Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 08:11, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение проблем занятости населения РФ и рекомендаций по их решению.
Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие задачи:
1) рассмотреть теорию вопроса занятости населения и его качественное содержание. Охарактеризовать направление государственное политики в решении проблемы занятости населения;
2) охарактеризовать уровень и состояние занятости населения в РФ и роль государства в регулировании и решении проблем занятости.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ 5
1.1. ПОНЯТИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ 5
1.2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ 12
2. АНАЛИЗ УРОВНЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РФ 18
2.1. РЫНОК ТРУДА И ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ РФ 18
2.2. РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В РФ 22
3. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РАЗВИТИИ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РФ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39
В структуре занятости по отраслям преобладали сокращение в обрабатывающих отраслях промышленности, в науке. За счет увеличения спроса просматривается рост занятых в строительстве, государственном управлении, финансовом секторе, энергетики, строительстве, гостиничном и ресторанном бизнесе.
Таблица 2.1.
Экономически активное население, занятые и безработные
Экономически активное население, тыс. чел. |
В том числе |
Уровень экономической активности, % |
Уровень занятости,% |
Уровень безработицы,% | ||
занятые |
безработные | |||||
2008 г. | ||||||
февраль |
74 799 |
69 491 |
5308 |
66,8 |
62,1 |
7,1 |
в среднем за год |
75 757 |
70 965 |
4791 |
67,7 |
63,4 |
6,3 |
2009 г. | ||||||
февраль |
74 816 |
67 760 |
7056 |
66,9 |
60,6 |
9,4 |
май |
75 878 |
69 395 |
6483 |
67,8 |
62 |
8,5 |
III квартал |
76 367 |
70 481 |
5886 |
68,5 |
63,3 |
7,7 |
IV квартал |
75 570 |
69 503 |
6067 |
67,8 |
62,4 |
8 |
в среднем за год |
75 658 |
69 285 |
6373 |
67,8 |
62,1 |
8,4 |
2010 г. | ||||||
I квартал |
74 560 |
67 998 |
6562 |
66,9 |
61 |
8,8 |
II квартал |
75 667 |
70 034 |
5633 |
67,9 |
62,9 |
7,4 |
III квартал |
76 279 |
71 066 |
5212 |
68,5 |
63,8 |
6,8 |
IV квартал |
75 288 |
70 115 |
5172 |
67,6 |
62,9 |
6,9 |
в среднем за год |
75 448 |
69 803 |
5645 |
67,7 |
62,7 |
7,5 |
2010 г. в % к:
| ||||||
2008 г. |
99,6 |
98,4 |
117,8 |
х |
х |
х |
2009 г. |
99,7 |
100,7 |
88,6 |
х |
х |
х |
2011 г. | ||||||
I квартал |
75 044 |
69427 |
5617 |
67,7 |
62,6 |
7,5 |
I квартал 2011 г. в % к:
| ||||||
февралю 2008 г. |
100,3 |
99,9 |
105,8 |
х |
х |
х |
февралю 2009 г. |
100,3 |
102,5 |
79,6 |
х |
х |
х |
I кварталу 2010 г. |
100,6 |
102,1 |
85,6 |
х |
х |
х |
К середине
2011 г. рынок труда вышел на докризисные
показатели по большинству отраслей
экономики. Количество открытых позиций
к концу года практически сравнимо
с докризисным периодом. В 2011 г. количество
запросов работодателей на подбор персонала
увеличилось на 25 % по сравнению с
2010 г., что символизирует эффект отложенного
спроса на персонал после кризиса. В
основном это произошло за счет таких
отраслей, как фармацевтика, промышленный
сектор, информационные технологии и
сфера товаров народного
В I квартале 2011 г. (см. таблицу 2.1) численность безработных по сравнению с I кварталом 2010 г. сократилась, но вместе с тем была выше докризисного уровня февраля 2008 г. на 0,3 млн чел. (на 5,8 %), численность занятого населения была почти на уровне февраля 2008 г. (99,9 %) [5, с. 21]. В среднем за 2010 г. численность занятого населения превысила среднегодовые данные 2009 г. на 0,5 млн чел. (на 0,7 %). Численность безработных в этот период сократилась на 0,7 млн чел., или на 11,4 %.
Вместе с тем, к уровню 2008 г. численность занятых в среднем за 2010 г. была ниже (на 1,6 %), численность безработных — выше (на 17,8 %). Уровень занятости населения (отношение численности занятых к общей численности населения в возрасте 15-72 лет) в I квартале 2011 г. составил 62,6 % и был соответственно на 1,6 и 2,0 процентного пункта выше, чем в I квартале 2010 г. и феврале 2009 г., и на 0,5 процентного пункта выше, чем в докризисный период в феврале 2008 г.
В регулировании
рынка труда одинаково важно
обеспечение занятости каждого
потенциально трудоспособного члена
общества. Поэтому нужно исходить
из понимания предложения на рынке
труда с учетом всего трудоспособного
населения и занятых рабочих
мест, т. е. экономически активного населения,
которое в I квартале 2011 г. (в возрасте
15-72 лет - занятые + безработные) составила
75,0 млн чел. Уровень экономической
активности населения в возрасте
15-72 лет (отношение численности
В мировой практике выделяются три основные модели политики занятости, используемые в странах с развитой рыночной экономикой.
