"Золотой" век русской культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 04:10, контрольная работа

Описание работы

ХIХ век уникален, многоаспектен, его этапами стали “золотой век” пушкинской поры, время нового взаимодействия народа и индвидума, когда человек оказывается в сложных трагических обстоятельствах разрушения великого уклада, вторжения техногенных структур в особую культуру России, что создавало внутреннюю динамику развития для нее, создает парадоксальный взрыв - взлет духа судьбы этноса в целом.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
1. Характеристики социокультурной эпохи. «Золотой» век русской культуры………………………………………………………………….4
2. Литературная классика………………………………………………….9
3. Классицизм и реализм, их проявления в литературе, архитектуре России XIX века………………………………………………………...16
4. Живопись в России XIX века………………………………………….23
5. Заключение……………………………………………………………...25
6. Список используемой литературы…………………………………….26

Файлы: 1 файл

контрольная работа.docx

— 45.03 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3

  1. Характеристики социокультурной эпохи. «Золотой» век русской культуры………………………………………………………………….4
  2. Литературная классика………………………………………………….9
  3. Классицизм и реализм, их проявления в литературе, архитектуре России XIX века………………………………………………………...16
  4. Живопись в России XIX века………………………………………….23
  5. Заключение……………………………………………………………...25
  6. Список используемой литературы…………………………………….26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В ХIХ веке в России произошли огромные политические преобразования, наиболее важное из которых, отмена крепостного права, существенно повлиявшее на  нравственный климат общества.

Передовые общественные деятели того времени рассматривали отмену крепостного  права как важнейшее условие  для нравственного развития  народа и страны, необходимую предпосылку  для борьбы за дальнейший прогресс. С падением крепостного права в сознание русского человека стала внедряться мысль о единстве и равноправии всех людей, о достоинстве всякой человеческой личности, о необходимости внимательного и гуманного отношения к ее нуждам и запросам. Освобождение личности от сословных, бытовых, семейных, религиозных пут становилось главной задачей поколения интеллигенции  во второй половине  XIX века. Реформы этого периода, вызвали чрезвычайно широкое демократическое движение, мощный духовный подъем русского  общества, стремление передовых деятелей того времени, активно участвовать в обновлении российской действительности, на править ее развитие в соответствии со своими представлениями и идеалами, породили надежду на скорую и полную гибель «прошлых времен». Важнейшим средством освобождения и развития личности  признавалось просвещение, распространение образования и культуры в народных  массах. С этим связано участие широких кругов интеллигенции в культурно-просветительской работе, создание воскресных  школ, возникновение специальных издательств, развитие педагогической журналистики и т.п.. Последовательная  разработка новых отраслей русской науки, в том числе педагогики и психологии.

    1. Характеристики социокультурной эпохи. «Золотой» век русской культуры

В истории тысячелетней культуры России ХIХ век занимает особое место. Это тот взлет Духа, тот культурный подъем, который справедливо может считаться великим российским Ренессансом. Сорок русских писателей того времени дали духовную пищу всему человечеству! ХIХ век уникален прежде всего своим философско-нравственным поиском свободы, справедливости, человеческого братства и всемирного счастья. Настало время объемного, научного подхода к русской культуре. ХIХ век это тот трагически-творческий “узел” в “колесе” русской истории и культуры, последствия которого становятся понятными лишь нашим современникам. Проблемы и поиски русской культуры этого этапа в их философско-нравственной и геополитической сути оказались в центре мировых духовно-культурных размышлений современности. XIХ век - многоаспектен, полифоничен: он и уникален, и во многом традиционен для христианско-православного древа русской культуры девяти веков, объединенных общенациональной русской идеей, основой и концентратом российского менталитета (тип сознания, мышления, деятельности, тип человека) с его нацеленностью на будущее (“звезду пленительного счастья”), со своеобразным мессианством и верой в особую миссию русского народа - объединителя великого евразийства. Именно в ХIХ веке русская идея получает различную трактовку, становится определенной “знаковой” системой самых разных общественных движений: от западников и славянофилов до либералов, народников, панславянистов и марксистов. ХIХ век в полной мере выразил синтезирующий, философско-моральный, соборно - собирательный характер русской культуры, ее патриотически-идеологический характер без которого она теряет свою почву и судьбу. Он проявляется везде - от вселенско-космических исканий до почти практических “инструкций” по ответам на извечные русские вопросы: “Зачем? Кто виноват? Что делать? А судьи кто?” Наконец, это время небывалого развития такой системы, как художественная культура, которая становится именно в ХIХ веке классической. Права была М. Цветаева, которая справедливо писала, что ее стихам как драгоценным винам настанет свой черед.

