Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 17:54, реферат
Целью данной работы является анализ заупокойного культа и мифологии древних египтян.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Рассмотреть мифологию и представление египтян о загробном мире;
2)описать заупокойный культ древних египтян.
А что же можно сказать о широких массах народа, создававших пирамиды и мастаба для своих господ? Вполне понятно, что, ни средствами, не практическими возможностями для сооружения «вечных домов», народ был вынужден придерживаться погребальных обычаев своих предков. Практиковалось погребение в ямах, в песке, в эмбриональном положении, большей частью без саркофага или гроба, без мумификации. Этот способ погребения прослеживается в Гизе до времен V — VΙ династий. Этому способу погребения соответствовали представления, распространенные в древнейшие, доисторические времена, из которых развились представления о загробной жизни, характерные для владельцев мастаба эпохи Древнего царства. [2, с.201].
Убеждение, что человек после смерти продолжает существовать в самом месте своего погребения вызвало стремление предохранить тело от разрушения и привело к изобретению мумификации — консервации тела при сохранении его целостности. Это достигалось путем бинтования всех членов и торса пеленами ткани и практиковалось уже во времена ΙΙ — ΙV династий. [2, с.205].
Самый авторитетный специалист
по египетским мумиям, английский медик
Элиот Смит, указывает, что попытки
мумификации имели место уже
во времена I династии, а при II династии
существовал несовершенный
Первым мастером мумификации считался сам бог Анубис, защитник и покровитель умерших, приготовивший мумию Осириса. [2, с.207].
Впоследствии процесс мумификации осложнился удалением внутренностей из тела и использованием разных минеральных и растительных средств для сохранения тела. Затем внутренности консервировали, помещая их в природную кристаллическую соду. После этого их либо клали в свертках обратно в полости тела, либо помещали в контейнеры (изготовленные из дерева, керамики или камня), известные как канопы. Египтяне считали особенно важным, чтобы мумии и отдельно набальзамированные внутренности покоились в прочных и богатых гробах. [8, с.205, 1,с.109],
Канопы, изготовленные во времена Древнего и Среднего царств, снабжались пробками в виде головы человека (вероятно, символизировавшими обитателя гробницы), но, начиная с 18-й династии, пробки вырезали в четырех видах — головы человека, обезьяны, шакала и сокола, олицетворявших четырех сыновей Гора. Некоторые комплекты каноп ставили в деревянные ящик ; внешние стенки и крышки ящиков расписывали иероглифами, рисовали ложные двери и пары глаз. [8,с.240].
По представлениям египтян, мертвые испытывали те же потребности, что и живые, - потребности в жилище, вещах, пище и питье. Для их удовлетворения строили гробницы, оснащенные погребальным итнвентарем и совершали обряд подношения даров. [8,с.225].
Обеспечение умерших провизией считалось важнейшем условием, без выполнения которого вечная жизнь была для них невозможна. Наследник умершего должен был каждый день проносить к гробнице жертвенные дары, чтобы дух покойного «ка» мог удовлетворять свои потребности. Эта обязанность передавалась по наследству: все потомки должны были совершать приношения в гробницу, которые в рамках заупокойного обряда предлагали умершему. Читая заупокойные молитвы, их возлагали на плоский жертвенник; считалось, что дух, вошедший в мумию статую хозяина погребения, насыщается ароматом пищи. [8,с.226].
Однако со временем эта обязанность превращалась в обузу. С ростом числа заброшенных гробниц появилось опасение, что «ка» их хозяев умрет от голода. В поисках иных способов удовлетворения потребности умерших в еде и питье богатые египтяне нанимали служителя «ка». Этот жрец был обязан совершать приношения жертвенных даров, а владелец гробницы отводил специальный земельный участок, продукция которого поставлялась для целей заупокойного обряда и служила оплатой служителю «ка», а также его потомкам, унаследовавшим эту обязанность. Впрочем, исполнением своих обязанностей они часто пренебрегали, и поэтому египтяне обратились к магии. [8, с.226].
