Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 15:45, контрольная работа
Термин «античность» (в переводе с латыни переводится как древний) стал использоваться в эпоху Возрождения, когда стало очевидным неповторимое величие культуры Древней Греции, ее фундаментальное значение в развитии человечества, и особенно, европейской культуры.
Античная культура – колыбель нашей цивилизации, именно здесь сформировались философия, наука искусство, рациональное мышление, и формы жизни греков, их гений до сих пор волнует и отчасти вдохновляет людей Нового времени. Несмотря на то, что античн
Введение.
Зарождение античной культуры, ее сущность.
Термин «античность» (в переводе с латыни переводится как древний) стал использоваться в эпоху Возрождения, когда стало очевидным неповторимое величие культуры Древней Греции, ее фундаментальное значение в развитии человечества, и особенно, европейской культуры.
Античная культура – колыбель нашей цивилизации, именно здесь сформировались философия, наука искусство, рациональное мышление, и формы жизни греков, их гений до сих пор волнует и отчасти вдохновляет людей Нового времени. Несмотря на то, что античной культуре посвящены тысячи и тысячи исследований, ясного понимания природы этой культуры и путей ее формирования так и не существует.
Именно античность создала тот особый способ отношения человека к космосу, обществу и к самому себе, который предопределил судьбу западного мира. Именно благодаря этому способу отношения человека к миру античность понимается как синоним классического, непревзойденного образца в скульптуре, архитектуре, литературе, ораторского искусства, философии и других сферах творческой деятельности. Этот же способ отношения человека к миру определил высочайшую гуманистическую ориентацию всей системы ценностей античного мира к которым обращались все великие мыслители, поэты, писатели, художники и музыканты. Греческий и латынь всю европейскую историю оставались и остаются языком ученых, юристов, медиков, потому, что на этих языках античные мыслители зафиксировали фундаментальные основы логики, морфологии и основных наук.
Когда речь идет об «античной культуре», подразумевается, как правило, некая совокупность греческой и римской культур. Однако говорить о подобной целостности можно только начиная с I в. до н. э. в это время Рим уже в достаточной степени эллинизировался. А до этого культурную общность Греции и Рима можно констатировать, прежде всего, в отношении сходных государственно-политических форм и так называемого «полисного сознания». У греческих и римских граждан сложилось представление о высокой ценности свободы; человек воспринимался, прежде всего, как «гражданин», который должен ставить общественные интересы выше частных.
Сущность античного способа отношения к миру определялась специфической, но в тоже время естественной и гармонической моделью мира, которая была принята большинством свободных граждан и определяла основные феномены древнегреческого мира. В качестве основных черт этой модели можно выделить следующие:
1.специфический античный космизм,
2. античный пантеизм,
3. космические ритмы.
Основные черты античной модели мира, характер их формирования и развития можно изучить только параллельно с изучением феноменов античности. Так, прежде всего, понятие античности подразумевает особый тип личности, систему духовных ценностей, мифологию, искусство, способ производства, макросоциальное и городское устройство. Все эти составляющие античного образа жизни тесно связаны со сложными процессами формирования, поддержания и трансляции античной модели мира, однако некоторые из них связаны с процессами ее формирования непосредственно. Это, прежде всего древнегреческая мифология.
Глава 1. Древняя Греция.
1.1. Древнегреческая мифология.
Миф был краеугольным камнем греческой цивилизации, определяющим прикладное искусство, литературу, философию и др. мифы соединяли греков с культурой предков. Отношение к мифу было проникнуто особой верой. Греки хранили предметы, памятники, исторические места, связанные с мифами и доказывающие их достоверность. Мифы соединяли в себе продукты народного творчества и фантазию, одушевляющую природные силы. Весь мир в мифах населен магическими существами. Различают героические мифы, объясняющие причины событий, обычаи, названия. Общинно-родовые связи переносятся на природу и весь мир, понимаемый как огромная родовая община.
