Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 22:40, дипломная работа
Цель исследования – анализ благотворительной деятельности коммерческих организаций в рамках социальной ответственности бизнеса.
Задачи:
Определить содержание и сущность социальной деятельности;
Рассмотреть понятие, сущность и формы благотворительной деятельности;
Определить содержание и структуру социальной ответственности бизнеса
Введение...........................................................................................................
1 Благотворительность как вид социальной деятельности......................
1.1 Понятие, сущность и специфика социальной деятельности...............
1.2 Структура благотворительной деятельности......................................
1.3 Развитие благотворительности в России.............................................
2 Благотворительность в рамках социальной ответственности коммерческих организаций.........................................................................
2.1 Становление понятия «социальная ответственность бизнеса»...........
2.2 Содержание и структура социальной ответственности бизнеса........
2.3 Общественная значимость благотворительности в рамках социальной ответственности бизнеса.........................................................
2.4 Законодательное регулирование благотворительной деятельности коммерческих организаций.........................................................................
3 Социальная ответственность бизнеса в условиях современной России (на примере Краснодарского края)................................................
3.1 Понятие «социальная ответственность бизнеса»: различие в понимании руководителями российских компаний..................................
3.2 Благотворительность предпринимательства в Краснодарском крае в рамках социальной ответственности.......................................................
Заключение........................................................................................................
Список использованных источников...............................................................
Таким образом,
именно социальная деятельность является
исходным условием для развития существенных
сил человека, возникновения и
существования общества, реальной движущей
силой его изменения и
Виды социальной деятельности.
Существуют различные классификации видов деятельности. В зависимости от характера отношения к окружающему миру и взаимодействия социальная деятельность подразделяется на несколько видов. Важнейшими из них являются:
По своей
операциональной структуре
Кроме того, социальную деятельность можно подразделить на созидательную и разрушительную. Результаты первой – это построенные города, села, заводы, написанные книги, лечение и воспитание детей. Разрушительная деятельность проявляется в уничтожении всего, что создано руками людей: разрушение храмов, жилища, войны, которые разрушают нормальную жизнь человека. Эта деятельность может осуществляться разными людьми, выполняющими многие виды деятельности.
С точки зрения значимости и роли деятельности в социальном развитии весьма существенно разделение ее на репродуктивную и продуктивную, или творческую. Первая из них связана с получением или воспроизведением уже известного результата известными же способами и средствами. Вторая направлена на выработку новых целей и соответствующих им новых средств и способов или на достижение известных целей с помощью новых, ранее не применявшихся средств.
1.2 Структура благотворительной деятельности
Благотворительность – это социокультурное явление, включающее совокупность гуманитарных действий отдельного человека, организаций, обществ и т.д., путем учреждения общественных институтов или пожертвований для организованной и систематической помощи нуждающимся и страждущим.
Становление и развитие
благотворительности
Плиний, как и Цицерон, полагал, что дружба, товарищеский союз, будучи основой благотворительности, являются важнейшими факторами, лежащими в основе гражданского поступка. Цицерон усматривает в благотворительности ряд целенаправленных действий, среди которых: щедрость, выкуп пленных, уплата долгов, выдача приданого дочерям, увеличение средств жизни своих друзей [49, С. 15].
Однако, помимо альтруистического начала, в идеологии античной филантропии прослеживаются и первые ростки осмысления негативных последствий, которые могут нести бескорыстная помощь и поддержка. Аристотель указывает на это, анализируя поступки «бедных людей», использующих не по назначению выделяемые государством мясо жертвенных животных и деньги, предназначенные для украшения храмов и города. Той же позиции придерживался и Сулла, который во время голода помогал бедным только тем, что предоставлял им работу в своих поместьях, избегая чистой благотворительности, чтобы не поощрять праздность.
Термин «благотворительность» в России впервые был использован историком Н.М. Карамзиным в XVIII в. как буквальный перевод французского слова «bienfaisance» — добровольная деятельность граждан и организаций по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче имущества, денежных средств, выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной помощи. В России до появления этого термина такая деятельность обозначалась древнерусским словом «призрение», в семантику которого органично входили древнерусские глаголы, отражающие деятельную любовь к ближнему: пригрети, напоити, увещевати, болезновати, прощати и т.п. [42, С. 104.]. Документы середины 70-х гг. XVIII в. показывает, что понятие «благотворительность» уже в это время активно использовалось, в частности, в делопроизводственной документации.
