Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 22:36, реферат
Отсюда, цель работы: оценить масштаб явления детской безнадзорности и беспризорности в России, изучить социальные причины этих негативных явлений, выявить характеристики безнадзорных и девиантных детей, перспективы реабилитации. Задачи исследования: · Изучение и анализ публикаций в СМИ, результатов социологических исследований, посвященных проблеме беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних; · Оценка социально-экономических причин, оказывающих наиболее существенное влияние на динамику и уровень детской безнадзорности и беспризорности; · Иерархизация основных проблем, связанных с высоким уровнем детской безнадзорности и беспризорности; · Характеристика системы профилактики детской безнадзорности и беспризорности.
Введение
Глава 1. Общая характеристика беспризорности
несовершеннолетних
1.1. Беспризорность несовершеннолетних как социальное явление:
семантика и соотношение со смежными понятиями
1.2. Причины беспризорности несовершеннолетних
1.3. Связь беспризорности несовершеннолетних с преступностью и иными видами девиантного поведения
Глава 2. Профилактика беспризорности несовершеннолетних
2.1. Профилактика беспризорности несовершеннолетних
2.2. Проблемы нормативного регулирования профилактики беспризорности несовершеннолетних в РФ
Заключение
Литература
Содержание:
Введение
Глава 1. Общая характеристика беспризорности
несовершеннолетних
1.1. Беспризорность
семантика и соотношение со смежными понятиями
1.2. Причины беспризорности несовершеннолетних
1.3. Связь беспризорности
несовершеннолетних с
Глава 2. Профилактика беспризорности несовершеннолетних
2.1. Профилактика беспризорности несовершеннолетних
2.2. Проблемы нормативного
регулирования профилактики
Заключение
Литература
Введение
Российская Федерация
– это социальное государство. Его
политика направлена на создание условий,
которые обеспечивали бы достойную
жизнь и свободное развитие человека;
под государственной защитой
находится человек, его права
и свободы. Дети – это будущее
государства, и забота о формировании
их личности должна быть главной целью
всего общества. Это относится
к России, где реально принцип
приоритета прав и свобод человека
и гражданина не воплощается, и большинство
норм права приобретают
Рост безнадзорности и
беспризорности неразрывно связан с
социально-экономическим
Среди проблем,
Мощным фактором детской безнадзорности становится нарушение прав детей в области образования, оздоровления, получения профессии и жилья, неоперативное решение органами опеки и попечительства вопросов жизнеустройства и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.
В РФ сложилась тревожная ситуация: дети из числа беспризорных все более активно вовлекаются в занятие проституцией, секс-бизнес, используются в съемках порно-фильмов. Получили распространение общественно опасные деяния, связанные с использованием беспризорных детей в мероприятиях, которые могут причинить существенный вред их психическому, духовному и нравственному развитию. Многие из таких мероприятий имеют непристойный или откровенно сексуальный характер, нарушают духовно-нравственные нормы общества.
Отсюда, цель работы: оценить масштаб явления детской безнадзорности и беспризорности в России, изучить социальные причины этих негативных явлений, выявить характеристики безнадзорных и девиантных детей, перспективы реабилитации.
Задачи исследования:
· Изучение и анализ публикаций в СМИ, результатов социологических исследований, посвященных проблеме беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних;
· Оценка социально-экономических причин, оказывающих наиболее существенное влияние на динамику и уровень детской безнадзорности и беспризорности;
· Иерархизация основных проблем, связанных с высоким уровнем детской безнадзорности и беспризорности;
· Характеристика системы профилактики детской безнадзорности и беспризорности.
· Анализ основных проблем в сфере профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних;
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Во введении отражена актуальность темы работы, цель, задачи исследования.
В первой главе беспризорность несовершеннолетних рассмотрена как социальное явление: раскрыты соотношение беспризорности со смежными понятиями, причины и негативные явления детской беспризорности и безнадзорности.
Вторая глава посвящена профилактике и проблемам нормативного регулирования профилактики беспризорности несовершеннолетних в РФ.
В заключении приведены основные выводы по исследуемой проблеме.
В библиографии указаны статьи из журналов и газет, результаты социологических исследований, тематические обзоры, посвященные проблеме беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних.
Глава 1. Общая характеристика беспризорности несовершеннолетних
1.1. Беспризорность несовершеннолетних как социальное явление: семантика и соотношение со смежными понятиями.
Проблема беспризорных детей с особой остротой возникала в различные периоды российской истории, в первую очередь, в годы бедствий, связанных с войной, голодом, эпидемиями и другими тяжелыми общественными потрясениями. Одной из важных причин беспризорности являлось и является разрушение семейного быта и естественного уклада жизни. В подобных условиях бездомный ребенок рано включается в уличную борьбу за выживание при отсутствии воспитательной помощи взрослых и нормальной детской среды. У такого ребенка меняется и психология, поэтому беспризорные дети нуждаются в особом воспитательном подходе. Наша страна много раз испытывала своеобразные пики беспризорности: в промежуток между первой мировой и гражданской войнами, после голода и эпидемий 1930-х гг., в годы Великой Отечественной войны.
Целью работы с беспризорными несовершеннолетними было включение брошенных детей в нормальную общественную жизнь посредством организации их физического труда или посредством их распределения по семьям. Конечно, далеко не все проблемы перевоспитания брошенных подростков, в первую очередь духовные, были разрешены, однако путь, который был намечен государством, имел под собой здравое основание.
