Зарождение античной культуры, ее сущность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 15:45, контрольная работа

Описание работы

Термин «античность» (в переводе с латыни переводится как древний) стал использоваться в эпоху Возрождения, когда стало очевидным неповторимое величие культуры Древней Греции, ее фундаментальное значение в развитии человечества, и особенно, европейской культуры.
Античная культура – колыбель нашей цивилизации, именно здесь сформировались философия, наука искусство, рациональное мышление, и формы жизни греков, их гений до сих пор волнует и отчасти вдохновляет людей Нового времени. Несмотря на то, что античн

Файлы: 1 файл

контр. по культурологии.doc

— 113.50 Кб (Скачать файл)

Введение.

Зарождение  античной культуры, ее сущность.

    Термин «античность» (в переводе с латыни переводится как древний) стал использоваться в эпоху Возрождения, когда стало очевидным неповторимое величие культуры Древней Греции, ее фундаментальное значение в развитии человечества, и особенно, европейской культуры.

    Античная культура – колыбель нашей цивилизации, именно здесь сформировались философия, наука искусство, рациональное мышление, и формы жизни греков, их гений до сих пор волнует и отчасти вдохновляет людей Нового времени. Несмотря на то, что античной культуре посвящены тысячи и тысячи исследований, ясного понимания природы этой культуры и путей ее формирования так и не существует.

    Именно античность  создала тот особый способ  отношения человека к космосу, обществу  и к самому себе, который предопределил судьбу западного мира. Именно благодаря этому способу отношения человека к миру античность понимается как синоним классического, непревзойденного образца в скульптуре, архитектуре, литературе, ораторского искусства, философии и других сферах творческой деятельности. Этот же способ отношения человека к миру определил высочайшую гуманистическую ориентацию всей системы ценностей античного мира к которым обращались все великие мыслители, поэты, писатели, художники и музыканты. Греческий и латынь всю европейскую историю оставались и остаются языком ученых, юристов, медиков, потому, что на этих языках античные мыслители зафиксировали фундаментальные основы логики, морфологии и основных наук.

   Когда речь идет об «античной культуре», подразумевается, как правило, некая совокупность греческой и римской культур. Однако говорить о подобной целостности можно только начиная с I в. до н. э. в это время Рим уже в достаточной степени эллинизировался. А до этого культурную общность Греции и Рима можно констатировать, прежде всего, в отношении сходных государственно-политических  форм и так называемого «полисного сознания». У греческих и римских граждан сложилось представление о высокой ценности свободы; человек воспринимался, прежде всего, как «гражданин», который  должен ставить общественные интересы выше частных.

   Сущность античного способа отношения к миру определялась специфической, но в тоже время естественной и гармонической моделью мира, которая была принята большинством свободных граждан и определяла основные феномены древнегреческого мира. В качестве основных черт этой модели можно выделить следующие:

1.специфический античный космизм,

2. античный пантеизм,

3. космические ритмы.

    Основные черты античной модели мира, характер их формирования и развития можно изучить только параллельно с изучением феноменов античности. Так, прежде всего, понятие античности подразумевает особый тип личности, систему духовных ценностей, мифологию, искусство, способ производства, макросоциальное и городское устройство. Все эти составляющие античного образа жизни тесно связаны со сложными процессами формирования, поддержания и трансляции античной модели мира, однако некоторые из них связаны с процессами ее формирования непосредственно. Это,  прежде всего древнегреческая мифология.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Древняя Греция.

1.1.  Древнегреческая мифология.

    Миф был краеугольным камнем греческой цивилизации, определяющим прикладное искусство, литературу, философию и др. мифы соединяли греков с культурой предков. Отношение к мифу было проникнуто особой верой. Греки хранили предметы, памятники, исторические места, связанные с мифами и доказывающие их достоверность. Мифы соединяли в себе продукты народного творчества и  фантазию, одушевляющую природные силы. Весь мир в мифах населен магическими существами. Различают героические мифы, объясняющие причины событий, обычаи, названия. Общинно-родовые связи переносятся на природу и весь мир, понимаемый как огромная родовая община.