В XIII-XIV вв. в обиходе было слово «благотворение», которым обозначались добрые дела с указанием на присутствие [34, С. 222], а также «благотворити», что означало – благотворить. В XIV-XV вв. фиксируется использование слова «благотворец», обозначающего того, кто делает другим добро, благодетеля. С XVII в. Употребляется измененная форма последнего – «благотворитель», содержание которого остается прежним [34, С. 223].
Субъекты деятельности, цели и функции благотворительности.
В настоящее время в
научном дискурсе нет единого
представления о
Основные разногласия сводятся к следующему.
Братья А. и И. Гранты определяют «благотворительность» как «форму помощи, в отличие от обязательного общественно-государственного призрения, имеющую факультативный характер» [19, С. 6]. По их мнению, это понятие относится к негосударственной сфере и имеет добровольный характер. Таким образом, в работах ученых XIX в. отмечается, что благотворительность носит негосударственный характер, ее отличает бескорыстность, факультативность, объектом выступают нуждающиеся, субъектом – частная инициатива; сущностью данного явления является разнообразная помощь. В XIX столетии развитие институтов помощи и взаимопомощи привело к терминологической оппозиции понятий «общественное призрение» и «благотворительность». Различия между ними определяются в разнице субъектов – это главный признак, а также сопутствующих характерных черт. Так, субъектом призрения является государство, а его сущность заключается в организованной помощи решения определенного государством круга проблем. Тогда как благотворительность носит негосударственный характер, субъектом становления становится частная инициатива [35, С. 426].
В отношении субъектов
благотворительности существуют две
полярные точки зрения. Одни считают,
что к благотворительности
Сторонники другой точки зрения полагают, что всякая деятельность государства по оказанию помощи населению является социальной политикой и не может считаться благотворительной. Субъектами благотворительности могут выступать только частные лица и общественные организации.
Между этими полюсами существует средняя позиция, согласно которой необходимо различать, из каких фондов осуществляются те или иные акции государственных структур. К благотворительной следует относить только ту помощь, которую государство оказывает из внебюджетных фондов.
Достаточно распространено определение благотворительности как деятельности, мотивированной альтруизмом, «вызванной альтруистическим стремлением личности содействовать благу других людей из любви и сострадания к ним» [1, С. 7]. Мотивация – это всегда вопрос специального исследования, тем более что в практике человеческих отношений границу между альтруистическими и эгоистическими побуждениями провести подчас невозможно. По мнению другого автора Р. Г. Апресяна, в благотворительности, в отличие от милосердия, «допустимы любые мотивы», и к филантропической следует относить «деятельность, в которой реализуются помимо общественных и личные интересы», в частности такую, «которая предпринимается исключительно из личных интересов, но посредством которой достигаются и общественно значимые результаты». [3, С. 61].
И основные расхождения заключаются во взгляде на роль благотворительности в обществе. Одна позиция сводится к тому, что «в цивилизованном обществе благотворительности вообще быть не должно» [14, С. 86], и российские благотворительные структуры призваны в трансформационный кризисный период помогать в решении проблем, с которыми не в состоянии справиться государство; они являются «дополнительным и весьма важным источником финансирования организаций социальной сферы».
Сторонники другого взгляда на роль благотворительности в обществе полагают, что она призвана разрешать существующее в любом обществе противоречие между интересами государства и граждан. Или, говоря словами одного из авторов, «можно сказать, что филантропия призвана в какой-то мере компенсировать недостатки государственного управления, дефициты бюджетов, постоянное стремление «сильных мира сего» отдавать предпочтение расходам государства в ущерб социальным потребностям общества» [29, с.8].
Благотворительность образуется на основе социальных связей, взаимодействия и отношений индивидов, социальных групп и иных общностей по поводу реализации тех или иных жизненно важных потребностей.
Процесс возрождения благотворительности – ответная реакция общества на сложившуюся социально-экономическую ситуацию, которая характеризуется не только обнищанием сравнительно большой части населения, но и ослаблением потенциала государства. В свое время государство значительно сузило свои функции в регулировании и развитии социальной сферы, государственная система патронажа заметно ослабла.
Благотворительность возрождается как реакция общества на вызов времени.
Учеными И.М. Модель и Б.С. Модель была осуществлена попытка рассмотреть институт благотворительности как один из элементов гражданского общества, и в доказательство этому были приведены следующие аргументы. По их мнению, деятельность социальных институтов определяется рядом признаков: