Безработица населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 19:31, курсовая работа

Описание работы

Курсовая работа состоит из двух глав. Первая глава посвящена понятию безработицы, рассмотрены и её виды и показатели, по которым определяется уровень безработицы, основные направления регулирования занятости, современные меры ее регулирования, а так же государственное регулирование занятости в России. А во второй главе рассмотрены особенности рабочей силы в России и её развитие на рынке труда. Итак, целью курсовой работы является изучение современного рынка труда и рабочей силы, выявление причин и последствий безработицы, а так же исследование методов борьбы с ней.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические концепции безработицы
1.1. Безработица и её виды
1.2. Измерение безработицы
1.3. Основные направления регулирования занятости
1.4. Особенности безработицы в России и методы борьбы с ней
Глава 2. Особенности рынка рабочей силы в России
2.1. Особенности структуры рабочей силы в России на современном этапе
2.2. Основные тенденции развития рынка труда в России
2.3. Воспроизводство рабочей силы
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 153.50 Кб (Скачать файл)

Происходящее в России изменение  профессионально-квалификационных структур ориентировано в рыночном направлении. Наблюдается опережающий рост численности специалистов высшей и средней квалификации. Увеличивается численность конторских служащих и представителей профессий, требующихся для работы в торговле и сфере услуг. Растет количество работающих в профессиональных группах, представляющих типично рыночные профессии и специальности, пользующиеся широким спросом на рынке труда, — это юристы, менеджеры, программисты, организаторы производства в различных отраслях и представители родственных профессий и специальностей.

Система обучения и профтехобразования в нашей стране продолжает в большей  степени ориентироваться на рабочие  профессии. Спрос же на них неумолимо  падает, тогда как во все больших  масштабах увеличивается спрос  на профессии, необходимые для деятельности в экономике информационного типа, призванные создавать рыночную инфраструктуру и способные эффективно осваивать новые технологии. [9. Прил. 9]

Особенности структуры российского  рынка труда:

1. Современный рынок руда в России неоднороден. Он представляет собой многослойную структуру, образуемую двумя взаимосвязанными сферами, несущими разную функциональную нагрузку, различающимися способом и формами аккумуляции резервов рабочей силы, организации и регулирования, характером влияния на эффективность производства и положение трудящихся. По этим признакам российский рынок труда можно подразделить на "открытый" и "скрытый".

Открытый рынок труда в свою очередь представлен официально организованной и неофициальной (по преимуществу) частями.

Открытый рынок труда охватывает все трудоспособное население, фактически ищущее работу и нуждающееся в  профориентации, подготовке и переподготовке, все вакантные рабочие места  и должности, а также ученические  места в государственном и  негосударственном секторах.

Официальная часть открытого рынка  включает в себя рабочую силу и  вакансии, зарегистрированные в федеральной  службе занятости, и ученические  места в системе профессионального  образования. Неофициальная часть  открытого рынка аккумулирует ту часть спроса на труд, учебные места, которые не опосредуются услугами органов трудоустройства и учебных структур профессионального образования. Их согласование осуществляется на основе прямых контактов с работодателями, а также опосредуется различного рода посредниками негосударственными структурами, осуществляющими подбор подходящей работы, подготовку, повышение квалификации и овладение дефицитными новыми профессиями.

Скрытый рынок труда образуют работники, сохраняющие статус занятых, но имеющие в ближайшей перспективе достаточно высокую долю вероятности потерять работу - на условиях договора или контракта.

2. Россия по многим исходным  параметрам рыночной экономики  существенно отличается от индустриально  развитых стран Запада и Востока,  на опыт которых в области регулирования процессов занятости и рынка труда принято сейчас опираться при выборе ориентиров социально-экономической политики, модели рынка труда и принципов перестройки общественной организации труда и занятости.

Россия имеет огромную по протяженности и разнообразную по природно-климатическим условиям территорию при значительно менее развитой, чем в индустриально развитых странах, и более отсталую по показателям эффективности и качества систему транспорта, связи и информации, которая не соответствует требованиям цивилизованного рыночного хозяйства, законам бизнеса, нуждается в коренном перевооружении на новой технической основе и крупномасштабных финансовых инъекциях.

 

2.2 Основные тенденции развития рынка труда в России.

Рынок рабочей силы — важная сфера экономической и социально-политической жизни общества. На рынке труда получает оценку стоимость рабочей силы, определяются условия ее найма, в т.ч. величина заработной платы, условия труда, возможность получения образования, профессионального роста, гарантии занятости.

