Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 14:57, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ проблемы бедности и нищеты в РФ в 21 веке.
В соответствии поставленной целью в работе ставятся следующие задачи:
определить понятие и раскрыть сущность бедности и нищеты;
изучить последствия бедности:
рассмотреть основные показатели уровня жизни в России;
проанализировать законодательство РФ по социальной защите бедного населения;
Введение………………………………………………………….………..3
Глава 1. Бедность и нищета как социальная проблема….……....5
1.1.Понятия и критерии определения бедности и нищеты………..5
1.2.Бедность и нищета как социальный феномен…………………10
Глава 2. Проблема бедности и нищеты в современной России.16
2.1. Уровень жизни российского общества………………………...16
2.2. Пути преодоления бедности в России………………………....21
Заключение……………………………………………………………..…30
Список использованной литературы……………………………….32
Рассматривая социальный состав бедных в России, нами выделяются следующие группы взрослого населения: более одной трети (39,0%) - это работающие, около одной пятой (20,6%) - пенсионеры, 3% - безработные, 5,3 домохозяйки, включая женщин, находящихся в декретном отпуске по уходу за ребенком. В плане демографической типологии среди бедных семей отмечаются три группы: а) супружеские пары с детьми и другими родственниками (50,8%); б) неполные семьи, которые могут включать в свой состав других родственников (19,4%). Из этих данных отчетливо видно, что в современной России появилась так называемая « трудовая бедность».
Мировой финансовый кризис 2008 года, преодоление последствий которого в настоящее время имеет первостепенное значение, значительно изменил динамику структуры бедного населения и, соответственно, социально-демографический состав бедных. Так, количество «трудоспособных бедняков увеличилось в России в несколько раз, что особенно заметно в регионах [23;25].
По итогам 2008 года, численность тех, чьи доходы были ниже 4, 593 тыс. руб., составила 13,2% о общей численности населения, или 18,6 млн. человек. При этом количество официально признанных сократилось всего на 100 тыс. человек(0,1%), между тем в 2007 году их насчитывалось 18,7 млн. человек [23;24].
Доля населения, проживающего за чертой бедности в России выросла до 12,8%.
Самый высокий уровень
бедности Росстат зафиксировал
в 1992 году — 33,5%, ниже 20% этот
показатель опустился лишь в
2004 году. Все 2000-ые годы доля
бедных быстро сокращалась.
Численность населения России с доходами величины ниже прожиточного минимума в 2009 году составляла 24,5 миллионов человек, или 17% от всей численности россиян. [11;55].
В 2011 году численность
населения с денежными
Табл. 1. Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума
2011 |
2012 | ||||
1 квартал |
1 полугодие |
9 месяцев |
год |
1 квартал | |
Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума: |
22,9 |
21,1 |
20,2 |
18,1 |
19,1 |
в процентах от общей |
16,1 |
14,9 |
14,9 |
12,8 |
13,5 |
численности населения |
[37]
Так, в последние годы происходит снижение численности населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума.
Малоимущие
домохозяйства можно
Отличаются бедные и по демографическому составу своих домохозяйств. Здесь выше, чем у населения в целом, доля многодетных, неполных, других проблемных типов семей, в частности многопоколенных семей с пенсионерами, инвалидами и детьми одновременно. Кроме того увеличивается доля бедных семей, в которых воспитываются 3 и более детей [11;57].
Последние доступные данные прожиточного минимума в стране — 6287 руб. для взрослого, 6 076 руб. — для ребенка, 4 961 руб. — для пенсионера [36].
В Чувашской
Республике величина
По оценочным расчетам, номинальные денежные доходы, полученные населением, в январе-ноябре 2012 года составили 176,4 млрд. рублей и по сравнению с соответствующим периодом 2011 года увеличились на 11,5%, в ноябре 2012 года - соответственно 17,5 млрд. рублей и на 11,8%.
Реальные располагаемые денежные доходы (доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен) в январе-ноябре 2012 года по сравнению с январем-ноябрем 2011 года увеличились на 8,4%, в ноябре 2012 года составили 107,0% к ноябрю 2011 года и 107,9% к октябрю 2012 года.
В среднем за месяц на одного жителя республики, в январе-ноябре 2012 года приходится доход в размере 12859,8 рубля.
Основная часть денежных доходов населения республики за январь-ноябрь 2012 года расходовались населением на потребительские расходы (покупка товаров, оплата услуг, платежи за товары (работы, услуги) с использованием банковских карт за рубежом) - 77,9% всех денежных доходов населения. На оплату обязательных платежей и взносов приходилось 8,0% от всех денежных доходов населения, на сберегаемую часть доходов (прирост (уменьшение) вкладов на счетах граждан, приобретение ценных бумаг, изменение средств на счетах индивидуальных предпринимателей, изменение задолженности по кредитам, приобретение недвижимости) – 11,8%, на приобретение иностранной валюты – 2,4% от всех денежных доходов населения. Превышение денежных расходов над доходами составило 0,1% [38].
