Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 13:53, курсовая работа
Целью мое работы является изучение факторов, определяющих динамику уровня жизни населения России, анализ степени их влияния и роли в повышении уровня жизни.
Поставленная цель формирует следующие задачи:
дать понятие «уровня жизни» населения;
исследовать виды, источники и формирование доходов населения;
изучить показатели качества жизни;
проанализировать доходы и благосостояние населения;
рассмотреть политику правительства по обеспечению повышения качества жизни.
Введение…………………………………………………………………………………….. 3
1. Основные показатели уровня жизни населения России.……………………………… 5
1.1.Доходы населения: виды, источники, формирование. Номинальные и реальные доходы…………………………………………………………………………… 5
1.2. Понятие и показатели уровня жизни населения............................................................ 8
1.3. Совокупные показатели качества жизни…...……………………………………........ 17
2. Анализ и программа повышения уровня жизни населения России.………………….23
2.1.Анализ доходов и благосостояния населения.………………………………………. ..23
2.2.Программа повышения уровня жизни населения….……………………………….... 30
Заключение………………………………………………………………………………...... 35
Список литературы…………………….…………………………………………………....36
Необходимо также различать денежную, или номинальную, и реальную заработную плату. Номинальная заработная плата-это сумма денег, полученная за час, день, неделю и т. д. Реальная заработная плата - это количество товаров и услуг, которые можно приобрести на номинальную заработную плату; реальная заработная плата - это "покупательная способность" номинальной заработной платы. Очевидно, что реальная заработная плата зависит от номинальной заработной платы и цен на приобретаемые товары и услуги. Отметим, что изменение реальной заработной платы в процентном отношении можно определить путем вычитания процентного изменения в уровне цен из процентного изменения в номинальной заработной плате. Так, повышение номинальной заработной платы на 9% при росте уровня цен на 5% дает прирост реальной заработной платы на 4%. Отметим также, что номинальная и реальная заработная плата не обязательно изменяются в одну и ту же сторону. К примеру, номинальная заработная плата может увеличиться, а реальная заработная плата в то же самое время - уменьшиться, если цены на товары растут быстрее, чем номинальная заработная плата. До появления других условий (оговоренных особо), будем основывать наш анализ на ставках реальной заработной платы с условием, что уровень цен остается постоянным.
Максимальный размер оплаты труда не ограничивается. При этом месячная оплата труда работника, полностью отработавшего норму рабочего времени, определенную на этот период, и выполнившего свои трудовые обязанности (нормы труда), не может быть ниже установленного законодательством минимального размера оплаты труда. В минимальный размер оплаты труда не включаются доплаты и надбавки, а также премии и иные поощрительные выплаты (ст.78 КЗоТ РФ). К ним относятся: доплаты за совмещение профессий, должностей, допуск к государственной тайне, премии и вознаграждения, носящие регулярный или периодический характер, ежемесячные и ежеквартальные вознаграждения (надбавки) за выслугу лет, стаж работы, выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда, доплаты за работу во вредных или опасных условиях и на тяжелых работах, доплаты за работу в ночное время, в праздничные и выходные дни, за сверхурочную работу и т.д.4
1.3. Совокупные показатели качества жизни.
Все вышеперечисленные процессы обусловливают актуальность определения стоимости жизни. Положительный опыт в области определения стоимости жизни был приобретен в нашей стране в 20-х годах. Для этой цели был разработан бюджетный индекс стоимости жизни. Начиная с 30-х годов в силу ряда причин этот опыт был, к сожалению, утрачен. Была утрачена и объективность в области социальной статистики.
В настоящее время возникла острая необходимость в исчислении стоимости жизни, или, точнее, индекса стоимости жизни (ИСЖ). В этой связи необходимо более точно определить сущность и назначение ИСЖ. Категория стоимости жизни может быть использована применительно к определению стоимости рабочей силы. Раскрывая экономическую природу заработной платы как превращенной формы стоимости рабочей силы, следует сказать, что стоимость рабочей силы сводится к стоимости определенной суммы жизненных средств, необходимых для воспроизводства рабочей силы. В классическом понимании термин «стоимость жизни» используется для обозначения стоимости совокупности предметов потребления, соответствующей определенному уровню удовлетворения потребностей. Стоимость жизни определяется рядом факторов: - уровнем цен на продовольственные товары и услуги; -динамикой различных видов доходов, сбережений; - улучшением системы бесплатного обслуживания; - изменением налогообложения, личных доходов; - структурными изменениями в потребности населения; - условиями жизни и трудовой деятельности; - требованиями моды и меняющимися вкусами и привычками потребителей;- совокупностью демографических характеристик населения.
