Благотворительность как социальный феномен в современном российском обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июля 2014 в 14:16, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить феномен благотворительности в современном обществе.
На основании сформулированной цели исследования были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Проанализировать библиографические источники, нормативно-правовые акты, рассматривающие благотворительность в современном обществе в целом, и благотворительность как социальный феном в частности.
2. Изучить подходы к рассмотрению понятия благотворительности различных авторов.
3. Изучить законодательную базу, которая регулирует благотворительную деятельность в России.
4. Изучить социальную сущность благотворительности как вида деятельности в России.

Файлы: 1 файл

курсовая НОВАЯ.docx

— 80.20 Кб (Скачать файл)

 

Поскольку благотворительность как социальный феномен занимает промежуточное положение между социальной работой и неформальными проявлениями помощи и поддержки, она закономерно несет в себе черты и того, и другого28. Учитывая это, с понятием «благотворительность», на наш взгляд, следует соотносить бескорыстную добровольную целенаправленно организованную деятельность юридических и физических лиц по оказанию материальной (финансовой, натуральной и др.) помощи или поддержки лицам, группам, организациям.

С социальной работой благотворительность в ее современном понимании сближает относительная институированность – наличие правового статуса, специальных организационных форм, участие в благотворительной деятельности не только частных лиц, но и коллективных субъектов. В то же время она не имеет жесткой регламентации, что обеспечивает большую гибкость, мобильность, возможность для расширения круга адресатов социальной помощи и поддержки29.

Добровольность и бескорыстность роднят благотворительную деятельность с благодеяниями отдельных людей, совершаемыми по велению души и сердца. Именно этот гуманистический компонент служит доминантой, направляющей развитие благотворительности в целом, хотя конкретные благотворители могут руководствоваться и другими мотивами.

Обозначенные особенности благотворительной деятельности обусловливают ее социальную значимость: с одной стороны, она дополняет сферу профессиональной социальной работы, помогая хотя бы в какой-то степени смягчить социальные проблемы, для решения которых пока еще не выработаны институированные формы или недостает материальных средств; а с другой – благотворительность дает возможность проявиться лучшим человеческим качествам30.

Осуществлять благотворительность – значит «творить благо». Понятие «творить благо» всегда будет оставаться непостоянным и неоднозначным. Даже в одном социуме официальная трактовка «благотворительности» в представлениях различных социальных, культурных, духовных, экономических и политических групп различаются31.

Представители различных научных дисциплин по-разному осмысливают, рассматривают и наполняют специфическим содержанием феномен «благотворительности». В исследовании Клециной A.A. и Орловой A.B. «Современные социальные исследования благотворительности в России: трактовки и подходы» подчёркивается, что для экономистов «благотворительность» интересна с точки зрения объёмов инвестирования в данную сферу, эффективности вложенных средств, ситуации на рынке труда и т.д. Политологами «благотворительность» рассматривается как способ укрепления доверия и кооперации в обществе, как орудие политических элит, как элемент государственной политики, национальной идеи. Социологи изучают «благотворительность» как социальное движение, как механизм снижения социальной напряжённости в обществе. Психологи анализируют особенности ценностной сферы участников благотворительного процесса, рассматривают мотивационные подходы благотворителей. Для историков «благотворительность» – это часть истории края, местности, биографии и деяния благотворителей и их семей, это история зданий, памятников культуры, произведений искусств, являющихся дарами благотворителей, это история деятельности благотворительных организаций32.

В социальном плане благотворительность представляет собой помощь другим лицам за счет собственного благосостояния или свободного времени и при условии, что оказание этой помощи не наносит вреда другим лицам и осуществляется в рамках закона. Подразумевается также, что в той или иной степени благотворительность должна приносить пользу не только непосредственному благополучателю, но и обществу в целом33.

Важной особенностью благотворительности является то, что, помимо пользы конкретному лицу или группе лиц, она является общественно выгодной в целом, т.е. индивидуальная помощь конкретному человеку одновременно является и помощью всему обществу. Все общество выигрывает оттого, что выигрывает конкретный человек. Это возможно, если только благосостояние этого человека является предметом общественной заботы, функцией и ответственностью общества, государства и самоуправления, т.е. каждый член общества несет нагрузку по его обеспечению34.

