Агрессивное телевидение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 22:07, реферат

Описание работы

Цель данной работы: выявление проблем современного российского телевидения.
Задачи исследования:
1) Рассмотреть развитие телевидения в России.
2) Изучить влияние телевидения на социальное поведение.
3) Проанализировать функции современного российского телевидения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
3-4
§1. Пришествие телевидения
5-8
§2. Влияние телевидения на социальное поведение
9-12
§3. Влияние телевидения на социализацию подрастающего поколения
13-20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
21-22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

социология.doc

— 108.50 Кб (Скачать файл)

     Социальные психологи сообщают: показ подобных сцен, где мужчина берет верх над женщиной, подавляет ее, а она при этом возбуждается, может: 1) искажать представление о том, как женщина в действительности реагирует на сексуальное принуждение; 2) повышать агрессивность мужчин по отношению к женщинам — по крайней мере, так это происходит при проведении экспериментов в лабораторных условиях.

     Если наблюдение  за агрессивной моделью поведения  может спровоцировать агрессивность  детей и научить их новым  способам ее проявления, то не  воздействует ли на них подобным  образом и просмотр агрессивных сцен, демонстрируемых по телевидению? [7]

     Обратимся  к некоторым фактам, касающимся  телевидения:  
В 1945 году в опросе Гэллапа спрашивалось: *Знаете ли вы, что такое телевидение?». Сегодня в Америке, как и во всем индустриальном мире, 98 % семей имеют телевизор — тех, у кого есть ванны и телефоны, гораздо меньше. В среднестатистической семье телевизор работает по семь часов в сутки: на каждого члена семьи в среднем приходится по четыре часа.

     Какие типы  социального поведения моделируются  в эти часы? С 1967 года Джордж Гербнер и его помощники из Пенсильванского университета просматривали телепрограммы в те вечерние часы, когда их смотрит максимальное количество зрителей, и утренние развлекательные передачи, демонстрируемые по субботам. И что же они обнаружили? Две из каждых трех программ содержали сюжеты насилия (действия физического принуждения, сопровождающиеся либо угрозами избиения или убийства, либо избиениями или убийствами как таковыми»). К чему это приводит? К моменту окончания средней школы ребенок просматривает по телевидению около 8000 сцен с убийствами и 100 000 других действий с применением насилия. Размышляя по поводу своих подсчетов, проводимых на протяжении уже 22 лет, Гербнер с печалью констатирует: «В истории человечества бывали и более кровожадные эпохи, но ни одна из них не была до такой степени пропитана образами Насилия, как наша. И кто знает, куда нас унесет этот чудовищный поток наблюдаемого насилия... просачивающийся в каждый дом через мерцающие экраны телевизоров в виде сцен безупречно отрежессированной жестокости».

     Имеет ли  это такое уж большое значение? Подталкивает ли телепоказ криминальных  сюжетов к воспроизведению тех  моделей поведения, которые в  них демонстрируются? А быть  может, наоборот, зритель, участвуя  в агрессивных действиях, таким образом освобождается от агрессивной энергии?

     Последняя  идея является вариацией гипотезы катарсиса, утверждающей, что просмотр драмы, содержащей сцены насилия, помогает людям высвободить загнанную внутрь агрессию. Защитники массовой культуры часто ссылаются на эту теорию и напоминают нам, что насилие появилось раньше телевидения. В воображаемом споре с одним из критиков телевидения защитник средств массовой информации может привести такой аргумент: «Телевидение не принимало никакою участия в массовом уничтожении евреев и коренных американцев. Телевидение лишь отражает наши вкусы и угождает им. «Согласен,— отвечает критик,— но верно также и то, что с началом эры телевидения в Америке количество преступлений, связанных с насилием, стало расти в несколько раз быстрее, чем численность населения. Мне кажется, и сами вы вряд ли думаете, что поп-культура лишь пассивно отражает вкусы, никак не влияя на общественное сознание». Но защитник не сдается: «Эпидемия насилия является результатом воздействия множества факторов. Телевидение даже снижает агрессивность людей, уводя их с улиц и тем самым предоставляя возможность дать выход своей агрессии без малейшего вреда для окружающих» [7].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§3. Влияние телевидения на социализацию подрастающего поколения

 

 Современный человек  не мыслит уже свое существование  без телевидения. Из незаметного  для общества изобретения (катодной  телескопии), сделанного 92 года назад  25 июля 1907 года, телевидение превратилось в огромного монстра, захватившего умы и души миллиардов людей на Земле. Нас всегда поражали и пугали различного рода шаманы, заклинатели, гипнотизеры, психотерапевты. Но по сравнению с силой воздействия телевидения на психику людей воздействие всех их вместе взятых в тысячу раз меньше.

