Благотворительность как социальный феномен в современном российском обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июля 2014 в 14:16, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить феномен благотворительности в современном обществе.
На основании сформулированной цели исследования были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Проанализировать библиографические источники, нормативно-правовые акты, рассматривающие благотворительность в современном обществе в целом, и благотворительность как социальный феном в частности.
2. Изучить подходы к рассмотрению понятия благотворительности различных авторов.
3. Изучить законодательную базу, которая регулирует благотворительную деятельность в России.
4. Изучить социальную сущность благотворительности как вида деятельности в России.

Файлы: 1 файл

курсовая НОВАЯ.docx

— 80.20 Кб (Скачать файл)

Благотворительность – «общечеловеческое движение, включающее совокупность гуманитарных действий отдельного человека, организаций, обществ и т. д.»14. В основе благотворительности лежит стремление проявить любовь не только к ближнему, но и незнакомому человеку, оказать безвозмездную материальную, финансовую помощь нуждающимся и социально не защищенным гражданам. В современном понимании благотворительность означает предоставление помощи лицам и организациям, участие в улучшении жизни больных и бедняков, немощных и отвергнутых жизнью.

Хорева Л.В., Сущинская М.Д. дают следующее определение благотворительности – «бескорыстная любовь к человечеству, которая обычно проявляется путем учреждения общественных институтов или пожертвований для организованной и систематической помощи нуждающимся и страждущим, это оказание помощи обездоленным, сострадание, сердечное участие»15.

По мнению исследователей Гурвич И.Н., Фомина Э.А., Хлопушина Р.Г., Лисовского A.B. «благотворительность – это нравственно-экономический и культурный феномен, который представляет собой реакцию на несправедливые следствия стихийно сформировавшихся порядков, в силу которых оказываются нарушенными некоторые естественные права людей»16.

Ёмкое и содержательное определение понятия «благотворительность», на наш взгляд, находится в Энциклопедическом словаре Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона: «Благотворительность выражается в материальной помощи нуждающимся, лечении бедных больных, воспитании сирот и бесприютных детей и призрении дряхлых, увечных и неспособных к труду»17.

Роберт Пэйтон, заслуженный профессор Центра изучения филантропии университета штата Индиана, определяет благотворительность как – «добровольную деятельность, направленную на общественное благо»18.

Как видим, феномен благотворительности по-разному пытаются осмыслить, наполнить содержанием представители разных наук (педагогики, психологии, социологии, философии и др.) и отдельные исследователи. Нам представляется, что тема эта, несмотря на свою кажущуюся узость, имеет сегодня большой потенциал, прежде всего, в силу своей социальной значимости, практической актуальности и применимости.

С понятием «благотворительность» тесно связано понятие «гуманизм». Римляне времен Империи называли: гуманизмом «высшее культурное и нравственное развитие человеческих способностей в эстетически законченной форме в сочетании с мягкостью и человечностью»19. Иными словами, в античности это был «идеал человека, некое общее моральное понятие в этике наряду с терминами добродетель, свобода, счастье, справедливость»20. Теоретическим концепциям гуманизма предшествовали сохраняющиеся и в настоящее время в массовом, обыденном сознании представления о нем, как о практической норме отношений людей, основанные на принципах сотрудничества и взаимопомощи. В современном русском языке эти представления находят выражения в таких терминах, как «человеколюбие», «человечность», «дружба», «любовь», «милость», «милосердие». Это лишь некоторые из тех слов, которые используются в русском языке для характеристики гуманистических по своему содержанию межчеловеческих отношений. Наряду с ними существуют международные термины – «альтруизм», «филантропия» и «гуманность», вошедшие в русский язык из европейских языков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. БЛАГОТВОРИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

 

    1. Законодательная база, регулирующая благотворительность в России

 

Государство, будучи заинтересованным в поддержании устойчивых социальных отношений, должно видеть в благотворительности один из важнейших рычагов управления в решении социальных проблем и, таким образом, способствовать развитию благотворительной деятельности, создавая благоприятные политические, экономические, правовые и организационные условия для ее развития.

На данный момент благотворительность в России определяется и регулируется федеральным законом РФ № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», принятом 11 августа 1995 года, поэтому в своей благотворительной деятельности необходимо руководствоваться определениями закона: «Под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки»21.

Как следует из закона, поддержка политических партий, движений, групп и кампаний, как и поддержка коммерческих структур, благотворительностью не являются. Закон не только дает определение благотворительности, но и четко определяет цели благотворительной деятельности: «Благотворительная деятельность осуществляется в целях22:

  • социальной поддержки и защиты граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы;
  • подготовки населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;
  • оказания помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;
  • содействия укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, религиозных конфликтов;
  • содействия укреплению престижа и роли семьи в обществе;
  • содействия защите материнства, детства и отцовства;
  • содействия деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности;
  • содействия деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан;
  • содействия деятельности в сфере физической культуры и массового спорта;
  • охраны окружающей природной среды и защиты животных;
  • охраны и должного содержания зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронения».

Очевидно, при наличии огромной пропасти между бедными и сверхбогатыми, размеры которой все увеличиваются, возникает острая необходимость учреждения в России института благотворительной деятельности, как это было характерно в дореволюционной России и принято во всем мире.

Причем государство должно взять на себя эту заботу, путем совершенствования нормативной базы и налогового законодательства, стимулирующего бизнес вкладывать средства в благотворительные программы23.

Изменения, вносимые в федеральные законы «Об общественных объединениях», «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», «Об Общественной палате Российской Федерации», в Налоговый кодекс РФ, а также в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях служат расширению возможностей общественно-полезной деятельности некоммерческих организаций и развитию благотворительности в России.

В части регулирования механизмов общественного контроля над деятельностью государственных и муниципальных органов, особо значимым представляется формирование его правовых основ, закрепление более четких процедур межсекторного сотрудничества, а также повышение ответственности административных органов всех уровней за невыполнение ими установленных законом обязанностей по отношению к организациям «третьего сектора».

В части совершенствования налогообложения некоммерческих организаций и регулирования благотворительной деятельности, наиболее актуальными являются:

  • предложения по расширению льгот на доходы физических лиц, относящихся к социально-уязвимым категориям населения;
  • введение новых налоговых стимулов для физических лиц, участвующих в благотворительной деятельности, в том числе в формировании целевого капитала некоммерческих организаций;
  • дополнения в Налоговый кодекс Российской Федерации, направленные на установление равных условий для некоммерческих организаций и государственных и муниципальных учреждений при налогообложении налогом на добавленную стоимость реализации социальных услуг, оплачиваемых за счет средств бюджетов;
  • предоставление льгот по налогам на прибыль некоммерческих организаций, осуществляющих платные виды деятельности в социально-значимых сферах.

Принятие предложенных законодательных изменений послужит углублению и гармонизации общественно-государственных отношений, развитию благотворительности в России, повышению финансовой устойчивости некоммерческих организаций, осуществляющих социально-значимую и общеполезную деятельность.

Признавая значимость предложенных в законопроекте изменений в части совершенствования налогообложения некоммерческих организаций и регулирования благотворительной деятельности, участники слушаний отмечают, что данные изменения имеют локальный характер. При этом в действующем законодательстве остаются пробелы, связанные с осуществлением некоммерческими организациями благотворительной деятельности, которые не стали предметом рассмотрения данного законопроекта.

До недавнего времени все российские благотворители работали либо по принципу «сделал доброе дело – заплати налог», либо по «левым» схемам. Постановление правительства об эндаумент-фондах приводит в действие принятый ранее федеральный закон № 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» от 30 декабря 2006 года и освобождает благополучателей от налогов с доходов, полученных от соответствующего инвестирования24.

До этого постановления НКО не могли создавать свои фонды. Теперь могут. Схема достаточно сложная, но эксперты сходятся во мнении, что она будет работать. Жертвователи могут передавать в собственность некоммерческих организаций деньги, а те, в свою очередь, создавать эндаументы, то есть целевые фонды, доходы от которых идут только на благотворительную деятельность. Пополнить эндаумент может практически любой желающий, при этом целевой капитал не расходуется, а вкладывается в акции, облигации, депозиты и паевые инвестиционные фонды. Попросту говоря, крутится и служит источником прибыли, которая и направляется на нужды опекаемого учреждения25.

Чиновники все же урезали эндаументы в правах, ограничив виды деятельности, которые они могут финансировать, строгим перечнем: издание газет и журналов, производство медикаментов, научные исследования и разработки, испытания и анализ в научных областях (микробилологии, биохимии т.д.), деятельность больничных и санаторно-курортных учреждений, библиотек, музеев, зоопарков, заповедников, спортивных объектов и некоторое другое.

Поэтому столь важен законопроект, разработанный Минэкономразвития совместно с Общественной палатой. Он заслуживает того, чтобы привести его длинное название: «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ» (в части совершенствования налогообложения НКО, регулирования благотворительной деятельности и механизмов общественного контроля). Он дает право на получение социального налогового вычета гражданам, которые жертвуют средства в благотворительные фонды. Если законопроект будет принят, каждый россиянин, который, захочет помочь рублем вузу, в котором он учился, сможет получить вычет из базы налога на доходы с физических лиц. То же самое – при перечислении пожертвования на формирование и пополнение эндаумента.

Что же касается налоговых льгот для юридических лиц, то вопрос остается открытым. Главная новелла законопроекта – нулевая ставка налога на прибыль для НКО. С одной стороны, это сенсационный шаг навстречу гражданскому обществу. С другой стороны, разработчики и тут не свернули с пути не революции, но эволюции, придумав множество ограничений для того, чтобы, как они говорят, предупредить злоупотребление льготами. Определен перечень платных услуг, доходы от которых выводятся из-под налогообложения. Например, в области образования это услуги детских садов и учреждений, воспитывающих сирот, а также кружков, студий и спортивных секций26. Если НКО получает доход от каких-либо других платных услуг, льготы ей не предоставляются.

Поддержка со стороны государства может выражаться не только в представлении налоговых и иных льгот субъектам благотворительной деятельности, но и в создании системы мер их морального поощрения, что может существенно расширить круг участников этой деятельности и увеличить объем ресурсов на ее осуществление.

В дореволюционной России государство использовало множество форм поощрения благотворителей – их награждали орденами и другими знаками отличия, присваивали почетные звания, их имена давали благотворительным учреждениям и организациям, их продвигали по службе. Они даже могли перейти в другое сословие.

Если государство заинтересовано в этом, оно должно четко обозначить свое отношение к благотворительной деятельности и принять необходимые практические шаги для реализации этих мер на практике27.

При изучении актуальных вопросов совершенствования правового обеспечения благотворительной деятельности сделаны следующие выводы:

  • при условии соблюдения общих норм Федерального Закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» отношение по оказанию благотворительной помощи может оформляться любым безвозмездным гражданско-правовым договором;
  • требуется существенное количественное и качественное увеличение налоговых льгот участникам благотворительной деятельности в области культуры;
  • необходимо законодательно закрепить обязательность применения отдельных норм трудового права (в частности, по охране труда) к отношениям по бескорыстному выполнению работ/оказанию услуг добровольцами;
  • оптимальной организационно-правовой формой благотворительной организации является фонд.

 

 

    1. Социальная сущность благотворительности как вида деятельности в России

Информация о работе Благотворительность как социальный феномен в современном российском обществе