Арт-терапия. Терапевтические возможности музыкотерапии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 13:03, курсовая работа

Описание работы

В данной работе будет рассматриваться история понимания искусства как способа лечения, как способ воздействия на человеческую душу и его физиологию. Объект исследования – влияние искусства.
Предмет – терапевтические возможности искусства.
Цель – изучение терапии искусством.
Задачи: -определить терапевтические возможности искусства;
-изучить историю использовать искусство как терапии;
-проанализировать терапевтические возможности музыкального искусства.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. Арттерапия – терапия искусством и
творческим самовыражением
1.1 История возникновения арттерапии……………………………………....6
1.2 Цели, подходы и принципы арттерапии …………………………….……6
1.3 Сравнительный анализ методик и техник арттерапии.…………………10
ГЛАВА 2 Терапевтические возможности музыкального искусства
2.1. История музыкотерапии……………………………………………………12.
2.2 Сущность музыкотерапии……………………………………………………14
Заключение…………………………………………………………………………17
Список использованных источников…………………………………………...

Файлы: 1 файл

Курсовая новая.docx

— 63.03 Кб (Скачать файл)

Многие психические и  некоторые физические отклонения делают ребенка пассивным. Круг его интересов  становится узким. Потребность в  активном взаимодействии с миром  снижается. В результате снижается  и способность к адаптации. Он уходит в себя. Он считает, что не сможет найти выход из сложившейся  ситуации. Арт-терапия позволяет разорвать этот порочный круг. Когда ребенок занимается творчеством, он изобретает новые и новые способы выражения своих эмоций. И бессознательно новые и новые способы общения с миром. Т.е. утраченные способности восстанавливаются.

В занятии искусством очень  важно, чтобы ребенок чувствовал свой успех в этом деле. Если он видит, что имеет успех в выражении  и отображении своих эмоций, создании уникальных поделок, рисунков, к нему приходит успех в общении, а взаимодействие с миром становится более конструктивным. Успех в творчестве в его психике  бессознательно переносится и на обычную жизнь.

Человек замечает, что из бросового материала (веточки, листья, клочки бумаги, песок, глина, камни) можно  создавать красивые изделия. Также  можно решить и сложную психологическую  проблему - посмотреть на нее по-другому, не так как смотрел раньше. Психика  человека приобретает гибкость. Это  свойство позволяет быть более адаптивным. Это и есть цель реабилитации. Арттерапия позволяет сделать этот процесс  радостным, интересным, успешным, индивидуальным для каждого.

Впоследствии, дети и взрослые, проходящие курс арт-терапии, могут приобрести хобби, научиться новому виду прикладного искусства. Новое увлечение позволяет уделять больше внимания к себе. Это делает отношения и родителей и ребенка более гармоничными.

В арт-терапии используются индивидуальные и групповые формы работы. Особенно яркий эффект дает работа в группе. Например, предлагается создание индивидуальных работ в группе, а также создание общей работы. Каждый участник вкладывает в эту работу что-то свое.

Как это ни удивительно, но современная научная арт-терапия при всем многообразии ее связей с культурными феноменами ближе всего стоит к первобытному, «примитивному» доисторическому искусству. Оно, как и арт-терапия основано на спонтанном самовыражении и в известной мере игнорирует эстетические критерии в оценке его результатов и профессионализма автора. И для того и для другого более важен процесс творчества, а не результат.

Существует два основных подхода в арт-терапии:

1. Искусство обладает  целительным действием само по  себе, художественное творчество  дает возможность выразить и  заново пережить внутренние конфликты,  оно является средством обогащения  субъективного опыта, арт-терапия рассматривается как средство развития личности и ее творческого потенциала, основной механизм - сублимация и трансформация. Ведущий стимулирует членов группы доверять своему собственному восприятию и исследовать свои творения как самостоятельно, так и с помощью остальных членов группы.

2. На первом месте - терапевтические цели, творческие  цели вторичны, арт-терапия как дополнение к другим терапевтическим методам, выражая содержание собственного внутреннего мира в визуальной форме, человек постепенно движется к их осознанию, основной механизм - трансфер.

Основные цели арт-терапии - самовыражение, расширение личного опыта, самопознание, внутренняя интеграция личности (различных ее аспектов и компонентов) и интеграция с внешней реальностью (социальной, этнической, культурной). В арт-терапии спонтанное рисование и лепка являются разновидностью деятельности воображения, а не проявлением художественного таланта. Изобразительное творчество является мостом между миром фантазии и реальностью. Оно включает в себя элементы того и другого, позволяя создать некий синтез, который ни ребёнок, ни взрослый не могут создать без помощи художественных средств.

Важным понятием арт-терапии является сублимация - выражение бессознательных инстинктов и влечений (порой деструктивных) с помощью трансформации их в творения искусства; искусство может одновременно "направить в другое русло" и выразить также чувства злости, боли, тревоги, страха.

