Анализ методов социальной работы по формированию репродуктивной культуры молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 11:28, курсовая работа

Описание работы

Предметом исследования являются методы формирования репродуктивной культуры современной молодежи.
Цель исследования: проанализировать методы социальной работы по формированию репродуктивной культуры современной молодежи.
Задачи:
Определить роль социального работника в формировании здорового образа жизни населения.
Проанализировать понятие репродуктивной культуры и выявить ее значение для современной молодежи.
Определить уровень репродуктивной культуры современной молодежи.
Проанализировать методы социальной работы по формированию репродуктивной культуры молодежи.

Файлы: 1 файл

репродуктиная культура.doc

— 176.50 Кб (Скачать файл)

Введение

Острота проблем, связанных с состоянием здоровья населения России, со сложившейся  социально-демографической ситуацией, в последние годы породила многочисленные выступления, публикации, дискуссии, в  которых активно участвуют ученые и практики, журналисты и политики.

Многие современные  социальные проблемы связаны с репродуктивным поведением и репродуктивным здоровьем  человека. Неразвитые личностные смыслы продолжения рода, несформированные ценности отцовства и материнства, беспечное отношение к собственным репродуктивным возможностям привели к тому, что на сегодняшний день общественное благополучие в России сильно подорвано низкой рождаемостью, высокой смертностью, высоким уровнем искусственных абортов, растущими масштабами бесплодия, постоянно ухудшающимся здоровьем населения репродуктивных возрастов, прежде всего, молодежи.

Все, что связано  с продолжением рода как одной  из функций человеческого организма, реализацией его инстинктивной  программы, традиционно рассматривается, прежде всего, с биологических и медицинских позиций.

Однако, клубок социальных проблем, запутывающихся вокруг способности человека иметь или  не иметь детей, заставляет осмыслить  проблемы человеческой репродукции  с позиций гуманитарных наук.

Продумывая  варианты собственной самореализации, современный человек не может обойти репродуктивную сферу. Под влиянием разных причин каждый индивид формирует идеальное представление о реализации собственной фертильности (желаемое число детей). Опираясь на естественные или искусственные методы регуляции рождаемости, его субъективная позиция может стать объективной реальностью. Таким образом, выступая в роли посредника между индивидом и природой, а также между индивидом и обществом, репродуктивная культура заменяет инстинкт и стандартизирует поведение людей.

В российской научной  литературе социокультурный анализ здоровья применительно к такой  его составляющей, как репродуктивное сознание, поведение и репродуктивная культура, является достаточно малоразработанным направлением. В научной литературе, посвященной различным срезам проблемы здоровья, несомненно, преобладающим является медицинский дискурс, отражающий медико-биологические аспекты проблемы, либо акцентирующий ее организационно-здравоохранительный контекст. Что касается социально-гуманитарных аспектов, то они имеют весьма ограниченный характер. В то же время, нельзя говорить и о полном отсутствии теоретико-методологической базы.

Традиционным  и устойчиво воспроизводимым является собственно медицинское и медико-профилактическое направление изучения данной области (работы Белоусова В.А., Гавриловой Л.В, Гребешевой И.И., Гуркина Ю.А., Кагировой Г.В., Катковой И.П., Кротина П.Н., Кулакова В.И., Перфильевой Г.Г., Савельевой И.С. и др.). В центре внимания этих работ - описание сложившейся ситуации в сфере репродуктивного здоровья и репродуктивного поведения населения.

Демографические аспекты репродуктивного здоровья (продолжительность жизни, брачность, рождаемость, миграции и т.д.) изучались  в отечественных социально-демографических  работах и исследованиях Антоновым А.И., Беляевой М. А., Бодровой В.В., Борисовым В.А., Вишневским А.Г., Захаровым С.В., Ивановой Е.И., Медковым В.М., Сакевич В.И., Рыбаковским Л.Л. и др. В трудах этих исследователей репродуктивное здоровье рассматривается в контексте репродуктивного поведения, репродуктивных установок и демографической ситуации.

На основе всего  вышеизложенного, можно выделить объект исследования: процесс формирования репродуктивной культуры среди молодежи.

Предметом исследования являются методы формирования репродуктивной культуры современной молодежи.

Цель исследования: проанализировать методы социальной работы по формированию репродуктивной культуры современной молодежи.

