Авторитарный режим

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2012 в 17:09, реферат

Описание работы

Одним из наиболее распространенных в истории типов политической системы является авторитаризм. По своим характерным чертам он занимает промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. С тоталитаризмом его роднит обычно автократический, не ограниченный законами характер власти, с демократией – наличие автономных, не регулируемых государством общественных сфер,

Файлы: 1 файл

доклад авторитарный режим.docx

— 34.20 Кб (Скачать файл)

Авторитарный режим

 

Одним из наиболее распространенных в истории типов политической системы является авторитаризм. По своим характерным чертам он занимает промежуточное положение между  тоталитаризмом и демократией. С  тоталитаризмом его роднит обычно автократический, не ограниченный законами характер власти, с демократией – наличие автономных, не регулируемых государством общественных сфер, особенно экономики и частной  жизни, сохранение элементов гражданского общества. Авторитарный режим –  это система правления, при которой  власть осуществляется одним конкретным лицом при минимальном участии  народа. Это одна из форм политической диктатуры. В роли диктатора выступает  индивидуальный политический деятель  из элитарной среды или правящая элитарная группа.

 

 

Авторитарной политической системе присущи следующие черты:

 

автократизм (самовластие) –  небольшое число носителей власти. Ими могут быть один человек (монарх, тиран) или группа лиц (военная хунта, олигархическая группа и т.д.);

 

неограниченность власти, ее неподконтрольность гражданам. Власть может править с помощью законов, но их она принимает по своему усмотрению;

 

опора (реальная или потенциальная) на силу. Авторитарный режим может  не прибегать к массовым репрессиям и пользоваться популярностью среди  широких слоев населения. Однако он обладает достаточной силой, чтобы  в случае необходимости принудить  граждан к повиновению;

 

монополизация власти и политики, недопущение политической оппозиции  и конкуренции. При авторитаризме  возможно существование ограниченного  числа партий, профсоюзов и других организаций, но лишь при условии  их подконтрольности

 властям;

 

отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство  в неполитические сферы, и прежде всего в экономику. Власть занимается в основном вопросами обеспечения  собственной безопасности, общественного  порядка, обороны, внешней политики, хотя она может влиять и на стратегию  экономического развития, проводить  достаточно активную социальную политику, не разрушая при этом механизмы рыночного  самоуправления;

 

рекрутирование (формирование) политической элиты путем введения в состав выборного органа новых  членов без проведения дополнительных выборов, назначением сверху, а не в результате конкурентной электоральной  борьбы.

 

Исходя из вышеизложенного  авторитаризм – политический режим, при котором неограниченная власть сконцентрирована в руках одного человека или группы лиц. Такая власть не допускает политической оппозиции, но сохраняет автономию личности и общества во всех неполитических сферах.

 

Сохраняются авторитарные режимы с помощью аппарата принуждения  и насилия – армии. Власть, подчинение и порядок ценятся при авторитарном режиме правления больше, чем свобода, согласие и участие народа в политической жизни. В таких условиях рядовые  граждане вынуждены платить налоги, повиноваться законам без личного  участия в их обсуждении. Слабые стороны авторитаризма – полная зависимость политики от позиции  главы государства или группы высших руководителей, отсутствие у  граждан возможностей предотвращать  политические авантюры или произвол, ограниченность политического выражения  общественных интересов.

 

Существующие в авторитарных государствах демократические институты  реальной силы в обществе не имеют. Легализуется политическая монополия  одной партии, поддерживающей режим; исключается деятельность других политических партий и организаций. Отрицаются принципы конституционности и законности. Игнорируется разделение властей. Происходит строгая централизация всей государственной  власти. Главой государства и правительства  становится лидер правящей авторитарной партии. Представительные органы на всех уровнях превращаются в декорацию, прикрывающую авторитарную власть.

 

Авторитарный режим обеспечивает власть индивидуального или коллективного  диктата любыми средствами, в том  числе прямым насилием. Вместе с  тем авторитарная власть не вмешивается  в те области жизни, которые непосредственно  не связаны с политикой. Относительно независимыми могут оставаться экономика, культура, межличностные отношения, т.е. в ограниченных рамках функционируют  институты гражданского общества.

 

Достоинство авторитарного  режима – высокая способность  обеспечивать политическую стабильность и общественный порядок, мобилизовать общественные ресурсы на решение  определенных задач, преодолевать сопротивление  политических противников, а также  способность решать прогрессивные  задачи, связанные с выходом страны из кризиса. Так, авторитаризм был желаемым режимом в ряде стран после  Второй мировой войны, на фоне существовавших в мире острых экономических и  социальных противоречий.

