Анализ методов социальной работы по формированию репродуктивной культуры молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 11:28, курсовая работа

Описание работы

Предметом исследования являются методы формирования репродуктивной культуры современной молодежи.
Цель исследования: проанализировать методы социальной работы по формированию репродуктивной культуры современной молодежи.
Задачи:
Определить роль социального работника в формировании здорового образа жизни населения.
Проанализировать понятие репродуктивной культуры и выявить ее значение для современной молодежи.
Определить уровень репродуктивной культуры современной молодежи.
Проанализировать методы социальной работы по формированию репродуктивной культуры молодежи.

Файлы: 1 файл

репродуктиная культура.doc

— 176.50 Кб (Скачать файл)

На решение  обозначенных проблем направлены президентская  программа «Сбережение народа»  и ряд целевых региональных программ: Постановлением Правительства Свердловской области от 27.08.2007 г. № 830-ПП утверждена программа демографического развития Свердловской области на период до 2025 г. «Уральская семья», а также программа губернатора (Росселя Э. Э.) Свердловской области «Мать и дитя» [4]. Медицинская, материальная, психолого-педагогическая помощь, заложенная в их основу, является тем поддерживающим механизмом, который призван создать благоприятные условия для рождения детей и выполнения родительских функций. Но все это может оказаться невостребованным, если отсутствуют личностные смыслы продолжения рода, не сформированы ценности отцовства и материнства, не развито бережное отношение к собственным репродуктивным возможностям. Поэтому специалисты социальной работы, наряду с медицинскими работниками, психологами и педагогами, относятся к числу тех профессионалов, которые помогают в формировании репродуктивной культуры, оказывают поддержку человеку, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации в связи с собственным репродуктивным поведением [19].

К наиболее типичным примерам таких трудных жизненных  ситуаций относятся: незапланированная  беременность; отказ женщины от новорожденного ребенка; несовершеннолетнее материнство; одинокое материнство; нарушение трудовых прав женщин в связи с беременностью, родами, уходом за ребенком; переживание утраты в связи с гибелью ребенка в перинатальный период или гибелью роженицы; рождение ребенка с ограниченными возможностями; бездетность, расцениваемая индивидом как тяжелая потеря; маргинальная многодетность [7]. Специалисты по социальной работе призваны обеспечить решение и профилактику проблем в области репродуктивного поведения и репродуктивного здоровья, нарушающих благополучие как отдельных граждан, так и общества в целом.

Для более четкого  уточнения деятельности социального работника в этой области необходимо обозначить круг проблем, с которыми ему придется сталкиваться: низкая контрацептивная культура подростков и юношества; незапланированная беременность у несовершеннолетних, ее искусственное прерывание или сохранение; распространение заболеваний, передающихся половым путем (ЗППП), в том числе СПИД; ситуации изнасилования; неадекватное отношение отдельных групп населения к проблемам планирования семьи, сексуального образования и воспитания; неконтролируемая рождаемость в асоциальных семьях и среди лиц с умственными ограничениями; нарушение прав человека в области репродуктивного поведения и здоровья и т.д. [17].

Находясь в  поле этих проблем, специалист социальной работы выполняет ряд типичных профессиональных функций, которые  наполняются следующим  содержанием:

1. Диагностическая  функция: специалист выявляет  в курируемом районе нуждающихся в медико-социальной помощи по вопросам планирования семьи, прежде всего, лиц группы риска по возникновению незапланированной беременности и ЗППП, неспособных в силу различных негативных воздействий контролировать свое репродуктивное поведение (подростки, социально-неблагополучные и асоциальные семьи, лица с интеллектуальными ограничениями).

2. Функция социального  сопровождения: осуществляет патронаж  групп риска, оказывает им содействие  в получении соответствующих  услуг..

3. Охранно-защитная функция: специалист отвечает за защиту репродуктивных  и других прав человека (например, ситуация принудительной стерилизации, ситуация отказа предоставления клиенту срочной контрацепции, аборт у несовершеннолетней и др.) [17].

4. Информационно-пропагандистская функция: в ходе индивидуального консультирования, (используя срочные формы социального обслуживания — «телефоны доверия»), а также групповой и общинной работы (неформальные клубы и прочие формы молодежных общественных объединений) специалист формирует у подростков, юношества и других потенциальных клиентов ответственность за свое репродуктивное здоровье и сексуальное поведение, а также здоровье и поведение партнера; распространяет информацию об услугах службы планирования семьи; через взаимодействие со СМИ укрепляет в обществе идеи осознанного родительства. В центрах охраны репродуктивного здоровья, где присутствует медицинская терапия бесплодия, в информационно-пропагандистскую работу специалиста входит также консультирование бесплодных пар по вопросам усыновления детей и приемного воспитания.

