Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 15:17, контрольная работа
Анкетирование – это один из основных видов опроса, осуществляемых с помощью использования специальных документов (анкет), содержащих вопросы, ответы на которые фиксируется респондентом письменно, предваряет вопрос-обращение, в котором кратко разъясняется цель анкетирования, содержится просьба искренни ответить на вопросы и гарантируется анонимность ответов.
Анкетирование имеет как достоинства (оперативность, экономия средств и времени и др.), так и недостатки, связанные с субъективностью получаемой информации, ее достоверностью и т. д. Поэтому анкетирование необходимо сочетать с другими методами сбора первичной информации.
В представленной контрольной работе будет рассмотрена тема: «Анкетирование как метод исследования». Актуальность данной темы заключается в вопросах и проблемах данного вида социологического опроса в современном мире и науке. Так, что же такое анкетирование?
Анкетирование – это один из основных видов опроса, осуществляемых с помощью использования специальных документов (анкет), содержащих вопросы, ответы на которые фиксируется респондентом письменно, предваряет вопрос-обращение, в котором кратко разъясняется цель анкетирования, содержится просьба искренни ответить на вопросы и гарантируется анонимность ответов.
Анкетирование имеет как достоинства (оперативность, экономия средств и времени и др.), так и недостатки, связанные с субъективностью получаемой информации, ее достоверностью и т. д. Поэтому анкетирование необходимо сочетать с другими методами сбора первичной информации.
В данной контрольной работе будет рассмотрены несколько теоретических вопросов касающихся анкетного опроса, такие как, сущность и особенности анкетирования в современных условиях, виды анкет, а также назначения их вопросов и сфера применения анкетирования.
.
1 Сущность, особенность и сфера применения анкетирования
Анкетирование сегодня является самым популярным методом, используемым не только в социологии, но и во всех социо - гуманитарных науках. Оно занимает особое место среди основных методов социологического исследования, так как дает наиболее полные и объективные результаты, обладает организационной простотой, оперативностью и экономичностью.
Анкетирование - письменная форма опроса, осуществляющаяся, как правило, заочно, т.е. без прямого и непосредственного контакта интервьюера с респондентом. Оно целесообразно в двух случаях:
а) когда нужно спросить большое число респондентов за относительно короткое время;
б) респонденты
должны тщательно подумать над
своими ответами, имея перед глазами
отпечатанный вопросник.
Анкетирование редко бывает сплошным (охватывающим всех членов изучаемой общности), гораздо чаще оно имеет выборочный характер. Поэтому достоверность и надежность полученной анкетированием информации зависит, прежде всего, от репрезентативности выборки.
Основной особенностью
анкетирования является обеспечение
полной анонимность опрашиваемого,
метод анкетного опроса дает возможность
эффективнее исследовать
Анкетирование может применяться в исследовании любой социальной проблемы, если для ее решения нужна информация о явлениях общественного и индивидуального сознания: нужды, интересы, мотивы, установки, мысли, ценностные ориентации отдельных индивидов или социальных групп, а также об объективных социальных фактах: организацию работы и быта, образование и квалификацию, материальное стимулирование.
Пути проведения анкетирования среди лиц, ответы которых интересуют исследователя, различны. Анкеты могут доставляться по почте или публиковаться в печати с призывом к читателям ответить на поставленные вопросы. Однако исследователь может также и непосредственно вручать анкету опрашиваемым. Ответы могут быть стереотипными или свободными. Когда исследователь вручает анкету непосредственно опрашиваемому, он может как разъяснить ему отдельные вопросы, так и заполнить ее собственноручно, т.е. записать ответы на те или иные вопросы в соответствующих рубриках. Поэтому подобный способ распространения анкет предпочтительней, нежели распространение по почте или через печать.
Считается также, что опросы, в ходе которых анкеты распространяются по почте или публикуются в газетах или журналах, не носят научного характера. Основанием для такого утверждения служит прежде всего то, что круг лиц, отвечающих на вопросы распространяемой подобным образом анкеты, не репрезентативен. На них отвечают те, кто по каким-либо причинам считает это занимательным или полезным. В результате может оказаться, что так и не были получены ответы именно тех лиц, суждения которых имеют особое значение для понимания исследуемого явления.
Рассматривая сущность и особенность метода анкетирования, в заключении следует указать еще на некоторые его недостатки, такие как неполный возврат анкет и потеря контроля на течение социологического опроса с момента рассылки анкет.
1. По способу общения между исследователем и опрашиваемым:
- прессовый, связан с изучением аудитории различных источников информации (газета, журнал, радио, телевидение) и основано на публикации (трансляции) текста анкеты, обращенной к потенциальным респондентам (читателям, зрителям, слушателям) с просьбой вернуть заполненную анкету к назначенному сроку. Достоинство этой разновидности анкеты в его организационной простоте. Главным недостатком прессовой анкеты является неуправляемый исследователем возврат анкет, отсутствие возможности получить репрезентативную информацию о генеральной совокупности. Публикация анкеты в газете, журнале является своего рода заочной читательской конференцией, где состав присутствующих определяется не исследователем, а потенциальными респондентами, получившими приглашение участвовать в опросе. При этом совокупность лиц, ответивших на опубликованную в прессе анкету, может отличаться от интересующей исследователя генеральной совокупности по признакам, весьма существенным для изучаемой проблемы;
- почтовый, предполагает рассылку анкеты по домашним или рабочим адресам с просьбой к респонденту вернуть заполненную анкету исследователю. Преимущества почтовой анкеты связаны в основном с организационно - экономическими параметрами. Он экономичен: не требует подготовки штата анкетеров или интервьюеров, его стоимость сводится к тиражированию вопросника и почтовым расходам; оперативен: на стадии распространения анкеты работа состоит в отборе необходимого числа адресатов из избирательных списков или карточек адресов и оформлении почтовых отправлений. Недостатки почтового опроса связаны с качеством получаемой информации: отсутствие контроля за ситуацией заполнения анкеты; отсюда возможность вмешательства третьих лиц, группового заполнения анкеты, напр., семейное или в первичном коллективе; неполное или формальное заполнение анкет; технические ошибки при заполнении анкет; затягивание сроков возврата анкет; низкий процент возврата, ведущий к искажению параметров выборочной совокупности;
- наиболее
широко используемым способом распространения
анкет является раздаточное анкетирование,
при котором анкета непосредственно вручается
исследователем респонденту и тот после
заполнения возвращает анкету обратно.