Рынок труда отражает основные тенденции  в динамике занятости, ее основных структурах, т.е. в общественном разделении труда, мобильность рабочей силы, масштабы и динамику безработицы.

Рынок рабочей силы, подчиняясь в  целом законам спроса и предложения, имеет ряд отличий от других товарных рынков. Регуляторами здесь являются факторы не только макро- и микроэкономики, но и социальные и социально-психологические.

На динамику рынка труда действует  ряд факторов:

1. Демографический (уровень рождаемости, темпы роста численности трудоспособного населения); [10. Прил. 10]

2. Степень экономической активности  различных демографических и  этнических групп трудоспособного  населения (например, быстрое вовлечение  женщин в состав рабочей силы);

3. Процессы иммиграции;

4. Состояние экономической конъюнктуры,  фаза экономического цикла; 

5. Научно-технический прогресс.

Особенности российского рынка  труда — это наличие административных, правовых и экономических ограничений, все еще препятствующих свободной продаже рабочей силы, на выгодных условиях для работников. Это и наличие прописки. Рынок несбалансирован, существуют трудоизбыточные регионы (юг РФ, Северный Кавказ), и районы, испытывающие нехватку рабочей силы (цент и север РФ, Дальний Восток).

На российском рынке труда происходят изменения в действенной системе  регулирования: принят Закон о занятости, созданы биржи труда, существует регистрация безработных, программы, направленные на подготовку и переподготовку кадров.

Особое место в системе регулирования рынка труда занимает биржа труда. Она представляет собой специальное учреждение, осуществляющее посреднические функции на рынке рабочей силы. Существует, наряду с государственными службами занятости, большое число частных посреднических фирм, эффективность которых очень высока.

Основными функциями деятельности бирж труда являются:

1. Регистрация безработных; 

2. Регистрация вакантных мест;

3. Трудоустройство безработных; 

4. Изучение конъюнктуры рынка  труда и предоставление информации  о ней; 

5. Тестирование лиц, желающих  получить работу;

6. Профориентация и профпереподготовка  безработных; 

7. Выплата пособий. 

 

2.3 Воспроизводство рабочей силы

Под рабочей силой понимается все  участвующее в экономической  жизни страны население, включая  служащих в вооруженных силах  и безработных, за исключением домашних хозяек, студентов и лиц нетрудоспособного возраста.

Под воспроизводством рабочей силы, в конкретном значении этого 

термина, следует понимать процесс  воспроизводства способностей к  труду у работников страны. Воспроизводство  рабочей силы представляет собой синтез общеобразовательных, профессиональных и социально-экономических характеристик работника, не только его способностей, но и потребностей.

Воспроизводство способностей работника  к труду входит в интересы всех хозяйствующих субъектов. Решение этой проблемы зависит от семьи, (домашнего хозяйства) самого работника— собственника товара — рабочая сила, предпринимателя, государства. Прежде всего, следует иметь в виду, что рыночная экономика и сферу подготовки кадров подчиняет требованиям закона спроса и предложения. Вместе с тем необходимо учитывать, что сфера образования не вполне соответствует рыночным меркам. Даже будучи отделенной от государства, эта сфера продолжает выполнять чисто государственные функции и потому не может оставаться вне государственного контроля.

С появлением сложных компьютерных технологий и искусственного интеллекта некоторые ученые высказывали мнение о снижении значимости человека в  процессе производства. Практика показала, что компьютеры могут взять на себя некоторые функции человека. Однако это не означает деквалификации трудоспособного населения. Компьютеры не могут воспроизводить существенные характеристики человеческого разума. С  увеличением количества «умных» машин и постоянным прогрессом в их изобретении растут требования к увеличению числа разносторонне образованных творческих личностей, призванных решать наиболее сложные проблемы.

Освобождаясь от рутинных операций, люди начинают выполнять задачи, требующие  интуиции и человеческого взаимодействия.

Объективная оценка тенденций в  динамике спроса современного производства на рабочую силу позволяет заключить, что растет потребность в высококвалифицированных  работниках, обладающих разносторонними  навыками и повышенными способностями  к быстрому обучению и адаптации. Явно обнаруживается тенденция к росту трудовых способностей и увеличению интенсивности приобретения и применения знаний. При общей тенденции к повышению значимости уровня образования и профессиональной подготовки в воспроизводстве рабочей силы явно обнаруживаются различия в структуре спроса на рабочую силу. Для России, где не завершен процесс индустриализации не только в сельском хозяйстве, но и других отраслях реального сектора, проблема воспроизводства рабочей силы в начале XXI в. должна с неизбежностью решиться в двух направлениях: во-первых - путем формирования рабочей силы с высшим и поствысшим образованием, во-вторых - подготовкой квалифицированной рабочей силы через техникумы и профессионально-технические училища.

