Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 17:54, реферат
Целью данной работы является анализ заупокойного культа и мифологии древних египтян.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Рассмотреть мифологию и представление египтян о загробном мире;
2)описать заупокойный культ древних египтян.
Федеральное агентство по образованию РФ
Государственный Технический Университет
Кафедра социологии и социальных технологий
по дисциплине «Культурология»
на тему: «Заупокойный культ и мифология древних египтян».
Введение.
Проблема жизни и смерти всегда волновали и будут волновать человечество. Каждый народ пытался проникнуть за грани известного, домыслить о происходящем в другом Мире. Древние Египтяне были одним из первых народов, которые религиозно-философски пытались решить проблему жизни и смерти.
Культура Древнего Египта
возникла одной из первых. Она существует
примерно с конца ΙV тыс. до н.э. До
332г. до н.э. Весь уклад жизни египтян
покоился на сложной системе религиозно-
Важнейшей чертой религии
и культуры Древнего Египта был протест
против смерти, которую египтяне считали
"ненормальностью". Египтяне верили
в бессмертие души — это было
главной доктриной египетской религии. Страстное желание
бессмертия определило все мировоззрение
египтян, всю религиозную мысль египетского
общества. Считается, что ни в одной другой
цивилизации этот протест против смерти
не нашел столь яркого, конкретного и законченного
выражения, как в Египте. Стремление к
бессмертию и стало основой для возникновения
заупокойного культа, который сыграл чрезвычайно
большую роль в истории Древнего Египта
— и не только религиозной и культурной,
по и политической, экономической и военной.
Именно на основе несогласия египтян с
неизбежностью смерти родилось вероучение,
по которому смерть не означает конца,
прекрасная жизнь может быть продлена
вечно, и умершего может ждать воскрешение.
Позднее возникают представления о том,
что умершие(т. е. их ба, душа) днем выходят
на солнечный свет, взлетают на небо к
богам, странствуют по подземному царству
(дуат).
Согласно религиозным представлениям
египтян, каждый человек обладал несколькими
важнейшими характеристиками, в числе
которых назывались Сах— тело человека,
Шунт — его тень, Рен — его имя, Ах — его
привидение, Ба — проявление сущности.
Ведущую роль играла Ка — душа человека,
являющаяся его бессмертным двойником.
Именно Ка предстояло вновь соединиться
со своим телом для того, чтобы умершего
ожидало воскрешение. Со смертью, полагали
египтяне, погибает лишь материальная
основа человека. Нематериальной основы
смерть не касается, душа будет жить вечно,
если для этого созданы необходимые условия.
Странствующую по подземному царству душу подстерегают всевозможные чудовища, спастись от которых можно при помощи специальных заклинаний и молитв. Над покойным Осирис вместе с другими богами вершит загробный суд (ему специально посвящена 125-я глава «Книги мертвых»). Перед лицом Осириса происходит психостасия : взвешивание сердца умершего на весах, уравновешенных истиной (изображением богини Маат или ее символами). Грешника пожирало страшное чудовище Амт (лев с головой крокодила), праведник оживал для счастливой жизни на полях иару. Оправдан на суде Осириса мог быть только покорный и терпеливый в земной жизни, тот, что не крал, не посягал на храмовое имущество, не восставал, не говорил зла против царя и т. д., а также «чистый сердцем».
Смерть и состояние после нее считали продолжением земного существования, причем толковали это настолько буквально, что существовали специальные заклинания, которые должны были отвратить в загробном мире смерть от человека, уже умершего на земле. Общение живых с покойными происходило не только во время жертвоприношений и молитв, но и в виде письменных обращений к умершим с различными жалобами и просьбами. Возможность вмешательства мертвых в дела живых считалась делом обыденным. Существовала твердая вера в то, что умерший может помочь в несчастье или навлечь бедствия.
Представление египтян о загробной жизни как о подобии земной послужили причиной устойчивости ритуального характера заупокойного культа.
Стремление сохранить
умершему вечную жизнь выразилось в
первую очередь в способе погребения тела. Уже в древнейшие времена
тела умерших заворачивали в кожу, в циновку
или в ткань и часто хоронили в скорченном
на боку положении, которое должно было
изображать положение спящего. Рядом с
телом умершего клали пищу, оружие и статуэтки
животных и людей. В эпоху Древнего Царства,
когда начало складываться древнейшее
рабовладельческое государство, древний
заупокойный культ получил новое значение.
