Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 13:03, курсовая работа
В данной работе будет рассматриваться история понимания искусства как способа лечения, как способ воздействия на человеческую душу и его физиологию. Объект исследования – влияние искусства.
Предмет – терапевтические возможности искусства.
Цель – изучение терапии искусством.
Задачи: -определить терапевтические возможности искусства;
-изучить историю использовать искусство как терапии;
-проанализировать терапевтические возможности музыкального искусства.
Введение…………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. Арттерапия – терапия искусством и
творческим самовыражением
1.1 История возникновения арттерапии……………………………………....6
1.2 Цели, подходы и принципы арттерапии …………………………….……6
1.3 Сравнительный анализ методик и техник арттерапии.…………………10
ГЛАВА 2 Терапевтические возможности музыкального искусства
2.1. История музыкотерапии……………………………………………………12.
2.2 Сущность музыкотерапии……………………………………………………14
Заключение…………………………………………………………………………17
Список использованных источников…………………………………………...
Содержание
Введение…………………………………………………………
ГЛАВА 1. Арттерапия – терапия искусством и
творческим самовыражением
1.1 История возникновения арттерапии……………………………………....6
1.2 Цели, подходы и принципы арттерапии …………………………….……6
1.3 Сравнительный
анализ методик и техник
ГЛАВА 2 Терапевтические возможности музыкального искусства
2.1. История музыкотерапии………………………
2.2 Сущность музыкотерапии……………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников…………………………………………...
Введение
Возможности искусства многогранны. Искусство формирует интеллектуальные и нравственные качества, стимулирует творческие способности, содействует успешной социализации. Искусство лечит. Лечение искусством называется арт-терапией (от греч. “арт” — искусство).
За красивым словом «АРТ-ТЕРАПИЯ» скрывается гораздо больше серьезных вещей, нежели, принято думать. Обывательская точка зрения на методику лечения посредством художественного творчества такова: если ты водишь кистью по холсту, расшатанные нервы говорят тебе спасибо. Более информированная часть населения осведомлена о различных художественных тестах, способных анализировать психическое состояние человека и помогающих психиатрам и психотерапевтам при диагностике заболеваний. Уровень информированности об этом направлении психротерапии, увы, пока еще оставляет желать лучшего. А по сути дела, это новый комплекс средств, позволяющий очень успешно решить многие проблемы, который использовался ранее, особо талантливыми терапевтами и докторами. Сейчас АРТ-ТЕРАПИЯ приобретает всё больший вес.
Огромный контингент
врачей начинает осознавать
Актуальность изучения и исследования
Арт-терапии определяется тем, что в последнее
время в нашей стране стало временем бурного
развития психотерапии и активного освоения
её новых форм и моделей.
Техника Арт-терапии помогла многим людям в тяжелые периоды их жизни. В нашей стране развитием этой профессии занимаются пока в основном врачи-психиатры и психотерапевты – такие, как А.И. Копытин, кандидат медицинских наук, президент Арт-терапевтической ассоциации, руководитель программы базовой подготовки специалистов в области арт-терапии и других направлений терапии творчества.
Арт-терапия - это направление в психотерапии, психокоррекции и реабилитации, основанное на занятиях клиентов (пациентов) изобразительным творчеством. Арт-терапия может рассматриваться как одно из ответвлений психотерапии искусством наряду с музыкальной терапией, драмтерапией и танцедвигательной терапией.
Арт-терапия - это метод лечения посредством художественного творчества. Это один из самых мягких и в то же время глубоких методов в арсенале психологов и психотерапевтов. Метод арт-терапии можно отнести к наиболее древним и естественным формам коррекции эмоциональных состояний, которым многие люди пользуются самостоятельно - чтобы снять накопленное психическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться.
В ее основе лежит творческая деятельность, в первую очередь, рисование. Творческий процесс является главным терапевтическим механизмом, позволяющим в особой символической форме перестроить конфликтную травмирующую ситуацию, найти новую форму ее разрешения. Через рисунок, игру, сказку, арттерапия дает выход внутренним конфликтам и сильным эмоциям, помогает понять собственные чувства и переживания, способствует повышению самооценки и, конечно же, помогает в развитии творческих способностей. Кроме того, активная творческая деятельность способствует расслаблению и снятию напряжения.