Сегодня вокруг русской культуры ХIХ  века идет острейшая идеологическая, политическая, культурно-духовная борьба. Наметилась опасная тенденция замены “плюса” на “минус”, одних имен на другие в угоду одностороннему, “черно-белому” подходу. Есть те кто объявляет духовный взлет ХIХ века лишь проявлением “бесконечного тупика” российской истории, ее круговращения”. Кое-кто просто поет русской культуре “отходную”, как бессмысленной, звавшей в никуда. Наконец, как о сфинксе, который будет загадкой для потомков, мыслящих уже в ином измерении постмодернизма, рассуждают о русской культуре ХIХ века герои “Пушкинского дома” А. Битова. ХIХ век и его культура уже “переписывались” много раз. Не пора ли подойти к ним объемно, осторожно как к величайшим ценностям духа, разобраться в их исканиях без узкоклассовых и групповых пристрастий? Учинять суд над культурой собственной Родины безнравственно, надо научиться извлекать из ее истории уроки.

ХIХ век как социокультурная  эпоха находится в ложном взаимодействии с исторической. “Линейное” время  и внутреннее движение здесь полностью  не совпадает. Это время формирования техногенного общества, вторгающегося  в патриархально-общинные структуры, что приводит к социальному напряжению. Идет постепенное разрушение сословно-дворянской культуры, новые импульсы к развитию получают разночинная и купеческая культуры, после 1861 года в новом качестве выступает крестьянство как социокультурный слой. Особую интегрирующую роль в шестидесятые годы начинает играть интеллигенция.

Между “золотым” и “серебряным” веками русской культуры находится  этап, который может быть охарактеризован  социокультурной доминантой - “народ и социум” (шестидесятые - семидесятые  годы). Именно на этом этапе завязываются те трагические “узлы” русской  истории и культуры, которые все  еще не развязанные и сегодня: устремленность к внешним изменениям, к ломке традиции, революционному решению назревших проблем, одиночество  интеллигенции и ее утопизм, исчерпанность  “цепи” насилий... ХIХ век - это и  надежда на сильную государственность  просвещенных монахов, которым истину “с улыбкой” говорит художник-философ, и европейские порядки, освоенные  и “привитые” России, и объединение  славян под руку России, и “ускорение”  истории, все еще патриархальной, страны и вера в “птицу-тройку”, способную своим завораживающим движением удивить и восхитить  другие народы и государства.

Ни один век не знал стольких теорий, учений, вариантов обновления и “спасения” России, никогда державу не сотрясали  столь многочисленные общественные движения - революционеров-разночинцев, нигилистов, анархистов, атеистов, богоискателей, народников, марксистов. ХIХ век - это  Пушкин и Чаадаев, Гоголь и Герцен, Хомяков и Аксаков, Сперанский и  Уваров, Ушинский и Михайловский, Чернышевский и Лавров, Достоевский и Толстой, Леонтьев, Соловьев. Эсхатология и  мессианство, философия истории  и апокалипсис, религиозная метафизика и атеизм философия ненасилия и террор, русский социализм и писк земного Града... Все это вместил трагический и невеликий ХIХ век.

ХIХ век как культурная эпоха - это и новый уровень переплавки европейского опыта в культурном диалоге столетий, и поиск себя в дилемме “Запад - Восток”. Особый путь российского евразиийства, сохранения “самосути” при любых попытках “воплощений” и пересадки культур, активно выразил их век. Его культурное пространство до отказа заполнилось  новыми направлениями и стилями. Неоантичность и постклассицизм, романтизм и реализм, глубины  метафизической психологии “зазеркалья” и символизм конца века; - все  это ложный, противоречивый контекст главного открытия. XIХ века - человека - сакрального и мирского в его cознании и деятельности, всеобщего  и личностного, вселенско-космического. Таким о6разом, ХIХ век уникален многоаспектен, его этапами стали  “золотой век” пушкинской поры, время  нового взаимодействия народа и индвидума, когда человек оказывается в  сложных трагических обстоятельствах  разрушения великого уклада, вторжения  техногенных структур в особую культуру России, что создавало внутреннюю динамику развития для нее, создает  парадоксальный взрыв - взлет духа судьбы этноса в целом.