При таком понимании
термин «стоимость жизни» в большой
степени соответствует содержан
Различают рациональный (оптимальный) и минимальный состав предметов «потребительской корзины». Рациональный состав формируется, исходя из научно обоснованных норм потребления. Минимальный состав определяет тот уровень удовлетворения потребностей в питании, одежде, жилище, ниже которого существование человека недопустимо. Набор продуктов питания в «продовольственной корзине» определяется по нормативам, разработанным Институтом питания академии медицинских наук Российской Федерации.
Данные свидетельствуют о том, что в последние годы потребление продуктов питания в России в расчете на душу населения существенно снизилось. По ценным продуктам питания оно оказалось ниже рациональных норм потребления, а уровень потребления многих других продуктов питания находится ниже и минимальных норм питания.
В расчете рационального и минимального состава «потребительской корзины» используются наборы продуктов для двенадцати половозрастных групп населения: дети в возрасте 1-3 года, 4-6, 7-10 и 11-13 лет; девушки в возрасте 14-17 лет; юноши в возрасте 14-17 лет; мужчины в возрасте 18-59 лет, 60-74 года, 75 лет и старше; женщины в возрасте 18-54, 55-74 и 75 лет и старше. Структура потребления в различных группах населения существенно дифференцирована. Поэтому необходимо обеспечить построение научно обоснованной «потребительской корзины» материальных благ и услуг для каждой из них с выделением отдельных категорий населения: престарелые, инвалиды, одинокие женщины с детьми, многодетные семьи.5
Особое значение имеет
обоснование стоимости жизни
и соответствующей «потребитель
Денежная величина прожиточного минимума определяется как стоимость набора товаров и услуг, признанного минимально необходимым для удовлетворения потребностей в питании на уровне физиологических минимальных норм потребления (для взрослых, детей, лиц пожилого возраста), а также минимальных потребностей в одежде, обуви, предметах хозяйственного и бытового обихода, медикаментах, коммунальных и бытовых услугах, транспорте, культуре. Все это включается в минимальную «потребительскую корзину».
ВЕЛИЧИНА ПРОЖИТОЧНОГО МИНИМУМА за IV квартал 2009 года
(по состоянию на 21 апреля 2010 года), рублей в месяц6
Таблица 3
Все |
В том числе | |||
трудоспособное население |
пенсионеры |
дети | ||
Российская Федерация1) |
5198 |
5620 |
4134 |
4978 |
Центральный федеральный округ |
||||
Белгородская область |
4172 |
4480 |
3361 |
4125 |
Брянская область |
4311 |
4620 |
3515 |
4279 |
Владимирская область |
4973 |
5385 |
4048 |
4761 |
Воронежская область |
4924 |
5268 |
4059 |
4970 |
Ивановская область |
4642 |
5010 |
3826 |
4477 |
Калужская область |
4583 |
4936 |
3691 |
4547 |
Костромская область |
4789 |
5139 |
3946 |
4632 |
Курская область |
4493 |
4878 |
3674 |
4245 |
Липецкая область |
4563 |
4936 |
3709 |
4407 |
Московская область |
5850 |
6557 |
4256 |
5452 |
Орловская область |
4145 |
4517 |
3478 |
3930 |
Рязанская область |
4868 |
5270 |
4020 |
4732 |
Смоленская область |
4977 |
5384 |
3948 |
4882 |
Тамбовская область |
3805 |
4190 |
2976 |
3721 |
Тверская область |
4968 |
5399 |
4031 |
4831 |
Тульская область |
4752 |
5189 |
3879 |
4858 |
Ярославская область |
5113 |
5568 |
4110 |
4926 |
г.Москва |
7406 |
8398 |
5057 |
6306 |
Северо-Западный федеральный округ |
||||
Республика Карелия |
5990 |
6532 |
4844 |
5340 |
Республика Коми |
6798 |
7251 |
5405 |
6416 |
Архангельская область |
6210 |
6744 |
4952 |
5705 |
Вологодская область |
5270 |
5722 |
4224 |
4849 |
