Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 19:51, реферат
Во все времена и эпохи существования общества и государства требовалось правовое регулирование общественной и государственной деятельности. Истоки правотворческого процесса находятся в обществе. Население в процессе своей деятельности вступает между собой в различные отношения по поводу производства, обмена и распределения материальных и нематериальных благ. Этот процесс объективно нуждается в регулировании. Без права, без возведения его в ранг обязательного как для граждан, так и для государства нас постигла бы анархия и произвол.
Введение……………………………………………………………………………..3
Основная часть
1. Понятие и виды правотворчества…………………………………
2. Принципы правотворчества………………………………………………
3. Стадии правотворческого процесса.Особенности принятия законов……..
Заключение…………………………………………………………………………..
Список используемых источников……………..
Следует отметить, что Законом от 10 января 2000 г. № 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» установлены следующие стадии нормотворческого процесса:
При разработке
планов подготовки проектов нормативных
правовых актов учитываются предложения
субъектов права
Государственные органы и должностные лица, не являющиеся субъектами нормотворческой инициативы, а также организации и граждане направляют свои предложения по принятию (изданию) нормативного правового акта или вносят проект нормативного правового акта государственным органам (должностным лицам), имеющим соответствующие полномочия, в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
Нормотворческий орган может осуществлять подготовку проекта нормативного правового акта самостоятельно либо поручить иному субъекту нормотворческой инициативы по вопросам, относящимся к его компетенции, заказать ее Национальному центру законодательства и правовых исследований Республики Беларусь, а также в установленном порядке привлечь к подготовке проекта соответствующих специалистов из иных организаций, в первую очередь государственных, поручить специально создаваемым для этого временным комиссиям или рабочим группам.
Подготовка проекта нормативного правового акта осуществляется с обязательным участием юридической службы соответствующего государственного органа (организации).
Проект нормативного правового акта до внесения его в нормотворческий орган (должностному лицу) подлежит согласованию с заинтересованными государственными органами (организациями), если такое согласование является обязательным в соответствии с законодательством Республики Беларусь, а также если в нормативном правовом акте содержатся нормативные правовые предписания и (или) поручения, касающиеся других государственных органов (организаций), в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
Проект нормативного правового акта подлежит обязательной юридической экспертизе.
Проект нормативного правового акта вносится в нормотворческий орган (должностному лицу) на бумажных носителях и одновременно в виде текстовых файлов на электронных (магнитных) носителях.
Проекты законов и сопроводительные документы направляются в Национальный центр правовой информации Республики Беларусь для включения в компьютерный банк данных проектов законов Республики Беларусь.
Проект нормативного правового акта, внесенный в установленном порядке, рассматривается нормотворческим органом (должностным лицом), который по результатам рассмотрения проекта нормативного правового акта может:одобрить проект и принять (издать) нормативный правовой акт; отклонить проект с указанием мотивов и причин; отложить принятие (издание) нормативного правового акта на определенный срок; возвратить проект на доработку с указанием своих замечаний и предложений..
Нормативный правовой акт после его рассмотрения принимается (издается) уполномоченным на то органом (должностным лицом) с соблюдением процедуры, определенной соответствующими нормативными правовыми актами.
Нормативный правовой акт принимается (издается) уполномоченным на то органом (должностным лицом) на белорусском и (или) русском языках.
Подписание официального текста нормативного правового акта осуществляется:
декрета, указа Президента Республики Беларусь, закона – Президентом Республики Беларусь;
постановлений Совета Министров Республики Беларусь, иных нормативных правовых актов – руководителем органа, принявшего (издавшего) акт, а в его отсутствие – лицом, исполняющим его обязанности, если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь.
Декреты Президента Республики Беларусь в случаях, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь, скрепляются подписью Премьер-министра Республики Беларусь.
Нормативные правовые акты направляются в Национальный центр правовой информации Республики Беларусь для включения в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь в трехдневный срок со дня принятия (издания) государственным органом (должностным лицом), их принявшим (издавшим), а нормативные правовые акты, принятые государственными органами совместно, – органом, указанным первым в числе принявших нормативный правовой акт.
