Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 14:19, курсовая работа
Актуальность проблемы. Одним из главных институтов общества является семья. На протяжении столетий семья являлась самым прочным звеном общества и наиболее эффективным средством сохранения культуры народа. Именно в семейном быту, в закрепленном обычаем порядке повседневной жизни храниться, и передается из поколения в поколение та социальная наследственность, которая в нашей жизни играет не меньшую роль, чем биологическая. Целью работы выступает анализ семьи как объекта исследования в социальной работе и выработка основных направлений повышения социально-экономического статуса семьи в Республике Мордовия.
Введение
Актуальность проблемы. Одним из главных институтов общества является семья. На протяжении столетий семья являлась самым прочным звеном общества и наиболее эффективным средством сохранения культуры народа. Именно в семейном быту, в закрепленном обычаем порядке повседневной жизни храниться, и передается из поколения в поколение та социальная наследственность, которая в нашей жизни играет не меньшую роль, чем биологическая.
За последние десятилетия XX века в стране произошли глубокие социально-экономические и демографические перемены, среди которых отмечаются следующие: низкая рождаемость, не обеспечивающая простого воспроизводства населения, старение населения и рост иждивенческий нагрузки, возражающая роль миграции, трансформация модели брака и рождаемости, изменение статуса женщины и движение к тендерному равенству, проблема совмещения занятости и семейных обязанностей, либерализация законов, касающихся контрацепции, абортов и разводов1.
В настоящее время в России накоплен существует множество технологий социальной работы с семьей, однако современные политико-экономические условия и социально-демографические процессы ставят новые проблемы. Проявления кризисных процессов в институте семьи способствовали ослаблению семейных связей, снижению ответственности у части родителей за содержание и воспитание детей, и, как результат, появлению и расширению такого явления, как беспризорность и безнадзорность детей, росту социального сиротства.
Несмотря
на повышение политического
системы социальной защиты семей с детьми, а также создания новых технологий социальной работы с семьей.
Степень изученности. Наиболее крупный вклад в исследование семьи как объекта социальной работы внесли: А.И. Антонов, М.Ю. Арутюнян, И.В. Бестужев-Лада, В.А. Борисов, Э.К. Васильева, Г.А. Вишневский, А.Г. Волков, И.А. Герасимова, И.С. Голод, Л.А. Гордон, Т.Ж. Гурко, О.П. Камаева, И.С. Кон, М.П. Кузнецова, М.С. Мацковский, В.М. Медков, Л.И. Савинов, М.Я. Соловьев, В. А. Сысенко, А.Г. Харчев, Н.Г. Юркевич и мн. др.
Таким образом, проблема семьи как объекта исследования социальной работы в современной России является достаточно изученной, однако существую огромные изучения данной темы на региональном уровне.
Теоретическую основу нашей работы составили труды В. Анишиной «Семейные проблемы и способы решения»2, Р.Я. Климантовой «Государственная семейная политика современной России»3, Ю.Б. Корсаненковой «Социальная поддержка семей с детьми в Российской Федерации: реальность и перспективы» 4, Э.А. Макукян «Российская семья и вызовы времени»5, Л.И. Савинова «Социальная защита семьи, материнства и детства»6, Е.И. Холостовой «Социальная работа с семьей»7, Т.В. Шеляг «Семья и социальная работа»8 и пр.
Объект исследования – семья.
Предмет – семья как объекта исследования в социальной работе.
Целью работы выступает анализ семьи как объекта исследования в социальной работе и выработка основных направлений повышения социально-экономического статуса семьи в Республике Мордовия.
Задачи:
– описать
понятие и социально-
– изучить
анкетирование как метод
–рассмотреть исследование, проведенное при помощи метода анкетирования и направленное на выявление социально-экономического статуса семьи в Республике Мордовия;
– разработать основные направления повышения социально-экономического статуса семьи в Республике Мордовия.