Задачи:

  1. Определить роль социального работника в формировании здорового образа жизни населения.
  2. Проанализировать понятие репродуктивной культуры и выявить ее значение для современной молодежи. 
  3. Определить уровень репродуктивной культуры современной молодежи.
  4. Проанализировать методы социальной работы по формированию репродуктивной культуры молодежи.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Теоретические аспекты проблемы формирования репродуктивной культуры как направления социальной работы
    1. Роль социального работника в формировании здорового образа жизни современной молодежи

 

Социальная работа является специфическим  видом социальной деятельности, прямо  или опосредованно охватывающим практически все стороны общественного  бытия. Она оказывает особое, сложное  и многомерное воздействие на личность и общество, далеко не всегда совпадающее по направленности с другими детерминантами общественного развития. Социальная работа поэтому – одно из важнейших условий и одновременно средств развития и совершенствования человека и общества, достижения ими благополучия и устремленности к благу, поскольку она требует от человека и общества готовности и обусловливает их оптимальную подготовленность к деятельности, направленной на трансформацию, совершенствование общественного и индивидуального бытия [13]. Социальная работа позволяет решать широкий круг задач социальной защиты населения. Но для решения этих задач социальному работнику необходимо выполнять следующие функции:

  • диагностическая функция — изучение социальным работником особенностей группы людей (или отдельного человека), степени влияния на них (или на него) микросреды и постановка «социального диагноза»;
  • прогностическая функция - программирование и прогнозирование влияния на объекты социальной работы всех социальных институтов общества, выработка отдельной модели социального поведения этих объектов;
  • предупредительно-профилактическая (или социально-терапевтическая) функция - приведение в действие социально-правовых, юридических, психологических, социально-медицинских, педагогических и других механизмов предупреждения и преодоления негативных явлений, организация социотерапевтической, социально-бытовой, психолого-педагогической, медицинской, юридической и иной помощи нуждающимся, обеспечение защиты прав семьи, женщин, подростков, детей, молодёжи. Таким образом, предупредительно-профилактическая функция предполагает не только оказание всевозможной помощи и поддержки оступившимся людям и слабо защищенным  слоям населения, но и предупреждение всевозможных негативных последствий их поведения или деятельности, данная функция ассоциируется с пониманием социальной работы как в узком, так и в широком смысле слова;
  • правозащитная функция — использование всего комплекса законов и правовых норм, направленных на оказание помощи и поддержки, защиту населения — как проживающего внутри страны, так и той его части, которая по тем или иным причинам оказалась за ее пределами;
  • социально-педагогическая функция — выявление интересов и потребностей людей в различных видах деятельности (культурно - досуговая, спортивно-оздоровительная, а также техническое и художественное творчество, туризм) и привлечение к работе с ними различных учреждений, организаций, общественных, творческих , и других союзов, специалистов, тренеров, организаторов культурно - досуговой деятельности и др.;
  • социально-психологическая функция — различные вилы консультирования и коррекции межличностных отношений, помощь в социальной адаптации и социальной реабилитации всем нуждающимся;
  • социально-медицинская функция — организация работы по профилактике заболеваний, помощь в овладении основами первой медицинской помощи, культуры питания, санитарно-гигиеническими нормами, организация работы по планированию семьи, формирование ответственного отношения к репродуктивному и сексуальному поведению, содействие подготовке молодежи к семейной жизни, развитие трудотерапии, способствование формирование здорового образа жизни;
  • социально-бытовая функция — способствование в оказании необходимой помощи различным категориям населения (инвалидам, людям пожилого возраста, молодым семьям и др.), в улучшении их жилищных условий, организации нормального быта;
  • коммуникативная функция — установление контактов с нуждающимися в той или иной помощи и поддержке, организация обмена информацией, способствование включению различных институтов общества в деятельность социальных служб;
  • рекламно-пропагандистская – организация рекламы социальных услуг, пропаганда идей социальной зашиты человека;
  • нравственно-гуманистическая функция (своеобразная концентрация определенных свойств всех других функций) — придание социальной работе высоких гуманистических целей, создание условий для достойного функционирования человека, групп и слоев в обществе;
  • организационная функция — способствование организации социальных служб на предприятиях и в учреждениях, а также по месту жительства, привлечение к их работе общественности, направление деятельности социальных служб на оказание различных видов помощи и социальных  услуг населению, в первую очередь слабо защищенным слоям и группам, отдельным личностям [22].