 

Авторитарные режимы очень  разнообразны. Одним из видов является военно-диктаторский режим. Его пережило большинство стран Латинской  Америки, Южная Корея, Португалия, Испания, Греция. Другой разновидностью является теократический режим, при котором  власть сосредоточена в руках  религиозного клана. Такой режим  существует в Иране с 1979 г. Конституционно-авторитарный режим характеризуется сосредоточением  власти в руках одной партии при  формальном существовании многопартийной системы. Это режим современной  Мексики. Для деспотического режима характерно то, что высший руководитель опирается на произвол и неформальные клановые, семейные структуры. Другой разновидностью является персональная тирания, при которой власть принадлежит  лидеру и отсутствуют ее сильные  институты (режим С. Хусейна в  Ираке до 2003 г., режим М. Каддафи  в современной Ливии). Еще одна категория авторитарных режимов  – абсолютная монархия (Иордания, Марокко, Саудовская Аравия).

 

В современных условиях «чистый» авторитаризм, не опирающийся на активную массовую поддержку и некоторые  демократические институты, едва ли может быть инструментом прогрессивного реформирования общества. Он способен превратиться в криминальный диктаторский режим личной власти.

 

За последние годы очень  много недемократических (тоталитарных и авторитарных) режимов распалось  или трансформировалось в демократические  республики или государства на демократической  основе. Общий недостаток недемократических  политических систем состоит в том, что они неподконтрольны народу, а значит, характер их взаимоотношений  с гражданами зависит прежде всего  от воли правителей. В прошлые века возможность произвола со стороны  авторитарных правителей существенно  сдерживалась традициями правления, относительно высокой образованностью и воспитанностью монархов и аристократии, их самоконтролем  на основе религиозно-нравственных кодексов, а также мнением церкви и угрозой  народных восстаний. В современную  эпоху эти факторы либо вообще исчезли, либо их действие сильно ослабло. Поэтому надежно обуздать власть, гарантировать защиту граждан от государственного произвола может  только демократическая форма правления. Тем народам, которые готовы к  свободе и ответственности, уважению закона и прав человека, демократия действительно дает наилучшие возможности  для индивидуального и общественного  развития, реализации гуманистических  ценностей: свободы, равноправия, справедливости, социального творчества.

 

 

 

 

 

 

 

 

Авторитарный режим

 

1. Сущность и особенности  авторитарного политического режима

 

1.1. Понятие и сущность  авторитаризма.

 

Авторитаризм обычно характеризуется  как тип режима, который занимает промежуточное положение между  тоталитаризмом и демократией. Однако подобная характеристика не указывает  на сущностные признаки явления в  целом, даже если четко вычленить  в нем черты тоталитаризма  и демократии.

 

Сущностно значимым при определении  авторитаризма является характер отношений  власти и общества. Эти отношения  построены больше на принуждении, чем  на убеждении, хотя режим либерализирует общественную жизнь, и уже не существует четко разработанной руководящей  идеологии. Авторитарный режим допускает  ограниченный и контролируемый плюрализм  в политическом мышлении, мнениях  и действиях, мирится с наличием оппозиции.

 

Авторитарный режим -- государственно-политическое устройство общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (классом, партией, элитной группой  и т.д.) при минимальном участии  народа. Авторитаризм присущ власти и  политике, но основания и степень  его различны. В качестве определяющих могут выступать природные, прирожденные качества политического лидера ("авторитарной", властной личности); разумные, рациональные, оправданные ситуацией (необходимостью особого рода, например, состоянием войны, общественного кризиса и  т.п.); социальные (возникновение социальных или национальных конфликтов) и т.д., вплоть до иррациональных, когда авторитаризм переходит в его крайнюю форму - тоталитаризм, деспотизм, создание особо  жестокого, репрессивного режима. Авторитарным является всякое навязывание воли власти обществу, а не принятое добровольно  и осознанное повиновение. Объективные  основания Авторитаризм могут быть связаны с активной преобразовательной деятельностью власти. Чем меньше таких оснований и бездеятельнее  власть, тем очевиднее выступают  субъективные, личные основания авторитаризма.

 

В настоящее время во многих современных странах мира установились авторитарные политические порядки. Причем немало ученых, как в прошлом, так  и в настоящем весьма позитивно  оценивали и оценивают данный тип организации власти.