Методы нашего исследования – метод анализа документов, метод статистического анализа, метод анкетирования.
Новизна нашей работы состоит в том, что в ней описаны результаты исследования по выявлению социально-экономического статуса семьи в Республике Мордовия и разработаны направления повышения данного статуса.
Научно-практическая значимость данного исследования состоит в том, что предложенные в ней разработки можно использовать в теоретической и практической деятельности социального работника.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и источников, приложения.
1. Теоретико-методологические основы изучения семьи как объекта исследования в социальной работе
1.1 Понятие
и социально-экономический
Понятие «семья» в современном значении вплоть до XVIII века не употреблялось, хотя само слово и существовало. Высшие сословия понятие «семья» подменяли понятием двор. Не случайно широко известное наставление для глав семей носило название «Домострой». Понятия «семья, семейство, двор, домохозяйство» даже и вначале XX века были тождественными. Они означали совокупность близких родственников, живших вместе.
С понятием
семьи неразрывно связано понятие
«брак». Брак – исторически обусловленная,
санкционированная и
Если брак является только отношением, то семья представляет собой еще и социально организованное объединение людей. Как социальная организация семья отличается от брака и тогда, когда в нее входит определенное количество людей, кроме супружеской пары, и тогда, когда она ограничивается только мужем и женой. Это означает, что семью нельзя рассматривать лишь как разросшийся брачный союз, нужно и учитывать не только количественное, но и качественное различие между ними. Семью создают, прежде всего, отношения – мать–ребенок, отец–ребенок, а не только отношения мужчина–женщина.
Таким образом, «семья – основанная на браке и (или) кровном родстве малая группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимными обязанностями по отношению друг к другу»10.
Брачно-семейные
отношения как одна из наиболее значимых
сфер в функционировании общества на
протяжении веков изучались многими
исследователями. Многие трактовали семью
как социальную структуру, являющуюся
первоосновой общества. И вместе с
тем, последние десятилетия
Институт семьи в развитых странах Западной и Восточной Европы, в США после окончания второй мировой войны перетерпел заметные метаморфозы. В России эти изменения стали значимыми на фоне глубоко системного кризиса. Возникли новые, по сравнению с советским периодом, семейные структуры, перераспределялись акценты в выполнении социальных и индивидуально-личностных функций, стремительно меняется позиция в отношении числа детей, а более всего – в таком важнейшем проявлении брачно-семейных отношений, как моногамия. Современное российское общество развивается в направлении демократизации и гуманизации, накладывает заметный отпечаток на все сферы его функционирования11.
Как малая социальная группа семья: реализует естественные (витальные) потребности своих членов; создает условия для непосредственных контактов; не имеет жестко структуированнной системы взаимоотношений на вертикали; социализирует своих субъектов чувством родства, любви, привязанности и ответственности друг за друга, накопленным социальным опытом12.
Семья находиться в движении, меняется не только под воздействием социально-политических условий, но и в силу внутренних процессов своего развития. Вот почему она является одной из важных сфер и одним из главных объектов социальной защиты.
Все семьи
на стадиях своего жизненного цикла
сталкиваются с различными проблемами.
Общество заинтересовано в глубоком
изучении проблем семьи, нахождения
оптимальных путей для их решения,
выработки действенных мер
Таким образом, существование человека в настоящее время организовано в форме семейного образа жизни. Каждая из функций в каких-то частных случаях может быть с большим или меньшим успехом осуществлена вне семьи, но совокупность их может выполняться только в семье.
Различают следующие типы семей:
– по семейному стажу выделяют: семью молодоженов; молодую семью; семью, ждущую ребенка; семью среднего супружеского возраста; семью старшего супружеского возраста; пожилые супружеские пары;
– по количеству детей выделяют: однодетную семью; малодетную семью (2 или 3 ребенка); многодетную семью (3 и более детей);
– по составу: неполная семья; простая нуклеарная; сложная семья (расширенная);
– по однородности социального состава: социально-гомогенные; социально-гетерогенные13.