Несмотря на простоту и доступность метода это глубокая и серьезная форма психотерапии, имеющая свои показания, к которым относятся:
Таким образом, достигаются цели:
- выражение эмоций и чувств, связанных с переживаниями своих проблем, самого себя;
- активный поиск новых форм взаимодействия с миром;
- подтверждение своей индивидуальности, неповторимости и значимости;
- повышение адаптивности в постоянно меняющемся мире (гибкости).
Различают два основных типа арт-терапии: пассивная (когда для лечения используется уже существующее произведение искусства и пациент его анализирует и интерпретирует) и активная (когда творит сам пациент – в этом случае как основной лечебный фактор рассматривается сам акт творчества). Зачастую оба типа арт-терапии применяют в комплексе.
В данной работе будет рассматриваться история понимания искусства как способа лечения, как способ воздействия на человеческую душу и его физиологию.
Объект исследования – влияние искусства.
Предмет – терапевтические возможности искусства.
Цель – изучение терапии искусством.
Задачи: -определить терапевтические возможности искусства;
-изучить историю использовать искусство как терапии;
-проанализировать
ГЛАВА 1. Арттерапия – терапия искусством и творческим самовыражением
1.1 История возникновения арттерапии
Арт-терапия имеет древнее происхождение. Согласно Биниек, искусство и терапия имеют общие корни. В определенном смысле ее прототипом являются различные виды сакрального искусства, нередко используемого с лечебной целью и включающего в себя суггестивно-магический, дидактический, эстетический и иные компоненты терапевтического воздействия. Утратив атрибуты сакральности в эпоху господства ньютоно-картезианской научной парадигмы, так называемая терапия впечатлениями или терапия занятостью через различные формы творческой активности пациентов была довольно популярной разновидностью гуманной клинической психотерапии еще до середины прошлого века. Однако в последующем, в связи с дифференциацией психотерапевтических подходов, она была оттеснена на задний план.
Термин «арт-терапия» впервые стал использоваться в англоязычных странах примерно в 40-е годы ХХ века. Им обозначались разные по форме и теоретическому обоснованию варианты лечебной и реабилитационной практики. Одни были инициированы художниками и реализовывались преимущественно в студиях, организованных в крупных больницах. Другие допускали элементы психоаналитической трактовки изобразительной продукции пациентов и акцентировали внимание на их отношениях с аналитиком.
Термин арт-терапия ввел в употребление в 1938 г. Адриан Хилл. Пионеры арттерапии опирались на идею Фрейда о том, что внутреннее "Я" человека проявляется в визуальной форме всякий раз, когда он спонтанно рисует и лепит, а также на мысли Юнга о персональных и универсальных символах. Центральная фигура в арттерапевтическом процессе – не пациент (как больной человек), а личность, стремящаяся к саморазвитию и расширению диапазона своих возможностей.
Новый рост интереса к терапии творчеством, в частности, к арт-терапии, отмечается примерно с середины XX века, когда она стала все более широко использоваться в качестве разновидности терапии занятостью преимущественно в психиатрических и общесоматических госпиталях. За исключением отдельных случаев, она рассматривалась как фактор вторичной психопрофилактики и психотерапии, позволяющий преодолевать последствия социальной изоляции больных. При этом арт-терапия находилась под большим влиянием биомедицинских представлений. Специалисты, проводящие арт-терапевтическую работу такого рода, как правило, не имели серьезной академической подготовки и были неспособны играть какую-либо активную роль в лечении больных. Их основная задача заключалась в том, чтобы предоставить больным возможность относительно свободно заниматься простейшими видами изобразительной деятельности, в процессе которой они могли бы отвлекаться от связанных с болезнью отрицательных переживаний.