Чудовища, изображенные в мифах, их борьба
с героями и победа героев помогали людям
осмыслить и частично отрефлексировать
враждебные природные силы и экзистенциальные
проблемы бытия. Человек, живущий в
мире мифов, не чувствовал себя отчужденным
от природы. Мифы создавали целостный
образ жизни мира, в котором все имело
свое значение, место и объяснение. Прошлое,
настоящее и будущее были неразрывно связаны
друг с другом. Мифы определяли образ жизни
и поведение человека. Когда греки жили
родами или большими семьями, составлявшими
племя, они считали, что боги также между
собой родственники. Когда
появились племенные союзы с господствующими
(аристократическими) и
подчинёнными родами, семья богов также
разделилась на младших и старших во главе
с верховным владыкой Зевсом. Его священным
животным считался бык. Древние греки
считали, что боги во главе с
Зевсом жили на высокой горе Олимп, которая
находится в Северной Греции.
Богов было двенадцать. Кроме олимпийцев
почитались многие другие божества. Каждое
явление природы, каждый уголок земли,
моря, неба, подземного мира имел своих
больших и малых богов и богинь. По
мере развития и усложнения общественных
отношений, греки наделяли богов новыми
свойствами. Боги становились покровителями
всех видов деятельности, в том числе и
таких, как война и воровство.
Кроме почитания главных богов – олимпийцев
установилось почитание богов низшего
ранга. Самым популярным из не олимпийцев
был Дионис – бог винограда и виноделия.
В его честь устраивали праздники, связанные
с весенними работами на виноградниках,
сбором винограда и изготовлением виноградного
вина. Не сразу боги получили антропоморфный,
т.е. человекоподобный, вид. В более древнюю
эпоху матриархальной, т.е. материнской,
общины, когда человек еще больше
зависел от природы, испытывая страх перед
ее стихиями, боги рисовались
человеку в ужасном, зверином облике. Однако
в эпоху патриархата древние греки создали
новую мифологию, антропоморфную. В мифологии
этого нового периода мы находим сказания
о битвах древних и новых богов, о подвигах
героев, очистивших землю от чудовищ.
На основе мифологии выросли литература
и искусство
Древней Греции. Величественные храмы,
скульптуры богов и героев, настенные
росписи украшали города. Древние сказания
стали основой творчества многих греческих
историков и писателей. Мифологию греков
заимствовал Древний Рим.
Мифологическое мышление не разделяет субъект и объект, предмет и знак, вещь и слово. Древнегреческие философы – софисты, стоики, пифагорейцы – в своих философских системах рационально переосмысливали мифы, аллегорически истолковывая их содержание. Они положили начало символической интерпретации мифов.
Древнегреческая мифология стала одним из факторов, определяющим направление и развитие всей западной культуры. Нет ни одной исторической эпохи, ни одного направления искусства, так или иначе, не связанных с греческими мифами.
1.2. Древнегреческий полис.
Центральное место в формировании античного способа отношения к миру многие исследователи приписывали греческому полису. Полис действительно может рассматриваться как воплощение античной модели мира в социальной сфере.
Полис включал в себя принадлежащие к городу земельные участки. Он защищал своих граждан от военных вторжений. В экономическом отношении полисная система обладала многими преимуществами. Экономические и политические приоритеты полиса диктовались его гражданами. В тоже время жизнь в полисе определенным образом воспитывала человека, приучала его к ответственности, к готовности принять новое решение, свободное от механического следования догматическим образцам.
Для античности характерна демократия, в условиях которой полноправные граждане принимали участие в политической жизни и управлении государством. Именно в полисе реализовывались архитипическая совокупность символов социальной целостности как центрального гармонизирующего события, расположенного между событием индивида и событием Космоса.
Обязательной составной частью полисного устройства было народное собрание. В отличие от древневосточных обществ, где рабовладение развивалось крайне медленно и в большинстве из них не вышло за рамки патриархальной структуры, античное общество характеризовалось использованием рабского труда.
Понятие античности применяется и по отношению к культуре. Этот термин был принят в начале XVIII века во французском языке и первоначально понимался как особый вид искусства, относящийся к ранним историческим периодам. Но со временем его содержание свелось только к Греко-римской культуре как совокупному проявлению древности, в особенности в области искусства. Такая оценка Греко-римской культуры не случайна. Древняя Греция, а затем и Рим во второй половине I тысячелетия до н. э. были центрами культуры. Культура выступала как система, включающая в себя достижения научной мысли, философии, разнообразных форм искусства, религии, системы образования, воспитания. Она оказала существенное влияние на дальнейшее развитие общечеловеческой культуры.