Преимущества метода арт-терапии в том, что он:

1. Предоставляет возможность  для выражения агрессивных чувств  в социально - приемлемой манере. Рисование, живопись красками  или лепка являются безопасными  способами разрядки напряжения;

2. Ускоряет прогресс в  терапии. Подсознательные конфликты  и внутренние переживания легче  выражаются с помощью зрительных  образов, чем в разговоре во  время вербальной психотерапии. Невербальные формы коммуникации  могут с большей вероятностью  избежать сознательной цензуры;

3. Дает основания для  интерпретаций и диагностической  работы в процессе терапии.  Творческая продукция ввиду ее  реальности не может отрицаться  пациентом. Содержание и стиль  художественной работы предоставляют  терапевту огромную информацию, кроме того, сам автор может  внести вклад в интерпретацию  своих собственных творений;

4. Позволяет работать  с мыслями и чувствами, которые  кажутся непреодолимыми (утраты, смерть, перенесённые травмы и насилие,  страхи, внутренние конфликты, воспоминания  детства, сновидения). Иногда невербальное  средство оказывается единственным  инструментом, вскрывающим и проясняющим  интенсивные чувства и убеждения;

5. Помогает укрепить терапевтические  взаимоотношения. Элементы совпадения  в художественном творчестве  членов группы могут ускорить  развитие эмпатии и положительных  чувств;

6. Способствует возникновению  чувства внутреннего контроля  и порядка;

7. Развивает и усиливает  внимание к чувствам;

8. Усиливает ощущение  собственной личностной ценности, повышает художественную компетентность. Побочным продуктом терапии искусством  является удовлетворение, возникающее  в результате выявления скрытых  умений и их развития.

Факторы психотерапевтического  воздействия в арт-терапии (то, что оказывает исцеляющий эффект):

1) фактор художественной  экспрессии - воплощение чувств, потребностей  и мыслей клиента в его работу, опыт взаимодействия с различными  художественными материалами и  художественным образом;

2) фактор психотерапевтических  отношений - динамика взаимоотношений  клиента-терапевта-группы (переноса  и контрпереноса), проекции, влияние  личного опыта;

3) фактор интерпретаций  и вербальной обратной связи  - трансформация, перевод материала  (процесса и результата творчества) с эмоционального уровня на  уровень понимания, формирование  смыслов.

Руководитель группы терапии  искусством обеспечивает группу необходимым  материалом и проявляет максимум гибкости для стимулирования художественного  творчества Помещение должно обеспечивать место для движений и шумных игр. Роль руководителя - способствовать творчеству. Участники получают инструкцию полностью  отдаться своим чувствам и не заботиться о художественности своих творений.

В структуре арт-терапевтического занятия выделяются две основные части:

1. Невербальная, творческая, неструктурированная. Основное средство  самовыражения – изобразительная  деятельность (рисунок, живопись). Используются  разнообразные механизмы невербального  самовыражения и визуальной коммуникации (70% сессии).

2. Вербальная, апперцептивная  и формально более структурированная.  Она предполагает словесное обсуждение, а также интерпретацию нарисованных  объектов и возникших ассоциаций. Используются механизмы невербального  самовыражения и визуальной коммуникации (30% сессии).

Сферы анализа, то, что имеет  значение при анализе творчества:

- как человек себя выражает;

- что он выражает;

- в какой форме;

- как это воздействует  на человека или группу.

В контексте арт-терапии художественную деятельность можно назвать спонтанной в отличие от планируемой и тщательно организованной деятельности по обучению искусству или ремеслам различных групп людей. Исследователи, занимающиеся терапией искусством, соглашаются в том, что художественные способности или специальная подготовка пациентов не нужны для использования художественного творчества в качестве терапевтического средства. Для терапии искусством важен сам процесс и те особенности, которые конечный продукт творчества помогает обнаружить в психической жизни творца. Руководитель поощряет членов группы выражать внутренние переживания спонтанно и не беспокоиться о художественных достоинствах своих произведений.

Карл Юнг считал, что  воображение и творчество являются движущими силами человеческого  существования. Он использовал термин "активное воображение" для обозначения  такого творческого процесса, когда  человек просто наблюдает за развитием  своей фантазии и не пытается воздействовать на нее.

К сферам применения арт-терапии относятся:

1) индивидуальная, групповая  и семейная арт-терапия;

2) арт-терапевтические центры при психиатрических клиниках, консультативные, психотерапевтические, социальные центры и специализированные медицинские центры;

3) в общеобразовательных  школах, детских садах, в специализированных  школах, в домах-интернатах, в центрах  детского творчества - работа с  детьми с ограниченными способностями  к обучению, с задержками развития, с эмоциональными проблемами  или живущих в тяжелых социальных  условиях, с педагогически и психологически  запущенными детьми, с детьми, имеющими  нарушения в поведении, личностные  нарушения или акцентуации характера,  с одаренными детьми, с детьми, проявляющими интерес к художественному  творчеству;

4) с престарелыми людьми (в домах престарелых, в специализированных  центрах);

5) с лицами, страдающими  различного рода зависимостями  (наркотическая, алкогольная и  пр.),

6) в медицинских учреждениях  общесоматического и психиатрического  назначения.  
 
