Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 19:28, контрольная работа
Отечественная война 1812 г. и связанный с ней патриотический подъем дали мощный толчок развитию русской национальной культуры. Наиболее образованным сословием в России было тогда дворянство. Большинство деятелей культуры этой поры-выходцы 113 дворян или люди, так или иначе связанные с дворянской культурой.
Целью данной работы является анализ Золотого века русской культуры.
Но Островский не только
рисует «темное царство» невежественных
купцов, взяточников-чиновников, доживающих
свой век паразитов из дворян. Уже
в драме «Гроза» он вывел женский
характер, полный нравственной силы и
честности, неспособный к примирению
с рабством, протестующий против него.
В пьесах «Последняя жертва», «Бесприданница»,
«Таланты и поклонники» Островский
показал трагическую судьбу женщины
в мире богатых и бедных, господ
и рабов. С беспощадным презрением
изображает драматург ничтожных
дворян, вынужденных отступить перед
дельцами нового типа. Победителем
оказывается цивилизованный буржуа,
трезвый, умный и безжалостный. Показывая
его энергию и хватку, Островский
противопоставляет ему
Островский - народный драматург в подлинном и глубоком смысле этого слова. Его народность проявляется и в непосредственной связи его искусства с фольклором - народными песнями, пословицами и поговорками, составляющими даже названия его пьес, и в правдивом, проникнутом демократической тенденцией изображении народной жизни, и в необычайной выпуклости, рельефности созданных им образов, облеченных в доступную и демократическую форму и адресованных народному зрителю.
Иван Сергеевич Тургенев (1818-1883) начал свою литературную деятельность в 40-е годы, когда в русской общественной жизни еще окончательно не размежевались либеральная и демократическая тенденции. Он испытал на себе благотворное влияние идей Белинского. В очерках, которые Тургенев печатал на страницах «Современника» под общим названием «Записки охотника» (1847-1852 гг.), показано бесчеловечное угнетение крестьян при крепостном праве. В романах «Рудин» (1856г.) и «Дворянское гнездо» (1859г.) писатель изображает передового представителя дворянства, чувствующего глубокую неудовлетворенность окружающей его средой, но не находящего в себе энергии, чтобы порвать с ней и стать борцом против нее. Как Пушкин в «Евгении Онегине», послужившем прообразом для этих романов, Тургенев сталкивает своего «лишнего человека» с женщиной, обладающей сильным нравственным складом. Тонкость и глубина психологического анализа, проникновенное изображение русской природы, классическая завершенность стиля делают эти романы превосходными произведениями русской и мировой литературы.
Тургенев не ограничился изображением «лишних людей». В романе «Накануне» (1860 г.) он показал болгарского революционера Инсарова, за которым самозабвенно пошла русская девушка Елена Стахова. Но Тургенев искал героя, сложившегося на русской почве и посвятившего себя служению России. Такой образ он нашел в лице разночинца Базарова, изображенного им в романе «Отцы и дети» (1862г.). Базаров отрицает поэзию и возвышенные чувства, которыми гордятся представители дворянской среды (поэтому он в их глазах - «нигилист», отрицатель), он думает, что главная задача состоит в распространении естественных наук. Хотя некоторые черты Базарова коробят писателя, Тургенев изображает все же своего героя как глубокую и трагическую личность, истинного гиганта рядом с мелкими фигурами образованных помещиков.
В последние годы своей жизни писатель почти постоянно жил за границей. Он выступал на Западе в роли пропагандиста русской литературы; его собственные произведения во многом способствовали ее мировому влиянию.
Выдающийся русский романист
Иван Александрович Гончаров (1812-1891)
разделял с русскими просветителями
вражду к крепостному праву и
веру в то, что его уничтожение
принесет благоденствие России. Однако
по своим политическим воззрениям Гончаров
склонялся к либерально-
Лучшим созданием Гончарова является роман «Обломов». В образах Ильи Ильича Обломова и его слуги Захара он воплотил типы патриархального барина и слуги крепостной эпохи. Гончаров наделил Обломова умом, талантом, благородными намерениями, но все это еще резче оттеняет паразитизм, инертность патриархального уклада помещичьей жизни, подавившего в конце концов все лучшие задатки героя. Последний роман Гончарова «Обрыв» появился в 1869 г. В «Обрыве» сказалось враждебное отношение писателя к революционной демократии, но и в этой книге создан ряд ярких образов представителей старой патриархально-помещичьей России.
Художник огромного таланта, Федор Михайлович Достоевский (1821-1881) был сложным и противоречивым писателем. Он создал непревзойденные по силе и выразительности картины страданий людей под гнетом капитализма, но отвергал революционный путь и в течение многих лет вел ожесточенную борьбу против идей революционно-демократического лагеря.
Достоевский вступил в
литературу как представитель «натуральной
школы», продолжая традиции Пушкина
и Гоголя. Его первая повесть «Бедные
люди» (1846г.) была восторженно встречена
Белинским. В этой повести Достоевский
с глубоким сочувствием изображает
страдания «бедных людей», живущих
в большом городе, защищает достоинство
простого человека, показывает его
превосходство над
Молодой Достоевский состоял
в кружке Петрашевского и был
приговорен в 1849 г. к смертной казни,
замененной каторгой. После отбытия
каторги его зачислили на военную
службу рядовым. Именно в эти годы
писатель пережил внутренний надлом.