 Особенно подвержены  воздействию телевидения дети  с их еще не сформировавшимися  психикой и организмом в целом. 

Усвоение личностью  образцов культуры во все времена и у всех народов происходило, прежде всего, с помощью особого социального института — семьи. Именно родители, а затем уже и другие социальные институты общества говорили, каким правилам следовать ребенку, подростку, юноше и девушке.

Времена менялись, и родители стали постепенно передоверять эти функции другим — воспитателям, школе, религиозным организациям. В эпоху «экранной культуры» значительное место в процессе социализации личности стали играть средства массовой информации, особенно — электронные. В последние десятилетия огромную роль в формировании личности стало играть телевидение. Роль средств массовой информации в воспитании личности огромна, но обычно недооценивается. Именно телевидение в 1980-е гг. ряд ученых Запада стали оценивать как «воспитателя, не имеющего себе равных».

В России в 1970-1980 гг. шло интенсивное развитие государственного радиовещания и телевидения, постепенно росло число информационных каналов; в то же время увеличивалось число программ для детей, создаваемых для них фильмов и мультфильмов. Начиная с 1990-х гг., картина резко изменилась. С периода провозглашения «гласности» в 1987 г. и начала «перестройки» роль государства в развитии телевещания становилась все меньше, телевидение все больше коммерциализировалось. Особенно резко это сказалось на «детском» теле- и радиовещании. 1990-е гг. — это время потери достигнутого в советский период уровня вещания для детей, а также это время усиления негативного воздействия телевидения на социализацию личности в целом [6].

Считается, что  массовая коммуникация — это распространение с помощью специальной системы средств информационных сообщений, ориентированных на восприятие разными группами людей. Сегодня специалисты все больше используют термин «массмедиа», или «медиа».

В социально-педагогическом плане исследователи выделяют как значимые следующие функции СМК:

Информационно-познавательная. Печать, телевидение, радио, кино ориентируются на потребность людей в получении разнообразных фактов и данных об интересных явлениях и общественных событиях.

Нормативная. С  помощью СМК пропагандируются нормы и образцы поведения в обществе, утверждается система социальных ценностей, в связи с этим СМК выступают важным общественным регулятором жизнедеятельности людей.

Социально-проблемная. СМК приобщают каждого члена общества к важнейшим актуальным проблемам современности. При этом учитывается желание зрителей, читателей, слушателей быть в курсе общественного мнения, обсуждать насущные вопросы, которые волнуют миллионы людей.

Интегративная. СМК объединяют массы вокруг идей, способствуют формированию у людей общих взглядов, позиций, оценок тех или иных событий, создают психологический тонус в обществе.

Развлекательно-компенсаторная. Отдых перед телеэкраном, в кино, с журналом в руках позволяет отдохнуть после трудового или учебного дня, сменить эмоциональный фон и одновременно получить заряд недостающих в реальной жизни ярких ощущений, впечатлений. (Эта функция СМК особо значима для подросткового и юношеского возрастов, так как позволяет уменьшить свойственную им эмоциональную неудовлетворенность.)

Фоновая. Радио, телевидение, звукозапись позволяют многим людям избежать одиночества. Единственный в семье ребенок, готовящий уроки в пустой квартире под звуки телевизора или магнитофона, — явление, давно уже ставшее привычным.

Исследователи также выделяют негативные функции  СМК в обществе:

Это информационные перегрузки, т. е. большой объем информации, которая приводит к переутомлению и нервным расстройствам (так называемый «информационный невроз»).

Криминальные последствия. Это подражание героям, существующим в средствах массовой коммуникации, которое в силу специфики детской и молодежной аудитории, ее морально-нравственной сферы может иметь как положительные, так и негативные последствия.

Компенсаторный эффект возникает при острой эмоциональной недостаточности, которую испытывают дети в современной рационализированной жизни. Это побуждает их искать недостающие эмоции не в актуальной деятельности, а в красочном и ярком мире массовой коммуникации [10].

Могут ли средства массовой коммуникации быть «воспитателями»? Да,

поскольку многие из нас помнят, какое сильное воздействие  оказала на нас

в детстве или  отрочестве любимая книга. Герои  ее часто становились идеальными образами — объектами для подражания. Сегодня эту роль все чаще выполняют герои кино и телеэкрана. Сопоставимо ли влияние этих «вторичных агентов социализации» в сравнении с «первичными» — родителями и учителями. Для того чтобы оценить его, социологи и психологи используют термин «социализация».

