"Золотой" век русской культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 04:10, контрольная работа

Описание работы

ХIХ век уникален, многоаспектен, его этапами стали “золотой век” пушкинской поры, время нового взаимодействия народа и индвидума, когда человек оказывается в сложных трагических обстоятельствах разрушения великого уклада, вторжения техногенных структур в особую культуру России, что создавало внутреннюю динамику развития для нее, создает парадоксальный взрыв - взлет духа судьбы этноса в целом.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
1. Характеристики социокультурной эпохи. «Золотой» век русской культуры………………………………………………………………….4
2. Литературная классика………………………………………………….9
3. Классицизм и реализм, их проявления в литературе, архитектуре России XIX века………………………………………………………...16
4. Живопись в России XIX века………………………………………….23
5. Заключение……………………………………………………………...25
6. Список используемой литературы…………………………………….26

Файлы: 1 файл

контрольная работа.docx

— 45.03 Кб (Скачать файл)

Господствующим направлением в  литературе и искусстве второй половины XIXв. был метод критического реализма, основополагающим принципом которого являлось правдивое отражение действительности и осмысление изображаемых явлений с точки зрения их соответствия общественному прогрессу. Русская литература отличалась не только критическим отношением к действительности, она разоблачала зло, искала пути борьбы с этим злом, выполняла общественно-преобразующую миссию. Идейная полнота, глубокое проникновение в

На рубеже веков критическим  реализмом было проникнуто также  творчество таких замечательных  писателей как В.В. Вересаев (1867-1945), который отразил в своих произведениях  духовные искания интеллигенции  в этот период.

Правдивое отражение действительности, осмысление ее с точки зрения соответствия общественному прогрессу, изображение, призванное помочь людям понять эту  действительность, отзывчивость на насущные вопросы, желание видеть народ свободным  и счастливым – вот, что отличало творчество писателей реалистов.

Литература России представлена не только произведениями русских писателей – она многонациональна. Передовые идеи, понимание истории, художественные средства писатели народов России черпали в русской классической литературе. Реалистическая литература 60-х годов с большим успехом развивала традиции Пушкина, Лермонтова, Гоголя и писателей натуральной школы. Она была представлена прозаиками и поэтами разных поколений, идейно-творческих позиций и разной степени дарования. В ее многообразии с большей отчетливостью, чем в предыдущий период, проявились две основные тенденции.

Необходимо отметить, что в развитии реалистической литературы, рассматриваются  два течения. Они нередко враждовали, по каждому из них и обоим вместе противостояли литературные течения, всецело связанные с либеральными политическим кругами. Первое из них  представляли авторы произведений так  называемой “обличительной” литературы, в критике русских порядков не поднимавшейся выше дозволенного. И  произведений, в которых “новые люди” изображались как приверженцы  теории и практики “малых дел”, т.е. мелочной реформаторской деятельности, не затрагивающей самих основ  существующего строя. Второе – реакционное  течение представляли авторы антинигилистских романов, где “новые люди” изображались явно клеветнически, как нравственные уроды и преступники.

Одним из главных мотивов лирики поэтов “чистого искусства” является мотив слияния с природой, погружения в ее тайны и красоту. Но сущность слияния и погружения они видят  не в постижении реальной жизни природы  и ее реальной красоты. Главное для  них – собственные сокровенные  чувства, раскрытие самих себя.

Гражданская поэзия демократов основывалась на традициях и принципах, нередко  прямо противоположных “чистой  поэзии”. Для нее огромное значение имел осмысленный с точки зрения новых задач освободительной борьбы опыт поэзии декабристов, проникнутой гражданским пафосом, поэзии Лермонтова с ее неукротимым духом протеста, поэзии Кольцова, связанной своими корнями с устным народным творчеством, сатирой Гоголя и свойственной ему патетикой. Новаторство поэтов – демократов неразрывно с идеей полного социального переустройства, ставшей для них “идеей века”, с революционно-критическим отношением  к действительности, диктуемым кровной близостью к народу и готовностью к любым жертвам во имя его счастья.

Многообразию мотивов поэтов –  демократов соответствует многообразие жанров поэзии. Особенно велики успехи поэтов этой школы в сатирической поэзии, составляющей важную часть  их наследия, в создании революционных  песен, завоевавших огромную популярность.

С развитием литературы неразрывно связана, живопись. Поворот русского изобразительного искусства к критическому реализму обозначился в конце 50-х  г.г. XIXв. Важнейшие  тенденции развития живописи определили художники, объединившиеся по инициативе И.Н. Крамского, Г.Г. Мясоедова, Н.Н., В.Г. Перова в Товарищество художественных передвижных выставок. Идейным вождем объединения стал И.Н. Крамской.

