Андекласс - сущность и место в обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 15:56, контрольная работа

Описание работы

В своей контрольной работе я рассматривала 6 класс – нижний низший класс, или андекласс.

Содержание работы

Введение 3
Понятие «Андекласс». 5
Место андекласса в социально-классовой стратификации 7
Андекласс в культурно-нормативной стратификации 9
Андекласс и социальная политика: главные направления перемен 12
Концепция андекласса в российском контексте 15
Заключение 17
Литература 18

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по теме_Андекласс – сущность и место в обществе.doc

— 111.00 Кб (Скачать файл)


Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Омский государственный технический университет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по теме:

 

«Андекласс – сущность и место в обществе».

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка группы ЗСР-216

Бондаренко С. В.

Проверила:

Буторина Е.В.

 

 

 

 

 

Омск 2007

Содержание

 

Введение

Понятие «Андекласс».

Место андекласса в социально-классовой стратификации

Андекласс в культурно-нормативной стратификации

Андекласс и социальная политика: главные направления перемен

Концепция андекласса в российском контексте

Заключение

Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В 30-е годы в США были проведены исследования классовой структуры общества

(У. Уотсон и Л. Уорнер). В результате исследования было выделено 6 классов.

  1. Верхний высший класс
    Представители влиятельных и богатых династий, обладающих весьма значительными ресурсами власти, богатства и престижа (так называемые "старые семьи", аристократия).
    Например, владельцы юридических фирм, управляющие корпорацией, высшие военные чины, федеральные судьи, архиепископы, медицинские светила, крупные архитекторы.
  2. Нижний высший класс
    Банкиры, видные политики, владельцы крупных фирм, профессиональные спортсмены, которые достигли высших статусов в ходе конкурентной борьбы или благодаря различным качествам. С точки зрения представителей верхнего класса это "выскочки". Обычно они ведут жесткую конкурентную борьбу. Деньги "новых богатых" ещё лишь начали вкладываться в ликвидные ценности.
  3. Верхний средний класс
    Преуспевающие бизнесмены, наемные управляющие фирмами, юристы, врачи, научная элита. Активно участвуют в общественной жизни, но не в масштабах государства.
  4. Нижний средний класс
    Наемные работники - инженеры, средние и мелкие чиновники, преподаватели, научные работники, руководители подразделений на предприятиях, квалифицированные рабочие.
    Наиболее многочисленный класс, который выступает за экономическую, социальную и политическую стабильность в обществе.
  5. Верхний низший класс
    Наемные рабочие низкой квалификации, живущие в относительном достатке. "Относительно бедные".
  6. Нижний низший класс (андекласс)
    Нищие, безработные, бездомные, иностранные рабочие. "Абсолютно бедные".

В своей контрольной работе я рассматривала  6 класс – нижний низший класс, или андекласс.

Для того чтобы  понять сущность андекласса и его  место в обществе, я осуществила небольшой экскурс в историю возникновения понятии «Андекласс».

Затем, для анализа положения андекласса в социальной структуре я воспользовалась статьей БАЛАБАНОВА Е.С. «Андекласс: понятие и место в обществе». В своей статье Балабанова Е.С. предлагает для осуществления данного анализа использовать два типа стратификационных систем: социально-классовую и культурно-нормативную.

Первая позволяет рассмотреть данную группу относительно других по размерам и структуре доходов, уровню личного материального благосостояния ее членов, степени организованности и участия в основных институтах общества.

Во втором случае андекласс рассматривается как социальный слой со своей особой культурно-нормативной системой. Культура бедности часто изучается в западной литературе как самостоятельная величина и считается главной отличительной чертой андекласса и основным фактором сохранения и воспроизводства бедности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие «Андекласс».

 

"Underclass" (англ. under - "под") - термин, возникший в американской социологии в конце 1950-х - начале 1960-х, в рамках этнических и расовых исследований, для обозначения дискриминируемых этнических групп, компактно проживающих в гетто. Первоначально предполагал "исключенную" группу, которая в каком-то смысле находится вне основного направления движения общества, однако столь жесткая формулировка вызвала многочисленные возражения. В настоящее время используется в различных трактовках для обозначения дискриминируемых и "исключенных" групп с негативной коллективной идентификацией, вне зависимости от их этнической принадлежности.

В англоязычной литературе нет ни его строгого определения, ни единства мнений относительно количественных характеристик андекласса.