Тип человека и русский менталитет ХIХ века. Никогда раньше и позже  его менталитет, его - внимание и  деятельность не достигают таких  трагических, апокалипсических глубин. Никогда его стремление достигнуть земного Града не было столь целеустремленным и настойчивым, никогда “бессистемная система”- Русского мудрствования не поднималась до таких великих художественных откровений, надолго опережая многие европейские открытия ХХ века. ХIХ век выразил со всей определенностью, что русская революция - явление не политическое, а метафизическое.

Консервативный характер политической культуры царской России, экономические  противоречия и взлет культуры. Особенности  русской культуры. Золотой век  русской культуры. Пушкин, Лермонтов  и Гоголь. Нравственные искания Толстого и Достоевского. Рассвет музыкальной  культуры: Глинка, Римский-Корсаков, Чайковский и др. Достижения русской науки. “Серебряный  век” русской культуры. “Мир искусства”, русский символизм. “Золотой век” русской философии. Увеличивается  число писателей поэтов, художников, композиторов, ученых из непривилегированных  сословий, в частности из крепостного  крестьянства, но преимущественно из среды разночинцев.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Литературная классика

В Х1Х в. ведущей областью русской  культуры становится литература, чему способствовала, прежде всего, ее тесная связь с прогрессивно- освободительной  идеологией. Ода Пушкина “Вольность”, его “Послание в Сибирь” декабристам  и “Ответ” на это послание декабриста Одоевского, сатира. Рылеева “ К  временщику” (Аракчееву), стихотворение  Лермонтова “На смерть поэта”, письмо Белинского к Гоголю являлись, по сути дела, политическими памфлетами, боевыми, революционными призывами, воодушевлявшими  передовую молодежь. Дух оппозиционности  и борьбы, присущий произведениям  прогрессивных писателей России, сделал русскую литературу той поры одной из активных общественных сил.

Даже на фоне всей богатейшей мировой  классики русская литература XIX века - исключительное явление. Можно было бы сказать, чего она подобна Млечному Пути, ясно выделяющемуся на усыпанном звездами небе, если бы некоторые из писателей, составивших ее славу, не походили скорее на ослепительные светила или на самостоятельные “ вселенные”. Одни только имена А. Пушкина, М. Лермонтова, Н. Гоголя, Ф. Достоевского, Л. Толстого сразу же вызывают представления об огромных художественных мирах, множестве идей и образов, которые по-своему преломляются в сознании все новых и новых поколений читателей. Впечатления, производимые этим “золотым веком” русской литературы, прекрасно выразил Манн, говоря о ее “необыкновенном внутреннем единстве и целостности”, “тесной сплоченности ее рядов, непрерывности ее традиций”.

А. Пушкин был основателем русского реализма, его роман в стихах “Евгений Онегин”, который В. Белинский назвал энциклопедией русской жизни, явился наивысшим выражением реализма в творчестве: великого поэта. Выдающимися образцами реалистической литературы являются историческая драма “Борис Годунов”, повести Капитанская дочка, “Дубровский ” и др. Мировое значение Пушкина связано с осознанием универсального значения созданной им традиции. Он проложил дорогу литературе М. Лермонтова, Н. Гоголя, И. Тургенева, Л. Толстого, Ф. Достоевского и А. Чехова, которая по плану сделалась не только фактом русской культуры, но и важнейшим моментом духовного развития человечества.

Традиции Пушкина продолжил  его младший современник, и преемник М. Лермонтов. Роман “Герой нашего времени”, во многом созвучный с пушкинским романом “Евгений Онегин”, считается  вершиной лермонтовского реализма. Творчество М. Лермонтова явилось высшей точкой развития русской поэзии послепушкинского периода и открыло новые пути в эволюции русской прозы. Его  основным эстетическим ориентиром является творчество Байрона и Пушкина  периода “южных поэм” (пушкинского  романтизма). Для русского “байронизма” (этого романтического индивидуализма) характерны культ титанических страстей и экстремальных ситуаций, лирическая экспрессия, сочетавшаяся с философским  самоуглублением. Поэтому понятно  тяготение Лермонтова к балладе, романсу, лиро-эпической поэме, в  которых особое место принадлежит  любви. Сильное влияние на последующую  литературу оказал лермонтовский метод  психологического анализа, “диалектики  чувств”.