Цель Товарищества была определена как необходимость пропаганды живописи русских художников. Уже первая выставка картин передвижников в 1871г. показала, что сложилось новое направление  в живописи, для которого характерны отказ от академических канонов, переход к критическому реализму. Товарищество объединяло все талантливые  художественные силы России.

  1. Классицизм и реализм, их проявления в литературе и архитектуре России XIX века

Признаки реализма: 1. Художник изображает жизнь в образах, соответствующих  сути явлений самой жизни.

2. Литература в реализме является  средством познания человеком  себя и окружающего мира.

3. Познание действительности идет  при помощи образов, создаваемых  посредством типизации фактов  действительности (типические характеры  в типической обстановке). Типизация  характеров в реализме осуществляется  через «правдивость деталей»  в «конкретностях» условий бытия  персонажей.

4. Реалистическое искусство —  искусство жизнеутверждающее, даже  при трагическом разрешении конфликта.  Философское основание этому  — гностицизм, вера в познаваемость  и адекватное отражение окружающего  мира, в отличие, например, от романтизма.

5. Реалистическому искусству присуще  стремление рассматривать действительность  в развитии, способность обнаруживать  и запечатлевать возникновение  и развитие новых форм жизни  и социальных отношений, новых  психологических и общественных  типов.

              Реализм как литературное направление сформировался в 19 веке. Элементы реализма присутствовали у некоторых авторов и ранее, начиная с античных времен. Непосредственным предшественником реализма в европейской литературе являлся романтизм. Сделав предметом изображения необычное, создавая воображаемый мир особых обстоятельств и исключительных страстей, он (романтизм) одновременно показал личность более богатую в душевном, эмоциональном отношении, более сложную и противоречивую, чем это было доступно классицизму, сентиментализму и другим направлениям предшествующих эпох. Поэтому реализм развивался не как антагонист романтизма, но как его союзник в борьбе против идеализации общественных отношений, за национально-историческое своеобразие художественных образов (колорит места и времени). Между романтизмом и реализмом первой половины 19 века не всегда легко провести четкие границы, в творчестве многих писателей романтические и реалистические черты слились воедино.  В русской литературе это особо отчетливо отобразилось в произведениях Пушкина и Лермонтова (южные поэмы Пушкина и «Герой нашего времени» Лермонтова). В России, где основы реализма были еще в 1820 — 30-х гг. заложены творчеством Пушкина («Евгений Онегин», «Борис Годунов «Капитанская дочка», поздняя лирика), а также некоторых других писателей («Горе от ума» Грибоедова, басни И. А. Крылова), этот этап связан с именами И. А. Гончарова, И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова, А. Н. Островского и др. Реализм 19 века принято называть «критическим», так как определяющим началом в нем являлось именно социально-критическое. Обостренный социально-критический пафос — одна из основных отличительных черт русского реализма — «Ревизор», «Мертвые Души» Гоголя, деятельность писателей «натуральной школы». Реализм 2-ой половины 19 века достиг своих вершин именно в русской литературе, особенно в творчестве Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского, ставших в конце 19 века Центральными фигурами мирового литературного процесса. Они обогатили мировую литературу новыми принципами построения социально-психологического романа, философской и моральной проблематикой, новыми способами раскрытия человеческой психики в ее глубинных пластах.

Конец XVIII и начало XIX в. - это эпоха классицизма в русском зодчестве, наложившая яркий отпечаток на архитектурный облик обеих столиц и других городов.

Классицизм - европейское культурно-эстетическое течение, которое ориентировалось на античное (древнегреческое и древнеримское) искусство, на античную литературу и мифологию. В русской литературе век классицизма был сравнительно короток и неярок, в русской музыке почти не было классицизма, зато в живописи и, особенно в архитектуре он оставил подлинные шедевры.

Постройки в стиле классицизма  отличаются ясностью, уравновешенностью, четким и спокойным ритмом, выверенностью  пропорций. Главными законами архитектурной  композиции были симметрия, подчеркивание  центра, общая гармония частей и  целого. Парадный вход в здание располагался в центре и оформлялся в виде портика (выступающей вперед части здания с колоннами и фронтоном). Колонны  должны были по цвету отличаться от стен. Обычно колонны были белыми, стены - желтыми.

Еще в середине XVIII в. Петербург  был городом одиночных архитектурных  ансамблей, утопал в зелени усадеб и  был во многом похож на старую Москву. Затем началась регулярная застройка  города вдоль прорезавших его  проспектов, лучами расходившихся от Адмиралтейства. Петербургский классицизм - это архитектура не отдельных зданий, а целых проспектов и ансамблей, поражающих своей уравновешенностью, единством, гармоничностью.

Работа по упорядочению центра Петербурга началась с возведения здания Адмиралтейства по проекту Андреяна Дмитриевича  Захарова. В громадном здании архитектор выделил центральную башню. Ее динамичный вертикальный ритм как бы отталкивается от массивного кубического основания, переходит в меньший куб с легкой колоннадой, и затем стремительно взлетает золоченая игла с корабликом. Торжественно-мажорный ритм Адмиралтейства задал тон всей архитектуре города на Неве, а кораблик стал его символом.

