Бездомные дети России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 22:36, реферат

Описание работы

Отсюда, цель работы: оценить масштаб явления детской безнадзорности и беспризорности в России, изучить социальные причины этих негативных явлений, выявить характеристики безнадзорных и девиантных детей, перспективы реабилитации. Задачи исследования: · Изучение и анализ публикаций в СМИ, результатов социологических исследований, посвященных проблеме беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних; · Оценка социально-экономических причин, оказывающих наиболее существенное влияние на динамику и уровень детской безнадзорности и беспризорности; · Иерархизация основных проблем, связанных с высоким уровнем детской безнадзорности и беспризорности; · Характеристика системы профилактики детской безнадзорности и беспризорности.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Общая характеристика беспризорности
несовершеннолетних
1.1. Беспризорность несовершеннолетних как социальное явление:
семантика и соотношение со смежными понятиями
1.2. Причины беспризорности несовершеннолетних
1.3. Связь беспризорности несовершеннолетних с преступностью и иными видами девиантного поведения
Глава 2. Профилактика беспризорности несовершеннолетних
2.1. Профилактика беспризорности несовершеннолетних
2.2. Проблемы нормативного регулирования профилактики беспризорности несовершеннолетних в РФ
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Богданова срс социология.docx

— 44.25 Кб (Скачать файл)

Содержание: 

 

Введение

Глава 1.  Общая характеристика беспризорности

несовершеннолетних

1.1. Беспризорность несовершеннолетних  как социальное явление: 

 семантика и соотношение  со смежными понятиями

1.2. Причины беспризорности  несовершеннолетних

1.3. Связь беспризорности  несовершеннолетних с преступностью  и иными видами девиантного поведения

Глава 2. Профилактика беспризорности несовершеннолетних

2.1. Профилактика беспризорности  несовершеннолетних

2.2. Проблемы нормативного  регулирования профилактики беспризорности  несовершеннолетних в РФ

Заключение

Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Российская Федерация  – это социальное государство. Его  политика направлена на создание условий, которые обеспечивали бы достойную  жизнь и свободное развитие человека; под государственной защитой  находится человек, его права  и свободы. Дети – это будущее  государства, и забота о формировании их личности должна быть главной целью  всего общества. Это относится  к России, где реально принцип  приоритета прав и свобод человека и гражданина не воплощается, и большинство  норм права приобретают декларативный  характер.

Рост безнадзорности и  беспризорности неразрывно связан с  социально-экономическим кризисом 90-х гг. прошлого века. Данные статистики, уголовная хроника и обыденная  жизнь наглядно свидетельствуют, что  безнадзорность и беспризорность имеют  социальные причины и детерминанты профилактики.Актуальность темы исследования обусловливается следующими факторами:

 Среди проблем, характеризующих  неблагополучие российского общества, одна из наиболее острых – детская безнадзорность и беспризорность. Основные причины, способствующие росту безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, – социально-экономическая трансформация общества, изменения привычного уклада жизни и нравственно-ценностных ориентаций населения, ослабление воспитательных возможностей семьи и школы.

Мощным фактором детской  безнадзорности становится нарушение  прав детей в области образования, оздоровления, получения профессии  и жилья, неоперативное решение  органами опеки и попечительства вопросов жизнеустройства и воспитания детей, оставшихся без попечения  родителей.

В РФ сложилась тревожная  ситуация: дети из числа беспризорных все более активно вовлекаются  в занятие проституцией, секс-бизнес, используются в съемках порно-фильмов. Получили распространение общественно опасные деяния, связанные с использованием беспризорных детей  в мероприятиях, которые могут причинить существенный вред их психическому, духовному и нравственному развитию. Многие из таких мероприятий имеют непристойный или откровенно сексуальный характер, нарушают духовно-нравственные нормы общества.  

Отсюда, цель работы: оценить масштаб явления детской безнадзорности и беспризорности в России, изучить социальные причины этих негативных явлений, выявить характеристики безнадзорных и девиантных детей, перспективы реабилитации.

Задачи исследования:

·  Изучение и анализ публикаций в СМИ, результатов социологических исследований, посвященных  проблеме беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних;

·  Оценка социально-экономических причин, оказывающих наиболее существенное влияние на динамику и уровень детской безнадзорности и беспризорности;

·  Иерархизация основных проблем, связанных с высоким уровнем детской безнадзорности и беспризорности;

·  Характеристика системы профилактики детской безнадзорности и беспризорности.

·  Анализ основных проблем в сфере профилактики  безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних;

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Во введении отражена актуальность темы работы, цель, задачи исследования.

В первой главе беспризорность несовершеннолетних  рассмотрена как социальное явление: раскрыты соотношение беспризорности со смежными понятиями, причины и негативные явления детской беспризорности и безнадзорности.