В направлении от предромантических  и романтических форм к реализму развивалось и творчество Гоголя, которое оказалось решающим фактором последующего развития русской литературы. В его “Вечерах на хуторе близ Диканьки” художественно осуществлена концепция Малороссии - этого древнего славянского Рима - как целого материка на карте вселенной, с Диканькой как своеобразным его центром, как средоточием и национальной духовной специфики, и национальной судьбы. Вместе с тем Гоголь является основателем “натуральной школы” (школы критического реализма); не случайно 30-е - 40-е годы прошлого века Н. Чернышевский называл гоголевским периодом русской литературы. “Все мы вышли из “Шинели” Гоголя”, - образно заметил Достоевский, характеризуя влияние Гоголя на развитие русской литературы.

В начале ХХ в. Гоголь получает всемирное  признание и с этого момента  становится действующей и все  более возрастающей величиной мирового художественного процесса, постепенно осознается глубокий философский потенциал  его творчества.

Особого внимания заслуживает творчество гениального Л. Толстого, которое  знаменовало новый этап в развитии русского и мирового реализма, перебросило  мост между традициями классического  романа ХIХ в. и литературой ХХ в. Новизна и мощь толстовского реализма непосредственно связаны с демократическими корнями его искусства, его миросознания и его нравственных поисков, реализму Толстого свойственны особая правдивость, откровенность тона, прямота и, вследствие этого, сокрушительная сила и резкость в обнажении социальных противоречий. Особое явление в русской и  мировой литературе - роман “Война и мир”; в этом уникальном феномене искусства.

Толстой сочетал форму психологического романа с размахом и много-фигурностью  эпической фрески. Прошло более ста  лет со дня появления в печати первой части романа, много поколений читателей сменилось за это время. И неизменно “Войну и мир” читают люди всех возрастов - от юношей до стариков. Вечным спутником человечества назвал этот роман современный писатель Ю. Нагибин, ибо “Война и мир”, посвященная одной из губительнейших войн Х1Х в., утверждает нравственную идею торжества жизни над смертью, мира над войной, что приобрело колоссальную значимость в конце ХХ в.

Поражает поистине титанический характер нравственных исканий и другого  великого русского писателя - Достоевского, который в отличие от Толстого не дает анализа эпических масштабов. Он не дает описания происходящего, он заставляет “уходить в подполье”, дабы увидеть, что же происходит в  действительности, он заставляет нас  видеть себя в самом себе. Благодаря  потрясающей способности проникать  в самую человеческую душу Достоевский  одним из первых, если не самым первым, дал описание современного нигилизма. Его характеристика этого настроя  ума неизгладима, она до сих пор  завораживает читателя глубиной и необъяснимой точностью.

Достоевский искал избавления от нигилизма  не в самоубийстве и не в отрицании, а в утверждении и радости. Ответом нигилизму, которым болен  интеллигент, служит живительная “наивность”  Дмитрия Карамазова, бьющая через  край радость Алеши - героев романа “Братья Карамазовы”, В невинности простых людей - опровержение нигилизма. Мир Достоевского - это мир мужчин, женщин и детей, одновременно заурядных  и необычных. Одних обуревают  заботы, других сладострастие, одни бедны  и веселы, другие богаты и печальны. Это мир святых и злодеев, идиотов  и гениев, благочестивых женщин и  терзаемых своими отцами детей-ангелочков. Это мир преступников и добропорядочных граждан, но врата рая открыты всем: они могут спастись или обречь себя на вечное проклятие. В записных тетрадях Достоевского имеется самая сильная мысль, в которую сейчас все упирается, из которой все исходит: “бытие только тогда и есть, когда ему грозит небытие. Бытие только тогда и начинает быть, когда ему грозит небытие”. Миру грозит гибель, мир может - должен! - быть спасен красотой, красотой духовно-нравственного подвига - так прочитывается Достоевский сегодня, так заставляет нас прочитать его сама реальность нашего времени.

Информация о работе "Золотой" век русской культуры