Бюджетный процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 05:46, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: определить сущность и провести анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества. Задачи курсовой работы: изучить бюджетное устройство и основы организации бюджетного процесса, провести детальный анализ доходов и расходов государственного бюджета Российской Федерации. Для написания курсовой работы была использована экономическая литература, нормативно-правовые документы и статистические данные.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………………..3
Понятие и сущность бюджетной системы РФ………………………………4
Бюджетная система РФ…………………………………………………...4
Цели, задачи и роль бюджетной системы РФ…………………………...6
Бюджетное устройство……………………………………………………6
Бюджетное планирование в РФ………………………………………………..12
Основы организации бюджетного планирования в РФ……………….12
Характеристика показателей отдельных звеньев бюджетной системы………………………………………………………………………13
Доходы бюджета. Планирование доходов бюджета РФ…………………………………………………………………………17
Расходы бюджета. Планирование расходов бюджета РФ…………….27
Межбюджетные отношении. Современная ситуация. Проблемы и пути их решения………………………………………………………………………….32
Заключение…………………………………………………………………………39
Список использованных источников……………………………………………...40
Приложение 1Структура бюджетной системы РФ
Приложение 2 Структура консолидированного бюджета Забайкальского края
Приложение 3 Схема доходов и расходов государственного бюджета РФ

Файлы: 1 файл

Byudzhet_kursovaya.doc

— 241.00 Кб (Скачать файл)

       Закреплённые доходы - это доходы, поступающие полностью в соответствующие бюджеты.

         Регулирующие доходы - средства, передаваемые из вышестоящего звена бюджетной системы нижестоящему бюджету сверх закреплённых доходов для покрытия его расходов; зачисляются в соответствующие бюджеты, исходя из размеров процентных отчислений, устанавливаемых при утверждении вышестоящего бюджета.

         Дотации - средства, передаваемые из вышестоящего бюджета в твёрдой сумме для сбалансирования нижестоящих бюджетов при их дефиците.  

         Субвенции - средства, передаваемые из вышестоящего бюджета нижестоящим бюджетам на финансирование строго целевого мероприятия. 

         Кредитные ресурсы - средства, передаваемые на кредитной основе, то есть они должны быть возвращены с процентами или без них.

          Бюджетные отношения представляют  собой финансовые отношения государства на федеральном, региональном (субъектов федерации) и местном уровнях с государственными, акционерными и иными предприятиями и организациями, а также населением по поводу формирования и использования централизованного фонда денежных ресурсов.

         Бюджет является формой образования  и расходования денежных средств  для обеспечения функций органов  государственной власти. Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете необходимо для успешной реализации финансовой политики государства.

         Совокупность всех видов бюджетов  образует бюджетную систему государства. Взаимосвязь между её отдельными звеньями, организацию и принципы построения бюджетной системы принято называть бюджетным устройством.

       Бюджетная  система РФ состоит из трёх  звеньев: федерального бюджета РФ; бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований, называемых бюджетами субъектов Федерации, или региональными бюджетами; местных бюджетов.

        Бюджетная система призвана играть  важную роль в реализации финансовой политики государства, цели которой обусловливаются его экономической политикой. Единство бюджетной системы в новых условиях реализуется через единую социально-экономическую политику и правовую базу, использование единых бюджетных классификаций и форм бюджетной документации, взаимодействие бюджетов всех уровней и согласование принципов бюджетного процесса.

          Бюджетный процесс представляет собой регламентированную законом деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов.

      Его  составной частью является бюджетное  регулирование, то есть частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней.  Свод бюджетов в целом по РФ или соответствующей территории носит название консолидированных бюджетов. Такой объединённый бюджет законодательными органами не утверждается и используется для аналитических и статистических целей.

       Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджетах разных уровней позволяет органам государственной власти и управления иметь финансовую базу для реализации своих полномочий.

         Федеральный бюджет РФ служит  основным финансовым планом государства, утверждаемым Федеральным собранием (принимается Государственной думой и одобряется Советом Федерации) и имеющим статус федерального закона.

           Через федеральный бюджет мобилизуются  финансовые ресурсы, необходимые для последующего их перераспределения и использования для целей государственного регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории России.

           Кроме того, за счёт средств  федерального бюджета покрываются  такие затраты, как содержание  органов государственного управления, обеспечение потребностей обороны страны, финансовая помощь субъектам Федерации, обслуживание государственного долга, пополнение государственных запасов, резервов и др.

