Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 20:07, доклад
Качество образования представляет собой широкий комплекс условий обучения. Для измерения качества образования недостаточно статистических показателей, даже очень подробных и достоверных, необходимы субъективные оценки соответствия этих параметров потребностям людей. По своей природе качество образования – это объективно-субъективная характеристика условий обучения человека, которая зависит от развития потребностей самого человека и его субъективных представлений и оценок своего обучения.
Анализ удовлетворенности потребителей
ГБОУ СОШ № 877
образовательным процессом за 2011-2012г.
Качество образования представляет собой широкий комплекс условий обучения. Для измерения качества образования недостаточно статистических показателей, даже очень подробных и достоверных, необходимы субъективные оценки соответствия этих параметров потребностям людей. По своей природе качество образования – это объективно-субъективная характеристика условий обучения человека, которая зависит от развития потребностей самого человека и его субъективных представлений и оценок своего обучения. Некоторые объективные составляющие качества образования могут быть более актуализированы в сознании человека, другие менее, третьи совсем не актуальны в силу опыта, культурного капитала, ценностных предпочтений. Субъективные оценки важны уже в силу того, что они могут быть дифференцированы по регионам, социальным и демографическим группам и позволяют составить объёмную картину образовательных потребностей общества. Поэтому качество образования – это комплексная характеристика условий образования населения, которая выражается в объективных показателях и субъективных оценках удовлетворения образовательных потребностей и связана с восприятием людьми своего образовательного статуса в зависимости от культурных особенностей, системы ценностей и социальных стандартов, существующих в обществе.
Для определения степени
удовлетворенности
На протяжении нескольких лет в нашей школе периодически проводиться анкетирование родителей и учащихся всей школы. Результаты анкетирования являются барометром удовлетворенности образовательным процессом, они доводятся до преподавателей школы, обсуждаются на педсоветах, дают возможность наметить дальнейшее движение развития учебного процесса
Результаты анонимного анкетирования учащихся
В марте 2011 года в ГБОУ СОШ № 877 было проведено анонимное анкетирование обучающихся 2-11 классов с целью определения их уровня удовлетворенности качеством школьного образования.
Опрос проводился на основании выборки, в состав которой вошли учащиеся 2-11 классов. Всего участие приняли 150 школьников.
Метод исследования: социологический метод анкетного опроса
(бланк анкеты - приложение № 2).
Результаты анонимного опроса показали
в целом удовлетворенность
учащихся образовательным процессом
и комфортность обучения в школе среди
2-11 классов (выборочно). От 64 % до 100 % учащиеся
выразили доверие преподавательскому
составу . От 68 %до 93% учащихся в трудную
минуту могут обратиться к школьному учителю
за советом. От 45,5% до 80% могут свободно
высказать свое мнение на уроке. От 72 %
до 94,5% испытывают уважительное отношение
учителей. От 79 % до 93,5% учащихся не имеют
конфликтов с учителями. К 69 % до 92%
учащихся учителя обращаются по имени.
От 84 % до 93% учащихся считают школу безопасным
местом, где можно себя комфортно чувствовать.
От 84 % до 100% в зависимости от возраста
и класса любят свою школу и гордятся тем,
что учатся в ней. Но есть позиции, исследование
которых требует более внимательного
отношения и дополнительного изучения.
Это вопрос о самостоятельных и контрольных
работах. От 24 % до 58 %учащихся испытывают
усталость из-за множества контрольных
и самостоятельных работ. Этот вопрос
рассматривался на педсовете и поставлен
на контроль.
Анализ анкетирования в % среди учащихся
2-11 классов (выборочный) показал следующее:
№ |
Вопросы анкетирования |
ДА |
НЕТ |
НЕ ЗНАЮ |
1 |
Я иду в школу с радостью. |
79 % |
8% |
13% |
2 |
К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной ситуации. |
68% |
4% |
28% |
3 |
На уроке я могу всегда свободно высказать своё мнение. |
86% |
2% |
12% |
4 |
В школе есть учитель, которому я могу рассказать свою проблему. |
62% |
28% |
10% |
5 |
На уроке учитель оценивает мои знания, а не мое поведение. |
72% |
12% |
16% |
6 |
Внешний вид - показатель уважения не только к себе, но и к окружающим. |
54% |
36% |
10% |
7 |
На каникулах я скучаю по школе. |
39% |
19% |
42% |
8 |
В школе я часто испытываю неуважительное отношение со стороны учителей. |
12% |
73% |
15% |
9 |
На уроке учитель обращается ко мне по имени. |
83% |
17% |
- |
10 |
Я согласен с утверждением, что «школа для меня безопасное место, где я себя комфортно чувствую» |
84% |
9% |
7% |
11 |
У меня есть желание и потребность участвовать в школьных делах |
69% |
22% |
9% |
12 |
У меня часто бывают конфликты с учителями |
8% |
82% |
10% |
13 |
В моей школе замечают мои успехи, когда я делаю что-то полезное и важное для нее. |
63% |
7% |
30% |
14 |
Я часто испытываю усталость в школе из-за множества самостоятельных и контрольных работ в один день |
38% |
27% |
35% |
15 |
Я люблю свою школу и горжусь, что учусь в ней. |
82% |
3% |
15% |
Результаты анонимного
В феврале 2011-2012 учебного года было проведено мониторинговое исследование удовлетворенности родителей (законных представителей) образовательным процессом, качеством школьных образовательных услуг, оказываемых в ГБОУ СОШ № 877.
