Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2012 в 22:15, дипломная работа
Целью данной работы является раскрытие различных концепций, отображающих национальную культуру, традиции, специфику общественно-исторического развития, а также общих требований к модели анимационной деятельности в социальной работе зарубежных стран.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
– рассмотрение понятия и форм, теоретических и исторических аспектов анимационной деятельности в социальной работе;
– характеристика состояния и перспектив развития анимационной деятельности в зарубежных странах;
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Анимационная деятельность в социальной работе: понятие и формы, теоретические и исторические аспекты…………………………………………7
1.1. Понятие и виды анимации……………………………………………...7
1.2. Теоретические и исторические аспекты, формы и технологии современной социокультурной анимационной деятельности..................11
Глава 2. Особенности и опыт анимационной деятельности в социальной работе зарубежных стран………………………………………………………..24
2.1. Опыт, состояние и перспективы развития анимационной деятельности в зарубежных странах……………………………………...24
2.2. Особенности и опыт организации анимационной деятельности лиц пожилого возраста в Европе…………………………………………...…..33
Заключение……………………………………………………………………….39
Список литературы………………………………………………………………42
Особая роль в Швеции отведена культурному туризму. Разработаны программы как для детей, так и для людей среднего и пожилого возраста. Интересно поставлена работа в моноклубах по спорту, мультиклубы. В каждом - своя схема руководства: председатель, секретарь, казначей. Председатель - особая личность. Он не чиновник, а лидер, вожак, ветеран. В скандинавских странах непрофессиональный спорт финансируется государством.
Несомненный интерес представляет реализация долгосрочной культурно-педагогической программы на общенациональном уровне в ФРГ. 300 текстов стали результатом проекта «Штутгарт пишет»: письма, дневники, автобиографическая проза, рассказы и зарисовки, собранные вместе, дают как бы мозаичную картину города. В проекте принимали активное участие люди среднего и пожилого возраста. Выяснилось, что многие из них нуждаются в поддержке, квалифицированном совете, иногда просто в одобрении. Развитие культуры письменного творчества способствовало реализации различных форм общения людей разных возрастов.
В проекте «Игра и сказки» выступления детского театра в дортмундском центре пенсионеров «вызвали» к жизни ответное действо - спектакль «вечер сказок». В этом проекте важна идея общения двух поколений - сегодняшних детей, подвергающих мощному воздействию технизированного развлечения и сегодняшних пенсионеров, сохранивших со времен своего детства и юности традицию рассказывания историй и сказок. История о принце из Эмдена была задумана как скрытый театр [11, с. 90]. Детей ждали «детективные» путешествия с пожилой «писательницей», которая попросила помощи в розысках кумира своей юности, своего «принца». «Сказка для детей и взрослых» помогла общению и дружбе двух поколений. Художественный аспект в сфере домашнего хозяйства стал темой одного из гамбургских проектов. Цель его - раскрепостить, изменить сферу домашнего хозяйства. В течение года в культурном центре для взрослых «Калепнагель» были организованы шесть тематических мастерских под общей вывеской «Кухонная латынь»: «Курс грязи и чистки», «Швейная аэробика», «Чудо-стирка» и др. Кроме того, в культурных центрах города были проведены соответствующие представления: «Танец с метлой», «Демонстрация половых тряпок» и т.п., в которых с одинаковым успехом принимали участие и дети, и люди среднего возраста, и пенсионеры. «Старые - да, но не слишком старые» - художественный проект для пенсионеров. Пластика, графика, искусство - связующая материя между одинокими людьми. Успех курса был необычно велик. Культурная комиссия муниципалитета г. Кобленца согласилась частично финансировать его еще два семестра. Не был обойден проект и вниманием общественности: заключительная выставка работ прошла в краеведческом музее при полном аншлаге.
Проектная форма работы в области культурной политики стала популярной в Германии и некоторых странах Европы. Клуб «Друзья Исторической Шотландии» объединяет 300 тыс. энтузиастов охраны исторического и культурного наследия. Для членов клуба ежеквартально издается бюллетень, организуются экспедиции. Особое внимание уделяется работе со школьниками и пожилыми людьми. Под эгидой исторической Шотландии в Эдинбурге работает реставрационный центр. Главной целью образования в сфере культуры считается трансформация пассивных потребителей культуры в энергичную, критическую и творческую публику независимо от возраста [12, с. 112].
