Анализ семьи как объекта исследования в социальной работе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 14:19, курсовая работа

Описание работы

Актуальность проблемы. Одним из главных институтов общества является семья. На протяжении столетий семья являлась самым прочным звеном общества и наиболее эффективным средством сохранения культуры народа. Именно в семейном быту, в закрепленном обычаем порядке повседневной жизни храниться, и передается из поколения в поколение та социальная наследственность, которая в нашей жизни играет не меньшую роль, чем биологическая. Целью работы выступает анализ семьи как объекта исследования в социальной работе и выработка основных направлений повышения социально-экономического статуса семьи в Республике Мордовия.

Файлы: 1 файл

социология.docx

— 73.27 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

Введение

 

 

 

Актуальность проблемы. Одним из главных институтов общества является семья. На протяжении столетий семья являлась самым прочным звеном общества и наиболее эффективным средством сохранения культуры народа. Именно в семейном быту, в закрепленном обычаем порядке повседневной жизни храниться, и передается из поколения в поколение та социальная наследственность, которая в нашей жизни играет не меньшую роль, чем биологическая.

За последние  десятилетия XX века в стране произошли глубокие социально-экономические и демографические перемены, среди которых отмечаются следующие: низкая рождаемость, не обеспечивающая простого воспроизводства населения, старение населения и рост иждивенческий нагрузки, возражающая роль миграции, трансформация модели брака и рождаемости, изменение статуса женщины и движение к тендерному равенству, проблема совмещения занятости и семейных обязанностей, либерализация законов, касающихся контрацепции, абортов и разводов1.

В настоящее  время в России накоплен существует множество технологий социальной работы с семьей, однако современные политико-экономические условия и социально-демографические процессы ставят новые проблемы. Проявления кризисных процессов в институте семьи способствовали ослаблению семейных связей, снижению ответственности у части родителей за содержание и воспитание детей, и, как результат, появлению и расширению такого явления, как беспризорность и безнадзорность детей, росту социального сиротства.

Несмотря  на повышение политического внимания к проблемам семьи, ее острота  не снижается, требует консолидации усилий и расширения позитивных политических мер, в том числе в области налаживания учета выявленных семей в социально опасном положении, изменения приоритетов

системы социальной защиты семей с детьми, а также создания новых технологий социальной работы с семьей.

Степень изученности. Наиболее крупный вклад в исследование семьи как объекта социальной работы внесли: А.И. Антонов, М.Ю. Арутюнян, И.В. Бестужев-Лада, В.А. Борисов, Э.К. Васильева, Г.А. Вишневский, А.Г. Волков, И.А. Герасимова, И.С. Голод, Л.А. Гордон, Т.Ж. Гурко, О.П. Камаева, И.С. Кон, М.П. Кузнецова, М.С. Мацковский, В.М. Медков, Л.И. Савинов, М.Я. Соловьев, В. А. Сысенко, А.Г. Харчев, Н.Г. Юркевич и мн. др.

Таким образом, проблема семьи как объекта исследования социальной работы в современной  России является достаточно изученной, однако существую огромные изучения данной темы на региональном уровне.

Теоретическую основу нашей работы составили труды В. Анишиной «Семейные проблемы и способы решения»2, Р.Я. Климантовой «Государственная семейная политика современной России»3, Ю.Б. Корсаненковой «Социальная поддержка семей с детьми в Российской Федерации: реальность и перспективы» 4, Э.А. Макукян «Российская семья и вызовы времени»5, Л.И. Савинова «Социальная защита семьи, материнства и детства»6, Е.И. Холостовой «Социальная работа с семьей»7, Т.В. Шеляг «Семья и социальная работа»8 и пр.

Объект исследования – семья.

Предмет – семья как объекта исследования в социальной работе.

Целью работы выступает анализ семьи как объекта исследования в социальной работе и выработка основных направлений повышения социально-экономического статуса семьи в Республике Мордовия.

Задачи:

– описать  понятие и социально-экономический  статус современной семьи;

– изучить  анкетирование как метод исследования в социальной работе;

–рассмотреть исследование, проведенное при помощи метода анкетирования и направленное на выявление социально-экономического статуса семьи в Республике Мордовия;

– разработать  основные направления повышения  социально-экономического статуса  семьи в Республике Мордовия.

Методы нашего исследования – метод анализа документов, метод статистического анализа, метод анкетирования.

Новизна нашей работы состоит в том, что в ней описаны результаты исследования по выявлению социально-экономического статуса семьи в Республике Мордовия и разработаны направления повышения данного статуса.

