Ценности как основаня, условия и средства жизнидеяятельности человека и общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 17:25, доклад

Описание работы

Ценностные представления и идеалы могут быть очень разнообразными, они складываются по-разному в различных культурах и изменяются в ходе исторической эволюции.
Свои комплексы ценностей образуются у разных народов, поколений, возрастов, социальных групп, профессий, семей и, наконец, у каждого отдельного человека

Файлы: 1 файл

1.docx

— 26.71 Кб (Скачать файл)

1. Ценности, как основания, условия и средства жизнедеятельности человека и общества

 

Ценностные  представления и идеалы могут  быть очень разнообразными, они складываются по-разному в различных культурах  и изменяются в ходе исторической эволюции.

Свои  комплексы ценностей образуются у разных народов, поколений, возрастов, социальных групп, профессий, семей  и, наконец, у каждого отдельного человека:

Чтобы быть объективным, беспристрастным, человек  должен выйти за рамки личных, индивидуальных ценностных представлений и не судить исключительно по принципу «мне нравится - мне не нравится». При этом нужно  отдавать отчет в том, что полностью  освободиться от ценностей и идеалов, которые сложились в культуре его эпохи, его народа, его социальной среды, невозможно.

Можно выделить два уровня, на которых в культуре функционируют ценностные парадигмы: уровень обыденного сознания и уровень  идеологической мысли.

Обыденное сознание занято вопросами повседневной жизни людей, житейских «малых дел»: ежедневного быта, покупок вещей  и продуктов, труда и отдыха, будней и праздников, общения с друзьями, родственниками.

Ценностные  парадигмы повседневной жизни начинают формироваться с детства: любовь матери, отношения с близкими людьми, домашний уют, защищенность и так  далее. Культура повседневности тяготеет к выдвижению на первый план вещественно-материальной оболочки ценностей, подмене ценностей  их вещественными носителями (2;15).

Над человеком, полностью погруженным в повседневность, нависает угроза стать покорным рабом  обстоятельств, чем-то вроде машины для жизнеобеспечения себя и своей  семьи. Жизнь такого человека течет  как бы помимо его воли. Он плывет по течению, не зная, что впереди, и  чувствует себя игрушкой в руках ведомых сил, определяющих его судьбу. Это подавляет его личность, делая его похожим на автомат, механически выполняющий заданные ему операции.

Спасение  от обыденности достигается тогда, когда жизнь человека обретает смысл. Способность придать своей жизни  шел, не заложена в человеке природой. Она дается культурой, культура задает человеку «поле» смысложизненных (экзистециональных) ценностей, в котором он имеет  возможность найти смысл своей  жизни (2;16).

Идеология - это система взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются  отношения людей к действительности и друг другу, социальные проблемы и  конфликты, а также содержатся цели (программы) социальной деятельности, направленной на закрепление или  изменение (развитие) данных общественных отношений (1;54).

В идеологических суждениях, в конечном счете, находят  выражение взгляды, обусловленные  ценностями и идеалами, которые являются типичными для больших социальных групп, обществ, классов, народов. Идеология, так или иначе, выражает интересы определенных социальных групп.

Система ценностных ориентаций определяет направленность личности, составляет основу взаимоотношения между людьми и социумом в целом. Так для лиц без определенного места жительства (БОМЖ) наиболее актуальными ценностями являются: «нормальная жизнь», «создание семьи». А также основными ценностями для них являются долговременные (ценности-цели), те, к которым следует стремиться как к конечной цели индивидуального существования. Среди них наиболее значимыми являются: нормальная жизнь, семейная жизнь, любовь, уверенность в себе, самостоятельность, богатство. Ценности, необходимые для успешного развития человека (ценности-средства: исполнительность, ответственность, аккуратность) в любой ситуации у лиц БОМЖ практически отсутствуют или неявно или неявно выражены. Это значит, что ценности, актуальные для развития «здесь и сейчас», не востребованы в настоящем, что не способствует адаптации. Сама иерархия ценностей слабо развита.

