Зарождение и распространение буддизма. Сиддхартха Гаутама

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 00:17, реферат

Описание работы

Буддизм — самая древняя из трех мировых религий. Христианство моложе его на пять, а ислам — на целых двенадцать столетий. Буддийский мир простерся от Ланки (Цейлона) до Тувы и Бурятии, от Калмыкии до Японии, при этом продолжается начавшийся в конце XIX века процесс распространения буддизма в Европе и Америке. Буддизм стал религией сотен миллионов людей в Юго-Восточной Азии, традиционно связанной с родиной буддизма — Индией, и на Дальнем Востоке, цивилизации которого формировались на основе традиций китайской культуры; цитаделью буддизма уже тысячу лет является Тибет, куда буддизм принес индийскую культуру и которому он дал письменность,

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..…………3
ВОЗНИКНОВЕНИЕ БУДДИЗМА. СИДДХАРТХА ГАУТАМА…………...…4
УЧЕНИЕ БУДДЫ. ОСНОВНЫЕ ИДЕИ И ПОЛОЖЕНИЯ……………………7
ШКОЛЫ И НАПРАВЛЕНИЯ В БУДДИЗМЕ……………………………...…...9
РАСПРОСТРАНЕНИЕ БУДДИЗМА……………………...……………………12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..17

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.doc

— 132.50 Кб (Скачать файл)

Уже ранний буддизм (до н. э.) позаботился об урегулировании взаимоотношений государства и буддийской общины, разработав три последовательные стадии взаимоотношений дхармы и государства. На первой стадии правитель соглашается выполнять определенные функции ради народа, а ему предоставляются определенные права, включая сбор налогов. Если правитель злоупотреблял своей властью, люди могли уйти в другие места, под защиту иного вождя. Но по мере расширения территории государства такая форма защиты стала нереальной, и буддизм создал доктрину всемогущей дхармы, способной уничтожить недостойного правителя. Весь мир объявлялся разделенным на две сферы — «два колеса», действующие подобно колесам колесницы, осью которой является человеческое общество, его желания, стремления и судьбы. Подобная система объясняется тем, что всемогущая дхарма не может действовать в этом мире сама по себе и нуждается в покорности или поддержке государства и буддийской общины. Кульминационным пунктом этой теории является концепция всемирного правителя (Чакравартина), который объявлялся благородным правителем и двойником бодхисаттвы. Как и бодхисаттва, он отмечен 32 знаками великого человека и наделен сверхъестественной властью. Он уникален, так как одновременно не может быть двух Чакравартинов. Те места, где родился и короновался Чакравартин, где он одержал наиболее значительные победы и умер, объявлялись "памятными". Над останками Чакравартина полагалось сооружать ступу, посещение которой считается религиозной заслугой. Концепция утверждала, таким образом, полное сходство между статусами будд, бодхисаттв и Чакравартина. Поэтому власть последнего не могла рассматриваться как земная или рациональная, Чакравартин приводил в движение оба колеса (дхармы и государства), олицетворяя духовную и светскую власть. Третья стадия — это идеальное государство, в котором дхарма в качестве космической силы регулирует поведение общества, а государство рассматривается как этический институт, извлекающий свой авторитет из дхармы и ведомый сангхой.

Хронология и география распространения буддизма выглядят так. В конце I тысячелетия до н. э. буддизм проникает на Шри-Ланку. В первые века н. э. он распространяется на обширной территории Кушанской империи, включавшей в себя земли, входившие в состав Средней, Центральной и Передней Азии. В I в. н.э. буддизм проникает в Китай, в IV в.- в Корею, в VI в.- в Японию, в VII в.- в Тибет, с XIII по XVI в.- в Монголию, в XVII- XVIII вв.- в Бурятию и Туву. В странах Индокитайского полуострова (Лаосе, Камбодже, Мьянме, Вьетнаме, Таиланде) и далее — в островной части Юго-Восточной Азии — буддизм стал завоевывать позиции, начиная со II в., и к VIII-IX вв. уже очень преуспел в этом. В конце XIX — начале XX в. он проникает в Европу и Америку [1].

Мифология буддизма начала складываться одновременно с формированием основных концепций религии — т. е. в VI-V вв. до н. э.