Таким образом, социальный работник выполняет множество различных функций и в его компетенцию входят практически все стороны общественной жизни. И отсюда следует, что основная роль социального работника – это сохранение здоровья и жизни клиентов. Любые услуги социального работника будь то забота о своевременном пенсионном обеспечении, доставке продуктов, качества быта, восстановление разорванных связей подопечного с семьей или обществом, устранение вредных привычек – все это прямо или косвенно замыкается на физическом или психическом здоровье человека, на его настроении и воле к жизни [16].

Мировая практика свидетельствует о том, что социальный работник обязан владеть теоретическими и практическими знаниями в области  здравоохранения, поскольку независимо от специализации и места работы он участвует в решении проблем индивидуального и общественного здоровья.

В современных  условиях усугубления социальных проблем  в нашей стране, ухудшения показателей  здоровья населения возрастает объективная  потребность решения взаимосвязанных задач медицинского и социального характера на качественно новом уровне.

Социальная  работа по сохранению здоровья - это  сфера деятельности, виды, направления  и организационные формы которой  зависят как от политики государства  в области охраны здоровья населения, так и от современной концепции здоровья и теорий социальной защиты населения [22].

Социальная работа в сфере формирования здорового образа жизни рассматривается как новый вид профессиональной деятельности медицинского, психолого-педагогического и социально-правового характера, направленной не только на восстановление, но и на сохранение и укрепление здоровья различных групп населения. Социальная работа принципиально изменяет характер комплексной помощи в сфере охраны здоровья, предполагая системные социальные воздействия на более ранних этапах развития болезни и социальной дезадаптации, являющихся потенциальными причинами тяжелых осложнений, инвалидности и летального исхода [16].

Цель социальной работы в области охраны здоровья - достижение максимально возможного уровня здоровья, функционирования и адаптации лиц с физической и психической патологией, а также неблагополучных в социальном плане.

По своей  сути социальная работа по охране здоровья имеет много общего с медицинской  помощью и деятельностью органов здравоохранения в целом. Но при этом она не превышает пределы своей компетенции, не претендует на выполнение лечебно-диагностических функций, а предусматривает тесное взаимодействие с медицинским персоналом и четкое разграничение сфер ответственности [10].

Социальную  работу по охране здоровья можно условно разделить на профилактическую и патогенетическую.

Социальная  работа, имеющая профилактическую направленность, - это предупреждение социально зависимых  нарушений соматического, психического и репродуктивного здоровья; формирование установок на здоровый образ жизни; обеспечение доступа к информации по вопросам здоровья; участие в разработке целевых программ социальной помощи на различных уровнях; социальное администрирование; обеспечение социальной защиты прав граждан в вопросах охраны здоровья.

Социальная работа, имеющая  патогенетическую направленность, предусматривает  организацию социальной помощи; проведение социальной экспертизы; осуществление  медицинской, социальной и профессиональной реабилитации инвалидов; проведение социальной работы в отдельных областях медицины и здравоохранения, проведение коррекции психического статуса клиента; создание реабилитационной социально-бытовой инфраструктуры; обеспечение преемственности во взаимодействии специалистов смежных профессий [15].

Таким образом, социальный работник должен иметь четкие представления о феномене здоровья и о здоровом образе жизни. Всю свою деятельность по формированию здорового образа жизни социальный  работник должен проводить  с  учетом  возрастных  и  индивидуальных  морфофизиологических  и психологических особенностей детей и взрослых.

Социальный  работник в помощи формирования здорового образа жизни выполняет следующие направления работы: помощь в организации рационального режима труда (учебы) и отдыха, основанная  на  индивидуальных биоритмических особенностях; комплекс  психо-гигиенических и психо-профилактических воздействий, учет и коррекция влияния на  здоровье окружающей  среды;     обучение мерам по предупреждению личного и бытового травматизма  и  правилам личной гигиены, аргументированная   и действенная пропаганда против вредных для здоровья факторов  –  алкоголизма, курения, наркомании и токсикомании; формирование знаний и  мер  профилактики  СПИДа. Таким образом, конкретная повседневная реализация здорового образа жизни — это неотъемлемая часть общей культуры человека, богатства его духовного мира, жизненных целей и ценностных ориентации. Поэтому одно из центральных направлений социальной работы в формировании здорового образа жизни — это воспитание сознательного, активного отношения к здоровью.

Развитие личностной активности, способности к самоопределению, осознание приоритета здоровья в  ряду других жизненных ценностей  особенно важно в молодом возрасте, когда человек постоянно и вынужденно находится в ситуации выбора, адаптации к экономическим и социальным условиям [24].

Информация о работе Анализ методов социальной работы по формированию репродуктивной культуры молодежи