Научно-практическая значимость данного исследования состоит в том, что предложенные в ней разработки можно использовать в теоретической и практической деятельности социального работника.

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и источников, приложения.

 

 

1. Теоретико-методологические  основы изучения семьи как  объекта исследования в социальной работе

 

1.1 Понятие  и социально-экономический статус  современной семьи

 

Понятие «семья» в современном значении вплоть до XVIII века не употреблялось, хотя само слово и существовало. Высшие сословия понятие «семья» подменяли понятием двор. Не случайно широко известное наставление для глав семей носило название «Домострой». Понятия «семья, семейство, двор, домохозяйство» даже и вначале XX века были тождественными. Они означали совокупность близких родственников, живших вместе.

С понятием семьи неразрывно связано понятие  «брак». Брак – исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между  женщиной и мужчиной, устанавливающая  их права и обязанности по отношению  друг к другу, к детям и обществу 9.

Если  брак является только отношением, то семья  представляет собой еще и социально  организованное объединение людей. Как социальная организация семья  отличается от брака и тогда, когда  в нее входит определенное количество людей, кроме супружеской пары, и  тогда, когда она ограничивается только мужем и женой. Это означает, что семью нельзя рассматривать  лишь как разросшийся брачный  союз, нужно и учитывать не только количественное, но и качественное различие между ними. Семью создают, прежде всего, отношения – мать–ребенок, отец–ребенок, а не только отношения  мужчина–женщина.

Таким образом, «семья – основанная на браке и (или) кровном родстве малая группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего  хозяйства, эмоциональной связью, взаимными  обязанностями по отношению друг к другу»10.

Брачно-семейные отношения как одна из наиболее значимых сфер в функционировании общества на протяжении веков изучались многими  исследователями. Многие трактовали семью  как социальную структуру, являющуюся первоосновой общества. И вместе с  тем, последние десятилетия теоретическая  мысль как зарубежных, так и  отечественных ученых находится  под сильным влиянием сложившихся  научных парадигм. Разные социологические  школы развивали сформировавшиеся представления о тех или иных аспектах функционирования семьи как  социального института и малой  группы. Со временем данные представления  превратились в стереотипы, препятствующие выявлению новейших тенденций и  закономерностей в развитии брачно-семейных отношений.

Институт  семьи в развитых странах Западной и Восточной Европы, в США после  окончания второй мировой войны  перетерпел заметные метаморфозы. В  России эти изменения стали значимыми  на фоне глубоко системного кризиса. Возникли новые, по сравнению с советским  периодом, семейные структуры, перераспределялись акценты в выполнении социальных и индивидуально-личностных функций, стремительно меняется позиция в  отношении числа детей, а более  всего – в таком важнейшем  проявлении брачно-семейных отношений, как моногамия. Современное российское общество развивается в направлении  демократизации и гуманизации, накладывает заметный отпечаток на все сферы его функционирования11.

Как малая  социальная группа семья: реализует  естественные (витальные) потребности своих членов; создает условия для непосредственных контактов; не имеет жестко структуированнной системы взаимоотношений на вертикали; социализирует своих субъектов чувством родства, любви, привязанности и ответственности друг за друга, накопленным социальным опытом12.

Семья находиться в движении, меняется не только под  воздействием социально-политических условий, но и в силу внутренних процессов  своего развития. Вот почему она  является одной из важных сфер и  одним из главных объектов социальной защиты.

Все семьи  на стадиях своего жизненного цикла  сталкиваются с различными проблемами. Общество заинтересовано в глубоком изучении проблем семьи, нахождения оптимальных путей для их решения, выработки действенных мер социальной защиты семьи. В настоящее время  актуальность социальной защиты семьи  обусловлено тем, что она переживает сложный период. Во весь рост встает опасность социальной деградации семьи.

Таким образом, существование человека в настоящее  время организовано в форме семейного  образа жизни. Каждая из функций в  каких-то частных случаях может  быть с большим или меньшим  успехом осуществлена вне семьи, но совокупность их может выполняться  только в семье.

Различают следующие типы семей:

– по семейному  стажу выделяют: семью молодоженов; молодую семью; семью, ждущую ребенка; семью среднего супружеского возраста; семью старшего супружеского возраста; пожилые супружеские пары;

– по количеству детей выделяют: однодетную семью; малодетную семью (2 или 3 ребенка); многодетную семью (3 и более детей);

– по составу: неполная семья; простая нуклеарная; сложная семья (расширенная);

– по однородности социального состава: социально-гомогенные; социально-гетерогенные13.