В историческом плане под античностью подразумевается период древней истории (I тыс. до н.э. – V в.н.э.), охватывающий Греко-римское рабовладельческое общество. Его история закончилась в результате кризиса, а затем краха Римской империи. Следует иметь в виду, что к VIII в. До н.э. Древняя Греция формируется как империя, которая стремится приобрести колонии. Древние греки поселяются на побережьях морей Эгейского, Мраморного и Черного, обживают северное побережье Африки, юг Италии, острова Сицилию и Кипр.
Колонизация предполагала поселение коренного населения в чужой стране. Захват чужих территорий осуществлялся двумя способами: через колонии и через клерухии. В большинстве своем колонии были сельскохозяйственными. Каждая из них обладала определенной степенью независимости, имела свой собственный государственный строй, свои законы, свои деньги. Клерухии представляли собой военно-земледельческую разновидность колонии.
В результате греческой колонизации возникали новые античные города – колонии, в том числе Танаис, возникший значительно позже других колоний (в III в. До н.э.). Танаис – самая северо-восточная причерноморская колония античного мира. Особое положение Танаиса заключалось в большой отдаленности от античного центра и близким соседством со скифскими, меотскими и сарматскими племенами Приазовья и Дона. Древнегреческая культура в Танаисе была сильно перемешана с варварской.
Одно из важнейших достижений древнегреческой культуры признание достоинств, прав, гражданского статуса человека. В дальнейшей истории культуры, в средние века, это величие личности будет утеряно, но оно возродится в гуманизме Возрождения.
1.3. Архитектура древней Греции.
Человечность характерна и для архитектуры.
Греки не старались строить храмы грандиозными,
подавляющими человека. Они стремились
к тому, чтобы здания были соразмерны людям,
чтобы человек рядом с ними чувствовал
себя значительным и сильным. Греки выработали
особую систему – ордер – установленное,
математически точное
соотношение несущих и несомых частей
здания. Различаются три ордера –
дорический, ионический и коринфский.
Первые храмы были построены в
дорическом ордере. Эти храмы построены
в виде периптера – здания,
окруженного колоннадой. Фризы храмов
украшались рельефами; рельефы или статуи
помещались и на фронтонах – плоских треугольниках,
образованных двускатной кровлей на торцовых
сторонах храма. На фризах храмов VI в до
н.э. изображались подвиги Геракла и Тесея,
мифические чудовища. Фигуры плоски, непропорциональны,
движения угловаты, неестественны. К концу
VI в.до н.э. был достигнут успех в этом отношении.
Высокого развития достигла живопись.
Но фрески и картины, писавшиеся на
деревянных досках, до нас не дошли. Представление
о живописных картинах
дают изображения на глиняных вазах. В
VI в. до н.э. вазы расписывались
силуэтными изображениями, нанесенными
черным лаком на оранжевую
поверхность. Такие вазы назывались чернофигурными.
На многих вазах
сохранились подписи мастеров. В конце
VI в. до н.э.
распространился новый прием: фигуры оставлялись
цвета глины, а фон
покрывался черным лаком. Такие вазы назывались
краснофигурными. Стали
изображаться сцены из повседневной жизни.
К высшим достижениям архитектуры относятся театры. Эти открытые сооружения с поднимающимися ступенями – сиденьями для зрителей – отличались прекрасной акустикой.
1.4. Древнегреческий театр.
Особое место в формировании античной модели мира принадлежит греческому театру, процесс формирования которого показывает, как естественная, содержащаяся в языческих обрядах гармония дионисийского и апполоновского начал включалась в античную культуру, обеспечивая ее жизненную силу и величие.
Древнегреческий театр развивается в
VI-V вв. до н.э. Важную роль в
развитии театра сыграл культ бога Диониса,
появившийся в VIII-VI вв. до
н.э. Дионис сначала считался богом творческих
сил природы. Затем он стал
богом виноградарства, виноделия, веселья,
а позже покровителем театрального искусства.
Во время процессий в честь Диониса –
Дионисий разыгрывались сценки из жизни
бога. Празднование сопровождалось плясками,
песнопением, употреблением молодого
вина. Люди, исполняющие хвалебные песни
в честь Диониса, были одеты в козлиные
шкуры. Из этой серьезной стороны дионисийских
обрядов родилась греческая трагедия.
Слово «трагедия» произошло от греческого
«трагос» и переводится как «песнь козлов».
Информация о работе Зарождение античной культуры, ее сущность