Нормативные правовые акты представляются в Национальный центр правовой информации Республики Беларусь для включения их в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь в виде действительных копий оригинала на бумажных носителях и одновременно в виде текстовых файлов на электронных (магнитных) носителях.
Нормативным правовым актам, включенным в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, присваиваются регистрационные номера Национального реестра правовых актов Республики Беларусь.
В Национальный
реестр правовых актов Республики Беларусь
вносятся следующие реквизиты
Нормативные правовые акты, содержащие служебную информацию ограниченного распространения, включаются в соответствующий раздел Национального реестра правовых актов Республики Беларусь с ограничительным грифом «Для служебного пользования».
По нормативным правовым актам, измененным, отмененным либо признанным в установленном законодательством Республики Беларусь порядке утратившими силу, в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь вносится соответствующая запись с указанием реквизитов нормативного правового акта (вида акта, даты принятия (издания), номера, регистрационного номера Национального реестра правовых актов Республики Беларусь и даты включения нормативного правового акта в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь), которым указанные акты изменены, отменены или признаны утратившими силу.
В связи с развитием
Официальное
опубликование нормативных
Датой официального опубликования нормативного правового акта считается день выхода в свет официального издания, в котором помещен этот акт.
Нормативные правовые акты публикуются с указанием их обязательных реквизитов: вида акта, даты его принятия (издания), порядкового номера и названия.
Что касается особенностей принятия законов, следует отметить, что согласно Закону Республики Беларусь от 10 января 2000 года «О нормативных правовых актах Республики Беларусь», закон – нормативный правовой акт, закрепляющий принципы и нормы регулирования наиболее важных общественных отношений11.
Согласно статье 1 Закона Республики Беларусь «О Национальном собрании Республики Беларусь» Национальное собрание Республики является представительным и законодательным органом Республики Беларусь.
Согласно статье 100 Конституции Республики Беларусь, одной из важных функций Национального собрания Республики Беларусь (законодательного органа государства) является принятие законов.
Проект закона на рассмотрение его парламентом могут внести субъекты законодательной инициативы.
Правом законодательной инициативы в соответствии с частью 1 статьи 99 Конституции Республики Беларусь обладают Президент, депутаты Палаты представителей, Совет Республики, Правительство, а также граждане, обладающие избирательным правом, в количестве не менее 50 тысяч человек. Законопроекты о внесении изменений и дополнений в Конституцию, а также проекты актов толкования конституционных положений вносятся на рассмотрение Национального собрания только по предложению Президента или по инициативе не менее 150 тысяч граждан Беларуси, обладающих избирательным правом. К исключительной компетенции Президента относится также внесение в Парламент проекта республиканского бюджета. Кроме того, Конституция устанавливает особый порядок для внесения законопроектов, следствием принятия которых может стать сокращение государственных средств, создание или увеличение расходов. В этом случае требуется согласие Президента либо по его поручению Правительства.
Право законодательной
инициативы реализуется субъектами
права законодательной
Законодательный процесс в Республике Беларусь начинается с момента внесения проекта закона на рассмотрение Палаты представителей Национального собрания.
Любой законопроект,
если иное не предусмотрено Конституцией,
вначале рассматривается в
Принятые Палатой представителей законопроекты в течение пяти дней передаются на рассмотрение в Совет Республики, где могут рассматриваться не более двадцати дней. Закон считается одобренным Советом Республики, если за него проголосовало большинство от полного состава, либо если в течение двадцати дней, а при объявлении законопроекта срочным – десяти дней со дня внесения он не был рассмотрен Советом Республики. В случае отклонения законопроекта Советом Республики палаты могут создать согласительную комиссию, формируемую на паритетной основе, для преодоления возникших разногласий. Текст законопроекта, выработанный согласительной комиссией, предоставляется на одобрение обеих палат.