Вторая глава посвящена профилактике и проблемам нормативного регулирования профилактики беспризорности несовершеннолетних в РФ.

В заключении приведены основные выводы по исследуемой проблеме.

В библиографии указаны статьи из журналов и газет, результаты социологических исследований, тематические обзоры, посвященные  проблеме беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.  Общая характеристика беспризорности несовершеннолетних 

1.1. Беспризорность несовершеннолетних как социальное явление: семантика и соотношение со смежными понятиями. 

 

Проблема беспризорных детей  с особой остротой возникала в  различные периоды российской истории, в первую очередь, в годы бедствий, связанных с войной, голодом, эпидемиями и другими тяжелыми общественными  потрясениями. Одной из важных причин беспризорности являлось и является разрушение семейного быта и естественного  уклада жизни. В подобных условиях бездомный  ребенок рано включается в уличную  борьбу за выживание при отсутствии воспитательной помощи взрослых и нормальной детской среды. У такого ребенка  меняется и психология, поэтому беспризорные дети нуждаются в особом воспитательном подходе. Наша страна много раз испытывала своеобразные пики беспризорности: в  промежуток между первой мировой  и гражданской войнами, после  голода и эпидемий 1930-х гг., в годы Великой Отечественной войны.  

Целью  работы с беспризорными несовершеннолетними было включение брошенных детей в нормальную общественную жизнь посредством организации их физического труда или посредством их распределения по семьям. Конечно, далеко не все проблемы перевоспитания брошенных подростков, в первую очередь духовные, были разрешены, однако путь, который был намечен государством, имел под собой здравое основание.

По данным социологических  служб, сейчас в России детей-беспризорников на порядок больше, чем их было во время и после гражданской  войны. И, несмотря на определенные (судя по всему, недостаточные) усилия общественности, правоохранительных и образовательных  ведомств, религиозных, политических и  благотворительных организаций, коммерческих фирм и частных лиц, – число  детей-бомжей не снижается, а растет. По оценкам МВД, в России насчитывается от 500 тысяч до 2,5 млн. беспризорных, детей-сирот- 530 тысяч, детей-инвалидов – 1 миллион, 300 тысяч ежегодно рождаются вне брака, 650 тысяч остаются без одного из родителей, десятки тысяч детей и подростков числятся бесследно исчезнувшими, около 30 тысяч несовершеннолетних ежегодно уходят из дома. Еще больше детей живут с родителями-алкоголиками, не учатся и фактически предоставлены самим себе. 

Характеризуя масштаб  проблемы, ее причины и следствия, необходимо обратить внимание на различие в понятиях «беспризорные» и «безнадзорные» дети.Беспризорные дети – это те, кто не имеет определенного места жительства и (или) места пребывания. Такие дети составляют не более 1/10 от числабезнадзорных, к которым согласно Федеральному закону «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» относятся те, за поведением которых отсутствует контроль вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по воспитанию, обучению, содержанию со стороны родителей (законных представителей) либо должностных лиц. 

Согласно имеющейся статистике, большинство безнадзорных детей  характеризуется высоким стажем родительской и общественной запущенности. Преобладающий возраст безнадзорников – от 8 до 13 лет. Можно сказать, что эти дети не только попали на социальное дно, но и по-своему адаптировались к жизни в нечеловеческих условиях. Практически все они находятся в группе риска, а многие страдают неизлечимыми психологическими и физическими расстройствами и болезнями. Сложилось общественное мнение, что перспектив социальной и человеческой реабилитации у большинства таких детей очень мало. В определенной степени отношение к безнадзорным детям сегодня находится в критической фазе: сохраняющийся потенциал общественного сочувствия не реализуется в силу бедственного материального и психического состояния многих семей, родителей, слабости кадрового и материально-технического обеспечения специальных учреждений, мздоимства и коррупции в органах власти и управления, высокой степенью физической и психической правотравмированности безнадзорных и беспризорных детей.

Отношение к безнадзорным и беспризорным детям во многом совпадает  с отношением к неизлечимым больным (к великому сожалению, они таковыми и являются). В общественном мнении, психологии власти начинают возобладать  мотивы: если безнадзорность и беспризорность – неизлечимая социальная болезнь, то ее не только нельзя, но и можно  не лечить, а порой и эксплуатировать  физически и морально детей социального  дна. Ослабляется традиционная для  России и россиян милосердная  доминанта понимания жизненной  связи потерянных детей с потерянным обществом.