Большинство из них сталкиваются в различного рода проблемами. Все множество проблем, связанных с современной семьей, можно разделить на следующие группы:

Социально-экономические  проблемы. К этой группе можно отнести проблемы, связанные с уровнем жизни семьи, ее бюджетом, удельным весом в структуре общества малообеспеченных семей и семей, живущих ниже черты бедности, со специфическими нуждами и потребностями многодетных и молодых семей, государственной системой материальной помощи.

Социально-бытовые  проблемы. К данной группе относятся проблемы, связанные с обеспечением семей жильем, с условиями проживания, а также потребительским бюджетом средней семьи, удельным весом в структуре общества малообеспеченных семей и семей, живущих ниже черты бедности, с материальными трудностями многодетных и молодых семей, государственной системой помощи малообеспеченным семьям.

Социально-психологические  проблемы. Эта группа включает самый широкий спектр проблем: они связаны со знакомством, выбором брачного партнера и далее – брачно-семейной адаптацией, согласованием семейных и внутрисемейных ролей, личностной автономией и самоутверждением в семье. Кроме того, к ней относятся и проблемы супружеской совместимости, семейных конфликтов, сплоченности семьи как малой группы, насилия в семье.

Проблемы  стабильности современной семьи. Данную проблематику составляют состояние и динамика семейных разводов, их социально-типологические и региональные аспекты, причины разводов, ценности супружества, удовлетворенность браком как фактор стабильности семейного союза, ее социально-психологическая характеристика.

Проблемы  этой группы связаны с состоянием, динамикой, факторами рождаемости, ее социально-типологическим и региональным аспектами, а также состоянием и  факторами планирования семьи.

На фоне общего сокращения рождаемости происходит рост количества внебрачных детей –  сегодня родители почти каждого  пятого ребенка в нашей стране не состоят в зарегистрированном браке.

Специалисты учреждений социального обслуживания знакомы с таким феноменом, как  несовершеннолетние многодетные матери: как правило, подобное свидетельствует  о наличии врожденных психических  патологий или низком интеллектуальном уровне несовершеннолетней либо об испытываемой ею ранней алкогольной зависимости. Внебрачные дети чаще других имеют  серьезные врожденные дефекты, нарушения  здоровья; зачастую они становятся клиентами социальных служб.

Наконец, еще один признак нестабильности семейного образа жизни – убеждение, что одиночество является привлекательным  и комфортабельным стилем жизни. В настоящее время появляется значительное количество людей, которые  находят удовольствие в таком  образе жизни. Складывается специальный  рынок для их обслуживания: исследования показывают, что одинокие люди могут  тратить на собственное развлечение  гораздо большие суммы денег, чем люди, имеющие семью.

Проблемы  семейного воспитания. В данной группе проблемы семьи могут рассматриваться состояние семейного воспитания, типы семей по критерию воспитания, родительские роли, положение ребенка в семье, условия эффективности и просчеты семейного воспитания. Указанные проблемы естественным образом связаны с социально-психологическими и проблемами стабильности семьи.

Проблемы  семей «группы риска». Факторы, обусловливающие социальный риск, могут иметь социально-экономический, медико-санитарный, социально-демографический, социально-психологический, криминальный характер. Их действие приводит к утрате семейных связей, росту числа детей, оставшихся без попечения родителей, постоянного места жительства, средств к существованию.

Безнадзорность  детей продолжает составлять одну из наиболее тревожных характеристик  современного российского общества. Ежегодно выявляется около 100 тыс. детей  оставшихся без попечения родителей. Подавляющее большинство из них – социальные сироты, т. е. дети, брошенные родителями или отобранные у родителей, не выполняющих своих обязанностей по воспитанию и содержанию ребенка14.

Как показывают социологические исследования, проводимые реформы российского общества оказали  на семью неоднозначное воздействие, привели к глубоким изменениям ее жизнедеятельности. Многие семьи, лишившись  прежней государственной поддержки, не сумели приспособиться к новым  условиям жизни. В настоящее время  происходит резкая дифференциация семей  по доходам. Ухудшается здоровье людей, крайне низкой остается средняя продолжительность  жизни, падает качество трудового интеллектуального  потенциала населения. Усугубляется дезорганизация жизни семей, возрастает нестабильность браков, разрушаются сложившиеся  нравственно-этические нормы и  традиции. Усиливается конфликтность  отношений между супругами, родителями и детьми как следствие их экономической, правовой и моральной незащищенности. Снижается роль семьи в социализации детей.

Информация о работе Анализ семьи как объекта исследования в социальной работе