Реальные доходы населения России, стремительно росшие до кризиса, за весь 2011 год почти не изменились при рекордно низкой за всю историю инфляции. Даже в 2010 году увеличение доходов было более существенным, правда, во многом благодаря «усиленной» индексации пенсий. В прошлом году пенсии индексировали уже не четыре, а только два раза.
На фоне роста бедности
немного сократился так
Таким образом, рассмотрев все вышеуказанные вопросы можно сказать, что уровень жизни населения России постоянно изменяется. Но если смотреть тенденции этого изменения, то видно явное снижение уровня жизни населения России в последние годы.
2.2. Пути преодоления бедности в России
В соответствии с Конституцией РФ 1993г., Российская Федерация провозглашена социальным государством. Его наиболее характерные черты отражаются в проводимой социальной политике, которая направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Социальная политика осуществляется через систему мер, воздействующих на этику и мораль; на общественный и личный быт членов общества, на социально-психологические особенности различных типов личностей, социальных групп, слоев и т.д.
Особое место в социальной политике государства занимает механизм социальной защиты населения.
Социальная защита населения в широком смысле слова – это совокупность социально-экономических мероприятий, проводимых государством и обществом и обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и деятельного существования личности различным социальным категориям и группам, а также совокупность мер, направленных против ситуация риска в нормальной жизни граждан, таких как болезнь, безработица, старость, смерть кормильца [12;70].
В рыночной экономике возрастает роль социальной защищенности всех слоев населения, в особенности наиболее обеспеченных.
Так в пенсионном обеспечении намечается переход от распределительной системы к накопительной. Повышается обоснованность, адресность назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по уходу за ребенком, по безработице, различных льгот нуждающимся слоям населения.
В политике доходов и заработной
платы будет сохранена
В то же время гражданам будет предоставлена более широкая возможность выбора различных систем пенсионного обеспечения, здравоохранения.
Важную роль в программах повышения уровня и качества жизни населения играют улучшение жилищных условий, рынок жилья.
Особую роль приобретает социальная защита наименее обеспеченного населения, живущего за чертой бедности [24;9].
Преодоление бедности – одна из важнейших задач современной России. Ведь цель каждой страны в первую очередь – это сбережение населения. В основе механизма регулирования дифференциации доходов населения лежат три элемента: во-первых, разделение функций работодателей и государства; во-вторых, прогрессивное налогообложение личных доходов; в-третьих, система государственной социальной поддержки беднейших граждан и создание им равных «стартовых» возможностей [11;57].
В России в частности преобладает так называемая текучая бедность – временная невозможность самообеспечения собственными силами, по сравнению с застойной, для которой характерна постоянная невозможность самообеспечения без внешней социальной поддержки. В настоящее время очень важно, чтобы текущие формы бедности не перерастали в застойные в условиях длительной хронической безработицы отдельных категорий на фоне углубления социальной пропасти в уровне и образе жизни [4;57].
Таким образом, проблема борьбы с бедностью во всех ее проявлениях – сегодня задача самая приоритетная и актуальная для общества и правительства России.
Федеральный закон от 17 июля 1999 г. "О государственной социальной помощи" устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в этом Законе. [1]
Он содержит основные нормы, необходимость законодательного закрепления которых вытекает из Федерального закона от 24 октября 1997 г. "О прожиточном минимуме в Российской Федерации". Так, семья (одинокий гражданин), среднедушевой доход которой (которого) ниже прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ, считается малоимущей (малоимущим) и имеет право на получение государственной социальной помощи. Условия и порядок предоставления государственной социальной помощи малоимущим семьям (гражданам) установлен в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ (п. 2 ст. 6 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации").
Можно выделить следующие основные виды социальной поддержки в рамках активной социальной политики по борьбе с бедностью:
· поддержка личной и общественной безопасности граждан на допустимом уровне;
· поддержка состояния здоровья граждан, профилактики болезней и состояния социальной санитарии на допустимом уровне;
· поддержка материнства и детства, воспроизводства населения на допустимом уровне;
· поддержка старости как достойного образа жизни;
· поддержка системы общего образования на допустимом уровне;
· поддержка системы
. поддержка материального благополучия нуждающихся граждан и групп населения на допустимом уровне;
· поддержка системы социальной и профессиональной реабилитации нуждающихся в этом граждан и групп населения на допустимом уровне.
Федеральный закон «О государственной социальной помощи» устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам.
Законом определены следующие понятия: