Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 15:17, контрольная работа
Анкетирование – это один из основных видов опроса, осуществляемых с помощью использования специальных документов (анкет), содержащих вопросы, ответы на которые фиксируется респондентом письменно, предваряет вопрос-обращение, в котором кратко разъясняется цель анкетирования, содержится просьба искренни ответить на вопросы и гарантируется анонимность ответов.
Анкетирование имеет как достоинства (оперативность, экономия средств и времени и др.), так и недостатки, связанные с субъективностью получаемой информации, ее достоверностью и т. д. Поэтому анкетирование необходимо сочетать с другими методами сбора первичной информации.
В таком случае
следует частные вопросы
Четвертый принцип: смысловые «блоки» опросного листа должны быть примерно одного объема. Доминирование какого-то «блока» неизбежно сказывается не качестве ответов по другим смысловым «блокам». Например, в анкете об образе жизни, детально расспрашивая об условиях труда, а затем уделяя 2 – 3 вопроса условиям быта, мы заведомо даем понять респонденту, что первое важнее, и тем самым оказываем на него давление. Несогласные с такой позицией исследователей, возможно, неумышленно будут снижать оценки по блоку «работа», а заодно – и по другим аспектам тематики опроса.
Пятый принцип: касается распределения вопросов по степени их трудности. Первые вопросы должны быть более простыми, далее следуют более сложные (желательно событийные, не оценочные), затем - еще сложнее (мотивационные), потом - спад и в конце - наиболее сложные вопросы, после чего завершающая "паспортичка" и заключение.
Немаловажное значение при проведении анкетирования имеет и сама процедура опроса, к нему должно быть все подготовлено: место, ручка, спокойная обстановка. Задача анкетера быть дружелюбным вежливым и беспристрастным и тогда он добьется хороших результатов.
3. Виды и назначение вопросов анкеты.
Следует помнить, что при разработке анкеты исследования встречаются трудности, которые социолог непременно должен себе представлять. Если не учитывать особенностей формулировки вопросов в анкете, то даже при соблюдении всех остальных требований методики социологического исследования можно получить ошибочные результаты. Для того чтобы понять как правильно построить вопросы и как уместно их расположить в анкете рассмотрим их основные виды и назначения каждого из них.
Вопросы анкеты различаются :
1) По структуре:
- открытые вопросы - вопросы без вариантов ответов ; они хороши на стадии проб, определения области исследования и в функции контрольных. Предполагается, что ответ в свободной форме позволяет выявить доминанту мнений, оценок, настроений: люди отмечают те стороны явлений или говорят а том, что волнует их больше всего, о том, что доминирует в их сознании. Но самое главное состоит в том, что, реагируя на вопрос без подсказки вариантов ответа, люди лучше проявляют особенности своего повседневного, обыденного сознания, свой образ мыслей. Главный недостаток открытых вопросов состоит в том, что высказываемые здесь мнения и оценки связаны с какими-то неизвестными нам рамками сравнения, которые очерчивают контекст высказанных суждений. Изменение границ сопоставления суждений ведет к изменению акцентов: доминирующие пункты информации могут оказаться на периферии, периферийные - передвинутся в центр внимания опрашиваемого.
Другой недостаток
открытых вопросов - трудности обработки
данных. Пространные ответы предполагают
последующую группировку и
- закрытые вопросы - вопросы с вариантами ответов ; они позволяют более строго интерпретировать ответ. Рамки соотнесения оценок и суждений определяются здесь набором единых для всех опрошенных вариантов ответа. Исследователь имеет более надежные основания, чем при открытых вопросах, сопоставлять данные в равных условиях. Появляется возможность не только выяснить содержание суждений, но и измерить интенсивность оценок, шкалируя их по каждому варианту.
Указанные преимущества плюс экономичность применения закрытых вопросов ведут к тому, что они чаще используются исследователями, иногда без достаточных оснований. Главное же основание выбора меры стандартизации ответов на вопрос - уверенность исследователя в том, что предлагаемая им схема ответа максимально полно соответствует потенциальному разнообразию возможных мнений опрашиваемых. Такую уверенность можно приобрести лишь при условии тщательного пилотажа – опробовании различных форм опросников до начала сбора основной информации.
2) По форме:
- прямые вопросы,
которые касаются личности
- косвенные вопросы - вопрос, из ответа на который исследователь хочет получить информацию, прямо не вытекающую из формулировки вопроса.
- прожективный вопрос - вопрос, предлагающий респонденту ориентироваться в воображаемой ситуации. Из ответа делаются выводы о глубинных потребностях, чувствах, конфликтах респондента.
3) По содержанию:
- вопросы о
личности респондента,
- вопросы о
фактах сознания выявляют
И в заключении следует отметить, что для получении достоверной информации наиболее эффективным будет сочетание выше рассмотренных видов вопросов и их грамотная и простая формулировка.
В данной контрольной работе была рассмотрена тема: «Анкетирование как метод исследования». Анкетирование является самым распространенным методом социального исследования, оно имеет свои достоинства (быстро в использовании, экономит время и средства) и недостатки (информации не всегда полная и достоверная). Оно подразделяется на несколько видов (стандартизированные, нестандартизорованные, частично стандартизированные, прессовые и постовые и другие). Было выяснено, что разработка анкет имеет свои особенности, анкета состоит из нескольких частей, таких как титульный лист, вводная часть, основная часть, социально-демографическая (паспортичка) часть и заключительная часть. Для проведения анкетирования также необходимо создавать соответствующую обстановку и условий.
Список литературы
1. Алексеев А.Н. Драматическая социология и социологическая ауторефлексия: В 2-Х Т. Спб.: Норма, 2003.
2. Басков А., Бенкер Г. Современная социологическая теория. Учебник. - М.: «Наука», 2006.
3. Готлиб А.С. Введение в социологическое исследование. Качественный и количественный подходы. Методология. Исследовательские практики — М.: Флинта : МПСИ, 2005
4. Гречихин В. Г. Лекции по методике и технике социологических исследований. М., 2002.
5. Полторак В.А. Социология. Основы социологии труда и управления. – Киев. УМК ВО, 2002.
6. Саганенко Г. И. Надежность результатов социологического исследования.-СПб.: Ленинград, 2003.
7. Ядов В. А. Социологическое исследование., - М.: ЮНИТИ, 2005.
8. Фролов С. С. Основы социологии., - М.: "Юрист", 2007.