Европейская
модель предполагает сокращение числа
занятых при повышении
Скандинавская модель основывается на обеспечении занятости практически всех трудящихся путем создания рабочих мест в государственном секторе со средними условиями оплаты труда. Такая политика рассчитана в основном на государственные средства, при дефиците которых наступает спад производства, что влечет за собой увольнения.
Американская
модель ориентируется на создание рабочих
мест, не требующих высокой
В Российской
Федерации создана
В статье 1 ТК РФ обозначаются цели и задачи трудового законодательства. Главная его цель — установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.
Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений по: организации и управлению трудом; трудоустройству; профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников; социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений.
Исходя
из общепризнанных принципов и норм
международного права и в соответствии
с Конституцией РФ в статье 2 ТК РФ
даны принципы правового регулирования
трудовых отношений, в основе которых
лежат: равенство прав и возможностей
работников; обеспечение права каждого
работника на своевременную и
в полном размере выплату справедливой
заработной платы, обеспечивающей достойное
человека существование для него
самого и его семьи, не ниже установленного
федеральным законом
С учетом вышеизложенного и в целях формирования эффективного рынка труда необходимо [14, с. 12]:
1) Усиление роли государства как на федеральном, так и региональном уровне в правовом регулировании занятости населения, обеспечение полного объема государственных гарантий безработным, повышение минимального размера пособия по безработице.
В числе главных критериев оценки уровня социально-экономического развития территорий, по нашему мнению, должны быть показатели общей безработицы и количество созданных экономически эффективных рабочих мест с достойной оплатой труда не ниже среднего уровня по региону.
2) Внести изменение в статью 2 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» об отнесении к занятому населению граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, для чего ускорить принятие соответствующих правовых документов о развитии сельской самозанятости и определении порядка зачисления трудового стажа, социальных пособий и назначении пенсий этим гражданам.
3) На уровне субъектов Российской Федерации иметь программы развития кадрового потенциала и создания рабочих мест в разрезе видов экономической деятельности (в отраслевых министерствах) и положения о формировании государственного заказа на подготовку специалистов в целях сбалансированности рынка труда и рынка образовательных услуг.
4) На уровне органов местного самоуправления требуется правовой механизм, повышающий их координирующую роль в вопросах создания и сохранения рабочих мест с учетом стимулирования предприятий, дислоцирующихся на их территориях.
Все это
создаст дополнительные благоприятные
условия для проведения политики
занятости населения и ее регулирования
в условиях совершенствования
Одной из коренных социально-экономических проблем современного этапа развития российского общества является проблема занятости. Экономический рост является основным фактором решения проблем с занятостью в РФ. Факторы роста экономики воздействуют на спрос на рынке труда и через его посредство на общие уровни занятости и безработицы. Некоторые из них (ВВП) поддаются реальной оценке, поэтому рассмотрим воздействие на рынок труда динамики производства валового внутреннего продукта, через его влияние на уровень спроса на труд.
В России в 2010 г. восстановился экономический рост, но его темп был заметно ниже, чем в 2000-2007 гг. Как и в предыдущие годы, рост был выше, чем в развитых странах, но ниже, чем в Китае, Индии и Бразилии. Правда, из-за сильного спада в разгар кризиса (9 % ВВП и почти 15 % в промышленности) задача восстановления экономики существенно усложнилась (как и вхождения России в пятерку самых крупных по объему ВВП стран к 2020 г.).
Восстановление темпов роста ВВВ отразилось на уровне занятости населения. Ситуация на рынке труда к концу 2010 г. оказалась значительно лучше, чем ожидалось в начале года. К декабрю безработица снизилась на 0,7 млн и достигла 5,7 млн чел., зарегистрированная безработица снизилась на 183,1 тыс. - до 1,9 млн чел. Можно сказать, что феномен jobless recovery (восстановления производства при отставании в восстановлении занятости), характерный для системных кризисов, в России не наблюдается. С точки зрения социально-политической стабильности, такую ситуацию можно только приветствовать. Однако у нее есть два возможных объяснения, которые не позволяют оценивать восстановление рынка труда однозначно позитивно.
Во-первых, феномен jobless recovery — оборотная сторона, индикатор структурной трансформации экономики. Он означает усиление структурной безработицы, то есть появление новых рабочих мест и нехватку людей с нужной квалификацией. Иными словами, этот феномен выступает фактором модернизации, с которой связан выход из кризиса. При его отсутствии нужно специально обсуждать вопрос о наличии модернизации на выходе из кризиса. В этом же направлении на экономику воздействует и политическое давление на бизнес и регионы с требованием обеспечить занятость.
Во-вторых,
в специфической
Проблема
рынка труда, занятости и безработицы
являются одной из важнейших социально-
Государственные
инвестиции образуются из средств государственного
бюджета, из государственных финансовых
источников. Активизация государственной
инвестиционной политики на современном
этапе является ключевым условием перехода
российской экономики к устойчивому
росту. Важнейшими направлениями государственной
инвестиционной политики являются: усиление
государственной поддержки