Золотой век в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 19:28, контрольная работа

Описание работы

Отечественная война 1812 г. и связанный с ней патриотический подъем дали мощный толчок развитию русской национальной культуры. Наиболее образованным сословием в России было тогда дворянство. Большинство деятелей культуры этой поры-выходцы 113 дворян или люди, так или иначе связанные с дворянской культурой.
Целью данной работы является анализ Золотого века русской культуры.

Файлы: 1 файл

культурология.docx

— 41.05 Кб (Скачать файл)

Но Островский не только рисует «темное царство» невежественных купцов, взяточников-чиновников, доживающих свой век паразитов из дворян. Уже  в драме «Гроза» он вывел женский  характер, полный нравственной силы и  честности, неспособный к примирению с рабством, протестующий против него. В пьесах «Последняя жертва», «Бесприданница», «Таланты и поклонники» Островский показал трагическую судьбу женщины  в мире богатых и бедных, господ и рабов. С беспощадным презрением изображает драматург ничтожных  дворян, вынужденных отступить перед  дельцами нового типа. Победителем  оказывается цивилизованный буржуа, трезвый, умный и безжалостный. Показывая  его энергию и хватку, Островский противопоставляет ему интеллигента-разночинца, защищающего демократические идеалы.

Островский - народный драматург  в подлинном и глубоком смысле этого слова. Его народность проявляется  и в непосредственной связи его  искусства с фольклором - народными  песнями, пословицами и поговорками, составляющими даже названия его  пьес, и в правдивом, проникнутом  демократической тенденцией изображении  народной жизни, и в необычайной выпуклости, рельефности созданных им образов, облеченных в доступную и демократическую форму и адресованных народному зрителю.

Иван Сергеевич Тургенев (1818-1883) начал свою литературную деятельность в 40-е годы, когда в русской  общественной жизни еще окончательно не размежевались либеральная и  демократическая тенденции. Он испытал на себе благотворное влияние идей Белинского. В очерках, которые Тургенев печатал на страницах «Современника» под общим названием «Записки охотника» (1847-1852 гг.), показано бесчеловечное угнетение крестьян при крепостном праве. В романах «Рудин» (1856г.) и «Дворянское гнездо» (1859г.) писатель изображает передового представителя дворянства, чувствующего глубокую неудовлетворенность окружающей его средой, но не находящего в себе энергии, чтобы порвать с ней и стать борцом против нее. Как Пушкин в «Евгении Онегине», послужившем прообразом для этих романов, Тургенев сталкивает своего «лишнего человека» с женщиной, обладающей сильным нравственным складом. Тонкость и глубина психологического анализа, проникновенное изображение русской природы, классическая завершенность стиля делают эти романы превосходными произведениями русской и мировой литературы.

Тургенев не ограничился  изображением «лишних людей». В романе «Накануне» (1860 г.) он показал болгарского  революционера Инсарова, за которым  самозабвенно пошла русская девушка  Елена Стахова. Но Тургенев искал героя, сложившегося на русской почве и посвятившего себя служению России. Такой образ он нашел в лице разночинца Базарова, изображенного им в романе «Отцы и дети» (1862г.). Базаров отрицает поэзию и возвышенные чувства, которыми гордятся представители дворянской среды (поэтому он в их глазах - «нигилист», отрицатель), он думает, что главная задача состоит в распространении естественных наук. Хотя некоторые черты Базарова коробят писателя, Тургенев изображает все же своего героя как глубокую и трагическую личность, истинного гиганта рядом с мелкими фигурами образованных помещиков.

В последние годы своей  жизни писатель почти постоянно  жил за границей. Он выступал на Западе в роли пропагандиста русской  литературы; его собственные произведения во многом способствовали ее мировому влиянию.

Выдающийся русский романист Иван Александрович Гончаров (1812-1891) разделял с русскими просветителями вражду к крепостному праву и  веру в то, что его уничтожение  принесет благоденствие России. Однако по своим политическим воззрениям Гончаров склонялся к либерально-консервативной позиции. Романы Гончарова «Обыкновенная история» (1847 г.) и «Обломов» (1859г.) появились до 1861г., т.е. до окончательного размежевания либеральных и демократических тенденций. Как и Тургенев, Гончаров испытал на себе влияние Белинского. В «Обыкновенной истории» он осмеял дворянский романтизм, праздность и беспочвенность дворянских мечтателей.

Лучшим созданием Гончарова  является роман «Обломов». В образах  Ильи Ильича Обломова и его слуги  Захара он воплотил типы патриархального  барина и слуги крепостной эпохи. Гончаров наделил Обломова умом, талантом, благородными намерениями, но все это  еще резче оттеняет паразитизм, инертность патриархального уклада помещичьей жизни, подавившего в конце концов все лучшие задатки героя. Последний роман Гончарова «Обрыв» появился в 1869 г. В «Обрыве» сказалось враждебное отношение писателя к революционной демократии, но и в этой книге создан ряд ярких образов представителей старой патриархально-помещичьей России.

Художник огромного таланта, Федор Михайлович Достоевский (1821-1881) был сложным и противоречивым писателем. Он создал непревзойденные  по силе и выразительности картины  страданий людей под гнетом капитализма, но отвергал революционный путь и  в течение многих лет вел ожесточенную борьбу против идей революционно-демократического лагеря.

Достоевский вступил в  литературу как представитель «натуральной школы», продолжая традиции Пушкина  и Гоголя. Его первая повесть «Бедные  люди» (1846г.) была восторженно встречена  Белинским. В этой повести Достоевский  с глубоким сочувствием изображает страдания «бедных людей», живущих  в большом городе, защищает достоинство  простого человека, показывает его  превосходство над представителями  аристократии. Но уже в этой повести  проявились в зародыше некоторые  черты будущих воззрений Достоевского. Он не видит в «маленьком человеке»  способности к протесту и борьбе, не верит в возможность активного  воздействия на действительность.

Молодой Достоевский состоял  в кружке Петрашевского и был  приговорен в 1849 г. к смертной казни, замененной каторгой. После отбытия  каторги его зачислили на военную  службу рядовым. Именно в эти годы писатель пережил внутренний надлом. Он разочаровался в идеях революционной  интеллигенции, объявил революционеров людьми, далекими от народа, и призвал  обратиться к народной правде, основой  которой считал смирение, долготерпение, простодушную веру. Возвратившись из ссылки, Достоевский как публицист и писатель неоднократно вступал в полемику со сторонниками революционного лагеря, писал против них памфлеты, пародировал их.

Но и в этот период своего творчества Достоевский создает  произведения огромного критического размаха, изображает кричащие противоречия пореформенной России. Такова его  книга «Записки из мертвого дома» (1861--1862 гг.), в которой показаны страдания  людей на царской каторге.

Крупнейшее произведение Достоевского-роман «Преступление  и наказание» (1866г.). В нем выведен  человек, проникнутый сознанием  своей исключительности, презрением к массе и уверенностью в своем  праве нарушать моральные нормы. Достоевский развенчивает этого  индивидуалиста и вскрывает внутренний крах его устремлений. Роман дает потрясающее по силе изображение  нищеты и страданий людей при  капитализме, показывает распад личности и семьи, унижение и поругание  человеческого достоинства.

Реакционные взгляды Достоевского уже отчетливо сказались в  этой книге, Писатель считает, что буржуазный индивидуализм характерен для представителей революционного лагеря и выдает индивидуалиста за революционера. Развенчивая его, Достоевский хочет развенчать в  его лице и все революционное  движение. С другой стороны, эгоизму  и «наполеоновскому» принципу подавления слабых Достоевский может противопоставить только мораль смирения, покорности и  кроткой веры.

Свой положительный идеал, идеал нравственно прекрасного  человека Достоевский воплотил в  романе «Идиот» (1868 г.). В этой книге  также дано изображение жестокости, эгоизма, изуверства господствующих буржуазно-дворянских кругов. Им противопоставлен положительный  герой, воплощение кротости, сочувствия человеческим страданиям, с чертами  Дон-Кихота. Он беспомощен в борьбе с социальным злом, но тем не менее представляет единственное начало, которое можно выдвинуть против жестокости современной жизни.

Творчество Достоевского получило мировое признание. Его  реакционные идеи, его высказывания о том, что в сознании человека господствуют темные, эгоистические  инстинкты, которые надо подавлять  при помощи религиозного смирения, использовались идеологами господствующих классов для реакционной пропаганды. Но, как великий реалист и страстный  обличитель капитализма, Достоевский служит своим искусством прогрессивному человечеству.

Лев Николаевич Толстой (1828-1910) занимает выдающееся место в ряду деятелей мировой культуры. Толстой  происходил из высшей дворянской знати, но он порвал со своим классом и  выступил как выразитель идей и настроений многомиллионного русского крестьянства, воплотив в своем творчестве и  его ненависть к господствующему  помещичье-буржуазному режиму, и  его незнание путей борьбы, политическую неразвитость, апелляцию к богу, наивные представления о возможности  «непротивления злу». В биографической трилогии «Детство, отрочество и юность» (1851-1856 гг.) главный герой Николенька Иртеньев принадлежит к числу  тех нравственно чутких людей  из господствующего класса, которые  остро чувствуют социальную несправедливость и ложь окружающей жизни. Образ такого человека, мучительно ищущего правды, желающего разобраться в происходящем, проходит через все творчество Толстого.

Служба в армии на Кавказе  и в Крыму, участие в героической  обороне Севастополя сблизили Толстого с народной массой, с крестьянами, одетыми в солдатские' шинели. В  ряде произведений, посвященных войне  на Кавказе, и в своих замечательных  «Севастопольских рассказах» (1855-1856 гг.) Толстой нарисовал картины войны, свободные от фальшивой батальной  героики, и изобразил величие  русского солдата, выполняющего свой долг просто и спокойно, без позы и  громких фраз.

Роман «Война и мир» (1863-1869 гг.) - грандиозная эпопея народной войны  против Наполеона, величайшее произведение не только русской, но и мировой литературы. Толстой показал здесь все  русское общество, создал широкую  картину русской жизни. Изображая  титулованную аристократию, Толстой  обрисовал ее эгоизм и карьеризм, лицемерие и паразитизм, преданность  суетным делам. Он противопоставил  ей тех представителей дворянства, которые чувствуют связь с  национальными основами народной жизни  или пытаются понять сложные противоречия действительности и найти свое место  в дни великого народного бедствия.[ Маркова А.Н.

Толстой вывел в своем  романе многочисленных русских людей, мужественно и скромно совершающих  великие подвиги. Эти люди представляют народную Россию, которая бесконечно далека от фальшивой жизни господствующих классов. Величие полководца Кутузова Толстой также видит в его  отчужденности от узких интересов  господствующих верхов и в близости к народу. Россия победила в войне 1812 г. потому, что война эта носила патриотический, общенародный характер.

Но в «Войне и мире»  сказались и реакционные стороны  воззрений Толстого. Защищая мысль  о невозможности активного и  сознательного руководства военными операциями, он приписывает Кутузову фаталистическую пассивность и  невмешательство в стихийный  ход событий. Ложная идея Толстого проявилась и в том, что образ Кутузова внутренне связан в романе с образом  крестьянина Платона Каратаева, олицетворяющего смирение и христианскую покорность судьбе.

Толстой - гениальный психолог, мастер изображения народной жизни-уже  в рассматриваемый период представляет собой одну из вершин, до которых  поднялась мировая литература.

 

3. Живопись

Официальным направлением в  живописи первой половины XIX века был  классицизм. Достижениями академического классицизма были глубокие знания Европейской  культуры прошлого, прекрасное владение рисунком, высокое мастерство в создании комплекции.

Большую роль в этом завоевании реального мира искусством, в усилении эмоционального, лирического начала играл романтизм, особенно заметно  проявивший себя в портретной и пейзажной  живописи. Плодотворное развитие в  этот период получает бытовой жанр. Отмеченные чертами романтизма портреты работы О.А. Кипренского (1782-1836) выделяются среди современных ему произведений портретного искусства одухотворенностью  и пленительной простотой образов. В портретах О.А. Кипренского (1782-1836) отразилось влияние романтизма и  в то же время в них наглядны элементы реализма, взгляд на человека как на независимую личность. Основоположник реализма в живописи стал П.А. Федотов (1815-1852) создатель картин «Свежий  кавалер», «Разборчивая невеста», «Игрок».

Развитие  живописи и графики в начале ХIХв. определялось реалистическими исканиями, стремлением художников к непосредственным жизненным наблюдениям, что отражало общий процесс приближения искусства к действительности. Сломав старые, условные и ограниченные рамки художественного творчества, установленные классицистической эстетикой, живописцы и графики этого времени подходят к более свободному и широкому, порой окрашенному душевной взволнованностью восприятию и постижению окружающей природы и человека.

В 30-50-е годы обострение общественных противоречий после разгрома восстания  декабристов, гнет реакции и в  то же время не прекращавшиеся искания  передовыми людьми путей дальнейшего  развития России, вызревание революционно-демократической  идеологии обусловили сложный характер искусства.

Классицизм  в этот период окончательно утрачивает свои прогрессивные стороны, вырождаясь в реакционный академизм. На почве  отрицания самодержавного строя  и вместе с тем разочарования  в возможности близких социальных перемен, охватившего многие круги  русского общества, а также с появлением новых философских воззрений  значительное распространение получает романтизм, приобретающий по сравнению  с началом XIX в. более противоречивый характер. Наряду с этим новое, сурово-объективное  восприятие действительности порождало  углубленные реалистические стремления, осуществлявшиеся подчас в рамках того же романтизма (в его передовых  проявлениях). Но уже к 40-м годам  происходит отчетливое изживание романтических  тенденций, утверждение последовательно  реалистических принципов в искусстве.

4.Архитектура

Характерная черта зодчества того времени - создание крупных архитектурных ансамблей, что особо проявлялось в Петербурге, многие квартиры, многие квартиры, которые  поражают удивительной гармонией и  единством. По проекту Захарова было возведено Адмиралтейство. На Невском  проспекте Воронихиным построен Казанский собор, по проекту А.А. Монферрана (1786-1858) создан Исаакиевский собор.

После пожара 1882 года вновь была отстроена  Москва в традициях классицизма  и ампира. Архитектурным сооружениям  Москвы того времени были свойственны  черты лиризма, интеллигентности, простоты и ухода.

Но  затем на смену классицизму и  ампиру пришли различные эклектические  течения, в том числе русско-византийский стиль.

В архитектуре 30--50-х годов господствует стиль позднего классицизма, но в  нем нарастают черты казенного  холода и абстракции. Сооружения этого  времени отличаются нарушением прежнего гармонического соотношения форм и  в ряде случаев перегружены декоративным убранством. В скульптуре заметно  усиливаются бытовые черты. В  наиболее значительных монументах - памятниках Кутузову и Барклаю де Толли Б.И. Орловского и в изваяниях. П.К. Клодта (фигуры коней на Аничковом мосту) -- сказывается желание сочетать классическую строгость и монументальность с новыми приемами реалистической характеристики образа.

Информация о работе Золотой век в России