1.3 Сравнительный анализ методик и техник арттерапии.

 

  Для арт-терапевтической работы необходимо иметь широкий выбор различных изобразительных материалов. Наряду с красками, карандашами, восковыми мелками или пастелью часто используются также журналы, цветная бумага, фольга, текстиль, глина, пластилин, специальное тесто - для лепки, песок с миниатюрными фигурками - для "игры с песочницей", дерево и иные материалы. Бумага для рисования должна быть разных форматов и оттенков. Необходимо также иметь кисти разных размеров, губки для закрашивания больших пространств, ножницы, нитки, разные типы клеев, скотч и т.д.      Следует учитывать то, что выбор того или иного материала может быть связан с особенностями состояния и личности клиента, а также с динамикой арт-терапевтического процесса. Клиенту должна быть предоставлена возможность самому выбирать тот или иной материал и средства для изобразительной работы. Как правило, в начале работы клиенты предпочитают пользоваться карандашами, восковыми мелками или фломастерами. Эти средства работы позволяют им хорошо контролировать процесс рисования, что отвечает потребности избегать конфронтации со своими чувствами на начальных этапах работы. Выбор этих средств может быть связан с потребностью в психологической защищённости. На последующих этапах арт-терапевтического процесса клиенты постепенно осваивают другие материалы, в том числе краски, предоставляющие им большие возможности для выражения разнообразных переживаний и работы с собственными чувствами. Кроме того, краски, смешиваясь и создавая разнообразные оттенки, делают изобразительный процесс менее предсказуемым, сопряжённым с проявлением тонких нюансов эмоциональных состояний и различных аспектов опыта клиента. Когда преодолены защитные тенденции, краски способны вызывать сильный эмоциональный отклик, ощущения радости открытия, стимулировать воображение.   Глина, тесто, песок и иные пластические материалы обладают значительными возможностями для выражения сильных переживаний, в том числе чувства гнева. Работа с ними предполагает большую степень физической вовлечённости и мышечной активности, что делает её более "энергоёмкой", затрагивающей психофизиологические процессы. Поэтому при работе с ними нередко может иметь место положительный эффект при психосоматических нарушениях и соматовегетативных проявлениях невротических состояний.

   Использование техники коллажа нередко помогает пациентам преодолеть робость, связанную с отсутствием "художественного таланта" и умений. Кроме того, использование уже готовых предметов и изображений для создания из них новой композиции даёт пациентам чувство защищённости, поскольку они не так отождествляют свои переживания с этими предметами и изображениями, как, например, при рисовании. Это обеспечивает им необходимую степень дистанцированности от слишком сильных или деликатных чувств и необходимую степень безопасности при изобразительной работе.

   Среди современных средств и направлений в арт-терапии все ярче заявляет о себе относительно новое перспективное направление - оригами - конструирование разнообразных бумажных фигурок путем складывания квадрата без вырезания и склеивания.

   Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что занятия оригами улучшают качество жизни больных, уменьшают уровень тревожности, помогают забыть боль и горе, повышают самооценку, способствуют налаживанию дружеских отношений, взаимопомощи в коллективе, помогают установить контакт между врачом и пациентом.

   Метод sandplay (дословно - песочная игра) представляет собой одну из необычных техник арт-терапии, во время которой ребенок (а иногда и взрослый) строит собственный мир в миниатюре из песка и небольших фигурок, выражая на песке то, что спонтанно возникает в течение занятия. В процессе работы, ребенок может смешивать песок с водой, если ему необходимо сформировать холмы, горы, или создать различные влажные ландшафты, например, болото. Кроме того, в работе используется множество миниатюрных фигур: людей, животных, деревьев, зданий, автомобилей, мостов, религиозных символов, и еще много другого. Такое множество фигур и материалов необходимо для того, чтобы дать ребенку стимул создавать собственный мир.

  Музыка ведёт внешнее и внутреннее, физическое, физиологическое и душевное дыхание к единству. Терапевтически с помощью музыки обращаются к внутренним переживаниям, побуждаются формирующие способности и оказывается воздействие на упорядочивающие взаимосвязи функций органов. На не речевом уровне стимулируются процессы, связанные с коммуникацией, со способностями понимания и переживания. Стимулируются процесс слушания и умение концентрироваться, осознанно познаются двигательные процессы и воспринимаются воздействия, уравновешивающие, приводящие к болезни односторонности. 

 

ГЛАВА 2. Терапевтические возможности музыкального искусства.

2.1 История музыкотрепии.

  Музыка – не только фактор облагораживающий, воспитывающий, но и целитель здоровья. В.М. Бехтерев

Информация о работе Арт-терапия. Терапевтические возможности музыкотерапии