Ценности как основаня, условия и средства жизнидеяятельности человека и общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 17:25, доклад

Описание работы

Ценностные представления и идеалы могут быть очень разнообразными, они складываются по-разному в различных культурах и изменяются в ходе исторической эволюции.
Свои комплексы ценностей образуются у разных народов, поколений, возрастов, социальных групп, профессий, семей и, наконец, у каждого отдельного человека

Файлы: 1 файл

1.docx

— 26.71 Кб (Скачать файл)

Сущность  семьи отражается в ее функциях, в структуре и в ролевом  поведении ее членов.

Важнейшими  функциями семьи являются: репродуктивная, хозяйственно-потребительская, воспитательная и восстановительная. Репродуктивная функция включает в себя воспроизводство в детях численности родителей, т.е. принимает участие в количественном и качественном воспроизводстве населения. Можно сказать, что это самая важная функция. Ведь, рассуждая логически, чтобы через 24-30 лет население нашей страны было не меньше, чем сейчас, необходимо, чтобы детей в семье было не меньше чем родителей. Желательно даже больше, т.к. иногда двое детей по тем или иным причинам не всегда воспроизводят своих родителей. В настоящее время, по причине преобладания городского образа жизни, увеличения занятости женщин, тяжелейшего экономического положения рождаемость падает. Конечно, стоит отметить и связь общего количества разводов и абортов. Таким образом, может оказаться, что на двух пенсионеров будет приходиться один работник. С этой точки зрения государство заинтересовано в увеличении многодетных семей, создании им определенных льгот. Но, смотря на это иначе, в частности с позиций тенденции увеличения рождения в многодетных семьях детей с патологиями, перенаселения из-за ограниченности ресурсов, увеличения неработающего населения и других факторов, можно предположить, что на данном этапе увеличение деторождаемости и многодетных семей не есть позитивная сторона (5;149). На репродуктивную функцию семьи негативно влияют разводы, поэтому общество не может безучастно относиться к этому явлению. Огромное значение придается здоровью супругов, их способности к воспроизводству самих себя (3;73).

На поведении  молодежи отражаются знания обо всех сторонах семейной жизни. Сегодня значительная часть молодежи или совсем не получает информацию о семье, об этой сложной  стороне отношений, или получает ее очень недостаточно, что отрицательно сказывается и на дееспособности семьи, и на стабильности браков. К  сожалению, подготовка к браку сводится лишь к теоретическим изложениям некоторых догм семейной жизни. Однако этот курс требует и эмоциональной, психологической готовности, культуры межличностных отношений, которую  обязана закладывать семья. Такая  эмоциональная подготовленность —  основа умения любить, бережно, внимательно, чутко относиться к ближнему, стараться  понимать других и правильно оценивать  свое поведение (6; 134).

Оптимизировать  процесс самоопределения молодежи в сфере личной жизни одна семья, конечно же, не в состоянии. Это  задача, которую призвана решать вся  система воспитания, включая и  искусство, и массовую информацию, и  общественное мнение, и общественные организации.

Что касается хозяйственно-потребительской функции семьи, то она охватывает такие стороны семейных отношений, как ведение домашнего хозяйства, единого бюджета. Среди различных аспектов этой функции можно особо выделить проблему “семейной власти” и социализации ребенка при его подготовке к будущей самостоятельной жизни (5;136).

Тенденция к установлению равноправия в  семье позитивна по своей сути. В то же время перекос в сторону  феминизации семейного управления в связи с возросшей экономической  самостоятельностью женщины, ее определяющей ролью в воспитании детей ведет  к нарушению психологического комфорта.

Семья как  первичная ячейка является воспитательной колыбелью человечества. В семье  главным образом воспитываются  дети. В семье ребенок получает первые трудовые навыки. У него развивается  умение ценить и уважать труд людей, там он приобретает опыт заботы о родителях, родных и близких, учится разумному потреблению различных материальных благ, накапливает опыт общения с деньгами. Лучший пример - это пример родителей. В большинстве случаев дети являются отражением родителей. Конечно же, воспитательная функция на этом не исчерпывается. Можно говорить и о самовоспитании в семье (6;142).

Если  говорить о ребенке, то в семье  он получает первые трудовые навыки: занимается самообслуживанием, оказывает помощь по дому, приобретает опыт заботы о  родителях, братьях и сестрах, а  главное, учится разумному потреблению  материальных и духовных благ.

Эффективность семейного воспитания зависит, с  одной стороны, от социально-экономического потенциала семьи, с другой — от нравственно-психологического климата.

