Ценностные ориентации и потребности современной молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2012 в 13:59, контрольная работа

Описание работы

Цель данной ККР – выявить, что же представляет собой молодежь, а также, рассмотреть ее потребности и способы их удовлетворения.
Гипотеза: социологическое изучение молодежи является весьма актуальным в настоящее время, так как проблемы в молодежной среде имеют место в современном мире.
Задачи заключаются в:
1) Определении понятия «молодежь».
2) Выявлении основных потребностей молодежи.
3) Рассмотрении основных ценностей молодежи.
4) Выделении проблем современной молодежи.

Содержание работы

Оглавление
Введение 2
Глава I «Молодежь как социальная группа общества» 4
1.1 Понятие «молодежь» 4
1.2 Особенности молодежи в современном российском обществе…………..6
Глава II «Ценностные ориентации и потребности современной молодежи»………………………………………………………………………….11
2.1 Ценностные ориентации .11
2.2 Особенности удовлетворения жизненных потребностей молодежи 17
Заключение…………………………………………………………………...……..21
Список литературы……………………………………………………………..…..

Файлы: 1 файл

ККР социология.docx

— 49.14 Кб (Скачать файл)

В свою очередь эта ситуация оказывает особое влияние на настроения молодых людей, затрагивает их ориентацию на получение образования. Среди  профессиональных предпочтений приоритет  отдается экономике, праву и гуманитарным специальностям, в том числе психологии, социальной работе, социологии. При этом, последние специальности становятся также престижными и конкурентоспособными.

Важно отметить, что большая  часть аргументирует такой выбор  желанием получить знания в области данной науки, востребованностью профессии на рынке труда и уверенностью в том, что рано или поздно полученные знания пригодятся в жизни. Почти выпускников к моменту окончания вуза имеет опыт работы по избранной специальности.

В ценностных ориентациях  студенческой молодежи появляется ряд  новых тенденций, которые свидетельствуют  о дифференциации потребностей в  образовании. Прежде всего, это касается различий в целевых установках студенчества и профессорско-преподавательского состава по назначению обучения в вузе. Преподаватели считают вуз учреждением, где будущий специалист получает профессиональные знания. Студенты же считают, что институт позволяет им решать жизненные проблемы, не имеющие прямого отношения к образованию и получению профессии.

Среди новых функций образования  как социального института появляется не наблюдавшееся ранее направление, которое известно как рекреация. Значительная часть поступающей  в вузы молодежи рассматривает образование  в качестве условия, позволяющего спрятаться от многих тягот жизни, с которыми встречается молодой человек.

Это прежде всего более  быстрое и устойчивое завоевание статусной позиции в обществе, а также легальная возможность  иметь свободное время для  каких-либо занятий и, не в последнюю  очередь, — освобождение от службы в армии.

Происходящие изменения  в образовательной деятельности, в практике вузовской работы делают учебу престижной, позволяют рассматривать  ее как специфическую форму занятости  молодежи.

Молодые люди находятся под  двойным гнетом. С одной стороны  на их выбор влияют условия жизни  и учебы, а с другой — отсутствие социальных гарантий, делающих эти  условия приемлемыми.

Если учесть, что в психологическом  плане молодежь остается наиболее неустойчивой и легко поддающейся влиянию  группой, то последствия такого отношения  к незанятости молодежи легко  предсказать.

Решение проблем социологии молодежи во многом зависит от целенаправленной и взвешенной молодежной политики, которая должна осуществляться в  жесткой взаимосвязи с учетом современных изменение в развитии российского государства.

Таким образом, молодежная проблематика требует особого внимания, а социология молодежи как специальная социологическая  теория дальнейшего обогащения данными  эмпирических исследований.

 

Глава II: «Ценностные ориентации и потребности современной молодежи»

                     2.1 Ценностные ориентации

 

Понятие "ценность" весьма широко используется в философской  и другой специальной литературе для указания на человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений действительности. Ценность  — это то, что чувства людей диктуют признать стоящим над всем и к чему можно стремиться, созерцать и относиться с уважением, признанием, почтением .

По сути, ценность — не свойство какой-либо вещи, а сущность, условие полноценного бытия объекта.

Ценность как совокупность всех предметов человеческой деятельности может рассматриваться как "предметные ценности", т. е. объекты ценностного  отношения. Сама по себе ценность —  это некая значимость объекта  для субъекта. Ценности — это  суть и свойства предмета, явления. Это также определенные идеи, воззрения, посредством которых люди удовлетворяют  свои потребности и интересы.