Большинство из них сталкиваются в различного рода проблемами. Все множество проблем, связанных с современной семьей, можно разделить на следующие группы:
Социально-экономические проблемы. К этой группе можно отнести проблемы, связанные с уровнем жизни семьи, ее бюджетом, удельным весом в структуре общества малообеспеченных семей и семей, живущих ниже черты бедности, со специфическими нуждами и потребностями многодетных и молодых семей, государственной системой материальной помощи.
Социально-бытовые проблемы. К данной группе относятся проблемы, связанные с обеспечением семей жильем, с условиями проживания, а также потребительским бюджетом средней семьи, удельным весом в структуре общества малообеспеченных семей и семей, живущих ниже черты бедности, с материальными трудностями многодетных и молодых семей, государственной системой помощи малообеспеченным семьям.
Социально-психологические проблемы. Эта группа включает самый широкий спектр проблем: они связаны со знакомством, выбором брачного партнера и далее – брачно-семейной адаптацией, согласованием семейных и внутрисемейных ролей, личностной автономией и самоутверждением в семье. Кроме того, к ней относятся и проблемы супружеской совместимости, семейных конфликтов, сплоченности семьи как малой группы, насилия в семье.
Проблемы стабильности современной семьи. Данную проблематику составляют состояние и динамика семейных разводов, их социально-типологические и региональные аспекты, причины разводов, ценности супружества, удовлетворенность браком как фактор стабильности семейного союза, ее социально-психологическая характеристика.
Проблемы этой группы связаны с состоянием, динамикой, факторами рождаемости, ее социально-типологическим и региональным аспектами, а также состоянием и факторами планирования семьи.
На фоне общего сокращения рождаемости происходит рост количества внебрачных детей – сегодня родители почти каждого пятого ребенка в нашей стране не состоят в зарегистрированном браке.
Специалисты учреждений социального обслуживания знакомы с таким феноменом, как несовершеннолетние многодетные матери: как правило, подобное свидетельствует о наличии врожденных психических патологий или низком интеллектуальном уровне несовершеннолетней либо об испытываемой ею ранней алкогольной зависимости. Внебрачные дети чаще других имеют серьезные врожденные дефекты, нарушения здоровья; зачастую они становятся клиентами социальных служб.
Наконец, еще один признак нестабильности семейного образа жизни – убеждение, что одиночество является привлекательным и комфортабельным стилем жизни. В настоящее время появляется значительное количество людей, которые находят удовольствие в таком образе жизни. Складывается специальный рынок для их обслуживания: исследования показывают, что одинокие люди могут тратить на собственное развлечение гораздо большие суммы денег, чем люди, имеющие семью.
Проблемы семейного воспитания. В данной группе проблемы семьи могут рассматриваться состояние семейного воспитания, типы семей по критерию воспитания, родительские роли, положение ребенка в семье, условия эффективности и просчеты семейного воспитания. Указанные проблемы естественным образом связаны с социально-психологическими и проблемами стабильности семьи.
Проблемы семей «группы риска». Факторы, обусловливающие социальный риск, могут иметь социально-экономический, медико-санитарный, социально-демографический, социально-психологический, криминальный характер. Их действие приводит к утрате семейных связей, росту числа детей, оставшихся без попечения родителей, постоянного места жительства, средств к существованию.
Безнадзорность детей продолжает составлять одну из наиболее тревожных характеристик современного российского общества. Ежегодно выявляется около 100 тыс. детей оставшихся без попечения родителей. Подавляющее большинство из них – социальные сироты, т. е. дети, брошенные родителями или отобранные у родителей, не выполняющих своих обязанностей по воспитанию и содержанию ребенка14.
Как показывают
социологические исследования, проводимые
реформы российского общества оказали
на семью неоднозначное
Информация о работе Анализ семьи как объекта исследования в социальной работе