 

Исторически авторитаризм существовал  в разных формах в самые разные эпохи и в различных странах (например, античные греческие и  восточные деспотии и тирании - Персия, Спарта, многие другие феодальные абсолютистские режимы и т.д.). Его теория была впервые  разработана ультраконсервативными  и реакционными теоретиками начала XIX в. как ответ на Французскую  революцию и социалистические движения Ж. де Местром и Л. де Бональдом. С  развитием индустриального общества идея авторитаризма стала принимать  оттенки конструктивной политической идеологии. Контрреволюционная (у Ж. де Местра) идея порядка утратила монархическую  ориентацию, отпала концепция абсолютистского  авторитаризма: абсолютная и независимая  от людей власть короля - это причина  политики; его министры (аппарат  власти) - это средства; общество подданных, которые повинуются, - это следствие (Л. де Бональд).

 

Авторитаризм стал в XIX веке постоянным и важным течением немецкой политической мысли и пополнился идеями национального и государственного единства, которые он предназначен реализовать. К концу века авторитаризм стал рассматриваться как средство мощной национальной и социальной мобилизации  и управления сверху процессом государственного строительства (Г.Трайчке). Испанец  Д. Кортес видел в авторитарном политическом порядке, обеспечивающем святость повиновения, условие сплоченности нации, государства  и общества. О. Шпенглер также считал, что, в отличие от либерализма, порождающего анархию, авторитаризм воспитывает  дисциплину и устанавливает в  обществе необходимую иерархию. Многие ученые и политики рассматривают  данный тип властвования (как, например, И. Ильин, в виде «авторитарно-воспитывающей  диктатуры») в качестве наиболее оптимальной  формы политического обеспечения  перехода отсталых стран к современной  демократии.

 

В первой половине ХХ века показательна авторитарная доктрина крайне правого  французского идеолога и политика Ш.Морраса, для которого индустриализация, проникновение  государства в общество, высокая  мобилизация народа как средство осуществления политики - объективные  и неизбежные условия авторитаризма. Авторитаризм XX века в подобных трактовках стал все чаще принимать националистический антидемократический характер, связывался с борьбой против внутренних и  внешних врагов. Фашизм довел теорию и практику авторитаризма до крайних  тоталитарных форм.

 

В послевоенный период появились  новые представления об элитарном  и технократическом авторитаризме, в котором роль авторитарного  правления отводится высшей администрации  государства, обладающей превосходящей  другие уровни политической системы  высокой профессиональной компетенцией. Авторитаризм стал, в конечном счете, формой решения политических проблем (реформ, преобразований, перестроек) сверху, силами власти, и оказался в этом смысле весьма уязвимым и зависимым  от отношения общества к действиям  авторитарной власти, перед выбором: демократизировать режим и получить поддержку народа, либо ужесточить политику и перейти к принуждению  и диктату. Более распространенный вариант авторитаризма - режим замедленного развития, устоявшихся иерархических  отношений, репрессивного контроля, экономической стагнации.

 

Богатство и разнообразие авторитарных политических систем, по сути являющихся промежуточным типом  между демократией и тоталитаризмом, обусловили и ряд универсальных, принципиальных отличительных черт этих политических порядков.

 

В самом общем виде за авторитаризмом закрепился облик системы жесткого политического правления, постоянно  использующей принудительные и силовые  методы для регулирования основных социальных процессов. В силу этого  важнейшими политическими институтами  в обществе являются дисциплинарные структуры государства: его силовые  органы (армия, полиция, спецслужбы), а  равно и соответствующие им средства обеспечения политической стабильности (тюрьмы, концентрационные лагеря, превентивные задержания, групповые и массовые репрессии, механизмы жесткого контроля за поведением граждан). При таком  стиле властвования оппозиция исключается  не только из сферы принятия решений, но и из политической жизни в целом. Выборы или другие процедуры, направленные на выявление общественного мнения, чаяний и запросов граждан, либо отсутствуют, либо используются сугубо формально.

 

Блокируя связи с массами, авторитаризм (за исключением своих  харизматических форм правления) утрачивает возможность использования поддержки  населения для укрепления правящего  режима. Однако власть, не опирающаяся  на понимание запросов широких социальных кругов, как правило, оказывается  неспособной создавать политические порядки, которые выражали бы общественные запросы. Ориентируясь при проведении государственной политики только на узкие интересы правящего слоя, авторитаризм использует в отношениях с населением методы патронирования и контроля над  его инициативами. Поэтому авторитарная власть способна обеспечить лишь принудительную легитимность. Но столь ограниченная в своих возможностях общественная поддержка сужает для режима возможности  политического маневра, гибкого  и оперативного управления в условиях сложных политических кризисов и  конфликтов.

Информация о работе Авторитарный режим