Во Франции, начиная с 1973 года, Министерство культуры поручало Департаменту научных исследований и перспектив изучать виды культурной деятельности и досуга. Было проведено три общенациональных исследования культурного досуга французов: в 1973, 1981, 1988-1989 годах. Результаты показали наличие таких видов досуга в зависимости от сфер культуры, как аудиовидение, прослушивание музыки, чтение комиксов, «вечеринки у друзей» и т.п.
Наблюдается своеобразное смешивание «современных вкусов» с «изящными» симпатиями классического типа, причем часто досуговая деятельность молодежи созвучна развлечениям лиц пожилого возраста. Почти полвека во Франции существует понятие «социокультурный аниматор». Французские аниматоры - это люди-энтузиасты, работающие на добровольных началах в свободное от работы время или лица пожилого возраста. Выделяется два типа аниматоров: руководители и аниматоры - специалисты кружков, преподающие на различных курсах. Аниматоры осуществляют юридическое консультирование, способствуют социальной адаптации эмигрантов, ведут досуговую деятельность по месту жительства и даже оказывают психологическую помощь.
Как правило, аниматоры стремятся уйти от влияния политических институтов. Их деятельность предполагает создание условий для многогранных контактов между людьми разных возрастов, развития их творческого потенциала.
На пороге XXI века специалисты в области «терапии рекреацией» спорили о путях, средствах и методах работы с людьми старшего поколения. Пожилые, часто одинокие люди, которые в западных странах составляют довольно большую часть населения, все настоятельнее требуют особого внимания со стороны общества. Ученые в области «терапии рекреацией» признают, что одним из средств такой терапии для каждого конкретного человека может стать обращение к миру его детства, юности в окружении определенных предметов, вещей, особо хранящихся и заботливо ими оберегаемых. Нередко такие вещи играют роль талисманов, оберегов, передаются по наследству в качестве семейных реликвий. Ученые считают, что символика таких предметов и вещей очень важна для создания психологического комфорта пожилого человека, облегчения адаптации на новом месте или в другом качестве [11, с. 92].
Интересен опыт изучения проблем стариков, живущих как в обычных условиях, так и в домах-приютах, с точки зрения удовлетворенности жизнью. Более высокий уровень активности, состояния комфортности наблюдался у пожилых людей, находившихся в мире своих «грез и воспоминаний», символами которых служили их вещи, предметы, памятные подарки и т.п.
Семейные реликвии и фотографии, символические драгоценности имеют особое значение для пожилого человека. Некоторые предметы «из прошлой жизни» служат «визитной карточкой» людям старшего возраста, помогают в общении, в досуговой деятельности. В комнатах имеются специальные выставочные витрины, где приносимое имущество становится доступным для обозрения, обсуждения, вызывает воспоминания-ассоциации, способствует большему взаимопониманию, доверию и взаимодействию. Апелляция к таким предметам помогает и во время общественного, «юмористического» расслабления, терапии животными, контактов пожилых людей разных поколений, национальностей и культур.
Заключение.
Технологии анимационной деятельности активно реализуются в сфере туризма, спортивно-оздоровительного отдыха, гостиничных комплексах, санаториях, курортных здравницах, домах и базах отдыха, профилакториях, оздоровительных центрах, театрах, музеях, выставках, культурно-досуговых центрах, парках культуры и отдыха, центрах семейного досуга, летних и зимних лагерях отдыха, детских и подростковых учреждениях дополнительного образования, центрах реабилитации, а также в работе социально-педагогических учреждений.
Однако, надо сказать, что социокультурная анимация является не только средством времяпровождения свободного, а имеет профилактическую, реабилитационную, психотерапевтическую, организационную функции. Интерес к досугу и его культурному потенциалу в современном мире возрастает со второй половины ХХ в.: увеличивается объем научных работ по досуговой проблематике, издаются журналы, посвященные вопросам досуга, осуществляются систематические фундаментальные и прикладные исследования культуры досуга, открываются многочисленные научно-исследователские институты.
Духовно-нравственная и материальная эффективность социокультурной анимации возможна при соответствующей направленности досуговой работы, высоком уровне мотивации и творческом ее исполнении. Деятельный досуг позволяет оптимизировать решение профессиональных и семейных вопросов, укрепляет веру в себя, стимулирует жизненный оптимизм, способствует успешному взаимодействию человека с обществом и природой [14, с. 12].
Следует отметить, что термин «специалист досуговой сферы» охватывает различные концепции и характеризуется в мировом пространстве неоднозначностью. В Италии, Испании, Франции специалистов досуговой сферы называют социокультурними аниматорами, в Германии - социальными работниками, педагогами свободного времени, в США - терапевтами-рекреаторами, в Великобритании - социальными работниками.