5. Координационно-посредническая  функция: специалист организует  взаимодействие Центра планирования  семьи с учреждениями общего  и профессионального образования,  общественными организациями и  средствами массовой информации с целью формирования у населения адекватного отношения к проблемам планирования семьи, охраны репродуктивного здоровья, профилактики заболеваний, передаваемых половым путем, сексуального образования и воспитания молодежи.

6. Организационно-методическая функция: организует методические семинары для специалистов системы образования, социальной защиты и иных ведомств по вопросам планирования семьи, охраны репродуктивного здоровья населения; участвует в разработке методических и информационных материалов (брошюры, буклеты, видеопродукция) для специалистов и потенциальных клиентов.

Для достижения целей и выполнения профессиональных функций в сфере формирования репродуктивной культуры социальный работник использует различные методы. Среди многообразия методов социальной работы можно выделить несколько методов [14]. Такие как:

  • метод инструктирование – это достаточно мягкий способ организационного воздействия. По сути, это действие предполагает разъяснение обстановки, задач, возможных трудностей и последствий неправомерных действий клиента, предостережение от возможных ошибок, советы по характеру деятельности и т.д. В социальной работе инструктирование носит форму консультационной, информационной, методической помощи клиенту, направленной на защиту его гражданских прав и свобод;
  • методы социального диагностирования - выявление и изучение причинно следственных связей и взаимоотношений в обществе, характеризующий его социально-экономическое, культурно-правовое, нравственно психологическое, медико-биологическое и санитарно-экологическое состояние;
  • метод работы на улицах -  "открытый"  метод социальной  работы, ориентированный на проблемы  улицы и включающий превентивные меры, например, определение потребностей и особых проблем групп молодежи и форм оказания им соответствующей помощи как индивидуальной, так и групповой;
  • метод беседы (интервью) – метод получения информации о личности, установления контакта, метод психологической диагностики и исследования, а также оказания психологической помощи, способствующий осознанию клиентом собственных внутренних затруднений, конфликтов, скрытых мотивов поведения;
  • метод консультирования – это способ решения социальных задач, путем советов, указания на альтернативные формы оказания помощи, в определении целей и обеспечении необходимой информацией. Консультация представляет собой взаимодействие между двумя или несколькими людьми, в ходе которого консультант передает специальные знания и соответствующую информацию консультируемому лицу с целью помочь ему в решении назревших проблем, а также при подготовке социальных прогнозов, перспективных программ и т.п. [20];
  • метод изучения случая, или кейс-стади – это углубленное изучение конкретного случая, конкретного явления, с которым имеет дело специалист;
  • убеждение - реализуется на практике с помощью разъяснения, совета, аргументированной рекомендации, положительных примеров и образцов активной жизнедеятельности клиентов;
  • информация — исходный метод убеждения - важна при проведении профилактических мероприятий. Как правило, используются следующие формы: рассказ, беседа, лекция, инструкция, наглядный показ;
  • дискуссия — коррекционный метод убеждения, который обеспечивает обмен мнениями, способствует поддержке и развитию нравственных, этических представлений, формирует самокритичность и готовность к диалогу, преодолению ошибочных взглядов;
  • взаимное просвещение — метод самоорганизации убеждения. В социальной практике этот метод часто используется при работе различных групп самопомощи и взаимопомощи. Подобные группы включают в себя 5—7 человек, живущих поблизости и имеющих достаточно постоянные контакты. Члены группы имеют общие проблемы, потребности и сообща решают их, помогая друг другу;
  • методы воздействия — это совокупность приемов, реализующих воздействие:

на потребности, интересы, склонности, т. е. источники мотивации активности, поведения человека;

на установки, групповые нормы, самооценки людей, т. е. на те факторы, которые регулируют активность;

на состояния, в которых человек находится (тревога, возбужденность или депрессивность и т.п.) и которые изменяют его поведение;

  • метод формирования перспективы играет важную роль в практике социальной работы. Перспектива может быть близкой, средней и далекой. Близкая перспектива составляет ту завтрашнюю радость, без которой не может быть оптимистического настроя личности. Нужно, чтобы человек жил в ожидании радостного события. Средняя перспектива — ожидаемое событие, несколько отодвинутое во времени. Далекая перспектива — это намечаемые планы, которые выстраивают судьбу личности [14].