         Составление и исполнение бюджета  базируется на бюджетной классификации, в которой выделяются целевые направления государственной деятельности, вытекающие из основных функций государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. БЮДЖЕТНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

СТАДИИ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА

 

           Бюджетное планирование - важнейшая составная часть финансового планирования; оно подчинено требованиям финансовой политики государства.           Экономическая сущность бюджетного планирования состоит в централизованном распределении и перераспределении валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода между звеньями финансовой системы на основе общенациональной социально-экономической программы развития страны в процессе становления и исполнения бюджетов разного уровня.

          Бюджетное планирование включает бюджетный процесс как порядок составления и исполнения бюджета, его нормативно-правовую и организационную основу, а также вопросы теории и методологии составления бюджетов страны. Основы бюджетного планирования определяются Конституцией и законами страны.

       Бюджетный процесс - регламентированная законодательством деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению центрального и местных бюджетов (в федеративных государствах также бюджетов членов федерации). Его содержание определяется государственным и бюджетным устройством страны, бюджетными правами соответствующих органов и юридических лиц.

     Он охватывает четыре стадии бюджетной деятельности: составление проекта бюджета; рассмотрение и утверждение бюджета; исполнение бюджета; составление отчёта об исполнении бюджета и его утверждение.

      1. Основы организации бюджетного планирования                                  в Российской Федерации

Определяющие параметры  федерального бюджета формируются  на основе принципиальных положений  социально-экономической и финансовой политики на следующий год, на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Особенность современной социально-экономической политики состоит в обеспечении роста инвестиций в основные фонды и масштабной реструктуризации бюджетных расходов. В процессе ее реализации предполагается:

  • обеспечить высокие темпы роста инвестиций для динамичного развития экономики и структурных преобразований;
  • осуществить институциональные преобразования, необходимые для эффективного функционирования рыночной экономики, обеспечивающие гарантии прав собственности, регулирование деятельности естественных монополий;
  • принять меры по укреплению законности и правопорядка, повышению результативности управленческой деятельности на основе создания системы государственного контроля за качеством управления и соблюдением законности;
  • обеспечить прогрессивные структурные сдвиги в производстве и экспорте, повышение на этой основе эффективности и конкурентоспособности предприятий.

2.2 Характеристика  показателей отдельных звеньев бюджетной системы

Федеральный бюджет Российской Федерации входит в первый уровень  бюджетной системы РФ. Федеральный  бюджет - основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным Собранием  в виде федерального закона. Именно федеральный бюджет является основным орудием перераспределения национального дохода и ВВП, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России. При составлении проекта бюджета учитываются не только данные о прогнозируемых размерах доходов бюджета и необходимых государственных расходов; бюджет строится с учетом необходимости осуществления избранной экономической политики.

Согласно проекту бюджета на 2013 год:

  • доходы федерального бюджета составят 5 трлн. 46 млрд. рублей (рост на 52% по сравнению с законом о бюджете на 2013 г. и на 1,5% по сравнению с реальными ожидаемыми доходами за 2013 г.);
  • расходы составят 4 трлн. 270 млрд. рублей (рост на 40% по сравнению с законом о бюджете на 2007 г. и на 22,1% по сравнению с реальными ожидаемыми расходами за 2013 г.);
  • профицит федерального бюджета будет равен 776 млрд. рублей (рост в 2,8 раза по сравнению с законом о бюджете на 2013 г. и снижение в 2 раза по сравнению с ожидаемым профицитом за 2013 г.);
  • процентные расходы федерального бюджета в 2012 году составят 202 млрд. рублей, непроцентные расходы — 4 трлн. 67 млрд. рублей;
  • расходы на национальную оборону составят 668 млрд. руб. (2,7% ВВП; рост на 26% по сравнению с законом о бюджете на 2013 г.);
  • расходы на национальную безопасность и правоохранительную деятельность составят 540 млрд. руб. (2,2% ВВП; рост на 35%);
  • расходы на образование составят 206 млрд. руб. (0,8% ВВП; рост на 32%);
  • расходы на социальную политику составят 210 млрд. руб. (0,9% ВВП; рост на 25,7%).