Семья оказывает  влияние на всю жизнь человека, но наиболее значительна ее роль в  самом начале жизненного пути, когда  закладываются нравственные, психологические, эмоциональные основы личности. Как  никакая другая социальная группа, семья обладает огромным диапазоном воспитательного воздействия. Это  особенно доверительная нравственно-эмоциональная  атмосфера между ее членами, наглядный  пример родителей в выполнении общественных и семейных обязанностей, совместный труд, беседы с детьми на интересующие их темы, наконец, авторитет родителей  в решении ряда сложных и важных для ребенка и подростка проблем  и т.д. (3;71)

Семья легче  и эффективнее всего осуществляет индивидуальный подход к человеку, вовремя замечает просчеты в воспитательной деятельности, активно стимулирует  проявляющиеся (порой очень рано) положительные качества и борется  с отрицательными чертами характера. При этом если учитывать, что на первые годы жизни ребенка приходится ряд  важных “сенситивных пиков” развития (эмоций, познавательной активности, характера), то значение семейного воспитания оказывается  практически незаменимым компонентом среди других социальных институтов. Вот почему, упуская возможности воздействия на ребенка в дошкольные годы, семья часто лишается их вообще (5;147).

Конечно, у каждой семьи, каждого взрослого  свои формы и свои пределы возможностей работы с детьми. Это зависит не только от экономического базиса семьи, образованности и общей культуры ее членов и даже не всегда от педагогических способностей того или иного родителя (они могут быть направлены и на воспитание ханжеских и корыстных  качеств). Эти возможности определяются всей совокупностью духовно-нравственных, личностных черт каждого из супругов и членов семьи, ее морально-психологической  атмосферой.

Подлинный авторитет завоевывается не просто дидактическими назиданиями (как это  пытаются делать в семье, а особенно в школе), а своим образом жизни, поведением. Обычно такой авторитет  не подвержен никакой инфляции. Авторитет  же силы, зависимости, страха легко  переходит в свою противоположность, как только лишается своих подпорок. Например, у подростка появляется физическая сила, и родители уже  не в состоянии его наказать. Или: молодой человек начинает сам, любыми путями, порой нечестными, добывать деньги, и родители не могут, как  раньше своими подарками, заставить  его “уважать” себя, прислушиваться к их мнению. Проблема нравственного  внутрисемейного авторитета очень  важна и актуальна, так как  ее решение выходит далеко за рамки  семьи и школы (6;23).

Настоящее воспитание в семье — большой  труд: и физический, когда мать ухаживает  за малышом, и умственный, когда речь идет о его духовном развитии. К  сожалению, это требование в должной  мере не осознается обществом (воспитание недостаточно стимулируется материально, а нравственная и социальная ценность труда матери-воспитательницы не приравнена ни в общественном мнении, ни в трудовом законодательстве к  профессиональному труду), да и самой семьей, которая часто воспитывает (иногда и неплохо) лишь своим “бытием” (3;70).

Восстановительная функция семьи состоит в поддержании здоровья, жизненного тонуса, организации досуга и отдыха, семья становится оздоровительной средой, где любой член семьи вправе надеяться на заботливое отношение родных и близких. Для этого требуется не только нравственно-психологическая подготовка, но и соблюдение режима труда и отдыха, режима питания и прочее (3;87).

Организация досуга играет большую роль в восстановлении. Досуг служит средством восстановления физических и духовных сил человека. Часто досуг происходит у каждого  по-своему. Кто-то смотрит ТВ, слушает  музыку и т.д. это является пассивным  отдыхом. Человек нуждается в  активном отдыхе–путешествия, прогулки. Это приносит больше здоровья для  семьи в целом и каждого  её членов.

Под структурой семьи понимается совокупность отношений  между ее членами, включая помимо отношений родства и систему  духовных, нравственных отношений, в  том числе отношений власти, авторитета, и т.д. Выделяют авторитарную структуру, где семьи делятся на авторитарные и демократические. Аналог этому  – деление на патриархальные, матриархальные и эгалитарные семьи. Эгалитарные  семьи в настоящий момент занимают лидирующее положение в развитых странах (3;117).

Ролевое взаимодействие в семье  есть совокупность норм и образцов поведения одних членов семьи  по отношению к другим. Традиционные роли, когда женщина вела домашнее хозяйство, воспитывала детей, а  муж был хозяином, собственником  имущества и обеспечивал экономическую  самостоятельность семьи, изменились. На сегодняшний день подавляющее  число женщин участвуют в производственной деятельности, экономическом обеспечении  семьи, принимают равное участие  в общественных решениях. С одной  стороны это способствовало развитию женщины как личности,


Информация о работе Ценности как основаня, условия и средства жизнидеяятельности человека и общества