Калининградская область |
5209 |
5540 |
4218 |
5110 |
Ленинградская область |
4843 |
5103 |
3782 |
4537 |
Мурманская область |
7579 |
7841 |
6373 |
7479 |
Новгородская область |
4924 |
5347 |
3922 |
4814 |
Псковская область |
4603 |
5094 |
3616 |
4281 |
г.Санкт-Петербург |
5232 |
5824 |
4058 |
4545 |
Ненецкий авт.округ |
10271 |
11064 |
8421 |
9748 |
Южный федеральный округ |
||||
Республика Адыгея |
4393 |
4687 |
3696 |
4383 |
Республика Дагестан |
4066 |
4285 |
3305 |
3862 |
Республика Ингушетия |
4439 |
4715 |
3512 |
4156 |
Кабардино-Балкарская Республика |
3847 |
4101 |
3043 |
3676 |
Республика Калмыкия |
4311 |
4609 |
3502 |
3995 |
Карачаево-Черкесская Республика |
4119 |
4365 |
3208 |
4176 |
Республика Северная Осетия – Алания |
3895 |
4165 |
3204 |
3784 |
Чеченская Республика |
4898 |
5411 |
3630 |
4560 |
Краснодарский край |
5253 |
5655 |
4342 |
5035 |
Ставропольский край |
4820 |
5115 |
3925 |
4837 |
Астраханская область |
4598 |
4937 |
3640 |
4356 |
Волгоградская область |
4647 |
4996 |
3784 |
4508 |
Ростовская область |
4744 |
5065 |
3904 |
4691 |
Приволжский федеральный округ |
||||
Республика Башкортостан |
4274 |
4563 |
3510 |
4180 |
Республика Марий Эл |
4292 |
4614 |
3378 |
4093 |
Республика Мордовия |
4228 |
4552 |
3416 |
4080 |
Республика Татарстан |
4101 |
4522 |
2965 |
3911 |
Удмуртская Республика |
4342 |
4664 |
3444 |
4114 |
Чувашская Республика |
4215 |
4523 |
3369 |
4120 |
Пермский край |
5535 |
5941 |
4379 |
5342 |
Кировская область |
4746 |
5103 |
3795 |
4712 |
Нижегородская область |
5040 |
5459 |
4059 |
4869 |
Оренбургская область |
4445 |
4745 |
3624 |
4278 |
Пензенская область |
4341 |
4704 |
3514 |
4220 |
Самарская область |
5408 |
5943 |
4373 |
5215 |
Саратовская область |
4488 |
4845 |
3640 |
4304 |
Ульяновская область |
4414 |
4778 |
3475 |
4237 |
Уральский федеральный округ |
||||
Курганская область |
4589 |
4999 |
3517 |
4467 |
Свердловская область |
5201 |
5631 |
4084 |
4939 |
Тюменская область |
5297 |
5726 |
4608 |
4978 |
Челябинская область |
4595 |
5010 |
3532 |
4437 |
Ханты-Мансийский авт.округ – Югра |
8172 |
8757 |
6630 |
7538 |
Ямало-Ненецкий авт.округ |
9119 |
9547 |
6837 |
8275 |
Сибирский федеральный округ |
||||
Республика Алтай |
6670 |
7138 |
5505 |
6089 |
Республика Бурятия |
4968 |
5338 |
3817 |
4824 |
Республика Тыва |
5084 |
5481 |
3990 |
4836 |
Республика Хакасия |
4890 |
5189 |
3861 |
4960 |
Алтайский край |
5113 |
5503 |
4060 |
4925 |
Забайкальский край |
5280 |
5653 |
4041 |
5026 |
Красноярский край |
5889 |
6335 |
4402 |
5698 |
Иркутская область |
5163 |
5548 |
4069 |
4885 |
Кемеровская область |
4260 |
4567 |
3304 |
4209 |
Новосибирская область |
5391 |
5838 |
4249 |
5233 |
Омская область |
4869 |
5170 |
4057 |
4698 |
Томская область |
5644 |
6046 |
4442 |
5260 |
Дальневосточный федеральный округ |
||||
Республика Саха (Якутия) |
8627 |
9327 |
6982 |
8036 |
Камчатский край |
10890 |
11366 |
9094 |
10420 |
Приморский край |
6401 |
6869 |
5054 |
6210 |
Хабаровский край |
7993 |
8565 |
6429 |
7387 |
Амурская область |
6402 |
6848 |
5071 |
6069 |
Магаданская область |
8638 |
9098 |
6746 |
8511 |
Сахалинская область |
8362 |
8815 |
…2) |
7912 |
Еврейская авт.область |
6116 |
6643 |
5018 |
5715 |
Чукотский авт.округ1) |
10818 |
11036 |
9049 |
10757 |
1)Данные за III квартал 2009г. 2)Правительством Сахалинской
области величина |
Наборы продуктов и услуг, входящих в «потребительскую корзину», должны систематически пересматриваться. При этом принципиальное значение для определения стоимости «потребительской корзины» имеет выбор цен на товары и услуги.