В своей статье Балабанова Е.С. предлагается понимание андекласса как состоящего главным образом из "пассивных бедных" - безработных, длительное время получающих социальные пособия по программам социального обеспечения (эти пособия - основной или единственный источник средств к существованию, не спасающий от бедности, но обеспечивающий минимальный социально приемлемый уровень жизни), не искавших или переставших искать работу.

В первых социологических трактовках "низшего" класса отсутствует единая терминология. К. Маркс в своей классовой теории выделял люмпен-пролетариат, который по своей сути являлся тем, что в современной социологии обозначается как андекласс. Маркс определял люмпен-пролетариат как "остатки и отбросы всех классов". В эту группу он включал мошенников, жуликов, старьевщиков, содержателей публичных домов, шарманщиков, нищих и другие "отбросы общества". М. Вебер в работе "Основные понятия стратификации" указывал на существование "негативно привилегированного класса", в который он включал тех, кто не имел ни собственности, ни квалификации, которые можно было бы предложить на рынке. У.Л. Уорнер на основе разработанной им теории репутаций выделял 6 классов, из которых "низший низший" (низший слой низшего класса) состоял из наиболее бедных и отверженных членов общества.

Шведский экономист и социолог Г. Мюрдаль определяет низший класс как "ущемленный в своих интересах класс, состоящий из безработных, нетрудоспособных и занятых неполный рабочий день лиц, которые с большей или меньшей степенью безнадежности отделены от общества в целом, не участвуют в его жизни и не разделяют его устремлений и успехов". По определению К. Аулетты, андекласс состоит из четырех четко различимых категорий:

1) пассивных бедных граждан, как правило, в течение длительного времени получающих государственные пособия;

2) членов агрессивных преступных группировок, терроризирующих улицы большинства городов (в эту категорию нередко входят бросившие школу молодые люди и наркоманы);

3) людей, зарабатывающих на жизнь в "теневом" секторе экономики;

4) алкоголиков, бродяг, бездомных, попрошаек и выпущенных из мест заключения.

В современной социологии используются два основных критерия для выделения андекласса.

В первом подходе (преимущественно, американском) доминирует точка зрения на андекласс как на собрание антисоциальных элементов - это люди, не имеющие легальных средств существования, легальных доходов, профессии, легального занятия, легальной собственности. Он пополняется за счет несовершеннолетних правонарушителей, отчисленных из школ учащихся, наркоманов, живущих на пособие матерей-одиночек, грабителей, особо опасных преступников, сутенеров, торговцев наркотиками, попрошаек и т.п.

Согласно второму подходу (преимущественно, европейскому), андекласс, помимо антисоциальных, включает также беднейшие слои населения. У индивидов, семей и групп населения, находящихся в состоянии бедности, отсутствует достаточное количество ресурсов для поддержания стандартов питания, времяпрепровождения, условий жизни и быта, традиционных для общества, к которому они принадлежат. Поэтому они "действительно исключены из нормальных отношений, жизненных традиций, деятельности" (П. Таунсенд) и с течением времени неизбежно начинают пополнять антисоциальные слои.

Однако в основной массе литературы, посвященной андеклассу (как элементу социальной структуры и как социальной проблеме), можно выделить его следующие принципиальные характеристики:

       бедность;

       экономическую зависимость от государства;

       исключение (добровольное или принудительное) из рынка труда;

       исключение из доминирующей культуры.

 

 

Место андекласса в социально-классовой стратификации

 

Андекласс часто называют синонимом бедности, причем бедности "неприличной".

Это люди с самым низким в обществе уровнем материального благосостояния; они неспособны обеспечить себя достаточными средствами к существованию и целиком зависят от различных государственных пособий.

Жизнь на государственные пособия не спасает от бедности. Кроме них, в структуре

доходов андекласса имеются случайные заработки (важно, что занятость носит кратковременный характер), а также нелегальные доходы, полученные от участия в

преступной деятельности и теневой экономике. Дополнительные доходы носят характер "теневых", не декларируемых, поскольку существует жесткая привязка уровня дохода и наличия оплачиваемой занятости к праву на получение пособия.

По социально-профессиональному составу андекласс в основе своей - длительно

безработные, не имеющие специальности или низкоквалифицированные рабочие, не востребованные на рынке труда. Для них характерен низкий уровень образования, связанный с недоступностью престижных учебных заведений и отсутствием мотивации к получению образования, обусловленным культурными причинами.

Специфичен расово-этнический состав андекласса. Часто его называют "феноменом черных". По оценке Ф. Леви, 70% категории "постоянно бедных" в США -

составляют представители этнических и расовых меньшинств.

