Зарождение античной культуры, ее сущность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 15:45, контрольная работа

Описание работы

Термин «античность» (в переводе с латыни переводится как древний) стал использоваться в эпоху Возрождения, когда стало очевидным неповторимое величие культуры Древней Греции, ее фундаментальное значение в развитии человечества, и особенно, европейской культуры.
Античная культура – колыбель нашей цивилизации, именно здесь сформировались философия, наука искусство, рациональное мышление, и формы жизни греков, их гений до сих пор волнует и отчасти вдохновляет людей Нового времени. Несмотря на то, что античн

Файлы: 1 файл

контр. по культурологии.doc

— 113.50 Кб (Скачать файл)

    Комедия родилась из веселой карнавальной стороны этих праздников. Из праздников в честь Диониса родилась и сатировская драма – веселая пьеса с благополучным концом, названная так потому, что хор в ней составляли сатиры. Помере развития театра в трагедиях стало рассказываться не только о Дионисе, но и о других богах, а позднее и о героях – Геракле, Эдипе, Тесее. Хор стал изображать не спутников бога, а обычных людей. Жизненные мотивы все больше проникают в трагедию, а в комедии становятся преобладающими.

  Были популярны зрелища народного театра – мимы. Мим – небольшая сценка бытового или пародийно-сатирического характера, в которой изображались и рыночные воришки, и мифологические герои. В мимах выступали не только мужчины, но и женщины. Актеры играли без масок. В IV-I вв. до н.э. распространение получил пантомим – представление, напоминающее балет. Мим и пантомим постепенно оттесняют другие театральные жанры.

   Театры сооружались открытыми, достигали огромных размеров: и вмещали более двадцати тысяч зрителей. Женщины в театре не выступали, их роли выполняли мужчины. Спектакли ставили перед   собой не только развлекательные, зрелищные  цели, но и воспитательные, гражданственные, политические. Знаменитыми авторами театральных представлений были Аристофан, Эврипид, Софокл, Эсхил.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Римская культура и античность.

Культура Рима связана  с завершением истории античного  общества. Она продолжала эллинистическую  традицию и в тоже время выступала  как самостоятельное явление, определяемое ходом исторических событий, своеобразием условий жизни, религии, свойствами характера римлян  и другими факторами.

   Трехмерность, пластика, скульптурность греческого  искусства была отражением целостной и гармоничной модели мира и соответствующего ей целостного бытия греков.

    В греческом мире индивид идеально вписывался в полис, а полисная структура в космос. Соответственно, в греческой модели мира космос, несмотря на свою величественность, был понятен и доступен. Боги в такой модели мира были хоть и высшими существами, но вполне доступными для общения. Более того, боги даже обладали понятными для человека слабостями. Человек был уверен, что похож на богов, и с этим связывалась идея свободного владения пространством и временем, воплотившаяся в греческом искусстве.

   Вместо древнегреческой живой пластики в произведениях древних римлян доминируют символика и аллегория.

  Пластические, трехмерные, скульптурные образы эллинов у римлян уступили место живописным, в которых пространство обозначилось в иллюзорно-символической форме – фресками, мозаикой, рельефами.

    Римляне не потеряли способность восхищаться классическими эллинскими формами, хотя шедевры, подобные «Нике Самофракийской»  или «Афродите Книдской» ими уже не могли быть созданы.

  Римляне остро осознавали утрату способа целостного и художественного восприятия мира, пытаясь любыми средствами доказать свое родство с греческим миром. Это нередко  заставляло их создавать грандиозные по масштабам сооружения, чтобы, таким образом, восполнить ограниченность своих возможностей в сфере пластики трехмерного образа.

    Римские храмы, форумы, фрески, мозаики, рельефы, скульптуры (даже копии с греческих шедевров) значительно превосходили масштабами древнегреческие. Однако это привело к тому, что римские памятники иногда могут вызывать ощущения неестественности и двойственности.

   Римляне уже не могли приблизится к греческому идеалу, так как была утеряна естественная модель мира – основа и тайна древнегреческого величия.

   Но Рим достойно выполнил свою историческую миссию: он сохранил для Европы греческую античность, транслируя и тиражируя ценности величайшей культуры.

    Древнеримская модель мира принципиально отличалась от греческой. В ней не было события личности, органически вписанного в событие полиса и космоса как у греков. Событийная модель римлянина упростилась до двух событий: событие индивида вписывалось в событие государства, или Римской империи.

    Именно поэтому  римляне обратили свое внимание  на индивида. Им принадлежат непревзойденные  скульптурные портреты с феноменально точной передачей уникальных особенностей лица, характера, привычек, а также рельефы, достоверно фиксировавшие исторические события жизни империи – так называемые «исторические» рельефы и портреты.

    Архитектура Рима достигла высокого развития как в инженерном отношении, так и в художественной и социальной функциях. Принципиально по-новому понимали римляне идею единства художественной формы и социального пространства.

    Так предельно  гармоничные, открытые формы классического  Парфенона составляли единое целое с ландшафтом вокруг Акрополя. Они как бы  символизировали греческую модель мира, естественную включенность земных событий в событие космоса.

