Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 14:19, курсовая работа
Актуальность проблемы. Одним из главных институтов общества является семья. На протяжении столетий семья являлась самым прочным звеном общества и наиболее эффективным средством сохранения культуры народа. Именно в семейном быту, в закрепленном обычаем порядке повседневной жизни храниться, и передается из поколения в поколение та социальная наследственность, которая в нашей жизни играет не меньшую роль, чем биологическая. Целью работы выступает анализ семьи как объекта исследования в социальной работе и выработка основных направлений повышения социально-экономического статуса семьи в Республике Мордовия.
Тем самым,
в настоящее время семья
1.2 Анкетирования
как метод исследования в
К настоящему времени в
социальной работе сложилось множество
методов сбора социологической
и психологической информации, важное
место среди которых занимает
анкетирование –
Анкетирование
представляет собой письменную форму
опроса, осуществляющуюся, как правило,
заочно, т.е. без прямого и
Метод анкетирования
особенно важен в исследовании социальных
и психологических процессов
и явлений, малодоступных
Поскольку
анкетирование возможно при разном
способе общения между
По месту проведения различают анкетирование по месту жительства и по месту работы. В последнем случае оно может быть групповым (или аудиторным) – по месту работы или учебы. По уровню стандартизации опрос (анкетный или интервью) может быть полностью стандартизированным или частично стандартизированным. Этот вид анкетирования определяется характером вопросов (закрытыми или полузакрытыми).
Для опроса используется в качестве основного инструмента анкета (опросный лист, опросник), которая представляет собой структурно организованный набор вопросов, каждый из которых связан с программными и процедурными задачами исследования. Анкета состоит из опросного листа, «паспортички» (объективные социально-демографические и другие характеристики респондента) и преамбульно-инструктивного раздела (обращение к респонденту с пояснением целей и задач опроса, указанием организации, проводящей опрос, степень анонимности опроса и др.).
Значимость последнего нельзя недооценивать, т.к. в условиях заочного общения с респондентом преамбула – единственное средство мотивации респондента на заполнение анкеты, формирования его установки на искренность ответов. Кроме того, в преамбуле говориться о том, кто и зачем проводит опрос, даются необходимые комментарии и инструкции по работе респондента с анкетой17.
Главная часть анкеты (опросный лист) разрабатывается не только на основе общих требований к опросу, но и с учетом ряда дополнительных соображений. В анкете можно и нужно ставить:
– не только программно-тематические, т.е. непосредственно вытекающие из исследовательской программы вопросы, но и процедурно-функциональные, нацеленные на оптимизацию хода опроса;
– как прямые, предлагающие респонденту выразить свою собственную позицию, так и косвенные (согласие или несогласие с позиций других людей) вопросы;
– вопросы-«крючки», ставящиеся для того, чтобы респондент «клюнул», т.е. ради поддержания его интереса к заполнению анкеты;
– вопросы-«фильтры», позволяющие выделить часть респондентов по какому-либо признаку, скажем, отсеять ту их часть, мнение которой по следующему за «фильтром» вопросу представляется либо особо ценным, наоборот, либо не очень важным;
– контрольные вопросы, проверяющие устойчивость и непротиворечивость мнений респондентов;
– вопросы-«ловушки», являющиеся разновидностью контрольных, предназначенные для выяснения степени искренности ответов;
– наводящие вопросы, помогающие точнее понять смысл последующего (более важного) вопроса;
– дихотомические вопросы, предполагающие два взаимоисключающих друг друга варианта ответа (типа «да» и «нет»);
– вопросы-«меню», т.е. с поливариантными ответами, когда респондент может выбрать любое сочетание вариантов ответов;
– вопросы-«диалоги», ответы на которые составляются из ответов воображаемых лиц;
– шкальные вопросы, т.е. такие, ответ на которые заключен в шкалировании чего-либо;
– табличные вопросы, предполагающие ответ в форме заполнения таблицы;
– закрытые вопросы, т.е. сопровождаемые всеми теоретически возможными вариантами ответа, из которых респонденту предстоит выбрать тот, который соответствует его мнению;
– открытые вопросы, не содержащие ни одного варианта ответа, предполагающие, что респондент напишет то, что хочет, в специально отведенном месте анкеты;
– полузакрытые, точнее, частично закрытые (или частично открытые) вопросы, на которые заранее дана лишь часть вариантов ответа, которая может не удовлетворить респондентов, имеющих возможность дописать свой вариант 18.