По данным того же автора, половину численности андекласса составляют члены

семей, возглавляемых женщинами. Другие исследователи считают, что удельный вес этой категории в группе неработающих долговременных получателей пособий еще выше. Процесс кризиса семьи как социального института особенно ярко наблюдается в низших слоях общества. Рост мужской безработицы и наличие права для одинокой женщины с детьми на получение пособия оказывают влияние на высокий уровень разводов в бедных семьях. Часто мать-одиночка даже при желании работать "потеряна" для рынка труда:

       во-первых, спрос на неквалифицированный труд очень ограничен;

       во-вторых, ценность одинокой матери как работника невысока.

Ей часто недоступна работа на полный рабочий день, что еще больше усугубляется неразвитостью государственной сети дневного ухода за детьми. Поэтому семьи матерей-одиночек часто оказываются в "порочном круге бедности" и зависимости от государственной благотворительности. Это явление получило название "феминизации бедности". К. Аулетта приводит данные, согласно которым в США из семей, возглавляемых женщинами, бедна каждая третья семья, в то время как среди полных семей бедна каждая девятнадцатая.

С точки зрения положения во властной структуре общества и степени организованности андекласс представляется аморфным, отчужденным от основных социальных институтов, социально пассивным образованием. Отсутствие профессии и образования у большинства его членов, адаптация к жизни в условиях бедности, социальная пассивность - причины неорганизованности этой группы в профсоюзы, политические партии и общественные организации. Вместе с тем, данные представители андекласса - благодатная почва для организации уличных беспорядков и насильственных действий. В этом отношении андекласс считают преемником "пролетарского охлоса" — люмпен-пролетариата начала XX в. Поэтому данный слой представляется социально опасным, и основное функциональное назначение нынешних государственных пособий - материальная поддержка в обмен на лояльность, недопущение острых социальных конфликтов. По сути это не что иное, как политика государства, которая неизбежно налагает на получателя помощи ограничения его индивидуальной свободы и стигматизирует его как "иждивенца".

По своему положению в обществе андекласс можно характеризовать как "вдвойне

депривированный". Он не только не обладает материальными или культурными "капиталами", способными приносить дивиденды, но, и лишен возможности продавать

свой труд. По словам К. Аулетты, он неполноценен и экономически, и социально, т.е.

не вплетен в структуру постиндустриального общества, а живет на его "излишки". По-

этому в основе своей андекласс одинаково далек как от среднего, так и от рабочего класса, что и отражается в его названии - группа, находящаяся за границами основных социальных классов, вне и в то же время в самом низу социальных иерархий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Андекласс в культурно-нормативной стратификации

 

Андекласс недостаточно понимать лишь в терминах социально-классовой дифференциации. Не все бедные входят в андекласс: бедность сама по себе - еще не повод

для отторжения или изоляции от общества. То же можно сказать и про неполные семьи, и про временно безработных.

Культурно-нормативная дифференциация построена на различиях уважения и престижа, возникающих из сравнения образов жизни и норм поведения, которым следует данный человек или группа. В данном случае главный аргумент выделения андекласса в отдельный социальный слой - утверждение, что жизнь в постоянной бедности порождает определенную культуру, облегчающую адаптацию к ущербным условиям существования.

В андеклассе формируется специфическая культура. Характерные черты этой культуры - нежелание что-либо менять в жизни, иметь легальные доходы и занятия; презрение к общественным нормам, моральная деградация. Иногда эта культура формируется поколениями. Общество старается отгородиться от таких групп, внутри которых также появляется своя стратификация и субкультуры. Существуют (и иногда даже специально создаются) отдельные поселения таких групп, контроль за которыми со стороны общества часто весьма затруднителен.

Культуру андекласс характеризуют низкий уровень запросов, недостижительские ценности, иждивенчество, безответственность, беспомощность, лень и асоциальные способы поведения. Такие устойчивые формы социального взаимодействия не только удерживают их носителей в постоянной бедности, но и ограничивают вертикальную мобильность последующих поколений. Эта культура получила название "субкультуры бедности", наиболее полно описанной в работах автора этого термина О. Льюиса. Она одновременно выступает и следствием, и причиной бедности: являясь продуктом объективных материальных условий существования, "культура бедности" одновременно играет активную роль в конструировании социальной реальности.

Традиционно грань между просто бедными и пауперами, "приличными" и "неприличными" бедными, а позднее между низшими слоями и андеклассом проходила по

Информация о работе Андекласс - сущность и место в обществе