   Чудовища, изображенные в мифах, их борьба с героями и победа героев помогали людям осмыслить и частично отрефлексировать враждебные природные силы и экзистенциальные проблемы бытия. Человек,  живущий в мире мифов, не чувствовал себя отчужденным от природы. Мифы создавали целостный образ жизни мира, в котором все имело свое значение, место и объяснение. Прошлое, настоящее и будущее были неразрывно связаны друг с другом. Мифы определяли образ жизни и поведение человека. Когда греки жили родами или большими семьями, составлявшими 
племя, они считали, что боги также между собой родственники. Когда 
появились племенные союзы с господствующими (аристократическими) и 
подчинёнными родами, семья богов также разделилась на младших и старших во главе с верховным владыкой Зевсом. Его священным животным считался бык. Древние греки считали, что боги во главе с 
Зевсом жили на высокой горе Олимп, которая находится в Северной Греции. 
Богов было двенадцать. Кроме олимпийцев почитались многие другие божества. Каждое явление природы, каждый уголок земли, моря, неба, подземного мира имел своих больших и малых богов и богинь. По 
мере развития и усложнения общественных отношений, греки наделяли богов новыми свойствами. Боги становились покровителями всех видов деятельности, в том числе и таких, как война и воровство.

 Кроме почитания главных богов – олимпийцев установилось почитание богов низшего ранга. Самым популярным из не олимпийцев был Дионис – бог винограда и виноделия. В его честь устраивали праздники, связанные с весенними работами на виноградниках, сбором винограда и изготовлением виноградного вина. Не сразу боги получили антропоморфный, т.е. человекоподобный, вид. В более древнюю эпоху матриархальной, т.е. материнской, общины, когда человек еще больше 
зависел от природы, испытывая страх перед ее стихиями, боги рисовались 
человеку в ужасном, зверином облике. Однако в эпоху патриархата древние греки создали новую мифологию, антропоморфную. В мифологии этого нового периода мы находим сказания о битвах древних и новых богов, о подвигах героев, очистивших землю от чудовищ. 

      На основе мифологии выросли литература и искусство 
Древней Греции. Величественные храмы, скульптуры богов и героев, настенные росписи украшали города. Древние сказания стали основой творчества многих греческих историков и писателей. Мифологию греков заимствовал Древний Рим.

  Мифологическое мышление не разделяет субъект и объект, предмет и знак, вещь и слово. Древнегреческие философы – софисты, стоики, пифагорейцы – в своих философских системах рационально переосмысливали мифы, аллегорически истолковывая их содержание. Они положили начало символической интерпретации мифов.

  Древнегреческая мифология стала одним из факторов, определяющим направление и развитие всей западной культуры. Нет ни одной исторической эпохи, ни одного направления искусства, так или иначе, не связанных с греческими  мифами.

 

 

 

1.2.  Древнегреческий полис.

  Центральное место в формировании античного способа отношения к миру многие исследователи приписывали греческому полису. Полис действительно может рассматриваться как воплощение античной модели мира в социальной сфере.

    Полис включал в себя принадлежащие к городу земельные участки. Он защищал своих  граждан от военных вторжений. В экономическом отношении полисная система обладала многими преимуществами. Экономические и политические приоритеты полиса диктовались его гражданами. В тоже время жизнь в полисе определенным образом воспитывала человека, приучала его к ответственности, к готовности принять новое решение, свободное от механического следования догматическим образцам.

    Для античности характерна демократия, в условиях которой полноправные граждане принимали участие в политической жизни и управлении государством. Именно в полисе реализовывались архитипическая совокупность символов социальной целостности как центрального гармонизирующего события, расположенного между событием индивида и событием Космоса.

  Обязательной составной частью полисного устройства было народное собрание. В отличие от древневосточных обществ, где рабовладение развивалось крайне медленно и в большинстве из них не вышло за рамки патриархальной структуры, античное общество характеризовалось использованием рабского труда.

  Понятие античности применяется и по отношению к культуре. Этот термин был принят в начале XVIII века во французском языке и первоначально понимался как особый вид искусства, относящийся к ранним историческим периодам. Но со временем его содержание свелось только к Греко-римской культуре как совокупному проявлению древности, в особенности в области искусства. Такая  оценка Греко-римской культуры не случайна. Древняя Греция, а затем и Рим во второй половине I тысячелетия до н. э.  были центрами культуры. Культура выступала как система, включающая в себя достижения научной мысли, философии, разнообразных форм искусства, религии, системы образования, воспитания. Она оказала существенное влияние на дальнейшее развитие общечеловеческой культуры.