Он должен был идеологически укрепить
мысль о неизменности и вечности существующего
классового строя. Богатых чиновников
и жрецов хоронили в больших скамьеобразных
гробницах (мастаба). Тело умершего искусственно
сохранялось, для чего внутренности вынимались
и клались в особые сосуды (каноны), а тело
пропитывалось соляными растворами и
смолистыми составами при помощи особого
способа мумификации. На стенах комнат,
расположенных внутри гробницы, обычно
изображали покойного аристократа, его
семью, его имущество — принадлежавшие
ему при жизни стада и поля, на которых
работали его рабы и слуги. Тут же можно
увидеть сцены охоты, рыбной ловли, производственные
процессы и различные картины домашнего
быта. Такого рода изображения, часто художественно
выполненные и снабженные объяснительными
надписями и даже соответствующими цифрами,
должны были магически сохранить умершему
его имущество в загробном мире. Стремясь
обеспечить умершему благополучие в загробном
мире, его родственники приносили ему
жертвы. Заупокойный культ, получивший
в древнем Египте широкое распространение,
в эпоху резкого классового расслоения
укреплял в народных массах веру в то,
что при помощи особых обрядов погребения
и особого религиозно-магического ритуала
люди могли сохранить в загробном мире
свое имущество и свое привилегированное
положение, обеспечиваемое им царскими
милостями.
Усилия египтян,
таким образом, были направлены на то,
чтобы сделать жизнь после смерти долгой,
безопасной и счастливой: они заботились
о погребальной утвари, жертвоприношениях,
и эти заботы приводили к тому, что жизнь
египтянина состояла в приготовлениях
к смерти. Нередко своим земным жилищам
они уделяли меньше внимания, чем гробницам.
Целью данной работы является анализ заупокойного культа и мифологии древних египтян.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Рассмотреть мифологию и представление египтян о загробном мире;
2)описать заупокойный культ древних египтян.
Глава 1. Мифология и представление древних египтян о загробном мире.
Представления египтян о загробной жизни сложились в очень отдаленное время, находящееся за пределами доступного для исследования по письменным источникам исторического периода, т. е. задолго до объединения Египта на рубеже IV и III тысячелетий до н.э. И наука может прийти к каким-либо выводам, опираясь в основном на чисто археологические источники. Однако "Тексты пирамид", начертанные в пирамидах фараонов V и VI династии, т. е. позднее XXV в. до н.э., содержат ряд мест, сложившихся, несомненно, в древнейшие доисторические времена, от которых до нас не дошло письменных источников, и убедительно подтверждающих выводы чисто археологического порядка. [2, с.183].
Основными памятниками,
отразившими мифологические представления
египтян, являются разнообразные религиозные
тексты: гимны и молитвы богам,
записи погребальных обрядов на стенах
гробниц. Наиболее значительные из них – «Тексты
пирамид» - древнейшие тексты заупокойных
царских ритуалов, вырезанные на стенах
внутренних помещений пирамид фараонов
V и VI династий Древнего царства. [10].
C. Мерсер выделяет среди Текстов Пирамид следующие сюжеты:
«Тексты саркофагов», сохранившиеся на саркофагах эпохи Среднего царства (XXI – XVIII вв. до н.э.), «Книга мертвых» - составлявшаяся начиная с периода Нового царства и до конца истории Египта.[10].
Необходимо сказать несколько слов об археологической истории Египта.[2, с.183].
Остановимся несколько подробнее на погребениях эпохи неолита, так как это единственный прямой источник того времени, на основании которого можно судить о представлении египтян о загробной жизни. Изложенное ниже основано на изучении археологического материала времени неолита, обнаруженного в Верхнем Египте, на территории от северной границы Фиваиды, от Гиераконполя, на север до Бадари включительно. Здесь найдены и обследованы поздненеолитические стоянки в Накаде, Балласе, Ху на восточном берегу, в Нага-эд-Дере, Кау, по Бадари включительно.[2, с.185].