Исходя из того, что благотворительность – частная добровольная сфера, каждый самостоятельно формирует свое отношение к ней. Общественные призывы к благотворительности и милосердию формируют общественное представление о том, что относить к этой сфере. Исходя из того, на что люди жертвуют средства, в каких проектах участвуют добровольцы, можно выявить общественное отношение к благотворительности. Таким образом, общественное представление о благотворительности определяется согласованием мотивов и объемов пожертвований и социальным запросом на оказание помощи. В целом к благотворительности может быть отнесено все, что в общепринятых представлениях укладывается в понятие «общественная польза». Обычно благотворительность определяется именно через цели деятельности по отношению к определенным категориям людей, не ограничивая виды, формы и методы воздействия. Человеческая составляющая, права человека являются доминантами определения благотворительности.

Благотворительность является бесприбыльной деятельностью, т.е. осуществляется не в целях получения прибыли. Это не означает, что благополучатель пользуется благотворительной помощью полностью бесплатно. Обязательным, однако, является то, что он уплачивает за нее цену ниже рыночной и ниже себестоимости. При определенных условиях осуществление благотворительной деятельности может приводить к образованию прибыли, которая должна быть направлена на реализацию уставных целей. Не всякая некоммерческая деятельность является благотворительной, а только та, которая в полной мере соответствует признанному определению благотворительности35.

Политическая деятельность, т.е. деятельность, имеющая целью расширить свои властные полномочия или увеличить свое влияние на общество, также не может расцениваться как благотворительная. Сюда входят и участие в выборах и политических кампаниях, и ведение идеологической пропаганды, и удовлетворение честолюбия, и стремление к известности или популярности.

Благотворительность не может сопровождаться нарушением прав человека, наоборот, она, в первую очередь, направлена на защиту социально-экономических прав личности и не может осуществляться с нарушением закона. В таком случае общественный ущерб не может быть оправдан никакой полезностью. Поэтому любая противоправная или противозаконная деятельность не является благотворительной. Все участники благотворительного деяния и само деяние должны иметь легальный статус и соответствовать общепринятым стандартам, а участники, к тому же, – соблюдать нормы поведения. Например, к благотворительности не относится пожертвование незаконно приобретенного имущества, лечение непроверенными методами, действия, унижающие достоинство людей или не соответствующие представлениям об общественной нравственности. Нелегальная деятельность подразумевает, что ей предшествовали незаконные действия и что благотворительность, тем самым, оказывается осуществленной за счет и против воли третьих лиц, в отношении которых был нарушен закон36.

Таким образом, обобщая характеристики, присущие благотворительности и отличающие ее от других видов общественной деятельности, следует определить благотворительность как добровольную деятельность граждан и юридических лиц, осуществляемую в формах бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передачи гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, выполнении работ, предоставлении услуг, оказании иной помощи. Исходя из вышесказанного, можно выделить общие признаки благотворительности37:

  1. Свобода выбора субъекта (она осуществляется без административного давления). Благотворительность лежит вне сферы официального администрирования. Решения в этой сфере принимаются, а действия предпринимаются без предписаний закона или официальной политики.
  2. Отсутствие утилитарных мотивов (эта деятельность не предпринимается с целью получения прибыли, но косвенные льготы есть – налоговые, маркетинговые и т.д.).
  3. Организованность и целенаправленность (т.е. вклад осуществляется в реализацию программ).
  4. Преимущественно безличный характер (по объекту помощи – в отличие от милостыни, которую даешь по просьбе конкретному лицу).

Основные функции благотворительности в обществе заключаются в следующем:

  • экономическая: обеспечение достойного существования тех граждан, которые в силу объективных особенностей и жизненных ситуаций не способны самостоятельно позаботиться о себе;
  • социальная: снятие социальной напряженности путем выравнивания уровня жизни, поддержки самых обездоленных слоев населения, которые по объективным обстоятельствам не могут адаптироваться в новых условиях;
  • рыночная: восполнение недостатков социальной политики государства и функционирования рыночных механизмов, прежде всего за счет оперативности и адресности доставляемой помощи, т.е. повышение ее эффективности;
  • общественная: восполнение перекосов общественных отношений, приводящих к отходу, не по своей воле, отдельных категорий населения от принятых стандартов жизнедеятельности, что ограничивает их возможности, потребления общественных благ и самореализации; одновременно – воздействие на общественное мнение;
  • политическая: реализация механизмов обратной связи населения и властных структур, формулирование социальных приоритетов от имени тех, кто в социальном плане в силу объективных причин не способен отстаивать свои права;
  • созидательная: строительство на средства благотворителей, спонсоров и меценатов учреждений культуры: театров и музеев, школ и поликлиник.

Благотворительность, рассматриваемая как социальное целое, оказывает существенное влияние на состояние социальной напряженности в обществе или, как иногда говорят, на нравственно-психологический климат его. Она снимает, по крайней мере частично, остроту противоречия между богатыми и бедными, имущими и неимущими, добровольно дарящими и по своему желанию принимающими эти дары.