Исключение составляли
психодинамические подходы, представленные
последователями Фрейда и, особенно, Юнга,
которые использовали материал изобразительной
деятельности своих клиентов для анализа
отраженных в нем различных содержаний
бессознательного. В нашей стране арт-терапия
до последнего времени использовалась,
в основном, в работе с психически больными
и находилась под большим влиянием клинического
мышления. Реорганизация западной психиатрической
службы в 50 - 60 годы, связанная с закрытием
многих психиатрических клиник и с расширением
сети амбулаторных и полустационарных
услуг, привела к тому, что арт-терапевты
стали работать в более тесном контакте
с психотерапевтами, социальными работниками,
педагогами и другими специалистами, а
также с религиозными конгрегациями и
населением. Это оказало большое влияние
на развитие теории и практики арт-терапии,
обогатив ее новыми представлениями в
духе экзистенциально-
В последние два-три десятилетия арт-терапия, синтезировав в себе достижения большинства психотерапевтических подходов, начинает оформляться в самостоятельный метод с собственной методологией и разнообразным, высокодифференцированным инструментарием. Хотя накопление и обобщение эмпирических данных, связанных с арт-терапией, несколько опережает развитие ее теории, применение некоторых теоретических представлений способствовало выходу арт-терапии на уровень самостоятельного психотерапевтического метода. Среди этих теоретических представлений последнего времени наиболее значимыми являются, в частности, следующие:
- психология игровой
- психология измененных
состояний сознания, трактующая
арт-терапевтическую
- современные представления
общей теории систем, касающиеся
психической деятельности, в частности,
концепция множественности
- трансперсональная методология,
Арт-терапия в настоящее время используется как самостоятельная форма терапии и как приложение к другим видам групповой терапии.
1.2 Цели, подходы и принципы арт-терапии.
Привлекательность метода арт-терапии состоит в том, что этот метод в основном использует невербальные способы самовыражения и общения. В процессе творчества активно задействуется правое полушарие мозга. Арт-терапия апеллирует к внутренним, самоисцеляющим ресурсам человека, тесно связанными с его творческими возможностями. Отличительной особенностью человека является способность и одновременно потребность в отображении своего внутреннего мира. Эта особенность позволяет активно перерабатывать информацию, которая поступает извне. В результате в психике индивидуума вырабатываются различные адаптивные механизмы. Они позволяют человеку лучше приспосабливаться к жизни, быть более успешным в постоянно меняющемся мире. Искусство и творчество являются следствием процессов переработки информации при взаимодействии с окружающим миром. Причем личность будет развиваться гармонично, если эти процессы, в целом, несут конструктивный, характер.
Наиболее часто к методу арт-терапии прибегают в реабилитации людей с особенностями развития и в работе с детьми. Дети с отклонениями в развитии имеют сложности в адекватном восприятии мира. Арт-терапия предлагает ребенку выразить свои эмоции, чувства с помощью лепки, рисования, конструирования из природных материалов. Переживая образы, человек обретает свою цельность, неповторимость и индивидуальность. Можно также применять другие формы искусства - телесные импровизации, театральные постановки, литературное творчество. Таким образом, достигаются цели:
- выражение эмоций и чувств, связанных с переживаниями своих проблем, самого себя;
- активный поиск новых форм взаимодействия с миром;
- подтверждение своей индивидуальности, неповторимости и значимости;
- и, как следствие трех предыдущих, - повышение адаптивности в постоянно меняющемся мире (гибкости).
Эти цели арт-терапевт преследует, работая как со взрослыми, так и с детьми. Ребенок еще не может точно сформулировать то, что его тревожит. Он может выражать свои страхи простыми предложениями, например: «Мне страшно, что в темноте может кто-то прийти и меня украсть». Когда спрашиваешь ребенка, кто же это может быть, ребенок может не ответить, но попробует нарисовать или придать образное значение своему страху (кто-то, кто ходит в темноте, это может быть Баба-Яга). Арт-терапия - это наиболее мягкий метод работы, контакта с трудными проблемами. Ребенок может не говорить, или не может признать свои проблемы своими, но при этом лепить, двигаться и выражать себя через движения телом. Также занятия арт-терапией могут снимать психическое напряжение.
Информация о работе Арт-терапия. Терапевтические возможности музыкотерапии