Следовательно, у лиц без определенного места  жительства можно констатировать обеднение  ценностной сферы, своеобразный ценностный вакуум.

Идеология, так или иначе, выражая интересы определенных социальных групп, не может  быть беспристрастной.

Ценностные  парадигмы идеологии носят обобщенный характер и охватывают, прежде всего, типичные для тех или иных социальных групп представления о том, как  должно быть устроено «хорошее» общество.

Проекты идеального устройства общества разрабатывались  многими мыслителями, начиная еще  с Платона. Он, кстати, считал, в духе своего времени, необходимым социальное неравенство людей.

Из истории  известно, что участники народных восстаний большей частью оставались в плену господствующей в общественном сознании идеологии. Например, сподвижники Разина и Пугачева не помышляли об изменении общественного строя, они желали лишь «хорошего царя» (2;17).

Государственная идеология, как правило, провозглашает  приоритет общественных, национальных, общегосударственных интересов  над личными, семейными, групповыми. Внедрение идеологических ценностей  в обыденное сознание и подчинение частных житейских интересов  человека общенациональным, государственным  целям - это, несомненно, один из путей, который выводит личность за узкие  рамки повседневного бытия и  отрывает широкие возможности выбора форм общественно-полезной деятельности и обретения в ней смысла жизни. Однако ценности вообще и социально-политические ценности в частности нельзя навязать человеку силой.

Ценности  и идеалы выступают как цели, на достижение которых направлена: деятельность человека. Для организации этой деятельности существуют определенные средства. И  в этом случае мы также можем говорить о ценностях, ценностях средствах (например, исполнительность, ответственность, аккуратность и обман, подкуп, насилие, перекладывание ответственности на других).

Человек может рассматривать в качестве ценностей и сами способы деятельности - правила, принципы, способы поведения. Для медиков «клятва Гиппократа», принцип «не навреди» становятся не просто способом действий, не просто нормой их профессиональной деятельности, но также и ценностью, символом врачебной  этики. Верующие относятся как к  величайшим Ценностям к ритуалам, установленным религией, - проведению богослужений, поклонению церковным  святыням, выполнению обрядов.

Русские старообрядцы уходили с насиженных мест в ссылку, шли на смерть, самосожжение, не желаю отказаться от «двуперстия» (обычая креститься двумя пальцами) и некоторых других ритуальных действий, которые они считали нормами  «истинного» православия.

Таким образом, ценности и идеалы тоже являются регуляторами человеческого поведения.

Чем выше в иерархии ценностных ориентации личности находится ценность, тем больше человек  склонен накладывать печать ценности и на способы, нацеленного на нее  поведения.

Поэтому неудивительно, что ценностное отношение  в наибольшей мере распространяется на способы поведения, направленного  на высшие, финальные ценности. Такие  правила, как и сама финальная  ценность, становятся самоценными. Примером тому могут служить принципы нравственности. Личность придерживается их не ради достижения какой-либо цели, а в силу их самоценности.

Средства  организации поведения, вызванного стремлением к финальным ценностям, образуют глубинные установки самосознания культурного человека, связанные  с его пониманием смысла жизни, долга, счастья, чести и так далее.

Ценностное  отношение представлено в процессе духовно-практического освоения действительности в нескольких взаимосвязанных аспектах:

1) это  исходные для процессов духовно-практического  отражения оценки действительности (моральные суждения о справедливости, ответственности благе и т.д.);

2) ценности  выражают факт существования  уже утвердившихся социальных, в  т.ч. моральных норм (нравственные  отношения нормативного характера,  устойчивые представления людей,  стереотипы житейской мудрости, пословицы и поговорки);

3) ценностное  отношение дано в системе аргументации  необходимости исполнения социальных  норм, предлагаемой личности со  стороны общества;

4) ценностное  отношение дано в оценках отдельных  поступков, осуществляемых на  базе уже действующих, утвердившихся  в обществе социальных норм;

5) ценностное  отношение представлено в сознании  личности в виде итога постижения  всей системы общественных требований (2;19-20).