1.2. Причины беспризорности  несовершеннолетних

 

Явление беспризорности несовершеннолетних получило широкую известность в  России еще в начале прошлого века. До этого забота со стороны общества и государства была направлена, преимущественно, на категорию детей-сирот. В настоящее  время проблема беспризорности  несовершеннолетних является одной из актуальных, так как сейчас уровень распространенности данного явления в обществе достиг показателей гражданской и Великой Отечественной войн ХХ века. Точных данных о численности беспризорников нет. По оценкам государственных структур и независимых экспертов, их число в России составляет от 1 до 5 млн. человек на почти 34 млн. несовершеннолетних (по данным переписи 2002 г.), что составляет от 2,9% до 14,7%. Если в ХХ веке высокие показатели детской  беспризорности можно было «оправдать» объективными причинами: разрухой, голодом, гибелью родственников детей и т.д., то в настоящее время при провозглашенном благополучии общества и стабильности развития государства наличие детей, живущих на улице, не поддается логическому объяснению. 

По данным социологических  исследований, среди доминирующих причин детской беспризорности выделяются наиболее острые: бегство из неблагополучных  семей – 76 %; бедственное материальное положение семей – 74 %; уход из семьи  в связи с семейно-бытовыми конфликтами  – 68 %; алкоголизм в семье – 67 %; плохое отношение к детям в приютах  – 60 %; наличие психических заболеваний  у членов семьи – 61 %. 

1.   Неблагополучие в семье – основная причина ненормального детского поведения, когда подростки предпочитают жить вне дома, ночевать в грязных подвалах, на чердаках, на вокзалах.  К началу 90-х неблагополучных семей стало больше. И основная причина – это ухудшение общей социально - экономической обстановки в стране. Волна сокращения рабочих мест и, как результат, падение уровня благосостояния, не могли не отразиться на микроклимате семьи. Во многих регионах России безработные женщины, имеющие детей,  составляли более 40% от общего числа безработных. На рынке труда поисками работы были заняты порядка 60 тыс. матерей-одиночек. 

Находясь у черты бедности, многие родители вынуждены работать на двух и трех работах, не видя практически  своих детей, не имея времени наладить с ними общение. В отношениях с  детьми у родителей в таких  семьях все большее распространение  получает грубость, повышенная агрессивность, вплоть до различных форм насилия. Возросло количество родителей (опекунов, попечителей), поставленных на учет в органах внутренних дел, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих обязанности  по воспитанию несовершеннолетних.

Психологическая неготовность многих «старых русских» жить по рыночным правилам. В связи с этим, участившиеся разводы.  В настоящее время в России треть браков распадается. Причем, в отличие от конца 80-х годов,  наше время характеризуется разводами в семьях, где супруги прожили пять и более лет и имеют одного - двоих детей.[7]

2.   В  последнее  десятилетие  резко  ослабла  профилактическая, воспитательная роль школы; отказ от «всеобуча» снизил гарантии обязательного обучения каждого ребенка. Продолжается рост числа несовершеннолетних, не обучающихся в образовательных учреждениях и нигде не работающих. Во многих случаях несовершеннолетние уклоняются от обучения, не посещают занятия, формально числясь в образовательном учреждении.

3.   Доступность спиртных напитков, особенно по сравнению с    дефицитом других товаров. Расширение рынка сбыта наркотиков.

4.   Ликвидация детских и подростковых бесплатных клубов, спортивных секций, кружков и т.д.

5.   Разрушение системы социального контроля, постоянные изменения в социальном законодательстве. В начале 90-х годов стало гораздо проще лишить женщину родительских прав, при том, что оформить усыновление, опеку или попечительство над ребенком – в несколько раз сложнее.[8]

6.   Побег детей из интернатных учреждений. Большую часть юных путешественников составляют «государственные» дети. Более половины из них не проводят в казенном учреждении и трех месяцев. Почему? Причин   несколько.

-  Невозможность ребенка адаптироваться к интернатской жизни.   

- Недостаточность и задержки  финансирования системы интернатных учреждений. В государственных детских домах, которых в России 2 тысячи, находится 67 тысяч детей, еще 27 тысяч живут в 150 школах-интернатах. Однако и у большинства этих детей, вроде бы как-то устроенных, жизнь далека от благополучия. 10% детских домов и школ-интернатов не имеют нормальных санитарных условий, 48% требуют капитального ремонта, 5% находятся в аварийном состоянии. Под более-менее регулярное государственное внимание попадают только три статьи бюджета: коммунальные услуги, зарплата сотрудникам и питание детей, которое к тому же резко ухудшилось. Сокращается строительство детских учреждений, обострился вопрос обеспечения детей-сирот одеждой, обувью, постельными и школьно-письменными принадлежностями.   Массовый характер имеют случаи воровства и нецелевого использования бюджетных средств администрациями детских домов. 

Информация о работе Бездомные дети России