На настенных росписях в гробнице изображали приятное время препровождение умерших в загробной жизни, в том числе приготовление пищи (сбор урожая, забой скота, варку пива и выпекание хлеба) и обряды подношения еды и питья. Позже захоронения стали оснащать статуями и фигурками занятых своим делом. Особая группа погребальных статуэток, изображающих слуг, носит название ушебти. Термин «ушебти» происходит, вероятно, от древнеегипетского слова «ушбт» («отвечать, или «ответ»). В каждой гробнице находится сотни статуэток ушебти (как иногда говорят, на каждый день в году) и фигурки надсмоторщиков, которые наблюдают за ушебти. На стене гробницы также чертили список, служивший для умершего вечным меню; это делалось для того, чтобы уменьшить его зависимость от пищи, приносимой родственниками или служителем «ка». [8,с.226].
В мастаба сановников времени Древнего царства обнаружены тексты, приглашающие посетителей некрополя воздержаться от наружения ритуальной чистоты и активно помочь умершему заклинаниями и молитвами. [2, с.208].
Особое внимание уделено в этих текстах жертвенной молитве в пользу умершего, заменявшей материальные подношения (так называемая формула «хетеп ди несу» - «дар, даруемый царем»). Молитва была обращена к богам с тем, чтобы боги обеспечили умершего тем, что в ней перечислено. Так магическая функция избавила египтян на многие столетия от непосильных материальных расходов на культ мертвых. [2, с.208].
Огромное значение придавалось
процедуре погребения, изменявшейся
на протяжении столетий. Важное место
в ней занимал обряд «
Культовые предметы, относящиеся к погребальным процессам, выделялись в особую группу. Уже само бальзамирование требовало особого, очень сложного набора инструментов, в котором каждая вещь имела символическое значение и священный характер. [1,с.108].
Погребение стоило в Египте очень дорого. Египтяне верили, что чем пышнее похороны, тем счастливее будет покойник в своем «вечном жилище». [1, с.109].
Существенный момент заупокойного культа — создание скульптурных портретов умерших и размещение их в сердабе. Делалось это на случай непредвиденного разрушения мумии — считалось, что в статуэтку могло переселиться «ка» умершего. Так «в Древнем Царстве возникает одно из важнейших достижений древнеегипетского искусства — скульптурный портрет». [Цит. по кн. 2, с.209, Цит. по кн. 4, с.84].
Совокупность перечисленных
обрядов и мероприятий
Окончив земной путь, правоверный египтянин достигал своей высшей цели. Он вступал в свою «вечную обитель» с твердой верой, что после смерти он уподобится божеству — Осирису. [1,с.110].
Таким образом, магически-религиозный ритуал (прежде всего ритуал, а не представления этического порядка) играл решающую роль не только в материальной "жизни" умершего в гробнице, но и в его странствиях в загробном мире. [2, с.210].
Заключение.
Проанализировав литературу, можно сделать выводы, что в Древнем Египте весь уклад жизни людей был построен на системе религиозно-мифологических представлений и культов. Главной особенностью культуры и религии Древнего Египта был протест против смерти. По представлениям древних египтян, жизнь не заканчивалась со смертью. Тело умирало, но душа продолжала жить в потустороннем мире, представлявшем собою копию реального. Древние египтяне размышляли о загробной жизни. Что ждет человека в Другом Мире? Большую часть своей жизни египтяне посвящали приготовлению к вечной жизни в ином мире, они верили в вечное блаженство, в мир избавленный от страданий и забот, вблизи своего фараона.
Наиболее важные знания о мифологии были почерпнуты из разнообразных религиозных текстов. Наиболее значительными из которых являются «Тексты пирамид» - магические ритуальные надписи, высеченные на стенах коридоров и погребальных камер египетских пирамид. Важнейшая особенность «Текстов пирамид» заключается в том, что они отражают представления древних египтян о фараоне — полубоге, получеловеке.
«Книга мёртвых» в Древнем Египте — сборник египетских гимнов и религиозных текстов, помещаемый в гробницу с целью помочь умершему преодолеть опасности потустороннего мира и обрести благополучие после смерти.
У древних египтян
наблюдалась очень сложная
Египетские боги – это огромная система верований и традиций древнего египетского народа. Самым важным божеством, которому отводилась главная роль в представлениях и погребальных обрядах, был Осирис. Анубис был главным богом в царстве мертвых, он считал сердца умерших (в то время как Осирис главным образом олицетворял умершего фараона, который оживал подобно богу). Анубис в египетской мифологии считался богом-покровителем умерших.
Дуат — в мифологии
древнего Египта загробный мир. В
представлений египтян о
должен был совершить все земледельческие процессы от возделывания земли до сбора урожая. После смерти труп умершего бальзамировали и мумифицировали. Над ним проводили погребальные обряды помогающие умершему воскреснуть в загробном мире.