Рыночные требования привели к разрушению системы подготовки рабочей силы среднего звена. Первые признаки экономической активности 2000-2001 гг. обнаружили дефицит специалистов массовых профессий — строителей, электриков, техников во всех видах производств. Уже обнаружился дефицит специалистов средней квалификации не только в центральных, но и малых и средних городах России.

Обобщение мировой практики свидетельствует, что в конкурентной борьбе побеждает  та страна, в которой выше уровень  профессиональной подготовки работников.

Реформы не могли не оказать отрицательного влияния на воспроизводство рабочей силы в России. Наибольшие потери нанесены реформами в сфере занятости высокообразованных специалистов. Можно выделить два основных пути их ухода из своих сфер занятости. Во-первых, миграция за рубеж научных и технических кадров; во-вторых, уход в мелкую коммерцию («челноки», сетевой маркетинг и др.), в финансовые и охранные структуры.

После кризиса 1992-1993 гг. наиболее активный и высокопрофессиональный слой специалистов был «вымыт» и из большинства крупных оборонных предприятий. Люди приспособились к новым условиям выживания, утратили квалификацию, которая нарабатывалась годами, особенно в сфере высоких технологий. По этой причине значительная часть высоких технологий трудно восстановима.

Потеря численности высококачественного  трудового потенциала рабочей силы и утрата профессиональных способностей являются следствием разрушения национальной экономики и невостребованностью  специалистов производством.

В ходе реформ Россия не использовала один из самых дорогостоящих ресурсов, располагая несомненными преимуществами в этой сфере по сравнению с другими странами.

Рыночные преобразования в России рождают новые проблемы и противоречия в процессе воспроизводства рабочей  силы. Одна из самых острых проблем — соотношение платности и бесплатности образовательных услуг.

Заключение

Итак, рабочая сила в экономической теории — способность человека к труду, совокупность физических и духовных способностей, которые человек использует в своей деятельности.

Под безработицей понимают вынужденную  незанятость, возникающую вследствие постоянного нарушения равновесия между спросом и предложением на рынке труда. Различают следующие  формы безработицы: фрикционную, структурную, сезонную, циклическую, технологическую, региональную. Количество занятых (а значит, и уровень безработицы) определяется соотношением спроса и предложения рабочей силы.

В результате исследования удалось установить, что неконтролируемое развитие этого явления может иметь серьезные макроэкономические последствия. А государство в условиях безработицы сталкивается с необходимостью решать сложную комплексную задачу, направленную на урегулирование целого ряда социально-экономических проблем. Присутствуют классический и кейнсианский взгляды на безработицу и возможности ее урегулирования. Эти взгляды основываются на различном понимании функционирования рынка труда классиками и кейнсианцами. Неоклассическое направление исходит из того, что рынок труда способен к автоматическому саморегулированию и остается устойчивым и равновесным в долгосрочном периоде в условиях полной занятости. Представители неокейнсианского направления считают, что рынок труда может достичь равновесного состояния даже при высоком уровне безработицы, но для этого необходимо государственное вмешательство и макрорегулирование рынка труда.

Таким образом, государству следует  более активно и широко использовать комплекс косвенных мер для стимулирования занятости посредством увеличения совокупного спроса методами фискальной и кредитно-денежной политики. Большее внимание нужно уделять такой эффективной мере, которая всегда давала высокую отдачу, как активное содействие профессиональной подготовке и переподготовке кадров, ориентированной на отдельные сегменты рынка труда и основанной на прогнозе объема и структуры будущего спроса на определенные группы профессий.

Стратегические решения в области  государственного регулирования занятости  должны носить комплексный характер и лежать в плоскости обеспечения  роста производства и создания новых  рабочих мест с одновременным развертыванием программы переобучения и повышения квалификации работников. При этом необходимо учитывать опыт развитых стран, социальные и национальные особенности России, реально сложившуюся в стране ситуацию и внутреннюю логику развития с учетом складывающихся тенденций развития.

Информация о работе Безработица населения