По данным социологических служб, сейчас в России детей-беспризорников на порядок больше, чем их было во время и после гражданской войны. И, несмотря на определенные (судя по всему, недостаточные) усилия общественности, правоохранительных и образовательных ведомств, религиозных, политических и благотворительных организаций, коммерческих фирм и частных лиц, – число детей-бомжей не снижается, а растет. По оценкам МВД, в России насчитывается от 500 тысяч до 2,5 млн. беспризорных, детей-сирот- 530 тысяч, детей-инвалидов – 1 миллион, 300 тысяч ежегодно рождаются вне брака, 650 тысяч остаются без одного из родителей, десятки тысяч детей и подростков числятся бесследно исчезнувшими, около 30 тысяч несовершеннолетних ежегодно уходят из дома. Еще больше детей живут с родителями-алкоголиками, не учатся и фактически предоставлены самим себе.
Характеризуя масштаб
проблемы, ее причины и следствия,
необходимо обратить внимание на различие
в понятиях «беспризорные» и «безнадзорные» дети.
Согласно имеющейся статистике,
большинство безнадзорных детей
характеризуется высоким стажем
родительской и общественной запущенности.
Преобладающий возраст
Отношение к безнадзорным и беспризорным детям во многом совпадает с отношением к неизлечимым больным (к великому сожалению, они таковыми и являются). В общественном мнении, психологии власти начинают возобладать мотивы: если безнадзорность и беспризорность – неизлечимая социальная болезнь, то ее не только нельзя, но и можно не лечить, а порой и эксплуатировать физически и морально детей социального дна. Ослабляется традиционная для России и россиян милосердная доминанта понимания жизненной связи потерянных детей с потерянным обществом.
1.2. Причины беспризорности несовершеннолетних
Явление беспризорности несовершеннолетних получило широкую известность в России еще в начале прошлого века. До этого забота со стороны общества и государства была направлена, преимущественно, на категорию детей-сирот. В настоящее время проблема беспризорности несовершеннолетних является одной из актуальных, так как сейчас уровень распространенности данного явления в обществе достиг показателей гражданской и Великой Отечественной войн ХХ века. Точных данных о численности беспризорников нет. По оценкам государственных структур и независимых экспертов, их число в России составляет от 1 до 5 млн. человек на почти 34 млн. несовершеннолетних (по данным переписи 2002 г.), что составляет от 2,9% до 14,7%. Если в ХХ веке высокие показатели детской беспризорности можно было «оправдать» объективными причинами: разрухой, голодом, гибелью родственников детей и т.д., то в настоящее время при провозглашенном благополучии общества и стабильности развития государства наличие детей, живущих на улице, не поддается логическому объяснению.
По данным социологических
исследований, среди доминирующих причин
детской беспризорности выделяются
наиболее острые: бегство из неблагополучных
семей – 76 %; бедственное материальное
положение семей – 74 %; уход из семьи
в связи с семейно-бытовыми конфликтами
– 68 %; алкоголизм в семье – 67 %; плохое
отношение к детям в приютах
– 60 %; наличие психических
1. Неблагополучие в семье – основная причина ненормального детского поведения, когда подростки предпочитают жить вне дома, ночевать в грязных подвалах, на чердаках, на вокзалах. К началу 90-х неблагополучных семей стало больше. И основная причина – это ухудшение общей социально - экономической обстановки в стране. Волна сокращения рабочих мест и, как результат, падение уровня благосостояния, не могли не отразиться на микроклимате семьи. Во многих регионах России безработные женщины, имеющие детей, составляли более 40% от общего числа безработных. На рынке труда поисками работы были заняты порядка 60 тыс. матерей-одиночек.
Находясь у черты бедности,
многие родители вынуждены работать
на двух и трех работах, не видя практически
своих детей, не имея времени наладить
с ними общение. В отношениях с
детьми у родителей в таких
семьях все большее распространение
получает грубость, повышенная агрессивность,
вплоть до различных форм насилия. Возросло
количество родителей (опекунов, попечителей),
поставленных на учет в органах внутренних
дел, не исполняющих или ненадлежащим
образом исполняющих
Психологическая неготовность многих «старых русских» жить по рыночным правилам. В связи с этим, участившиеся разводы. В настоящее время в России треть браков распадается. Причем, в отличие от конца 80-х годов, наше время характеризуется разводами в семьях, где супруги прожили пять и более лет и имеют одного - двоих детей.[7]
2. В последнее десятилетие резко ослабла профилактическая, воспитательная роль школы; отказ от «всеобуча» снизил гарантии обязательного обучения каждого ребенка. Продолжается рост числа несовершеннолетних, не обучающихся в образовательных учреждениях и нигде не работающих. Во многих случаях несовершеннолетние уклоняются от обучения, не посещают занятия, формально числясь в образовательном учреждении.
3. Доступность спиртных напитков, особенно по сравнению с дефицитом других товаров. Расширение рынка сбыта наркотиков.
4. Ликвидация детских и подростковых бесплатных клубов, спортивных секций, кружков и т.д.
5. Разрушение системы социального контроля, постоянные изменения в социальном законодательстве. В начале 90-х годов стало гораздо проще лишить женщину родительских прав, при том, что оформить усыновление, опеку или попечительство над ребенком – в несколько раз сложнее.[8]
6. Побег детей из интернатных учреждений. Большую часть юных путешественников составляют «государственные» дети. Более половины из них не проводят в казенном учреждении и трех месяцев. Почему? Причин несколько.
- Невозможность ребенка адаптироваться к интернатской жизни.
- Недостаточность и задержки
финансирования системы