Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 22:40, дипломная работа
Цель исследования – анализ благотворительной деятельности коммерческих организаций в рамках социальной ответственности бизнеса.
Задачи:
Определить содержание и сущность социальной деятельности;
Рассмотреть понятие, сущность и формы благотворительной деятельности;
Определить содержание и структуру социальной ответственности бизнеса
Введение...........................................................................................................
1 Благотворительность как вид социальной деятельности......................
1.1 Понятие, сущность и специфика социальной деятельности...............
1.2 Структура благотворительной деятельности......................................
1.3 Развитие благотворительности в России.............................................
2 Благотворительность в рамках социальной ответственности коммерческих организаций.........................................................................
2.1 Становление понятия «социальная ответственность бизнеса»...........
2.2 Содержание и структура социальной ответственности бизнеса........
2.3 Общественная значимость благотворительности в рамках социальной ответственности бизнеса.........................................................
2.4 Законодательное регулирование благотворительной деятельности коммерческих организаций.........................................................................
3 Социальная ответственность бизнеса в условиях современной России (на примере Краснодарского края)................................................
3.1 Понятие «социальная ответственность бизнеса»: различие в понимании руководителями российских компаний..................................
3.2 Благотворительность предпринимательства в Краснодарском крае в рамках социальной ответственности.......................................................
Заключение........................................................................................................
Список использованных источников...............................................................
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
Кафедра социальной работы, психологии и педагогики
высшего образования
Допустить дипломника к защите в ГАК
«____» _______________________2010г.
Научный руководитель – канд. пед. наук,
доцент Е.Ю. Шлюбуль ______________
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ КАК ВИД СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Работу выполнила Авагов Андроник Ашотович
Факультет – управления и психологии
Специальность – Социальная работа
Нормоконтролер О.А. Гомцян
Краснодар 2010
Содержание
Введение...................... 1 Благотворительность как вид социальной деятельности.................. 1.1 Понятие, сущность
и специфика социальной 1.2 Структура благотворительной
деятельности.................. 1.3 Развитие благотворительности
в России...................... 2 Благотворительность в
рамках социальной 2.1 Становление понятия «социальная ответственность бизнеса»........... 2.2 Содержание и структура социальной ответственности бизнеса........ 2.3 Общественная значимость
благотворительности в рамках
социальной ответственности бизнеса....................... 2.4 Законодательное регулирование благотворительной деятельности
коммерческих организаций................... 3 Социальная ответственность
бизнеса в условиях современной России
(на примере Краснодарского края)......................... 3.1 Понятие «социальная
ответственность бизнеса»: различие
в понимании руководителями 3.2 Благотворительность
предпринимательства в Заключение.................... Список использованных
источников.................... |
3 6 6 11 22
31 31 36
40
44
53
53
57 66 69 |
Введение
Явление благотворительности в значительной мере характеризует любое общество, нацию, государство, их экономическое, социальное, духовно-нравственное состояние, степень зрелости гражданского общества и многие другие характеристики цивилизационного развития. Зарубежный опыт показывает, что крупная системная благотворительность – дело не коллективных образований, а именно отдельных «больших людей», сделавших имя и состояние в бизнесе. История развития благотворительности в России шла по тому же пути. Институт меценатства в нашей стране сложился давно, и одна из важнейших особенностей меценатов состояла в том, что они были не просто состоятельными людьми, но людьми, имеющими свое дело, приносящее хороший доход. На современном этапе развития благотворительной деятельности имена благотворителей уже не так звучны, как те компании, которыми они владеют и от «лица» которых оказывается благотворительная помощь. Несомненно то, что нельзя отрицать роль благой воли отдельных людей, но так же неоспорима роль организаций, без которых крупная системная благотворительность была бы не возможна.
В последние годы благотворительность, осуществляемая предпринимательским сектором экономики, все чаще рассматривается в рамках социальной ответственности бизнеса (в других источниках – предпринимательства). Подмена понятий происходит как в обыденном, так и в научном понимании: оба понятия сосуществуют в научной литературе, в политической, экономической и социальной терминологии, в высказываниях публичных деятелей. Стоит отметить, что в теории управления организации социальная ответственность бизнеса включает в себя благотворительность как одно из направлений деятельности коммерческой организации. С позиции социологии благотворительность в рамках социальной ответственности бизнеса может рассматриваться как корпоративная форма
благотворительной деятельности коммерческой организации.
За последние годы социальная активность бизнеса в стране значительно выросла. В 1995 г. на одном из съездов Ассоциации российских банков 64 % опрошенных называли в качестве основной мотивации своей социальной активности альтруизм и возрождение традиций российской филантропии. Но уже тогда 20 % определили как один из факторов ослабление социальной напряженности, а 39 % указали на улучшение имиджа и укрепление доверия со стороны общества. В 2000-е гг. российский бизнес явно «дрейфовал» в сторону «разумного эгоизма». Предприниматели признают, что социальная вовлеченность приносит пользу их бизнесу (67 %); считают, что участие бизнеса в решении социальных проблем способствует улучшению имиджа и общественной репутации (93 %); отмечают получаемые маркетинговые преимущества (58 %) [47, С. 35.]. К 2010 г. тенденции вовлеченности предпринимательства в решение социальных проблем приобрели более массовый характер не только на словах, но и на деле.