Выбор того или  иного метода зависит от специфики конкретной ситуации. Эффективность достигается через определенные сочетания методов, так как для развития личности, ее совершенствования необходимо влиять и на ее поведение, и на сознание, и на деятельность.

Таким образом, такая специализация социального работника предполагает понимание значимости проблемы планирования семьи в обществе; знание системы мер по подготовке к зачатию, вынашиванию и рождению ребенка; полное представление о методах контрацепции; умение использовать в интересах клиентов существующие программы помощи населению по вопросам охраны репродуктивного здоровья, а также действующие законы, затрагивающие репродуктивное поведение человека, его права в этой области [6].

 

 

Заключение

 

Общественное благополучие в России, на сегодняшний день, сильно подорвано низкой рождаемостью, высокой смертностью, высоким уровнем искусственных абортов, постоянно ухудшающимся здоровьем населения репродуктивных возрастов, прежде всего, молодежи.

Продумывая  варианты собственной самореализации, современный человек не может обойти репродуктивную сферу. Под влиянием разных причин каждый индивид формирует идеальное представление о реализации собственной фертильности (желаемое число детей). Опираясь на естественные или искусственные методы регуляции рождаемости, его субъективная позиция может стать объективной реальностью. Таким образом, выступая в роли посредника между индивидом и природой, а также между индивидом и обществом, репродуктивная культура заменяет инстинкт и стандартизирует поведение людей.

В настоящее  время одно из центральных мест у  современной молодежи занимают проблемы, связанные с репродуктивным здоровьем. В значительной степени этому  способствуют повышение сексуальной  активности, рост частоты венерических заболеваний, а также увеличение числа гинекологических заболеваний, обусловленных ранними беременностями, абортами и родами.

Репродуктивное  здоровье – это уровень физического, психического и социального благополучия мужчин и женщин, позволяющий им вести безопасную половую жизнь и свободно принимать решения о рождении и воспитании детей. Репродуктивное здоровье зависит от множества факторов, включая  обеспечение доступа к безопасным и надежным средствам контрацепции, половой грамотности, профилактики венерических заболеваний и т.д.

В отличие от понятия «репродуктивное здоровье»  понятие «репродуктивная культура»  не назовешь признанным и устоявшимся, но само явление, обозначаемое как репродуктивная культура, бесспорно, существует. 

Репродуктивная культура является неотъемлемой частью культуры здорового образа жизни. Обладая высокой репродуктивной культурой, человек будет строить свое репродуктивное поведение на основе принципов здорового образа жизни.

Репродуктивная  культура, представляет собой систему знаний, умений, ценностей, регулирующих репродуктивное поведение человека, которое может быть направленно на рождение детей или избегание этого события. То есть, репродуктивная культура является важной составной частью культуры здорового образа жизни. Формирование репродуктивной культуры, прежде всего, у молодежи является важным направлением образовательной и воспитательной работы, от реализации которого зависит решение демографических и целого ряда других социальных проблем российской действительности.

Поэтому  специалисты социальной работы, наряду с медицинскими работниками, психологами и педагогами, относятся к числу тех профессионалов, которые помогают в формировании репродуктивной культуры, оказывают поддержку человеку, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации в связи с собственным репродуктивным поведением.

Специалисты социальной работы призваны обеспечить решение  и профилактику проблем в области репродуктивного поведения и  репродуктивного здоровья, нарушающих благополучие как отдельных граждан, так и общества в целом. Для этого специалисты социальной работы используют различные методы в своей работе. Такие как: метод инструктирования, методы социального диагностирования; метод беседы (интервью); метод консультирования; кейс-стади; метод убеждения и т.д.

Выбор того или  иного метода зависит от специфики  конкретной ситуации.

Таким образом, такая специализация социального работника предполагает понимание значимости проблемы формирования репродуктивной культуры в обществе, что включает в себя и знания системы мер по подготовке к зачатию, вынашиванию и рождению ребенка; и полное представление о методах контрацепции; и умение применять те или иные методы для решения конкретных проблем; и умение использовать в интересах клиентов существующие программы помощи населению по вопросам охраны репродуктивного здоровья, а также действующие законы, затрагивающие репродуктивное поведение человека и его прав в этой области.

Информация о работе Анализ методов социальной работы по формированию репродуктивной культуры молодежи