Данные из перечисленных
районов составили общую для
Египта картину неолитических
1) могилы расположены по линии север - юг;
2) телам придано эмбриональное положение;
3) в основной массе тела лежат на левом боку головой к югу и, следовательно, лицом к западу. Гораздо реже встречаются погребения головой к северу, на правом боку, лицом также к западу;
4) в Меримде господствовал другой обычаи: лицо умершего, лежащего головой к северу на левом боку, повернуто к востоку. На кладбищах Туры и Тархана приблизительно половина умерших повернута лицом к западу, остальные - к востоку. По-видимому, здесь произошло смешение погребальных обрядов и традиций;
5) вместе с умершими погребена их домашняя утварь;
6) следов мумификации еще нет, но встречаются могилы, выложенные матами, тела обернуты шкурами;
7) археологи, приобретшие большой опыт в раскопках неолитических некрополей, подчеркивают, что в могилах не обнаружено следов умышленного расчленения тела. ( Цит. по кн. 2, с.186].
Из всех перечисленных фактов можно сделать лишь один несомненный вывод: умерший рассматривался, как погруженный в глубокий сон, он продолжал жить, нуждаясь в пище и домашней утвари. Этот вывод косвенным образом подтверждается "Текстами пирамид", где говорится, что умерший нуждается в пище, что его близкие должны ему помочь проснуться и принять пищу. [Цит. по кн. 2, с.186].
В свете изложенных археологических данных и свидетельств "Текстов пирамид" очевидно, что в эпоху неолита дорожили сохранностью тела умершего. Действительно, если смерть - лишь сон и умерший продолжает жить, то расчлененность тела немыслима. Идея о необходимости сохранения тела для будущей жизни привела в конце концов к возникновению искусства мумификации и строительства гробниц. [2, с.186].
Убеждение, будто после смерти человека продолжает жизнь какая-то, хотя и невидимая, но материальная субстанция его индивидуального существа, сложилось у египтян в глубочайшей древности, задолго до объединения страны. Письменные источники времен объединенного Египта содержат весьма нечеткую информацию о загробной субстанции человека и о том, в каких формах она мыслилась египтянами. В текстах представлены разные названия форм, но относились ли эти названия к различным проявлениям одной и той же субстанции человеческого существа или обозначали разные невидимые компоненты человека после смерти - сказать определенно невозможно. Наиболее осторожным и объективным мнением по этому вопросу представляется следующее: в основном разные названия были обозначением одной и той же загробной субстанции человека, но могло иметь место и представление о существовании разных субстанций, тем более что представления о загробной жизни претерпевали несомненные изменения во времени и в зависимости от места. [2,с.189].
Представление древних
египтян о личности было довольно
сложным и оказало
Остановимся на названиях форм проявления загробной субстанции человека и, насколько позволяют тексты, на том, что более или менее конкретно обозначали эти названия в представлении египтян.[2, с.190].
Важнейшим компонентом «ка» (дух) являлась жизненная сила человека, которая с самого рождения вела и защищала его. При жизни она иногда рассматривалась как его двойник, вобравший в себя все свои свойства и характеристики, придававшие индивидууму уникальность. В сущности, это было собственное «я», или личность человека. В момент смерти «ка» отделялось от тела и становилось бессмертным духом покойного. Тем не менее «ка» сохраняло связь с мумифицированным телом и зависело от пищи. В росписях на древнеегипетских фресках «ка» изображают в виде либо человеческой фигуры с поднятыми руками, либо пары поднятых рук. Для того чтобы покойные могли жить вечно, надо было сохранить связь между живыми и умершими. [8,с.228].
Другой бессмертной субстанцией являлась «ба» (душа), которую изображали в виде птицы с человеческой головой. Эта божественная сила могла после смерти покидать тело и посещать за пределами гробницы любимые места умершего. [8, с.228].
Во времена Рамессидов «ба» изображалось иногда в «Книге мертвых» сидящем на дереве близ гробницы, пьющим воду из пруда, спускающимся в гробницу к телу, с которым оно было связано. Иначе говоря, более или менее постоянным местом пребывания «ба» была гробница умершего.[2, с.191].
Следует упомянуть и об «ах». В современной научной литературе «ах» более или менее определенно переводится словом «дух». Оно упоминается и в «Текстах пирамид» и в самых поздних текстах. Изображалось «ах» в виде хохлатого ибиса с фонетическим комплементом. [2, с.194].
Одним из проявлений человеческой сущности считалась тень человека. Тень (шу) упоминается в «Текстах пирамид», но в общем и целом это представление более позднее, оно прочно входит в обиход текстов со времен Среднего царства. (Цит. по кн. 2, с.194].
Информация о работе Заупокойный культ и мифология древних египтян