Он разочаровался в идеях
Но и в этот период своего творчества Достоевский создает произведения огромного критического размаха, изображает кричащие противоречия пореформенной России. Такова его книга «Записки из мертвого дома» (1861--1862 гг.), в которой показаны страдания людей на царской каторге.
Крупнейшее произведение
Достоевского-роман «
Реакционные взгляды Достоевского
уже отчетливо сказались в
этой книге, Писатель считает, что буржуазный
индивидуализм характерен для представителей
революционного лагеря и выдает индивидуалиста
за революционера. Развенчивая его,
Достоевский хочет развенчать в
его лице и все революционное
движение. С другой стороны, эгоизму
и «наполеоновскому» принципу подавления
слабых Достоевский может
Свой положительный идеал, идеал нравственно прекрасного человека Достоевский воплотил в романе «Идиот» (1868 г.). В этой книге также дано изображение жестокости, эгоизма, изуверства господствующих буржуазно-дворянских кругов. Им противопоставлен положительный герой, воплощение кротости, сочувствия человеческим страданиям, с чертами Дон-Кихота. Он беспомощен в борьбе с социальным злом, но тем не менее представляет единственное начало, которое можно выдвинуть против жестокости современной жизни.
Творчество Достоевского
получило мировое признание. Его
реакционные идеи, его высказывания
о том, что в сознании человека
господствуют темные, эгоистические
инстинкты, которые надо подавлять
при помощи религиозного смирения,
использовались идеологами господствующих
классов для реакционной
Лев Николаевич Толстой (1828-1910)
занимает выдающееся место в ряду
деятелей мировой культуры. Толстой
происходил из высшей дворянской знати,
но он порвал со своим классом и
выступил как выразитель идей и настроений
многомиллионного русского крестьянства,
воплотив в своем творчестве и
его ненависть к
Служба в армии на Кавказе
и в Крыму, участие в героической
обороне Севастополя сблизили Толстого
с народной массой, с крестьянами,
одетыми в солдатские' шинели. В
ряде произведений, посвященных войне
на Кавказе, и в своих замечательных
«Севастопольских рассказах» (1855-1856 гг.)
Толстой нарисовал картины
Роман «Война и мир» (1863-1869 гг.) - грандиозная эпопея народной войны против Наполеона, величайшее произведение не только русской, но и мировой литературы. Толстой показал здесь все русское общество, создал широкую картину русской жизни. Изображая титулованную аристократию, Толстой обрисовал ее эгоизм и карьеризм, лицемерие и паразитизм, преданность суетным делам. Он противопоставил ей тех представителей дворянства, которые чувствуют связь с национальными основами народной жизни или пытаются понять сложные противоречия действительности и найти свое место в дни великого народного бедствия.[ Маркова А.Н.
Толстой вывел в своем
романе многочисленных русских людей,
мужественно и скромно
Но в «Войне и мире»
сказались и реакционные
Толстой - гениальный психолог, мастер изображения народной жизни-уже в рассматриваемый период представляет собой одну из вершин, до которых поднялась мировая литература.
3. Живопись
Официальным направлением в живописи первой половины XIX века был классицизм. Достижениями академического классицизма были глубокие знания Европейской культуры прошлого, прекрасное владение рисунком, высокое мастерство в создании комплекции.
Большую роль в этом завоевании
реального мира искусством, в усилении
эмоционального, лирического начала
играл романтизм, особенно заметно
проявивший себя в портретной и пейзажной
живописи. Плодотворное развитие в
этот период получает бытовой жанр.
Отмеченные чертами романтизма портреты
работы О.А. Кипренского (1782-1836) выделяются
среди современных ему
Развитие живописи и графики в начале ХIХв. определялось реалистическими исканиями, стремлением художников к непосредственным жизненным наблюдениям, что отражало общий процесс приближения искусства к действительности. Сломав старые, условные и ограниченные рамки художественного творчества, установленные классицистической эстетикой, живописцы и графики этого времени подходят к более свободному и широкому, порой окрашенному душевной взволнованностью восприятию и постижению окружающей природы и человека.
В 30-50-е годы обострение общественных противоречий после разгрома восстания декабристов, гнет реакции и в то же время не прекращавшиеся искания передовыми людьми путей дальнейшего развития России, вызревание революционно-демократической идеологии обусловили сложный характер искусства.
Классицизм
в этот период окончательно утрачивает
свои прогрессивные стороны, вырождаясь
в реакционный академизм. На почве
отрицания самодержавного строя
и вместе с тем разочарования
в возможности близких
4.Архитектура
Характерная
черта зодчества того времени - создание
крупных архитектурных
После пожара 1882 года вновь была отстроена Москва в традициях классицизма и ампира. Архитектурным сооружениям Москвы того времени были свойственны черты лиризма, интеллигентности, простоты и ухода.
Но
затем на смену классицизму и
ампиру пришли различные эклектические
течения, в том числе русско-
В
архитектуре 30--50-х годов господствует
стиль позднего классицизма, но в
нем нарастают черты казенного
холода и абстракции. Сооружения этого
времени отличаются нарушением прежнего
гармонического соотношения форм и
в ряде случаев перегружены