее производность от трансцендентного абсолюта. Человек — слабое, несовершенное существо, не теряющее, однако, возможности единения с абсолютом и нахождения в нем поддержки и спасения. Настоящее теряет свою самодостаточность, оно должно быть одухотворено присутствием Всевышнего, который структурирует не только природу, но и социальность.

Христианская религия  и основанная на ней культура создают  новое историческое основание целостности  Запада: христианский Запад противостоит мусульманскому Востоку, но в тоже время  появившееся со времен Диоклетиана (293 г.) и официально закрепленное в 395 г. деление Римской империи на Западную и Восточную сохраняется и углубляется в противопоставлении католического Запада православному Востоку. И все же есть основания говорить о цивилизационнои преемственности между Римской империей и Западной Европой (сохранение латыни, правовых и философских традиций), о так называемом «романском» начале и синтезе его с «германским» (племенным) началом, что в результате дает необычайный социальный эффект: феодализируещееся общество, в котором большую роль начинают играют правовые нормы и сословные ограничения, перед которым маячит на горизонте истории заманчивый образ античности — блестящего и неповторимого прошлого. С этим связаны и неоднократные попытки «возродить» его.

Переход к современному состоянию Запада связан с обмирщением средневековой культуры («осень средневековья») и секуляризационными процессами, которые не только характеризуют религиозную ситуацию в западной культуре, но и обнаруживают свою антропологическую значимость, а именно, последующие изменения христианской личности, связанные с возрожденческой парадигмой и идеями Реформации, и вытекающие из этого парадоксы и проблемы личности в культуре Запада XX в. Отныне традиционный образ средневекового Запада будет восприниматься через призму бессмертных творений Леонардо да Винчи, Рафаэля и Микеланджело. Новый антропологический образ Запада, коренящийся в ее возрожденческих основаниях и упроченный в Новое время, не только возвращает доверие к силе и могуществу человека, но и открывает доселе неизвестную область его применения; актуально бесконечный мир и подлежащая безжалостному изменению природа.

 

 

 

 

Заключение

Подводя итоги сравнения Запада и Востока как двух культурных ареалов и, обобщая все выше сказанное, нужно отметить, что запад и восток это две ветви человеческой культуры, две цивилизации, два образа  жизни. Они далеки друг от друга во многих отношениях, как культурной жизни, так и в отношении материальных ценностей.

Культуры Запада и  Востока во многом различны и даже противоположны, и можно выделить присущие им черты.

Западная культура представляет собой культуру, ориентированную  на динамический образ жизни, ценности технологического развития, совершенствование  общества и культуры, бурное развитие всех сфер человеческой деятельности. Приоритет инициативы, идея значимости личности, творческое ее развитие лежат в основе западного общества. Социальная динамика западной культуры волнообразна и неравномерна. Продвижение от старого к новому протекает как ломка устаревших систем ценностей, политических и общественно – экономических структур. Запад, являясь носителем творческого начала, постоянного поиска, бунта и перемен и, в то же время, проявляя стремление к постоянному, всестороннему познанию окружающего мира и Вселенной чаще занимает сторону земного материалистического бытия, тем самым, разрушая гармонию, постоянство и органичность собственной духовной и материальной жизни, ее устоев, канонов и устоявшихся норм.