Египтяне пытались философски осмыслить проблему жизни и смерти. Сильное желание бессмертия определило все их мировоззрение и сформировало древнеегипетскую культуру.
В культуре Древнего Египта заупокойный культ играл очень важную роль. Центром всего заупокойного культа являлась вера в загробную жизнь. В основе культа лежат представления о том, что умерший после погребения продолжает жизнь, подобную земной. Он нуждается в жилище, еде, напитках и т. д. Заупокойный культ состоял в обеспечении умершим всех необходимых жизненных благ. Часто в египетском обществе о социальном статусе человека судили по тому, какую он построил себе гробницу. Не было наверное в мире народа более серьезно относящегося к своей будущей смерти. Из выше сказанного известно, что именно гробница была жилищем умершего. Во времена Раннего и Древнего царств был высоко развит культ умерших в основном для царей и придворной знати. Гробницами фараонов были египетские пирамиды. Знать во времена Древнего царства строила себе гробницы вблизи усыпальницы своего повелителя. В науке такие гробницы известны под названием «мастаба». Со времени Нового царства усыпальницами становятся скальные гробницы. Стены усыпальницы были расписаны яркими, разноцветными фресками, воспроизводивший потусторонний мир. Тексты религиозно-магического содержания должны были обеспечить умершему повелителю страны вечную жизнь в потустороннем мире, в обществе богов. Так как фараон заключал в себе божественное и человеческое начало и поскольку предавалось погребению его человеческое естество, поэтому культ царя во многом был похож на культ умерших представителей знати, лишенных божественного начала. Заботились прежде всего о материальном благополучии фараона после смерти. Забота проявлялась не только в сооружении усыпальницы, но и в наиболее совершенных для того времени способах мумификации, в обрядах погребального ритуала, в заупокойных службах, в погребальном инвентаре. С древних времен саркофаги и гробы использовались для защиты тела умерших. В царских усыпальницах часто бывает несколько вставленных друг в друга гробов. Важное значение придавалось процедуре погребения. Особое место занимал обряд «отверзания уст и очей», смысл которого «оживить» мумию.
Не только фараон, а и любой простой египтянин с самого рождения начинал думать о своей будущей загробной жизни. Он приносил жертвы душам своих умерших родственников, заботился о сохранности их гробниц, строил свою будущую гробницу. Снабжать умершего провизией было важным условием. Родные и близкие усопшего должны внимательно следить, чтобы все обряды были должным образом соблюдены. Но со временем эта обязанность превратилась в обузу и египтяне стали наносить росписи на стены гробниц, изображая приятное время препровождение в загробной жизни. В Древнем царстве умерших помещали в деревянные гробы, у самых бедных египтян практиковалось погребение в ямы и песок. Сразу после смерти человека его родственники несли его в храм, где его длительное время бальзамировали. Во время бальзамирования все внутренние органы убирались, но сердце извлекалось и хоронилось вместе с умершим в особом сосуде (канопы). Канопа — ритуальный сосуд, в котором древние египтяне хранят органы. Канопы изготовляли в виде богов — сыновей Хора. Сердце должно было сыграть особую роль на будущем загробном суде. По верованиям египтян человек может получить воскрешение только во случае, если его тело - сах, будет в сохранности. Иногда делались скульптурные копии умершего на случай если тело погибнет. В этом случае эти скульптурки должны были стать заменой и жилищем для души умершего. Затем делались специальные фигурки - ушебти, которые должны были стать рабами умершего в загробном мире и выполнять за него всю работу. Возле умершего клали оружие, орудия труда, посуду - все, что могло ему понадобиться ему в будущей жизни. Представления египтян о загробной жизни как о подобии земной послужили причиной устойчивости ритуального характера заупокойного культа.
Список литературы:
1. Вейс Г. История культуры народов мира: в 2 т. / Зарождение мировой цивилизации. - М.: Изд-то Эксмо. Т. 1: Древний Египет. 2004. 144с.
6. Mercer S. A. B. The Pyramid Texts in Translation and Commentary. Vol. I. New York;
London; Toronto, 1952. P. VIII and 1–12. // Тексты Пирамид
/ Под общ. ред. Четверухина А.С.— Спб.: Журнал
«Нева», 2000. С.228-254. URL: http://dic.academic.ru/dic.
Информация о работе Заупокойный культ и мифология древних египтян