    Шедевры же римской архитектуры поражали своими масштабами и доминированием отчужденных и замкнутых форм. Даже площади в Риме обносились высокими стенами и устраивались в низинах, в то время как древнегреческие были открыты и доступны.

    Но особенно этот принцип проявлялся в скульптуре. Если греческие атлеты открыты в своей пластике и как бы предназначены внешнему миру, то образы римлян как будто заключены в себе, сосредоточены, глубоко индивидуальны и неповторимы.

    Совершенно очевидно, что отношение римлян к форме, объему, пространству, к человеку и космосу принципиально иное, нежели у греков. И важным моментом, объясняющим это различие, является ориентация на второе событие двухсобытийной римской модели мира – на событие империи. Это событие заменяет римлянину событие космоса, представляется колоссальным в соответствии с огромным пространством империи. Территориальная экспансия древнеримского влияния, включение в имперскую сферу уже в V веке до н. э. этрусских, италийских, галльских, египетских культур, расширение границ от берегов Атлантического океана до восточных границ Сирии, от Британии до Египта поразила мировоззрение римлян. Они стали ориентироваться на событие империи, которое, несмотря на всю свою значимость, оказалось ничтожным, даже исчезающее малым по сравнению с величественными событием греческого мира – событием Космоса. Именно поэтому конец римской культуры был предопределен падение Империи.

    По той же причине периодизация древнегреческого искусства, обозначающая голы становления архаикой, время расцвета классикой и кризисные века эллинизмом принципиально отличается от периодизации римского искусства, которая фиксируется в соответствии со сменами императорских династий.

    Даже такие  монументальные бронзовые шедевры,  как «Капитолийская волчица», фиксируется  в своей связи с легендой  о происхождении империи.

   В свете сказанного становится понятным, почему под античностью следует понимать, прежде всего, древнегреческую культуру. 

Анализ по сферам культуры

 

Духовный аспект

Художественный аспект

Социальный аспект

Технологический аспект

мифология

религия

философия

архитектура

литература

искусство

нравственность

право

политика

экономика

наука

техника

Очеловечивание образов богов

язычество

натурофилософия

Гробницы

Трилогии

Театр

Моральный кодекс

Эллинистическая монархия

полис

Социально-иерархическая инфраструктура

медицина

бетон

антропоморфная

Культ мертвых

 космизм

Пирамиды

Трагедии

Музыка

патриотизм

демократизм

Монархия

Производственно-экономическая

инфраструктура

хирургия

кораблестроение

Языческие божества

Религиозно-идеалистическая система

пантеизм

Храмы

комедии

Драматургия

Почитание богов

Династии

Аристократия

Импорт

Физика

водопровод

     

Стадионы

Поэмы

Скульптуры

гуманизм

 

Империя

экспорт

Химия

 
     

Скульптуры

Эпопеи 

фрески

   

Долговая реформа

Товарно-денежные отношения

геометрия

 
     

фрески

Эпос 

     

Цензовая реформа

     

 

Культурологическая модель античной культуры.



 

 

 

Заключение.

    Античность создала тот особый способ отношения человека к космосу, 
обществу и к самому себе, который предопределил судьбу западного мира. 
Именно благодаря этому способу отношения человека к миру античность 
понимается как синоним классического, непревзойденного образца в 
скульптуре, архитектуре, литературе, ораторском искусстве, философии и 
других сферах творческой деятельности. Этот же способ отношения человека к миру определил высочайшую гуманистическую ориентацию всей системы ценностей античного мира, к которой обращались все великие мыслители, поэты, писатели, художники и музыканты.  Греческий и латынь оставались и остаются языком ученых, юристов, медиков потому, что на этих языках античные мыслители зафиксировали основы логики, морфологии и основных наук.

    Культура античности  дала нам образцы, достойные  подражания, как в материальном  производстве, так и в лучших  достижениях духовной жизни. Греческая культура останется высочайшим образцом античного искусства.

   В процессе  знакомства европейца с этой  величайшей древней культурой  обыденное  мировоззрение определило  эту культуру как «крайне мрачную  и заупокойную». На самом деле, эта культура глубоко оптимистична в своем неудержимом порыве преодолеть силы хаоса и смерти.

   Прошли века  со времени крушения античной  культуры. Человечество получило  в свое распоряжение новые  факты и материалы. Но о греческой  культуре продолжают спорить.  Что это было: «греческое чудо», на котором настаивал Шлиман, «быстро облетающая роза», по мнению Гегеля, «символ благополучного существования», как полагали И. тэн и Э. Ренан, или сложный, противоречивый, зачастую античеловечный и кровавый процесс становления новой европейской цивилизации, как утверждал А. Бонар. «Детством человечества»,порой ослепительно солнечным, иногда таинственным, жестоким и загадочным, воспринимается античная эпоха, памятники которой до сих пор оказывают огромное художественное воздействие.

 

Литература:

 

 

1. Культурология: Учебное  пособие/Составитель и ответст.    редактор А. А.   Радугин. – М.: Центр, 1998-304с.

 

2. Искусство Греции: В.  М. Полевой. – М., 1970

 

3.  Культурология: основы теории Учебное пособие.- М.: Логос,2003. - 184ст.:ил. 




Информация о работе Зарождение античной культуры, ее сущность