Объект исследования – благотворительность как вид социальной деятельности коммерческих организаций.
Предмет исследования – благотворительная деятельность, осуществляемая коммерческими организациями в рамках социальной ответственности бизнеса (на примере Краснодарского края).
Цель исследования – анализ благотворительной деятельности коммерческих организаций в рамках социальной ответственности бизнеса.
Задачи:
Гипотеза исследования: Благотворительность коммерческих организаций как вид социальной деятельности, осуществляемая в рамках социальной ответственности бизнеса, приобретает не только морально-ценностную значимость, но и экономическую привлекательность, несмотря на то, что в настоящий момент законодательная база не предусматривает налоговых или каких либо иных льгот.
Методы исследования: в написании дипломной работы использовались такие теоретические методы исследования как анализ научной литературы, анализ нормативно-правовых документов, историко-сравнительный анализ.
Теоретическо-методологические основания исследования.
Теоретические
аспекты понимания термина
Структура дипломной работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
1 Благотворительность как вид социальной деятельности
1.1 Понятие, сущность и специфика социальной деятельности
Общество представляет собой такую социокультурную целостность, которая существует, функционирует и развивается через посредство человека, его деятельности и взаимодействия.
Понятие «социальная деятельность» - одно из центральных категорий социологии, раскрывающих сущность социального взаимодействия.
Социальная
сущность человека формируется и
развивается благодаря
Специфика социальной деятельности заключается в том, что она имеет: во-первых, осознанный, целенаправленный характер. Деятельность человека не «запрограммирована» как у животных, чья деятельность носит инстинктивный характер. Человек не приспосабливается к окружающей среде, а изменяет ее, исходя из собственных целей [42].
Благодаря целеполаганию в своей жизни, человек имеет собственную историю развития, выраженную в культуре. История – не что иное, как деятельность преследующего свои цели человека. Человеческая деятельность характеризуется сознательно поставленной целью.
Во-вторых, поскольку человеческая деятельность осознается человеком, то она имеет идеальную форму отражения в сознании человека. После того как цель поставлена, человек анализирует ситуацию, способы и средства достижения этой цели, намечает последовательность своих будущих действий.
В-третьих, человеческая деятельность получила свое завершение в
результате, который следует отличать от цели. Идеальный вариант деятельности человека, когда планируемые цели реализуются на практике, т.е. как было задумано. Однако наши идеальные планы и цели – это все же предметы деятельности нашего сознания. Они идеальны. В жизни, в тех или иных условиях их реализации, они связаны с конкретной физической активностью субъекта (человека), его взаимодействия с объектом или предметом деятельности, выбором средств. Результат деятельности не тождественен нашим целям.
В-четвертых, человек осуществляет свою деятельность через посредство исторически сложившихся типов и форм взаимодействия и отношений с другими людьми. Поэтому его деятельность носит не индивидуализированный, а стандартизированный характер. В какой бы сфере жизнедеятельности общества деятельность не осуществлялась, она всегда будет носить не индивидуальный, а социальный характер. Правда, не всякая деятельность человека имеет социальный характер. Действия человека приобретают характер социального тогда, когда оно ориентировано на других людей, когда предполагает прямое и опосредованное взаимодействие с другими людьми.
В целом социальная деятельность – это совокупность социально-значимых действий, осуществляемых субъектом (общество, группа, личность) в различных средах и на различных уровнях социальной организации общества, преследующих определенные социальные цели и интересы [43].
Понятие структуры социальной деятельности.
Структура социальной деятельности представляет собой две стороны, взаимосвязанные между собой, которые не существуют друг без друга. Первая сторона – практическая, вторая – духовная, каждая взаимосвязана с другой.
Практическая деятельность направлена на преобразование реальных
объектов природы и общества. Она включает в себя материально-производственную деятельность и создание материальных ценностей. Практическая деятельность совершается каждым человеком посредством различных видов деятельности и связана с преобразование природы. Практическая деятельность осуществляется людьми и тогда, когда они преобразуют социальные отношения, общество в целом.
Таким образом, любой человек, проявляя активность, всегда совершает конкретные действия, выражающиеся в определенных видах деятельности
Духовная деятельность связана с духовными ценностями, идеалами, в целом, с изменением сознания людей. Любая практическая деятельность невозможна без соответствующих знаний умений, навыков и опыта.
Духовная деятельность тесно взаимосвязана с познавательной деятельностью, которая существует в различных формах: художественной, научной, религиозной, мировоззренческой и т.д. Основу духовной деятельности составляют культурные ценности. Именно они формируют отношения людей к явлениям окружающего мира, способствуют осознанию добра и зла, справедливого несправедливого, а также способствуют осознанию и других ценностей общественной жизни.
Духовная деятельность
включает в себя и прогностическую
деятельность: планирование или предвидение
возможных изменений
Все эти виды деятельности связаны между собой. Например, проведению реформ (социально-преобразовательная деятельность) должен предшествовать анализ их возможных последствий (прогностическая деятельность) [37].
Исходя из сказанного, можно сделать такие выводы по структуре социальной деятельности, которая включает в себя:
она направлена;