Бюджет был рассчитан  исходя из прогноза Минэкономразвития РФ по инфляции в размере 7-8,5% в год, среднегодовой прогнозной цены на нефть в размере $40 за баррель и цене отсечения нефти для средств, направленных в Стабфонд, в размере $27 за баррель.

Среднегодовой расчетный курс рубля — 30,3 руб./$1. Объем ВВП в 2013 году предполагается в размере 24 трлн. 380 млрд рублей. Рост ВВП в 2013 году составит 5,8%. Планируется, что объем Стабфонда на конец следующего года достигнет 2,24 трлн. рублей (на 1 сентября 2013г. — 832 млрд. руб.).

По предварительным данным, профицит федерального бюджета России в 2013 году на кассовой основе составил 1 триллион 999,39 миллиарда рублей, или 7,38% ВВП.

Это рекордный показатель за семь лет. Федеральный бюджет России исполняется с профицитом с 2011 года (112,7 миллиарда рублей в 2007 году, 272 миллиарда рублей за 2008 год, 150,4 миллиарда рублей - 2009 год, 227,6 миллиарда рублей - 2010 год, 730,7 миллиарда рублей – 2011 год, 1 триллион 536,8 миллиарда за 2012 год).

По данным Минфина, доходы федерального бюджета в 2012 году составили 6 триллионов 276,74 миллиард рублей - на 1,7% больше показателя, предусмотренного уточненной росписью поступления доходов на год. Расходы по кассовому исполнению равнялись 4 триллионам 277,35 миллиарда рублей, что на 3,8% ниже показателя уточненной бюджетной росписи.

Бюджетная политика должна базироваться на принципах реальности и открытости, должна быть направлена на недопустимость ситуации, когда принятые бюджетные показатели не реализуются. Проект федерального бюджета разрабатывается на основе среднесрочного прогноза основных финансовых показателей.

Бюджеты субъектов Российской Федерации входят во второй уровень  бюджетной системы Российской Федерации. Бюджет субъекта РФ - это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ. Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта РФ.

Процедура утверждения и построение бюджетов субъектов Российской Федерации  аналогичны процедуре и построению федерального бюджета.

Тем регионам, в которых среднедушевой  доход по бюджету за предыдущий год ниже, чем в целом по России, и у которых собственных доходов и средств, полученных из федерального бюджета, недостаточно для финансирования текущих расходов, предоставляется помощь из Федерального фонда поддержки субъектов Федерации. Регионам, в которых сбор федеральных налогов на одного жителя менее 95 % от среднероссийского уровня и условная сумма расходов менее 100% плановых расходов регионального бюджета, предоставляется статус региона, особо нуждающегося в поддержке. В настоящее время большинству регионов РФ осуществляется помощь из федерального бюджета путем перечисления трансфертов, выделения бюджетных ассигнований.

По оценкам суммарный рост доходов  консолидированных бюджетов РФ в  реальном выражении (в основном, из-за изменения налогового и бюджетного законодательства) в 2011 году составит около 38,7 млрд. руб. или 1,4% от объема налоговых поступлений в условиях законодательства 2012 года в ценах 2013 года.

Наиболее сильное снижение налоговых доходов консолидированных  бюджетов субъектов РФ в 2013 году по сравнению с 2012 годом в сопоставимых ценах ожидается у Чукотского АО (-72,9%), Белгородской области (-22,4%), Республики Мордовия (-49,5%), Тюменской области (-41,9%), Ханты-Мансийского АО (-66,7%). Самый существенный рост налоговых доходов в 2011 году ожидается у Агинского Бурятского АО (3059%) и Чеченской Республики (39,2%), у 10 субъектов налоговые доходы по оценкам вырастут более чем на 20%.

В 2008 году в сопоставимых ценах суммарные потери налоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ от изменения налогового и бюджетного законодательства составят около 19,3 млрд. руб. или 0,6% по сравнению с поступлениями 2012 года в ценах 2013 года. Самое сильное снижение налоговых доходов ожидается у Магаданской области (-3,9%), Омской области (-3,5%), Архангельской области (-3,3%), Республики Коми (-3,0%). По оценкам у 9 субъектов РФ налоговые доходы в 2007 году вырастут, максимальный рост ожидается у Республики Саха (Якутия) (13,5%) из-за поступлений НДПИ по алмазам и Рязанской области (4,1%) из-за поступлений акцизов на ГСМ.

Информация о работе Бюджетный процесс