Раздаточное анкетирование может проводиться
с выдачей и заполнением анкет прямо на
месте с выдачей анкет на руки и заполнением
их на дому с последующим возвращением
в назначенный исследователем срок.
При
опросе на месте анкета заполняется в
присутствии исследователя и тут же вручается
ему обратно. Заполнение анкеты
в присутствии исследователя может быть
как индивидуальным, так и групповым. Анкетирование
на месте – наиболее предпочтительный
способ распространения анкет, так как
он гарантирует их абсолютно полный возврат.
Другое достоинство этого способа анкетирования
состоит в том, что исследователь имеет
возможность контролировать процесс заполнения
анкет.
В-первых двух случаях (заочное анкетирование) нет непосредственного контакта с респондентом. В третьем случае (очное анкетирование) анкетер выступает в качестве инструктора по заполнению анкет, раздатчика анкет, однако анкета заполняется респондентом самостоятельно.
2. По месту проведения:
- по месту жительства (анкета высылается на дом или анкетер приходит к опрашиваемому сам);
- по месту
работы или учебы (анкеты
В последнем случае оно может быть групповым ( или аудиторным) ;
3. По уровню стандартизации:
- в стандартизированной анкете ответы на задаваемые вопросы полностью предопределены. Мало возможности для собственной инициативы интервьюера. Все вопросы являются закрытыми, и опрашиваемый не может давать дополнительную информацию, которая выходит за рамки вопросов анкеты. Преимущества такой анкеты: быстрота ответа; низкие издержки; не требует большого квалификации интервьюера; легко анализируется. Недостатки: отсутствие гибкости; получение ограниченной информации; возможность предвзятости.
- частично стандартизированные анкеты состоят из комбинации открытых и закрытых вопросов, которые предлагают большую гибкость ответов. И хотя формальная структура ответа существует, все же имеется больше свободы при ответе. Преимущества: получение качественной и количественной информации, вызывает большой интерес у респондента. Недостатки: требует высокой квалификации интервьюера; сложность записи ответов; более высокие затраты.
- нестандартизированные анкеты четко не определены, и в них респонденты могут отвечать своими словами. Существует три метода проведения нестандартизированных опросов: глубинное интервью, групповая дискуссия (фокус-группа), проекционный метод. Их цель – определение мотивов поведения. Такие мотивы, как правило, оказываются наиболее важными в потребительском поведении.
Для того, чтобы в ходе анкетирования можно было получить необходимую информацию, анкета должна быть тщательно подготовленной. При разработке анкеты необходимо обратить внимание на ее стриктуру, она включает в себя несколько элементов:
Титульный лист, содержит название организации проводимой исследования, дату исследования, город, где проводится организация.
Вводная часть представляет собой непосредственное обращение к опрашиваемому, сообщает о теме и целях опроса, об организации, проводящей опрос; о значении и использовании результатов опроса; о важности достоверных и искренних ответов каждого респондента для общих результатов опроса; объяснение техники заполнения ответов на различные. виды вопросов. Ее задачи - создание у респондента интереса к опросу, формирование установки на активное сотрудничество с исследователем, знакомство с техникой заполнения.
Основная часть содержит вопросы направленные на получения необходимой информации, она не должна быть слишком большой (не более 30 вопросов) и не должна содержать подряд несколько вопросов, поскольку это вызывает у респондента ощущение монотонности и утомления.
В социально – демографической
части содержаться блоки
Последняя часть анкеты – это заключительная часть, здесь кратко выражается цель анкеты, выражается благодарность за заполнение анкеты, и гарантируется анонимность опрашиваемого.
Итак, рассмотрев структуру анкеты можно выделать несколько принципов касающихся ее разработки и подготовки:
Первый принцип: программная логика вопросов не должна быть смешиваема с логикой построения анкеты. Опросный лист строится под углом зрения психологии восприятия опрашиваемого.
Второй принцип:
непременный учет специфики культуры
и практического опыта
Третий принцип: вытекает из того, что одни и те же вопросы, расположенные в разной последовательности, дадут разную информацию. Например, если сначала поставить вопрос об уровне удовлетворенности какой-то деятельностью и ее условиями (труда, быта и т. п.), а затем - вопросы на оценку частных особенностей деятельности (удовлетворенность содержанием работы, заработком, бытовым обслуживанием и прочее), то общие оценки будут влиять на частные, снижая (или, напротив, повышая) их независимо от специфики того или иного аспекта общей ситуации. Наблюдается, с одной стороны, стремление респондента психологически оправдать общую оценку и , с другой стороны, усиленное действие эффекта «эха» (гало - эффект), т.е. многократного повторения одной и той же оценки, отнесенной к общей группе проблем.