Индекс потребительских
цен прожиточного минимума является
относительной величиной. Он характеризует
изменение стоимости
С этих позиций определяется индексация доходов, минимального уровня заработной платы, осуществляется использование различных шкал индексации в зависимости от уровня оплаты труда. В результате может применяться:
- полная индексация. Она
осуществляется в точном
- частичная индексация.
Она осуществляется в определен
Чем выше уровень индексации
доходов, тем более существенное
влияние она оказывает на развитие
инфляционных процессов, тем медленнее
рассасывается
Особенно остро вопрос об индексации стоит в отношении тех групп населения, которые имеют фиксированный уровень доходов или рост доходов которых значительно отстает от увеличения стоимости жизни (прежде всего малообеспеченные слои населения). В этих условиях необходимы дотации к растущим розничным ценам.
Дотации к розничным ценам являются результатом отклонения цен на ряд товаров ниже их стоимости. Величина дотации определяется как разница между издержками и розничными ценами на определенный круг товаров: мясо-молочная продукция, овощи, отдельные сорта рыбы, товары детского ассортимента, медикаменты и др. Ценовые дотации сознательно используются государством для поддерживания стабильного уровня розничных цен на особо важные предметы потребления. Даже если растут издержки на их производство, потребление населения поддерживается на должном уровне. Таким образом, дотации есть метод перераспределения ресурсов государства в пользу населения.
Источниками дотаций являются налог на добавленную стоимость, акцизный налог. Данные виды налогов представляют собой результат отклонения цен на ряд товаров выше общественных затрат на их производство. Величина указанных налогов определяется как разница между розничными ценами и издержками производства для определенного круга предметов потребления: товары длительного пользования, продукция легкой промышленности, социально вредные товары (алкоголь, табак) и др. Эти налоги балансируют спрос и предложение, обеспечивают устойчивое поступление части доходов населения в государственный бюджет. Налоги используются государством в качестве инструмента перераспределения доходов в макроэкономике.
Таким образом, важно учесть все факторы, формирующие динамику потребительских цен и соответственно стоимость жизни населения. Только в этом случае могут быть определены масштабы инфляции, приняты необходимые меры по ее сдерживанию. Необходимо отказаться от политики «скрытой» инфляции. Надо открыто признать ее наличие и перейти к политике управляемой инфляции. Это будет означать контролируемый умеренный рост цен, нейтрализацию ее последствий и влияния на уровень доходов и потребления населения. Критерием эффективного управления инфляцией может быть только рост реальных доходов населения. Только на этой основе
может быть разработан действительный механизм социального контроля и социальной защиты населения от инфляционных тенденций.
В повышении уровня жизни
населения в современных
1) социальная справедливость, или степень социального равенства людей. Она включает их равноправное отношение к средствам производства, равноправное участие в распределении материальных благ, создание равных «стартовых» условий развития для молодежи, равные политические права и личные свободы, единство для всех прав и обязанностей;
2) социальные гарантии. К ним относятся право на труд, удовлетворение потребностей в медицинском обслуживании, в образовании, жилье, материальном обеспечении, содействии в культурном росте и отдыхе;
3) повышение материального и культурного уровня жизни всех членов общества, улучшение условий труда и быта, решение экологических проблем и охрана природы;
4) гуманизация общественных
отношений на производстве, в
общественно-политической
5) развитие социальной
активности всех членов
6) гражданская сплоченность
всех составляющих общество
Совершенствование социальной сферы открывает путь к формированию нового образа жизни, к реализации принципа социальной справедливости, к улучшению условий труда и жизни людей.
Денежные доходы населения включают оплату по труду всех категорий населения, премии, постоянные надбавки к заработной плате и средства на командировочные расходы, пенсии, пособия и стипендии, поступления от продажи продуктов сельского хозяйства, поступления из финансовой системы и прочие.
Информация о работе Анализ и программа повышения уровня жизни населения России