Будда в своем учении никогда не отвергал богов других религий и не запрещал им молиться. Он просто пояснял, что это может дать какое-то временное облегчение, но никак не приблизит человека к конечной цели — просветлению, нирване, спасению. Именно поэтому значительное число богов добуддийской Индии тут же вошли в пантеон богов буддизма. Это создатель мира Брахма; бог грома и молнии Индра, олицетворение энергии, благоустраивающей мир, Вишну и др. Параллельно шел процесс мифологизации реальных исторических лиц, сыгравших важную роль в создании и распространении учения. Прежде всего, это касается самого Будды и его ближайших учеников. Вскоре к ним присоединились настоятели наиболее значительных монастырей, учителя веры, отшельники и т. д.

Позднее процесс включения в буддийский пантеон добуддийских богов получил развитие во всех странах, где буддизм распространялся и утверждался в качестве государственной религии. В Японии, например, в пантеон буддийских богов вошло чрезвычайно популярное божество военных и горнорудных дел Хатиман. Первоначально в VIII в. он рассматривался как покровитель буддизма из среды местных божеств, персонаж, обеспечивающий благополучную постройку буддийских храмов, поиски меди и золота для статуй Будды и т. д.

В буддийской мифологии много священных растений и животных, почитаемых буддистами всех стран. Прежде всего, это дерево бодхи, под которым на Будду снизошло просветление. Отростки дерева этого вида развезены по всему миру, многие монастыри имеют особые павильоны, где в тепличных условиях выращивается из маленького отростка это священное дерево. Вторым по популярности растением можно назвать лотос. Он считается символом чистоты, духовного просветления, сострадания. Все высшие персонажи пантеона изображаются сидящими на цветке лотоса, так называемом «лотосовом троне». Считается, что не только боги, но и некоторые выдающиеся деятели буддийской истории родились из цветка лотоса.

Из животных особенно почитаемы змеи (нага, наги). Они сыграли особую роль в биографии Будды. Царь змей Нагараджа прикрыл Будду своим капюшоном и момент его пребывания в состоянии созерцания. Наги хранили у себя один из важнейших священных текстов буддизма «Праджняпарамиту» до тех пор, пока люди не созрели до ее понимания, и лишь тогда отдали ее философу Нагарджуне. Изображение змей часто встречается в южных формах буддизма. Вполне вероятно, что это следствие того, что и в Индии и в странах Индокитая культ змеи существовал с глубокой древности и оказал влияние на буддизм [6]. Другие популярные животные — слон (особенно белый), бык, лев, конь, черепаха, павлин. Они часто выступают как спутники или ездовые животные или даже символы — заменители высших, средних и низших персонажей пантеона.

Любимые мифологические персонажи буддизма — газели. В память о тех двух газелях, которые первыми вышли из леса и стали слушать первую проповедь Будды, над воротами буддийских храмов постоянно изображают такой сюжет: две коленопреклоненные газели, а между ними колесо с 8 спицами (символ восьмеричного колеса учения).

Буддизм — и как религия, и как мифология — вызвал к жизни замечательное искусство: храмовое зодчество, иконографию в виде живописи и скульптуры. Скульптуры из золота, серебра, бронзы, дерева, камня, изображавшие всех персонажей пантеона от высших до низших, обшебуддийские и местные, можно увидеть в разных странах буддийского мира. Среди них есть изделия размером в 2-3 см (те, что носят в ладанках на груди) и, например, статуя Дайнити (будды Вайрочана) в г. Нара в Японии высотой в 16 м, освященная в 752 г. Самая высокая в мире каменная статуя Будды высотой в 54 м воздвигнута в I в. н.э. в местности Бамиан на территории современного Афганистана [10]. Эта местность лежала на пути миссионеров, а потом и паломников из Индии в Восточный Туркестан, здесь был построен монастырь и создана эта замечательная скульптура. Во время монгольского нашествия в 1222 году монастырь был разрушен, статуя сильно повреждена, но, тем не менее, она сохранилась до наших дней, и поныне поражает воображение всякого, кто ее видит.