Разрабатывая текст анкеты, следует избегать однообразия используемых типов и форм вопросов, помнить, что каждый из них имеет свои достоинства и недостатки. Не следует забывать при этом и о последующей обработке анкетных данных. Открытые вопросы, скажем, предпочтительнее закрытых, если важно выявить все нюансы мнений респондентов, но полученную на их основе информацию трудно будет формализовать и обработать. Закрытые вопросы, особенно в форме «меню», шкал, таблиц и дихотомий, более удобные для обработки, но не дают гарантии учета полноты респондентских оценок.
Важно подчеркнуть необходимость соблюдения правила системности анкеты. Это нужно, чтобы использовать в научных целях информацию не только по отдельным вопросам, но и ту, которая обнаруживается при осмыслении всех вопросов как взаимодействующих структур, а всех ответов на них как взаимодействующих элементов.
Постановка в анкете контрольных вопросов (в том числе «ловушек») не освобождает ее составителя от логической выверенности последовательности вопросов, обеспечивающей их взаимоконтроль. Традиционная для социологического анкетирования логика построения вопросников строится на принципе «от общего к частностям», при которой последующие вопросы играют роль контрольных по отношению к предыдущим. Но иногда целесообразно руководствоваться противоположным принципом «от частностей к общему»19.
Исследователями замечено, что на анкеты, содержащие много вопросов, анкетеры получают меньшую информацию, чем проектировалось, прежде всего, потому, что конец опросного листа оказывается незаполненным. Стремясь поправить дело, начинающие исследователи механически делят опросный лист анкеты на две примерно равные части и половине респондентов предлагают начать заполнение анкет со второй части (скажем, с 15 по 30 вопросы), а продолжить ответами по 1-15 позициям. Логика анкетирования, сомышление автора анкет с респондентом при этом нарушается грубейшим и непозволительным образом. В случаях необходимости выравнивая частоты и качественности ответов на первые и последние вопросы нужно иметь второй вариант анкеты.
Тем самым,
одним из методов получения информации
об изучаемом объекте является анкетирование
– метод сбора социальной информации
об изучаемом объекте в ходе опосредованного
общения социолога и
2. Прикладные
аспекты исследования семьи
2.1 Программа исследования
Актуальность. В настоящее время в Республики Мордовия, как и в России в целом, семья переживает трудные времена. Анализ ситуации показывает, что увеличивается численность неполных семей, в частности, одиноких матерей и разведенных, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Единственная категория семей, количество которых постоянно снижается, – это многодетные семьи.
Ухудшение
здоровья и беспрецедентный рост
смертности населения, особенно трудоспособного
возраста, стремительное снижение числа
рождений, уменьшение ожидаемой продолжительности
жизни до крайне низкого уровня,
высокая младенческая смертность, рост
общей и половозрастной заболеваемости
и абсолютного сокращения численности
населения, низкий уровень жизни
населения – такова общая характеристика
социально-демографической
Современная
ситуация в Республике Мордовия показала
насущную необходимость
Объект – семьи Республики Мордовия.
Предмет – социально-экономический статус семей в Республики Мордовия.
Цель – выявить социально-экономический статус семей в Республики Мордовия для выработки рекомендаций по повышению данного статуса.
Задачи:
1. Охарактеризовать характер
2. Оценить условия и уровень жизни семей.
3. Изучить репродуктивные
4. Разработать пути повышения
социально-экономического
Метод исследования – анкетный опрос.
Инструментарием – анкета [Приложение ].
Хронологические рамки – март 2013 г.
Территориальные рамки – Республика Мордовия.
Гипотеза исследования состоит в том, что социально-экономический статус семьи в данной республике является достаточно низким.
Генеральная совокупность составляет 41 млн. семей – количество семей в России20.
В связи с условность данного исследования журналистами еженедельной газеты «Мордовия» было опрошено 50 человек – по одному представителю из семьи.
2.2 Анализ результатов исследования, выводы и рекомендации
С целью
выявления социально-
Уровень образования супругов в семьях достаточно высок. 38% респондентов имеют высшее образование, 26% – неоконченное высшее, 22% – среднее специальное, 12% – среднее, менее 2% – неоконченное среднее. Лиц, имеющих начальное образование среди опрошенных не оказалось.
По социальному
положению респонденты
Особенность современной семьи является ее малодетность. Исходя из результатов нашего исследования, 8% молодых семей не имеют детей, 12% – ожидают ребенка, 54% – имеют одного, 24% – двоих и 2% – троих и более детей.
Современная
сложная демографическая
Информация о работе Анализ семьи как объекта исследования в социальной работе