Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 14:57, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ проблемы бедности и нищеты в РФ в 21 веке.
В соответствии поставленной целью в работе ставятся следующие задачи:
определить понятие и раскрыть сущность бедности и нищеты;
изучить последствия бедности:
рассмотреть основные показатели уровня жизни в России;
проанализировать законодательство РФ по социальной защите бедного населения;
Введение………………………………………………………….………..3
Глава 1. Бедность и нищета как социальная проблема….……....5
1.1.Понятия и критерии определения бедности и нищеты………..5
1.2.Бедность и нищета как социальный феномен…………………10
Глава 2. Проблема бедности и нищеты в современной России.16
2.1. Уровень жизни российского общества………………………...16
2.2. Пути преодоления бедности в России………………………....21
Заключение……………………………………………………………..…30
Список использованной литературы……………………………….32
Органы государственной власти принимают законы и нормативные правовые акты, определяющие размер, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи и реализуют государственные программы оказания гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий. В Федеральном законе "О государственной социальной помощи" четко сформулированы цели предоставления государственной социальной помощи: "поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации; адресного использования бюджетных средств; усиления адресности социальной поддержки нуждающихся граждан; создания необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг; снижения уровня социального неравенства; повышение доходов населения"[1].
В соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют следующие категории граждан:
1) инвалиды войны;
2) участники Великой
3) ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 2 января 2000 года N 40-ФЗ);
4) военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;
5) лица, награжденные знаком
"Жителю блокадного Ленинграда"
6) лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;
7) члены семей погибших
(умерших) инвалидов войны,
8) инвалиды;
9) дети-инвалиды [1].
Главная задача для государства в ряду приоритетов государственной политики борьбы с бедностью – дать людям «шансы на выход из бедности»:
Во-первых, к ним относятся государственные гарантии для бедных слоев населения, которым сохраняется бесплатное предоставление медицинских, образовательных, культурных, социальных технологий, осуществляемых для всех остальных на платной основе;
Во-вторых, предоставление наиболее одаренным людям, проживающим в сельской местности, а также детям из малообеспеченных слоев, детям-сиротам, детям-инвалидам равных возможностей получения профессионального художественного образования, ориентация их на профессиональное художественное творчество;
В-третьих, финансовой поддержки в оплате жилья, детских дошкольных, спортивных учреждений, определения сектора потребительских услуг для бедных, магазинов по специально-низким ценам; обеспечение доступа малоимущих к правосудию [33;56].
Нововведением стало внедрение технологии социальной доплаты к пенсии. На основании Федерального Закона «О государственной социальной помощи» общая сумма материального обеспечения пенсионера, не осуществляющую работу и иную деятельность, в соответствии с законодательством РФ пенсия не может быть установлена меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте РФ [22;21].
Государственная помощь, финансируемую за счет средств бюджетов субъектов РФ малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, ветеранам труда, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий и иным категориям граждан гарантии осуществляются в следующих видах:
- денежные выплаты(социальные пособия, субсидии и другие выплаты);
-натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи) [1].
Одним из самых важных видов материальной поддержки малообеспеченных является выплата ежемесячных пособий на ребенка. Получать данное пособие имеют граждане ( в том числе иностранные), проживающие в РФ, подлежащие обязательному страхованию, среднедушевой доход которых не превышает размер прожиточного минимума, установленного для данного субъекта.
Социальная поддержка
по оплате жилых помещений и коммунальных
услуг – скидка или денежные выплаты,
предоставляемые в соответствии
с действующим
Субсидии предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышает величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи [22;23].
Ключевую роль в решении стратегической проблемы преодоления бедности призвана сыграть система образования. Подготовка квалифицированных кадров и специалистов среднего звена критически важна не только для коренного улучшения положения на рынке труда и роста производства, но и для формирования современного массового среднего класса предпринимателей , ремесленников как опоры общественной стабильности.
На 1 января 2010 года в РФ функционировало
228 Центров социального
В Чувашской Республике социальное обслуживание малообеспеченных пожилых граждан осуществляют 28 центров социального обслуживания населения, предоставляющих гражданам социальные услуги через 63 отделения социального и социального- медицинского обслуживания на дому, 8 отделений дневного пребывания на 240 мест, 47 отделений временного проживания на 734 места, 24 отделения срочного социального обслуживания и консультационной помощи [22;25].
Реализация эффективной социальной политики, включая повышение эффективности социальных пособий и льгот отдельным категориям граждан, своевременная выплата детских пособий, адресная социальная помощь, улучшение положения граждан из так называемых групп риска, - ключевое условие формирования общества равных возможностей.
В целом эффективная программа борьбы с бедностью должна содержать три блока мер:
Таким образом, для того чтобы преодолеть бедность, нужен комплексный подход к решению этой проблемы, учитывающий все виды ее проявления. Государство должно защищать своих граждан, сохранять здоровье нации, и повышать уровень жизни населения всеми доступными для него способами.
Заключение
Понятие бедность трактуется по-разному: и как низкий уровень доходов и расходов, и как невозможность поддержания желаемых жизненных стандартов, и как определенное самоощущение себя в социуме.
Проблема бедности – одна из острейших социальных проблем современной России. Именно бедность определяет ограниченность доступа значительной части населения нашей страны к ресурсам развития: высокооплачиваемой работе, качественным услугам образования и здравоохранения, возможности успешной социализации детей и молодежи.
Бедность – это
не только недостаток
Бедность значительной части населения на протяжении ряда лет продолжает оставаться одной из главных социальных угроз успешного развития общества. Экономические реформы, происходящие в нашей стране в течение последних лет, серьезно изменили социальную структуру общества. Произошло стремительное социальное расслоение, появились слои очень богатых и крайне бедных граждан. Подавляющее большинство людей лишились социальной защиты государства, и оказались перед необходимостью приспосабливаться к жизни в условиях рыночной нестабильности. В этих условиях появление большого количества бедных людей оказалось неизбежным.
Можно прийти к выводу, что
бедность нельзя искоренить полностью.
Однако это не означает, что с
бедностью не надо бороться. Соответствующие
усилия предпринимались и
В обществе может быть ликвидирована абсолютная бедность, но всегда сохранится относительная. Ведь неравенство – неизменный спутник сложных обществ. Относительная бедность сохраняется даже тогда, когда жизненные стандарты всех слоев общества повысились.
Таким образом, для того чтобы преодолеть бедность, нужен комплексный подход к решению этой важнейшей социально-экономической проблемы, учитывающей все виды ее проявления. Государство должно защищать своих граждан, сохранять здоровье нации, и повышать уровень жизни населения всеми доступными для него способами.
Государство ведет борьбу с бедностью, назначая различные социальные пособия и выплаты малоимущим, поощрением трудовой деятельности, укреплением законодательства о социальной защите и т.д.
Бедность по-прежнему остается важной проблемой у нас в стране и во всем мире. Её, я думаю, нельзя искоренить, но можно уменьшить.
Список использованной литературы