Золотой век в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 19:28, контрольная работа

Описание работы

Отечественная война 1812 г. и связанный с ней патриотический подъем дали мощный толчок развитию русской национальной культуры. Наиболее образованным сословием в России было тогда дворянство. Большинство деятелей культуры этой поры-выходцы 113 дворян или люди, так или иначе связанные с дворянской культурой.
Целью данной работы является анализ Золотого века русской культуры.

Файлы: 1 файл

культурология.docx

— 41.05 Кб (Скачать файл)

5.Музыка

Традиции  русской музыкальной культуры сложились  к концу XVIII века. Композиторы А.А, Алябьев (1787-1851), А.Е. Варламов (1801-1848), А.Л. Гурилев (1803-1858), Н.А. Витов (1800-1875) в первой половине XIX века создали замечательные произведения камерного жанра. Представитель романтического направления в музыке А.Н. Верстовский (1799-1862) создал оперу «Аскольдова могила», пользующаяся и поныне большой популярностью. Основоположником русской классической музыке был М.И. Глинка (1804-1857). По значению вклада в развитии музыкальной культуре Глинка занимает место равное Пушкину в литературе. Он заложил основы двух главных направлений отечественной оперной классики: народные музыкальные драмы и оперы, сказки эпического жанра. Его стиль был истинно русским в мелодическом звучании и выражении дум, чаяний и миропонимания народа.

Творчество  Глинки - великолепное начало классического  периода русской музыки. Историческая заслуга Глинки заключается, прежде всего, в глубоком понимании задач  народности и реализма. В своем  искусстве он выразил коренные черты  русского национального характера, лучшие стремления, думы и чаяния своего народа. Творчески усвоив передовые  достижения западноевропейской культуры, он сумел стать великим национальным художником, певцом своей родины. Народная песня явилась для него не только творческим материалом, но и основой  музыкального мышления, определившей характерные черты классического  «глинкинского» стиля. Сущность эстетики Глинки выражена в его известных словах: «Создает музыку народ, а мы, художники, только ее аранжируем».

Глинка  ярко проявил себя и в области  камерной лирики. Его романсам присущи  типичные черты его стиля: пластичность и ясность широкой, распевной  мелодии, законченность и стройность композиции. В своем стремлении к  художественному совершенству формы  Глинка сближается с Пушкиным. Поэтическая  мысль находит у него неповторимо  прекрасное, стройное, ясное выражение. Подобно Пушкину, Глинка может быть назван «поэтом действительности» (Белинский). В русское музыкальное  искусство он внес высокое, подлинно реалистическое содержание, огромную силу художественного обобщения.

В 60-х годах русская музыка вступает в полосу своей зрелости и всестороннего  расцвета. В новых исторических условиях пореформенной России наступает  подъем музыкально-общественной жизни. Усилиями выдающихся музыкантов-просветителей - М.А. Балакирева, А.Г. и Н.Г. Рубинштейнов - создаются музыкальные организации  нового типа, первые русские консерватории. В трудах крупнейших ученых-искусствоведов В. В. Стасова и А.Н. Серова закладываются  прочные основы классического русского музыкознания.

Идейно-художественные принципы глинкинской школы находят плодотворное развитие в творчестве великих композиторов нового поколения: Чайковского, Мусоргского, Бородина, Римского-Корсакова. Их деятельность, начавшаяся в 60-х годах, ознаменовала высший подъем русской музыки, кульминацию ее исторического пути уже в следующий период.

Заключение.

Я считаю, что ни один из предшествующих периодов русской истории не знал такого бурного расцвета культуры, как XIX век, начавшийся с творчества гениального Пушкина. Феноменальный  взлет духовной культуры России означал  достижения высочайших вершин в литературе, музыке, живописи, истории и философии. Это позволяет назвать XIX век «золотым веком» русской культуры, которая  приобрела всемирное значение. В  развитии культуры XIX века выделяют два  этапа. Первый охватывает время с  начала столетия до 1861 года. В этот период культурные достижения были сосредоточены  в дворянской среде, именно этот класс  был носителем культуры. В образном и культурном уровне между привилегированными сословиями и трудовым народом существовал  огромный разрыв. К тому же культурная жизнь России была полноценна лишь в столицах, а в провинции и  окраинах находились в культурном застое. Второй этап охватывает 60-80-е гг. XIX века. Это время развития капитализма, потребовавшее решение теоретических  и практических задач образования  и науки. Особое место в конце XIX века заняла литература. Развиваясь по различным направлениям (равно  как и другие виды искусства), ведущим  из которых был критический реализм. Она отличилась гуманизмом, подлинной  народностью, социальной заостренностью, вниманием к нелегкой судьбе «маленького  человека», что было созвучно настроениями частного российского общества. Поэтому  произведения Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Достоевского, Толстого составили золотой фонд мировой  литературы прошлого.

Итак, XIX в. явился временем окончательного формирования русской национальной культуры и  русской нации как общности людей, складывающейся в процессе развития капиталистических отношений. Гуманистические  представления воплотились во всех направлениях русской культуры, обозначив  внесословную ценность личности как  доминанту. Социальные преобразования и патриотический подъем изменили духовный облик населения, его быт, условия  жизни, рост культурных потребностей. Россия вышла в мировое культурное сообщество с неоспоримым преимуществом, собственной национальной культур.

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Золотой век в России