Принципиальное значение имело  возведение в начале XIX в. здания Биржи  на стрелке Васильевского острова. Именно это здание должно было объединить ансамбли, сложившиеся вокруг самого широкого участка русла Невы. Проектирование Биржи и оформление стрелки было поручено французскому архитектору  Тома де Томону. В доработке проекта  участвовал А.Д. Захаров. Творческое содружество  архитекторов привело к блестящему решению задачи. Зеркало Невы объединило систему Петропавловекая крепость - стрелка Васильевского острова - Дворцовая набережная. Объем здания Биржи сравнительно невелик, но мощь его архитектурных форм в сочетании с ростральными колоннами позволила ему уверенно противостоять обширному пространству водной глади. Тема господства над водной стихией была развита и в дополняющей ансамбль монументальной скульптуре. Могучие фигуры, олицетворяющие главные реки России, были созданы скульпторами С.С. Пименовым, И.И. Теребеневым, В.И. Демут-Малиновским.

Невский проспект, главная магистраль Петербурга, приобрел вид цельного архитектурного ансамбля с постройкой в 1801-1811 гг. Казанского собора. Автор  проекта Андрей Никифорович Воронихин, сын крепостного крестьянина, взял за образец собор св. Петра в  Риме, творение великого Микеланджело. Использовав его мотивы, Воронихин  создал оригинальное архитектурное  произведение. Площадь перед Казанским собором, с двух сторон охваченная его колоннадой, стала одним из средоточии общественной жизни города. Во второй половине XIX в. здесь проводились митинги и демонстрации. В собор перенесли прах М. И. Кутузова. Перед собором были поставлены памятники Кутузову и Барклаю-де-Толли, выполненные Б. И. Орловским.

В 40-50-е годы XIX в. Невский проспект украсили бронзовые скульптуры Петра  Карловича Клодта “Укротители коней”, установленные на устоях Аничкова моста  через Фонтанку. Скульптуры Клодта в аллегорической форме раскрывают тему борьбы человека со стихийными силами природы и победы над ними. Еще  одна работа Клодта -- памятник Николаю I на Исаакиевской площади в Петербурге. Император изображен верхом на лошади. Лошадь пританцовывает, император неподвижен -- явный контраст с расположенным  невдалеке памятником Петру I.

Сорок лет, с 1818 по 1858 г., строился Исаакиевский собор в Петербурге -- самое большое  здание, возведенное в России в  первой половине XIX в. Внутри собора одновременно могут находиться 13 тысяч человек. Проект был разработан французским  архитектором Огюстом Монферраном. В оформлении внешнего вида и внутреннего  убранства собора принимали участие  скульптор П.К. Клодт и художник К.П. Брюллов. Собор должен был олицетворять мощь и незыблемость самодержавия, его тесный союз с православной церковью. Величественное здание собора производит сильное впечатление. И все же автора проекта и заказчиков нельзя не упрекнуть в определенной гигантомании, которая свидетельствовала о  вступлении классицизма в период кризиса.

По проекту Монферрана была возведена  и 47-метровая колонна из гранитного монолита на Дворцовой площади - памятник Александру I и одновременно - монумент в честь победы русского оружия в Отечественной войне 1812 г. Фигура ангела, держащего крест, была выполнена Б.И. Орловским.

Триумфальные мотивы Александровской  колонны были подхвачены в скульптурном убранстве знаменитой арки Главного штаба, охватившего Дворцовую площадь  с южной стороны. Вместе с тем  здание Главного штаба, построенное  по проекту К. И. Росси, как бы повторило  торжественно-мажорные мотивы Адмиралтейства, расположенного наискосок от него. Тем самым ансамбль Дворцовой  площади соединился с ансамблем  Адмиралтейского проспекта.

Карл Иванович Росси, сын итальянской  балерины, родился и жил в России. С его творчеством связаны  завершающие работы по формированию петербургских ансамблей. По проекту  Росси были построены здания Сената и Синода, Александрийского театра, Михайловского дворца (ныне - Русский музей). Не ограничиваясь возведением отдельных зданий, знаменитый маэстро перестраивал и переоформлял прилегающие к ним улицы и площади. Эти работы приобрели такой размах, что Росси одно время, казалось, был близок к осуществлению своей мечты - сделать целый город произведением искусства. Но в этом своем стремлении зодчий мало учитывал повседневные нужды живущих в городе людей, и его творения стали превращаться в грандиозные декорации, не очень связанные с протекающей на их фоне жизнью. В творчестве Росси русский классицизм переступил вершину своего развития.

Информация о работе "Золотой" век русской культуры