Анкетирование как метод исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 15:17, контрольная работа

Описание работы

Анкетирование – это один из основных видов опроса, осуществляемых с помощью использования специальных документов (анкет), содержащих вопросы, ответы на которые фиксируется респондентом письменно, предваряет вопрос-обращение, в котором кратко разъясняется цель анкетирования, содержится просьба искренни ответить на вопросы и гарантируется анонимность ответов.
Анкетирование имеет как достоинства (оперативность, экономия средств и времени и др.), так и недостатки, связанные с субъективностью получаемой информации, ее достоверностью и т. д. Поэтому анкетирование необходимо сочетать с другими методами сбора первичной информации.

Файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 38.06 Кб (Скачать файл)

В таком случае следует частные вопросы ставить  первыми, обобщающий - в конце соответствующего «блока», предваряя фразой: «А теперь просим Вас оценить в целом, в какой мере вы удовлетворены ...чем-либо» и т. д. Оценка частных условий труда, быта и прочее предваряет общую, заставляет респондента более ответственно подойти к итоговой оценке, помогает разобраться в собственных настроениях.

Четвертый принцип:  смысловые «блоки» опросного  листа  должны быть примерно одного объема. Доминирование какого-то «блока»  неизбежно сказывается не качестве ответов по другим смысловым «блокам». Например, в анкете об образе жизни, детально расспрашивая об условиях труда, а затем уделяя 2 – 3  вопроса условиям быта, мы заведомо даем понять респонденту, что первое важнее, и тем самым оказываем на него давление. Несогласные с такой позицией исследователей, возможно, неумышленно будут снижать оценки по блоку «работа», а заодно – и по другим аспектам тематики опроса.

Пятый принцип: касается распределения вопросов по степени их трудности. Первые вопросы должны быть более простыми, далее следуют более сложные (желательно событийные, не оценочные), затем - еще сложнее (мотивационные), потом - спад и в конце - наиболее сложные вопросы, после чего завершающая "паспортичка" и заключение.

Немаловажное  значение при проведении анкетирования  имеет и сама процедура опроса, к нему должно быть все подготовлено: место, ручка, спокойная обстановка. Задача анкетера быть дружелюбным вежливым и беспристрастным и тогда  он добьется хороших результатов.

 

 

      3. Виды и назначение вопросов анкеты.

 

Следует помнить, что при разработке анкеты исследования встречаются трудности, которые  социолог непременно должен себе представлять. Если не учитывать особенностей формулировки вопросов в анкете, то даже при соблюдении всех остальных требований методики социологического исследования можно  получить ошибочные результаты. Для  того чтобы понять как правильно  построить вопросы  и как уместно  их расположить в анкете рассмотрим их основные виды и назначения каждого  из них.

Вопросы анкеты различаются :

1) По структуре:

- открытые вопросы  - вопросы без вариантов ответов ; они хороши на стадии проб, определения области исследования и в функции контрольных. Предполагается, что ответ в свободной форме позволяет выявить доминанту мнений, оценок, настроений: люди отмечают те стороны явлений или говорят а том, что волнует их больше всего, о том, что доминирует в их сознании. Но самое главное состоит в том, что, реагируя на вопрос без подсказки вариантов ответа, люди лучше проявляют особенности своего повседневного, обыденного сознания, свой образ мыслей. Главный недостаток открытых вопросов состоит в том, что высказываемые здесь мнения и оценки связаны с какими-то неизвестными нам рамками сравнения, которые очерчивают контекст высказанных суждений.  Изменение границ сопоставления суждений ведет к изменению акцентов:  доминирующие пункты информации могут оказаться на периферии, периферийные - передвинутся в центр внимания опрашиваемого.

Другой недостаток открытых вопросов - трудности обработки  данных. Пространные ответы предполагают последующую группировку и часто  квантификацию, а контент-анализ ответов - процедура сложная и трудоемкая. Но самое главное - здесь требуется высокое искусство «расшифровки» реальных смыслов, вкладываемых респондентами в их суждения, ибо «практическое сознание» не является прямым аналогом теоретического, которое социолог  использует в подобных операциях контент-анализа.