Моральная норма показывает личности исходную необходимость постижения разрешенных  каналов взаимодействия с другими  людьми. Ценность же не только подтверждает необходимость выполнения нормы, но и в целом способствует более  глубокому пониманию ее содержания.

Благодаря расширенному обоснованию системы  социальных норм личность все более  переходит к ценностному уровню сознания, способному достаточно далеко отходить от исходной формальной нормативности. В этике это получает выражение  в крылатом выражении Демокрита: «Не следует мудрецу повиноваться законам», т.е. у мудреца закон  в душе, или, что по сути то же самое, - в ценностных уровнях сознания (2;20).

Ценностные  ориентации индивида представляют собой  основной "канал усвоения духовной культуры общества", превращения  культурных ценностей в стимулы  и мотивы практического поведения. Формирование ценностных ориентации во многом способствует процессу развития личности в целом.

Личность  строит, приобретает определенную "траекторию своего движения" сообразно ориентирам: ценностям внешнего мира и ценностям  самопознания, самооценки, саморазвития. Выбор жизненной цели, планов, перспектив человек осуществляет на основе познания обстоятельств и самого себя, постоянно  оценивая, сравнивая и сопоставляя  и себя, и других людей, обращаясь  в прошлое, живет в настоящем, ориентируясь на будущее. Ценностные ориентации личности, таким образом, обеспечивают стержень, общую линию, некую ось, которая уравновешивает поступки, поведение, деятельность, отклоняющиеся в ту или иную сторону от общего стержня, линии, направленности (2;20-21).

Ценность  человека, духовный мир личности определяется степенью сформированности его ценностной ориентации, мерой его причастности к обществу, его истории, настоящему, диапазоном его общественных интересов, богатством и разнообразием связей и взаимоотношений с обществом.

 

2. Сущность, структура и функции  современной семьи

 

Семья —  это основанная на браке и (или) кровном  родстве малая группа, члены которой  объединены совместным проживанием  и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимными  обязанностями по отношению друг к другу.

Семьей  также называется социальный институт, т.е. устойчивая форма взаимоотношений  между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть их повседневной жизни: сексуальные отношения, деторождение, первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания, особенно по отношению к детям и лицам  пожилого возраста. Семья, кроме того, — это сильнейший источник эмоциональных реакций, в благоприятном случае обеспечивающий человеку поддержку, принятие, рекреацию (9;322).

В процессе исторического развития отношения  семьи и общества, семьи и личности систематически изменялись, прежде всего, под воздействием господствующего  в данном обществе способа производства, образа жизни и общественных отношений. Прогресс общества в значительной степени  был связан с устранением (уменьшением) дискриминации женщин на производстве, в социальной и духовной сферах, в брачном законодательстве, с  существенным изменением функций семьи, созданием условий для совершенствования  брачно-семейных отношений, повышения  их воспитательного потенциала (4;52).

Семья является ячейкой общества, поэтому на ее функционирование влияют все социально-экономические  и культурные процессы (как позитивные, так и негативные), происходящие в нем. На семью и ее нравственное состояние непосредственно воздействуют факторы окружающей социальной среды, то, что мы наблюдаем в трудовом коллективе, по месту жительства, в  повседневной жизни.

Анализ  реально складывающейся ситуации в  семье показывает, что наряду с  общими характеристиками требуется  рассмотрение ролей супругов, детей, места и роли женщины в семейной жизни.

Семья — малая социальная группа общества, основанная на супружеском союзе и родственных связях (муж и жена, родители и дети, другие родственники), на совместном ведении общего хозяйства и взаимной моральной ответственности. Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества. Естественно, чем выше культура общества, следовательно, тем выше культура семьи (7;509).

Понятие семья не следует путать с понятием брак. Семья представляет собой более  сложную систему отношений, чем  брак, т.к. она объединяет не только супругов, но и их детей, других родственников.

Внутрисемейные  отношения могут быть, как и  персональные (отношения между матерью  и сыном) так и групповые (между  родителями и детьми или между  супружескими парами в больших семьях) (7;515).

Информация о работе Ценности как основаня, условия и средства жизнидеяятельности человека и общества