  В историческом плане под античностью подразумевается период древней истории (I тыс. до н.э. – V в.н.э.), охватывающий Греко-римское рабовладельческое общество. Его история закончилась в результате кризиса, а затем краха Римской империи. Следует иметь в виду, что к VIII в. До н.э. Древняя Греция формируется как империя, которая стремится приобрести колонии. Древние греки поселяются на побережьях морей Эгейского, Мраморного и Черного, обживают северное побережье Африки, юг Италии, острова Сицилию и Кипр.

    Колонизация предполагала поселение коренного населения в чужой стране. Захват чужих территорий осуществлялся двумя способами: через колонии и через клерухии. В большинстве своем колонии были сельскохозяйственными. Каждая из них обладала определенной степенью независимости, имела свой собственный государственный строй, свои законы, свои деньги. Клерухии представляли собой военно-земледельческую разновидность колонии.

    В результате греческой колонизации возникали новые античные города – колонии, в том числе Танаис, возникший значительно позже других колоний (в III в. До н.э.). Танаис – самая северо-восточная причерноморская колония античного мира. Особое положение Танаиса заключалось в большой отдаленности от античного центра и близким соседством со скифскими, меотскими и сарматскими племенами Приазовья и Дона. Древнегреческая культура в Танаисе была сильно перемешана с варварской.

    Одно из важнейших достижений древнегреческой культуры признание достоинств, прав, гражданского статуса человека. В дальнейшей истории культуры, в средние века, это величие личности будет утеряно, но оно возродится в гуманизме Возрождения.

 

 

 

1.3.  Архитектура древней Греции.

 

    Человечность характерна и для архитектуры. Греки не старались строить храмы грандиозными, подавляющими человека. Они стремились к тому, чтобы здания были соразмерны людям, чтобы человек рядом с ними чувствовал себя значительным и сильным. Греки выработали особую систему – ордер – установленное, математически точное 
соотношение несущих и несомых частей здания. Различаются три ордера – 
дорический, ионический и коринфский. Первые храмы были построены в 
дорическом ордере. Эти храмы построены в виде периптера – здания, 
окруженного колоннадой. Фризы храмов украшались рельефами; рельефы или статуи помещались и на фронтонах – плоских треугольниках, образованных двускатной кровлей на торцовых сторонах храма. На фризах храмов VI в до н.э. изображались подвиги Геракла и Тесея, мифические чудовища. Фигуры плоски, непропорциональны, движения угловаты, неестественны. К концу VI в.до н.э. был достигнут успех в этом отношении.       Высокого развития достигла живопись. Но фрески и картины, писавшиеся на 
деревянных досках, до нас не дошли. Представление о живописных картинах 
дают изображения на глиняных вазах. В VI в. до н.э. вазы расписывались 
силуэтными изображениями, нанесенными черным лаком на оранжевую 
поверхность. Такие вазы назывались чернофигурными. На многих вазах 
сохранились подписи мастеров. В конце VI в. до н.э. 
распространился новый прием: фигуры оставлялись цвета глины, а фон 
покрывался черным лаком. Такие вазы назывались краснофигурными. Стали 
изображаться сцены из повседневной жизни.

     К высшим достижениям архитектуры относятся театры. Эти открытые сооружения с поднимающимися ступенями – сиденьями для зрителей – отличались прекрасной акустикой.

 

 

 

1.4.  Древнегреческий театр.

    Особое место в формировании античной модели мира принадлежит греческому театру, процесс формирования которого показывает, как естественная, содержащаяся в языческих обрядах гармония дионисийского и апполоновского начал включалась в античную культуру, обеспечивая ее жизненную силу и величие.

  Древнегреческий театр развивается в VI-V вв. до н.э. Важную роль в 
развитии театра сыграл культ бога Диониса, появившийся в VIII-VI вв. до 
н.э. Дионис сначала считался богом творческих сил природы. Затем он стал 
богом виноградарства, виноделия, веселья, а позже покровителем театрального искусства. Во время процессий в честь Диониса – Дионисий разыгрывались сценки из жизни бога. Празднование сопровождалось плясками, песнопением, употреблением молодого вина. Люди, исполняющие хвалебные песни в честь Диониса, были одеты в козлиные шкуры. Из этой серьезной стороны дионисийских обрядов родилась греческая трагедия. 
Слово «трагедия» произошло от греческого «трагос» и переводится как «песнь козлов».

Информация о работе Зарождение античной культуры, ее сущность