Под социализацией  обычно понимается процесс усвоения индивидом

образцов поведения, психологических механизмов, норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования индивида в обществе. Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, коммуникации и образования, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни, обеспечивая передачу культуры от поколения к поколению. Некоторые из факторов социализации действуют в течение всей жизни, создавая и изменяя установки индивида, другие — на отдельных стадиях жизни.

Социализация  — процесс взаимодействия личности с социальной средой, и она может протекать стихийно и осуществляться под воздействием различных компонентов этой среды. Частью процесса социализации может быть воспитание личности [1]. Воспитание — это целенаправленный процесс воздействия на личность ребенка, подростка, юноши и девушки, который осуществляют родители, педагоги, воспитали и другие субъекты. Ребенок же в данном случае — это объект целенаправленного воздействия того или иного воспитателя, который обычно знает, что именно он хочет воспитать, и как, с помощью каких методов он это сделает. Семья является первым в жизни социализирующим агентом. Многие социальные психологи выделяют две стадии социализации: первичную, характерную для раннего детства, и стадию интернационализации установок и норм, или стадию формирования процессов саморегуляции, на которой происходит замена внешних санкций внутренним контролем, что является конечной целью успешной социализации индивида. Социальные правила становятся как бы частью самого индивида, его «Я».

Ранняя социализация — решающий период в жизни индивида, во многом определяющий его личность и последующее участие в социальной жизни.

Сегодня дети в  значительной мере усваивают роли и правила поведения из телевизионных передач, фильмов, журналов, книг и других средств массовой коммуникации. Символическое содержание, представленное в этих медиа, оказывает глубокое воздействие на процесс социализации, способствуя формированию определенных ценностей и образцов поведения. Некоторые исследователи считают, что воздействие телевидения на процесс социализации почти так же велико, как влияние родителей. Сегодня роль этих «агентов социализации» продолжает возрастать.

Главной особенностью в восприятии детей и подростков является отсутствие критичности, в связи с чем деструктивные и разрушительные модели поведения, представленные привлекательным героем, могут восприниматься как позитивные и вызывать стремление к подражанию.

Аномия —  термин, которым пользуются социологи, — обозначает различные виды нарушений в ценностно-нормативной системе общества, такие как: ценностно-нормативный вакуум (своего рода отсутствие норм), низкая степень воздействия социальных норм на индивидов, неэффективность в качестве средства социальной регуляции поведения — неустойчивость, расплывчатость и противоречивость нормативных предписаний [1].

Дети и юношество  сегодня находятся в ситуации выбора, и зачастую эта ситуация очень сложна. Им приходится выбирать между различными взглядами и различными представлениями и, что особенно трудно, формировать с помощью взрослых и телевидения собственную картину мира. Одной из характерных черт телеэкрана последнего десятилетия является доминирование на нем насилия и эротики. Как мы уже говорили выше, в начале нового века эта проблема стала особенно острой [10].

Сегодняшнее телевидение  умеет, в основном, информировать и развлекать. Анализ выполнения телевидением одной из своих главных общественных функций — усиления социально-интеграционного единства страны — свидетельствует о том, что эта функция им, по сути, не выполняется. И, прежде всего, это обусловлено «уходом» из этой сферы государства. Во всех развитых странах мира именно государство озабочено проблемой усиления единства страны, просвещения населения, обеспечения доступа детей и взрослых к ценностям мировой культуры, включая культуру для детей и юношества.

Именно телевидение  сегодня является основным медиа, усиливающим

процессы дегуманизации  сознания юных граждан. Особенно острой в отношении детства является проблема отображения насилия и эротики на телеэкране.

Эта проблема является главной нерешенной проблемой в сфере информационной безопасности детства и носит комплексный, междисциплинарный характер. Сегодняшний телеэкран усиливает процессы аномии, размывает общепринятые ценности. Прежде всего, мы имеем дело с проявлением конфликта социально-культурного плана. Он имеет по крайней мере два ясно выраженных уровня. Это, во-первых, нормативный конфликт, который проявляется в несоответствии норм поведения и речи, транслируемых с экрана, с нормами, характерными для традиционного российского общества. Во-вторых, это ценностный конфликт, проявляющийся в трансляции ценностей, чуждых для значительной (если не большей) части россиян. Второй из перечисленных уровней порожден тем, что проблема экранного насилия в значительной степени связана с экспансией американской продукции, транслирующей ценности и идеалы американской культуры, для которой, в первую очередь, характерны ценность материального богатства и идеал индивидуальной силы как инструмент его обретения. При этом характерные для России ценности духовного уровня и идеалы коллективного бытия, взаимопомощи, альтруизма отходят на задний план либо оказываются и вовсе исключенными из экранного представления.

Информация о работе Агрессивное телевидение