Сложность специалиста досуговой сферы состоит в том, что характер его деятельности требует от специалиста знаний по широкому кругу вопросов: от основ социальной и культурной политики государства, общей организации системы социального обеспечения, специфики функционирования досуговой инфраструктуры, демографических особенностей до конкретных методов работы с представителями различных слоев населения. Специалист досуговой сферы должен владеть многими профессиональными навыками, которые решали бы проблемы и в сфере социологии культуры, и педагогики, и психологии, и социальной работы.
Каждая зарубежная страна имеет собственную концепцию подготовки специалистов досуговой сферы. Ее основные формы и методы отображают национальную культуру, традиции, специфику общественно-исторического развития. Например, в Канаде и США действуют определенные вековые ограничения и требования образовательного характера; в Австралии - необходимость университетского образования; в Индонезии, Новой Гвинее, Швейцарии, США требуется иметь практический опыт социально-культурной работы; в Австрии действует психологический допуск.
Поэтому необходимо еще раз подчеркнуть, что слепое копирование зарубежных технологий образования неуместно и заранее обречено на «провал», ведь образование - это, прежде всего, источник собственной культуры, ее уникальности и богатства.
Вместе с тем, к системе специалиста социально-культурной сферы предъявляются и общие требования, которые определяют пригодность человека к социально-культурной работе. Ведь модель специалиста социально-культурной сферы отличается от других смежных специализаций своим творческим характером. Так, важным элементом в подготовке специалиста социально-культурной сферы есть не только глубина усвоения учебного материала, изложенного в аудитории и учебниках, но и способность использовать приобретенные знания в практической ситуации; синтезировать их и творчески подходить к решению поставленных задач. Общим в подготовке зарубежными странами специалистов социально-культурной сферы есть и то, что сложные функции рекреационного, досугового, культуротворческого потенциала реализовываются лишь теми специалистами, которые имеют университетский уровень образования, а также получили дополнительные знания в области социальной работы, социальной педагогики, других смежных дисциплин [17, с. 18].
Проанализировав процесс подготовки кадров досуговой сферы в зарубежных странах, можно констатировать, что образовательная система демократических стран мира имеет культуротворческую модель, цель которой состоит не только в потреблении и трансляции знаний, но и генерации способности человека к восстановлению знаний в различных формах социально-культурной практики, в частности - досуга.
Научное осознание и анализ сути, природы и специфики подготовки специалистов досуговой сферы в зарубежных странах разрешит усовершенствовать професиограмму специалиста социально-культурной деятельности в России, сформулировать требования, которые выдвигаются обществом на современном этапе, определить объективные возможности и условия улучшения подготовки специалистов социально-культурной сферы.
Таким образом, гипотеза данной работы подтвердилась – анимационная деятельность в социальной работе зарубежных стран включает в себя как различные концепции, отображающие национальную культуру, традиции, специфику общественно-исторического развития, так и общие требования к модели анимационной деятельности.
Список литературы:
1. Выготский Л. С. Педагогическая психология. – М., 2009. – 280 с.
2. Гаранин Н.И., Булыгина И.И. Менеджмент туристской и гостиничной анимации. – М.: Турист, 2008. – 128 с.
3. Голованова Н.Ф. Подходы к воспитанию в современной отечественной педагогике // Педагогика. – 2009. – №10. – С. 38 – 47.
4. Дуликов В.З. Социально-культурная работа за рубежом: Учебное пособие. – М.: МГУКИ, 2008. – 97 с.
5. Дюмазедье Ж. На пути к цивилизации досуга // Вестник МГУ. Серия 12. Социально-политические исследования. – 2008. – № 1. – С. 83.
6. Калашников А. Г. Избранные труды. – М., 2008. – 375 с.
7. Кирсанов В.В. Классификация функций и подготовка кадров социокультуных аниматоров во французской культурологии досуга (60-90-ые годы) // Вестник Книжной палаты. – 2008. – № 5. – С. 12 – 18.
8. Курило Л.В. Теория и практика анимации: Ч.1. Теоретические основы туристской анимации: Учебное пособие. - М.: Турист, 2009. – 195 с.
9. Мамбеков Е.Б. Организация досуга во Франции: Анимационная модель: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – СПб.: Гос. ин-т культуры. – 2009. – 16 с.
10. Никитский М.В. Теоретические и исторические аспекты современной социокультурной анимационной деятельности // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология. 2008. Вып. 3 (10). – С. 28 – 36.
Информация о работе Анимационная деятельность в социальной работе зарубежных стран