Восток, во многом в противоположность  Западу являет собой воплощение спокойствия, непротивления. Боясь разрушить хрупкую гармонию мира человек культуры востока предпочитает не вмешиваться в развитие мира, а стоять на стороне пассивного созерцателя течения жизни и бытия. Восток – это некое воплощение принимающего, женского принципа-начала он никогда не отступает от существующих в духовном мире заповедей (при этом часто ущемляя существование плоти, но при этом всегда стремясь к существованию гармонии и равновесию в мире). На Востоке новое не стремится разрушить и опровергнуть устоявшееся старое, нажитое веками, а органично вписывается, дополняя его. В отличие от западной культуры, направленной во вне, восточная стремится погрузиться во внутренний мир человека. Большинство восточных мыслителей и философов были убеждены, в том, что усовершенствовать мир можно лишь обретя цельность и гармонию в самом себе. Если западная культура выбрала путь создания техники и технологий как средства общения с окружающим миром и природой, то для восточной культуры характерно стремление к гармонии с природой, развитие естественным образом. Восток - это сжатость, глубина, тишина. Восток провозглашает принцип познания  или, вернее сказать, постижения мира через отождествление, слияние с ним. То, что для человека западной культуры кажется самой важной частью религии – а именно структура, которая «отличает» ее от всех других религий и устанавливает является ли человек  католиком или протестантом, если не считает себя тем или другим, и не соглашается с какими-то параграфами веры, - является для восточной культуры самым несущественным аспектом, так как восточный человек инстинктивно стремится «отбросить все внешние различия, чтобы вновь обнаружить всех там, где все сходится в одной центральной точке».

Для того, чтобы сравнить культуры запада и востока нужно учесть отличия по многим аспектам то есть различия в искусстве, науке, религии, моральных устоях, политических устройствах, и составляющих этого.

Бурно развивающийся  запад с его стремлением к  новому, ломая и разрушая старое как уже отработанный продукт своей жизнедеятельности и неторопливый гармоничный восток, с его стремлением к созерцанию развития мира, с его отношением к природе и ко всему естественному как к святому и неприятием всякого вмешательства в сущность развития жизни.

Эти культуры очень различны, но с другой стороны они дополняя друг друга образуют общую мировую культуру, в которой мирно существуют различные ценности и менталитеты и гармонично связаны эти два культурные цивилизации – Восток и Запад.

Список литературы

 

  1. Васильев Л.С. История Востока : в 2 т. Т.1 : Учеб.по спец. «История» / Л.С.Васильев. – М. : Высш.шк., 2003. – 512 с.
  2. Вульф Л. Изобретая Восточную Европу : Карта цивилизации в сознании эпохи Просвещения. / Пер. с англ. И.Федюкина. – М. : Новое литературное обозрение, 2003. - 560 с., ил.
  3. Делорм Ж. Основные события Древнего мира. Пер. с франц. А.В.Голубкова. – М. : Астрель, АСТ, 2004. – 160 с.
  4. История Востока. Том 1 Восток в древности. – М. : Издательская фирма Восточная литература РАН, 1997. – 688 с., карты
  5. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество / Сост. А.Ю.Согомонов: Пер. с англ. – М. : Политиздат, 1992. – 543 с.
  6. Фуше М. Европейская республика. Исторические и географические контуры: Пер. с фран. В.П.Серебренникова и Т.Н.Серебренниковй. – М. : Международные отношения, 1999. – 168 с., ил.
  7. Христианский мир и «Великая Монгольская империя». Материалы францисканской миссии 1245 года. – СПб. : Евразия, 2002. – 478 с.

 

 

 

 

 

 

1 История Востока. Том 1 Восток в древности. – М. : Издательская фирма Восточная литература РАН, 1997. – С.70

2 Васильев Л.С. История Востока : в 2 т. Т.1 : Учеб.по спец. «История» /* Л.С.Васильев. – М. : Высш.шк., 2003. – С.51

3Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество / Сост. А.Ю.Согомонов: Пер. с англ. – М. : Политиздат, 1992.-  С. 194-195

4 Фуше М. Европейская республика. Исторические и географические контуры: Пер. с фран. В.П.Серебренникова и Т.Н.Серебренниковй. – М. : Международные отношения, 1999. – С.35

5 Вульф Л. Изобретая Восточную Европу : Карта цивилизации в сознании эпохи Просвещения. / Пер. с англ. И.Федюкина. – М. : Новое литературное обозрение, 2003. – С.146-147

6 Вульф Л. Изобретая Восточную Европу : Карта цивилизации в сознании эпохи Просвещения. / Пер. с англ. И.Федюкина. – М. : Новое литературное обозрение, 2003. – С.104




Информация о работе Западные и Восточные типы культуры. Смысловая и ценностные характеристики