Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 15:56, контрольная работа
В своей контрольной работе я рассматривала 6 класс – нижний низший класс, или андекласс.
Введение 3
Понятие «Андекласс». 5
Место андекласса в социально-классовой стратификации 7
Андекласс в культурно-нормативной стратификации 9
Андекласс и социальная политика: главные направления перемен 12
Концепция андекласса в российском контексте 15
Заключение 17
Литература 18
степени адаптации к условиями бедности. Пауперов, "неприличных бедных" и андекласс объединяет удовлетворенность своим положением, или, во всяком случае, отсутствие попыток его изменить. Адаптация к ненормальным, с точки зрения среднего класса, условиям жизни предполагает не только смирение с данным от рождения социальным положением, но и рациональное оправдание своего поведения, следование определенным ценностям и нормам. Культура бедности, имеет способность к самовоспроизводству. Главные агенты социализации ребенка - представители того же андекласса, прививающие соответствующие модели поведения и образа жизни. Справедливости ради следует отметить, что такая взаимообусловленность бедности и культуры не является жесткой и универсальной. Так, Л. Моррис утверждает, что в Великобритании половина детей, родившихся в депривированных семьях, не повторяют образцов «депривированного" поведения в следующих поколениях. При этом не отрицается негативное влияние окружающей среды, к которому примешиваются и генетические факторы. Дискутируется вопрос, насколько сильны связи, удерживающие людей на социальном дне. Последние исследования показывают, что "потомственный" андекласс составляет относительно небольшую часть среди неработающего населения, получающего социальные пособия – около половины. Однако именно эта небольшая часть и является головной болью общества и государства.
Отличительная черта стиля жизни андекласса - высокий уровень разводов, внебрачной (в том числе подростковой) рождаемости. Одни авторы склонны объяснять
это упадком нравов, низким уровнем сексуальной и общей культуры, другие видят корень зла в системе государственной благотворительности, провоцирующей разрушение семей и поощряющей рождение детей незамужними женщинами. Нередки случаи сознательных стратегий поведения представителей андекласса, целью которых является сохранение права на получение пособия. Чаще всего это рождение следующих детей незамужней матерью, получающей пособие, и отказ от возможностей трудоустройства в легальном секторе экономики. Подпольная или теневая занятость, сожительство "одинокой" матери с мужчиной без оформления брака, мошенничество с пособиями - весьма распространенные явления, вызывающие справедливые негодования налогоплательщиков, считающих государственные программы помощи бедным слишком щедрыми и поощряющими
иждивенчество. Андекласс в общественном мнении на Западе прочно заклеймен ярлыками "бездельников", "джентльменов отдыха", "стесняющихся работы". Уже давно признано, что не только предоставление пособий, но и создание новых рабочих мест неспособно решить проблему: человек, отчаявшийся найти работу, деморализованный неудачами или никогда не хотевший работать, во многом потерян как работник именно вследствие культурных и психологических факторов. Безделье человека развращает и накладывает отпечаток неудачника, что и характерно для долговременных получателей пособий. Неспособность самостоятельно себя обеспечить делает человека беспомощным и заставляет чувствовать себя в униженном, ущемленном положении по сравнению с трудящейся частью общества.
Парадокс, но сами получатели пособий это осознают и вменяют в вину системе социального обеспечения. Представление себя жертвой (обстоятельств, государства, людей и т.п.) и психологическая ущербность также характерны для андекласса. Уход от действительности через алкоголь и наркотики - формы девиантного поведения, усиливающие социальную изоляцию этого слоя. Следствие иждивенческой культуры - ориентация андекласса на сегодняшний день, неспособность к планированию своей жизни. Неразумная, нерациональная трата денег многими бедными - на азартные игры, алкоголь, наркотики и сигареты, предметы "роскоши" - давно замеченное явление.
Если мы обратимся к западному опыту, то увидим, что львиную долю забот о
социальных аутсайдерах несет государство. В XIX - начале XX вв. борьба с бедностью
и беспризорностью представляла собой репрессивные меры, создание работных домов, тюремное заключение за нищенствование и проституцию, передачу попечительства о бедных и сиротах целиком в ведение церкви, частных благотворительных лиц и организаций, либо отказ от вмешательства государства в социальные отношения. Пройдя все этапы этой борьбы, развитые страны Запада не решили проблем бедности и социального неравенства. Постепенно пришло понимание необходимости активного государственного участия в судьбе депривированных членов общества.
Сегодня общепризнанно, что рыночные механизмы - крайне несовершенные регуляторы экономических и в особенности социальных процессов. Результаты правления консерваторов в США и Великобритании в начале 80-х годов, проявившиеся в усилении социального неравенства и обострении социальных проблем, подтвердили это. В настоящее время считается, что обществу дешевле и спокойнее оказывать помощь низам в виде денежных пособий, продовольственных талонов, медицинской помощи, предоставления дешевого муниципального жилья и др., чем создавать дополнительные рабочие места или бороться с правонарушениями.