- закрытые вопросы  - вопросы с вариантами ответов ; они позволяют более строго интерпретировать ответ. Рамки соотнесения оценок и суждений определяются здесь набором единых для всех опрошенных вариантов ответа. Исследователь имеет более надежные основания, чем при открытых вопросах, сопоставлять данные в равных условиях. Появляется возможность не только выяснить содержание суждений, но и измерить интенсивность оценок, шкалируя их по каждому варианту.

Указанные преимущества плюс экономичность применения закрытых вопросов ведут к тому, что они  чаще используются исследователями, иногда без достаточных оснований. Главное  же основание выбора меры стандартизации ответов на вопрос - уверенность исследователя в том, что предлагаемая им схема ответа максимально полно соответствует потенциальному разнообразию возможных мнений опрашиваемых. Такую уверенность можно приобрести лишь при условии тщательного пилотажа – опробовании различных форм опросников до начала сбора основной информации.

2) По форме:

-  прямые вопросы,  которые касаются личности респондента:  его пола, возраста, образования,  профессии и т.д. Ответы на  такие вопросы позволяют группировать  респондентов, обрабатывать материал  в пределах той или иной  подгруппы людей, при необходимости  сопоставлять информацию из различных  подгрупп.

- косвенные вопросы  - вопрос, из ответа на который  исследователь хочет получить  информацию, прямо не вытекающую  из формулировки вопроса. 

- прожективный вопрос - вопрос, предлагающий респонденту ориентироваться в воображаемой ситуации. Из ответа делаются выводы о глубинных потребностях, чувствах, конфликтах респондента.

3) По содержанию:

- вопросы о  личности респондента, касающиеся  его пола, возраста, образования,  профессии и т.д. Ответы на  такие вопросы позволяют группировать  респондентов, обрабатывать материал  в пределах той или иной  подгруппы людей, при необходимости  сопоставлять информацию из различных  подгрупп.

- вопросы о  фактах сознания выявляют суждения, мотивы, ожидания, планы, мнения респондентов. В отличие от подобных вопросы  о фактах поведения выявляют  реальные поступки, действия и  результаты деятельности людей. Такое выделение необходимо для качественной обработки и интерпретации получаемых данных.

И в  заключении следует отметить, что для получении  достоверной информации наиболее эффективным  будет сочетание выше рассмотренных  видов вопросов  и  их грамотная и простая формулировка.

 

                                    Заключение

В данной контрольной  работе была рассмотрена тема: «Анкетирование как метод исследования». Анкетирование  является самым распространенным методом  социального исследования, оно имеет  свои достоинства (быстро в использовании, экономит время и средства) и недостатки (информации не всегда полная и достоверная). Оно подразделяется на несколько  видов (стандартизированные, нестандартизорованные, частично стандартизированные, прессовые и постовые и другие). Было выяснено, что разработка анкет имеет свои особенности, анкета состоит из нескольких частей, таких как титульный лист, вводная часть, основная часть, социально-демографическая (паспортичка) часть и заключительная часть. Для проведения анкетирования также необходимо создавать соответствующую обстановку и условий.

 

 

 

 

 

                         Список литературы

1. Алексеев А.Н. Драматическая социология и социологическая ауторефлексия: В 2-Х Т. Спб.: Норма, 2003.

2.   Басков А., Бенкер Г. Современная социологическая теория. Учебник. - М.: «Наука», 2006.

3. Готлиб А.С. Введение в социологическое исследование. Качественный и количественный подходы. Методология. Исследовательские практики — М.: Флинта : МПСИ, 2005

4. Гречихин В. Г. Лекции по методике и технике социологических исследований. М., 2002.

5. Полторак В.А. Социология. Основы социологии труда и управления. – Киев. УМК ВО, 2002.

6. Саганенко Г. И. Надежность результатов социологического исследования.-СПб.: Ленинград, 2003.

7. Ядов В. А. Социологическое исследование., - М.: ЮНИТИ, 2005.

8. Фролов С. С. Основы социологии., - М.: "Юрист", 2007.

 


Информация о работе Анкетирование как метод исследования