Социальный феномен благотворительности, имеющий в своей основе чувство милосердия и любовь к ближнему, обладает богатым метафизическим дискурсом, объясняющим сущность и предназначение явления. На данном этапе развития, социо-гуманитарного знания, очевидна необходимость расширения исследований благотворительности, прежде всего путем постановки новых проблем. Анализ структурных разноплановых элементов системы благотворительности даст возможность рассмотрения ее как одного из определяющих факторов национальной модернизации в России XIX-XXI вв38.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В результате проведенного теоретического исследования, мы выяснили, что феномен благотворительности по-разному пытаются осмыслить, наполнить содержанием представители разных наук (педагогики, психологии, социологии, философии и др.) и отдельные исследователи.

Обобщая характеристики, присущие благотворительности и отличающие ее от других видов общественной деятельности, следует определить благотворительность как добровольную деятельность граждан и юридических лиц, осуществляемую в формах бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передачи гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, выполнении работ, предоставлении услуг, оказании иной помощи.

Для развития благотворительной сферы нужны такие законодательные акты и подзаконные положения, которые предоставляют большую самостоятельность для активного населения, чтобы граждане могли самостоятельно решать, в каком объеме и в какой форме заниматься благотворительностью.

Таким образом, благотворительность, рассматриваемая как социальное целое, оказывает существенное влияние на состояние социальной напряженности в обществе или, как иногда говорят, на нравственно-психологический климат его. Она снимает, по крайней мере частично, остроту противоречия между богатыми и бедными, имущими и неимущими, добровольно дарящими и по своему желанию принимающими эти дары.

Государство, будучи заинтересованным в поддержании устойчивых социальных отношений, должно видеть в благотворительности один из важнейших рычагов управления в решении социальных проблем и, таким образом, способствовать развитию благотворительной деятельности, создавая благоприятные политические, экономические, правовые и организационные условия для ее развития.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