Целью исследования было
изучение удовлетворённости родителей
качеством образовательных услу
Метод исследования: социологический метод анкетного опроса (бланк анкеты - приложение №1).
Выводы о степени
удовлетворённости родителей
Критерий качества образования |
Положительная оценка респондентов |
Отрицательная оценка респондентов |
Родители | ||
Психологический климат |
1.Преобладание положительных
эмоций от нахождения в школе
(гордость за ребёнка, 2.Уважительное отношение учителей к ребёнку. 3.Наличие у ребёнка друзей в школе 4.Наличие условий для занятий ребёнка спортом и творчеством. 5. Достаточная информированность о деятельности школы. |
1.Частые жалобы на недомогание и плохое самочувствие учащихся во время учебного процесса. 2.Отсутствие контактов с педагогами у каждого пятого родителя. |
Профессиональная подготовка педагогов |
1.Наличие большого
авторитета у некоторых 2.Уважительное отношение 3. В большинстве случаев
учителя прислушиваются к |
1. Не всегда объективно
и справедливо происходит 2. Недостаточно учитываются
индивидуальные особенности |
Качество знаний учеников |
1. Подбор необходимых
методов обучения и 2.Включение качества
знаний в число базовых |
1.Неоднозначная оценка
предметной подготовки |
Качество материально- |
1.Использование на
уроках современных |
1. Около 30% опрошенных
родителей считают, что школа
имеет недостаточную |
ИТОГИ АНКЕТИРОВАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ (см.анкеты)
Критерий качества образования |
Положительная оценка респондентов |
Отрицательная оценка респондентов |
Родители | ||
Психологический климат |
94 % |
6 % |
Профессиональная подготовка педагогов |
86 % |
14 % |
Качество знаний учеников |
81 % |
19 % |
Качество материально- |
82 % |
18 % |
Общие выводы и тенденции
В целом по результатам
анкетирования потребителей образовательных
услуг наблюдается тенденция
удовлетворенности качеством
Вопрос утверждение к учащимся 2-11 классов из анкетирования
«Я люблю свою школу и горжусь, что учусь в ней» ответили «да» в %
Из результатов анкетирования можно сделать вывод о достаточно высокой степени удовлетворенности образовательными услугами, но образовательный процесс не стоит на месте, он требует постоянного движения, развития, анализа , контроля, самоконтроля, в котором положительную роль играет регулярное анкетирование всех участников образовательного процесса.
В качестве общих рекомендаций по повышению удовлетворённости качеством образования приведём изменения, необходимость которых была озвучена респондентами в настоящем исследовании:
Заместитель директора школы по УВР А.Ш.Сидельникова
Приложение №1
Анкета для родителей
Уважаемые родители! Поделитесь, пожалуйста,
вашим мнением об образовательном процессе
в школе. Прочитайте внимательно каждое
утверждение. Каждое из положений анкеты
просим вас оценить, выбрав одно из утверждений:
ДА, НЕТ, ТРУДНО СКАЗАТЬ:
Вопросы |
Да |
Нет |
Трудно сказать |
1.Оцените, пожалуйста, удовлетворены ли вы: · Уровнем преподавания; |
|||
· Организацией школьного быта; |
|||
· Питанием в школе; |
|||
· Состоянием школьных помещений; |
|||
· Оформлением классов; |
|||
· Материально-техническим обеспечением школы; |
|||
· Отношениями между школьниками в классе; |
|||
· Вашими отношениями с педагогами; |
|||
· Вашими отношениями с администрацией; |
|||
· Отношениями вашего ребенка с педагогами; |
|||
· Отношением вашего ребенка к школе в целом |
|||
2. В школе любой ученик может найти подходящий для себя кружок, секцию, клуб, выбрать интересную экскурсию, лекцию, участвовать в проведении праздников, соревнований, культпоходов. Что бы вы могли предложить в дополнение к этому перечню? |
|||
3. Получаете ли вы
достаточную информацию об |
|||
4.Узнаете ли вы что-нибудь
важное о личности вашего |
|||
5.Может ли ваш ребенок
сказать: «Моя школа лучше |
|||
6.Имеете ли вы возможность участвовать в делах школы? |
|||
7.Что, по вашему мнению, школа делает хорошо? |
8. А что, по вашему мнению, ей следовало бы делать лучше?