Буддизм — живая и жизнеспособная религия. В разных частях земного шара и сейчас продолжают возникать новые буддийские общины, строятся храмы, в том числе и в нашей стране. За последние годы в России возникло большое количество буддийских организаций; создан учебный Институт махаяны при Тартуском университете. Буддисты мира объединены в две международные организации — Всемирное Братство буддистов (штаб-квартира в Бангкоке, Таиланд) и Азиатскую буддийскую конференцию за мир (штаб-квартира в Улан-Баторе, Монголия).

религиозный философский  учение буддизм

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Подводя итог, нельзя не заметить, что с момента возникновения буддийской религии прошло уже более 2500 лет, а она всё ещё «живее всех живых». В чём причина этой странной жизнеспособности, этой популярности и вместе с тем оригинальности этой идеологии?

Можно найти исторические объяснения этой жизнеспособности, но такие объяснения будут случайными или, скажем так, спорными, уязвимыми. Я  считаю, что тому есть две причины. Первая заключается в религиозной терпимости буддизма. Эта странная терпимость не ограничена определенными эпохами, как бывало с другими религиями: буддизм всегда отличался терпимостью.

Буддизм никогда не прибегал к огню и мечу, никогда не считал, что огонь и меч способны убедить. Когда Ашока, император Индии, принял буддизм, он никому не пытался навязывать свою новую религию. Настоящий буддист легко может стать лютеранином, методистом, пресвитерианцем, кальвинистом, синтоистом, может исповедовать католицизм, даосизм, быть сторонником ислама или иудейской религии. И наоборот: христианину, иудею, мусульманину это возбраняется.

          Буддизм напоминает мне кладезь неисчерпаемых знаний и мыслей. Погружаясь в него, каждый раз можно открыть для себя нечто новое. Очень понравилась одна из основных идей Будды: необходимо отбросить любые мысли о «я» и «мое» и, таким образом, мы избавляемся от заточения и обретаем свободу, которую являет для нас восприятие  бесчисленных   и бесконечных взаимоотношений, в соответствии с которыми  каждый  индивидуум, по сути, связан со всем, что есть.

Буддийское учение послужило  развитию изобразительного и садового искусства, скульптуры, философии, оно  оказало влияние на становление  современного  психоанализа (Фромм, Фрейд, Юм)  даже такие передовые ученые как Эйнштейн, Бор, Шредингер и др. нашли в нем опору для своих научных открытий.

          Буддизм жив. И, как ни странно, в странах Запада его популярность не меньше, чем в странах Востока. Люди, утомленные западным образом жизни, ложными духовными ценностями этого сумасшедшего мира, искали в буддизме ответы на вопросы бытия. Конечно, в каждом отдельном случае различные общественные слои ищут в буддизме разное, но общее направление этих поисков совпадает: найти способ самореализации и самовыражения.

В настоящее время  наиболее существенную социально-политическую и культурную роль буддизм играет в странах Индокитайского полуострова. В Бирме, Камбодже, Таиланде он выступает  в качестве государственной религии. В Японии буддизм, разбившись на множество сект, переплетается с национальным синтоизмом, образуя так называемые новые религии.

В 1950 г. даже образовалось «Всемирное братство буддистов», а в 1970 г. — «Азиатская буддистская конференция за мир». Вопреки основной идее буддистского вероучения, эти организации активно участвуют в международной политике, в борьбе за мир. Особенностью современного буддизма является то, что он все больше превращается из религии в некое философское учение, своеобразную систему нравственности.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Альбедиль М.Ф. Серия «Религии мира» - СПб: Питер, 2006.-208 с.
  2. Васильев Л. С. История Востока. — М., «Высшая школа» , 1994.
  3. История религий. Т. 2. — М., 1988.
  4. Буддизм в переводах, альманах, вып. 2. — СПб, «Андреев и сыновья» , 1993.
  5. Джаммапада. — Рига, УНГУС, 1991.
  6. Кочетов А. Н. Буддизм. — М., «Наука», 1983.
  7. Крывелёв И.А. История религий. Т.2 М. , «Мысль», 1988
  8. Луния Б. Н. История индийской культуры с древних веков до наших дней. М., 1960.
  9. Психологические аспекты буддизма. – Новосибирск:  Наука.  Сибирское отделение, 1991.
  10. Поликарпов В.С. История религий.  –  М.:  «Гардарика»,  «Экспертное

        бюро», 1997.

 




Информация о работе Зарождение и распространение буддизма. Сиддхартха Гаутама