Политика предоставления материальной помощи нуждающимся, обеспечение всем
гражданам государства "достойной жизни" в течение нескольких последних десятилетий постоянно критикуется и общественным мнением, и специалистами в области социальной политики и социальной работы. Нормы цивилизованного общества требуют поддержания некоторого минимального уровня жизни всем гражданам, но налогоплательщики при этом вынуждены содержать армию неработающих трудоспособных людей, которых еще Мальтус называл "излишним населением". По некоторым оценкам, андекласс в США и Великобритании составляет сегодня около 5% населения , и эти носители "культуры бедности" из поколения в поколение - нелегкое бремя для государства.
На Западе уже пришли к пониманию того, что социальная политика не решает проблемы бедности, а вызывает численный рост андекласса и распространение "культуры зависимости". В настоящее время интенсивно ведутся поиски способов превратить андекласс из пассивных получателей пособий в людей, ответственных за себя и своих близких, способных самостоятельно обеспечивать себя трудовой деятельностью.
Сегодня популярна идея о том, что один из возможных выходов из тупиковой
ситуации с "иждивенчеством" андекласса - обязывать получателей пособий по бедности отрабатывать (например, 36 часов в неделю) на общественных работах. Это более справедливо в отношении основной массы налогоплательщиков, из чьего кармана финансируются социальные программы. По данным опросов Института Гэллапа (весна 1992 г.), 88% американцев поддерживали законы, обязывающие получателей пособий по программам вспомоществования для малоимущих работать. Общественные работы не престижны, неприятны, но тем самым они заставляют получателя пособия оправдывать свое существование, приносить общественную пользу. Считается важным сделать получение пособий непривлекательным, не ставить человека перед выбором - работа или пособие.
В этом суть появившегося в последние 20 лет понятия "Workfare" - требование к получателям пособий работать, активно искать работу или проходить профессиональную подготовку. В США этот принцип закреплен в Законе о поддержке семьи в отношении одиноких матерей, чьи дети находятся в возрасте трех и более лет. Женщинам обеспечивается профподготовка и трудоустройство. Они получают пособия еще в течение года, пока проходят обучение или уже трудоустроились. Цель программы – уменьшить экономическую зависимость от государства путем устройства матерей на работу.
Однако до сих пор в США и Великобритании попытки вернуть андекласс на рынок
труда, заставить его трудиться, получить профессию не принесли сколько-нибудь ощутимого эффекта. Программы Workfare, рассчитанные на представителей андекласса, по общему признанию, "не работают", а их реализация требует еще больших затрат, чем простая выплата социальных пособий и субсидий. Проблема, как ни странно, не столько в "иждивенческой психологии" людей или в их нежелании работать, сколько в объективных препятствиях: дороговизне программ профессионального обучения и переподготовки, снижении потребности рынка в неквалифицированном труде, недостатке заведений для детей одиноких работающих матерей.
Сегодняшние неудачи западных программ по борьбе с бедностью и социальным иждивенчеством - лишнее свидетельство того, что в социальной политике, как и в политике вообще, не бывает простых решений. Пессимисты утверждают, что не получится заставить андекласс трудиться, и общество будет вынуждено поступиться
принципами экономической эффективности и ценностями рыночного общества ради социальной стабильности: андекласс легче накормить, чем перевоспитать.
Сегодня же с точки зрения минимизации государственных расходов "просачивание благ сверху вниз" - то есть перераспределение доходов от богатых к бедным - более реальная и дешевая альтернатива курсу создания рабочих мест для всех.
Опыт изучения андекласса как элемента социальной структуры развитых стран
Запада позволяет сделать вывод о том, что социальная политика государства действует не только в рамках существующих отношений и социальных проблем определенных слоев населения. Государство своими действиями само активно конструирует социальную реальность, трансформируя существующие социальные группы, определяя их социальный статус, экономическое поведение и нормативно-ценностные установки. Однако, на наш взгляд, системе социальной защиты нельзя вменять в вину появление иждивенческих слоев, объединенных понятием андекласса. Основное функциональное предназначение социальной политики - не столько проведение в жизнь принципов социальной справедливости и ценностей доминирующей культуры, сколько обеспечение социального мира и социальной стабильности. С этой точки зрения на Западе она более или менее успешно выполняет свою роль, чего нельзя сказать о современной социальной политике российского государства.
В процессе написания контрольной работы мне встретилось две точки зрения на место андекласса в обществе:
Андекласс – это самый низший слой в социальной структуре. В него попадают все те, кто выпадает из других слоев. Это низший слой низшего класса.
При всем многообразии стратификационных систем, андекласс ни в одну из них не входит, что показывает его существенную особенность среди других классов.
Я же, после ознакомления с материалами по теме контрольной работы, все-таки придерживаюсь первой точки зрения. Андекласс состоит из людей. Какими бы характеристиками они не обладали, все же это люди. А на мой взгляд люди не могут выпадать из общества вообще.
2. Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Велькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. - Мн.: Книжный Дом, 2003. - 1312 с.
3. Ярошенко С. (2001b) Бедные северного села трансформирующейся России: двойное исключение // Экономическая социология. Том 2, N 5, С. 59-78
18