  1. Артамонова З.И. Благотворительность в регионе // Научно-популярный жернал «Социальная работа». – 2011. – № 6. – С. 21–22.
  2. Афанасьев В.Г., Соколов А.Р. Благотворительность в России: Историогр. аспекты, проблемы. – СПб, 2011. – 281 с.
  3. Басов Н.Ф. Социальная работа с молодежью: учебное пособие / Н.Ф. Басов [и др.] / Под ред. Н.Ф. Басова. – 3-е изд. – М.: «Дашков и К°», 2010. – 372 с.
  4. Благотворительность в России: Социальные и исторические исследования / Под общ. ред. О. Л. Лейкина. – СПб: Лики России, 2010. – 185 с.
  5. Благотворительность в России как социальный институт: история, становление, развитие. – СПб.: Лики России, 2011. – 410 с.
  6. Большая юридическая энциклопедия. – М.: Изд-во Эксмо, 2009. – 688 с.
  7. Власов П.В. Благотворительность и милосердие в России / П. В. Власов. – М.: Центрполиграф, 2011. – 371 с.
  8. Власть повернулась к общественным организациям лицом // Российская благотворительность в зеркале СМИ. – 2009. – 16 – 31 октября. – № 20 (34). – С. 32–34.
  9. Воронцова А.В. Развитие волонтерства в молодежной среде // Отечественный журнал социальной работы. – 2012. – № 1. – С. 113–121.
  10. Годунский Ю. Откуда есть пошла благотворительность на Руси // Наука и жизнь. – 2010. – № 10. – С. 32–37.
  11. Григорян Б.Т. Человек: его положение и признание в современном мире. – М., 2008. – 282 с.
  12. Ильинский В. Благотворительность в России. – СПб.,2008. – 274 с.
  13. Исторический очерк социальной работы в России / Под ред. Л. В. Бадя. – М., 2009. – 237 с.
  14. Клецина A.A., Орлова A.B. «Современные социальные исследования благотворительности в России: трактовки и подходы» [электронный ресурс] // Энциклопедия знаний. Режим доступа: http://www.pandia.ru/text/77/213/97437.php. Время обращения: 22.04.2013.
  15. Князева Е.А., Мириновская Г.В. Волонтерская работа – безвозмездная помощь нуждающимся // Научно-популярный жернал «Социальная работа». – 2010. – № 1. – С. 18–19.
  16. Коваленко Т.Н., Семено А.А. Добровольчество как источник дополнительных социальных услуг в контексте профессиональной социализации студентов // Отечественный журнал социальной работы. – 2012. – № 4. – С. 103–110.
  17. Кожевников О.А. Положительные и отрицательные стороны законодательства о благотворительной деятельности // Научно – практический журнал «Социальное и пенсионное право». – 2012. – № 2. – С. 47–51.
  18. Кононова Т.Б. Очерки истории благотворительности: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2011. – 340 с.
  19. Кудринская Л.А. Благотворительность и спонсорство в современном российском обществе: опыт теоретического анализа // Омский научный вестник. – 2009. – № 6. – С. 73–77.
  20. Ларионова Т.П. «Четыре кита» татарской модели [электронный ресурс] // Единый информационный ресурс Московской благотворительности. – Режим доступа: http://www.mosblago.ru/articles/show-29.htm. Время обращения: 6.04.2013.
  21. Мельников В.П., Холостова Е.И. История социальной работы в России: Учебное пособие, 2-е изд. – М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2010. – 344 с.
  22. Милюков И.И. Диссертация на тему «Деятельность благотворительный организация в г. Казани: 60 годы ХIХв. – начало ХХ в.» [электронный ресурс] // Научная электронная библиотека. Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/deyatelnost-blagotvoritelnykh-organizatsii-g-kazani-60-gody-xix-v-nachalo-xx-v. Время обращения: 22.04.2013.
  23. Некрасов А.Я. Благотворительность // Социальная энциклопедия. – М., 2009. – 375 с.
  24. Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. доктора филол. наук, проф. Н.Ю. Шведовой. – 12-е изд., стереотип. – М.: Рус. яз., 2012. – 846 с.
  25. Павленок П.Д. Методология социальной работы – М.: «Дашков и К°», 2010. – 428с.
  26. Привалов Н.Г. Экономическая основа благотворительности // Известия Уральского государственного экономического университета. – 2010. – Т. 2. – № 14. – С. 89–96.
  27. Смирнов Евгений. Награда за участие. В России должна появиться система морального стимулирования благотворительности // Российская благотворительность в зеркале СМИ. – 2009. – 16 – 31 октября. – № 20(34). – С. 48–52.
  28. Соколов А.Р. Российская благотворительность в XVIII-XIX вв. (к вопросу о периодизации и понятийном аппарате) // Отечественная история. – 2009. – № 6. – С.147–158.
  29. Теория и методика социальной работы. Учебное пособие. – М.: Издательство «Союз». – 2012. – 339 с.
  30. Технологии социальной работы: Учебник / Под общ. ред. проф. Е.И. Холостовой. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 400 с. – (Серия «Высшее образование»).
  31. Толковый словарь русского языка / Сост. С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. – М., 2009. – 642 с.
  32. Ульянова Г.Н. Благотворительность в Российской империи. XIX – начало XX. – М.: Наука, 2010. – 174 с.
  33. Федеральный закон РФ от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Раздел I; ст. 1 [электронный ресурс] // Информационно – правовой портал «Консультант плюс». – Режим доступа: http://base.consultant.ru. Время обращения: 02.12.2012.
  34. Фирсов М.Н. История социальной работы в России: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010. – 256 с.
  35. Фомин Э.А., Чикадзе Е.З. Благотворительность как социокультурный феномен в России. – СПб: Питер, 2011. – 217 с.
  36. Холостова Е.И. Социальная работа: Учебное пособие. – 6-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2009. – 860 с.
  37. Хорева Л.В., Сущинская М.Д. История благотворительности в России: Учебное пособие. – СПб: Питер, 2011. – 328 с.
  38. Чемпел Ч. Статья о понятии «благотворительность» [электронный ресурс] // Электронный журнал о благотворительности «Филантроп». – Режим доступа: http://www.futureactually.ru/images/326_133_i43.pdf. Время обращения: 22.04.2013.
  39. Щитова Н.Г. Проблемы благотворительности, меценатства и спонсорства // Сводный реферативный сборник журнала Представительная власть - XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. – 2010. – № 1–4. – С. 11–12.
  40. Энциклопедическом словаре Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона в 86 томах – Изд-во: Терра, 2009. – 683 с.
  41. Якубсон Е.В. Благотворительная деятельность в Московской и Тульской губерниях во второй половине ХIХ – начале ХХ в. // Отечественный журнал социальной работы. – 2012. – № 3. – С. 40–51.
  42. Ямичинский А.В., Афансьев В.Г., Соколов А.Р. Благотворительность в России. – СПб.: Нестор, 2012. – 224 с.

Информация о работе Благотворительность как социальный феномен в современном российском обществе