 Способы и критерии, на основании которых производятся  процедуры оценивания соответствующих  явлений, закрепляются в общественном  сознании и культуре как и  субъективные ценности. Таким образом,  предметные и субъективные ценности  представляют собой два плюса  ценностного отношения человека  к окружающему его миру.

То, что для одного человека может быть ценностью, другой может  недооценивать, а то и вовсе не считать ценностью, т. е. ценность всегда субъективна.

Ценности с формальной точки зрения разделяют на позитивные и негативные (среди них можно  выделить и малоценность), абсолютные и относительные, субъективные и  объективные. По содержанию различают  вещные ценности, логические и эстетические

Когда говорят о системе  ценностей, то имеют в виду не просто некую совокупность идеальных средств  человеческой деятельности, а специфический  культурный феномен, своеобразную "пирамидальную  призму", в которой и посредством  которой преломляется вся система  реальных жизненных отношений между  субъектом и окружающим его миром.

Приоритетное значение имеют  индивидуальные ценности людей (личностей), ибо только некая их сумма может представлять собой ценности социальные, ценности всего общества.

Иерархия индивидуальных (личностных) ценностей является своеобразным связующим звеном между отдельным  человеком (индивидом) и обществом, его культурой в целом. Иными  словами, есть духовный мир самого человека и определенная культура общества, которые взаимосвязаны и взаимодействуют  посредством ценностей определенного  человека.

Не все потребности  и ценности человеком ясно осознаются и познаются. При этом важно учитывать  то обстоятельство психологического плана, что для подавляющего большинства  людей суперценностью являются они  сами, т. е. "Я — ценность!" В  определенной мере это — объективное  явление, ибо высочайшей целью человека является его самореализация, саморазвитие и самосовершенствование.

Высокоразвитая личность скорее пожертвует собственной физической жизнью, нежели откажется от своего "Я-образа". И хотя развитие индивидуальности, личности — процесс сложный, противоречивый, осуществляющийся чаще всего посредством проб и ошибок, прекрасно, что для каждого человека самое главное — собственное развитие. Прекрасно, что достигнув чего-то, мы вдруг можем осознать, что многое не успели, не смогли, не сделали. Главное, что ценностные ориентации не могут быть заданы либо привнесены кем-то извне. Они — результат и предпосылки деятельности конкретного человека.

 Ценностные ориентации (или реже — предпочтения) —  это определенная совокупность  иерархически связанных между  собой ценностей, которая задает  человеку направленность его  жизнедеятельности.

С юных лет человек в  основном приобщается к различным  ценностям, уясняет для себя их сущность и смысл. Далее, в процессе обучения, всестороннего развития, накопления жизненного опыта личность вырабатывает способность самостоятельно выбирать системообразующую ценность, т. е. ту, которая в данный момент представляется ей наиболее значимой и одновременно задает определенную иерархию ценностей.

Отдельный человек может  признавать много ценностей реально  существующими, влияющими на его  жизнь, но далеко не все из них он выбирает и признает в качестве своих  личных целей и задач жизнедеятельности. Так или иначе большинство  осознанных, признанных как собственные  ценностей, стремление руководствоваться  ими позволяют человеку взаимодействовать  с другими людьми, вносить свой вклад в развитие общества как  в материальном, так и в духовном отношении.

Ценностные ориентации человека складываются в определенную систему, имеющую (в виде подсистем) три основных направления: социально-структурные  ориентации и планы; планы и ориентации на определенный образ жизни; деятельность и общение человека в сфере  различных социальных институтов.

Среди всей иерархии ценностей  можно выделить те, которые являются общечеловеческими, или глобальными, т. е. присущи максимальному количеству людей, например свобода, труд, творчество, гуманизм, солидарность, человеколюбие, семья, нация, народ, дети и др.

Таким образом, ценностные ориентации — это:

1) идеологические, политические, моральные, эстетические и друие  оценивания конкретным субъектом  окружающей действительности и  ориентация в ней;

2) способ определенной  дифференциации объектов индивидом  по их значимости.

Ценностные ориентации формируются  в процессе усвоения человеком определенного  социального опыта и проявляются  в его целях, убеждениях, интересах, т. е. в процессе социализации.

В свою очередь, социализация — это процесс передачи общественного  опыта данной культуры (ролей, ценностей, умений, знаний, норм) индивидуальным членам общества. Цель социализации состоит в том, чтобы помочь формирующейся личности выжить и адаптироваться в общественном потоке определенных сложностей, кризисов, а то и различных революций — экологических, энергетических, информационных, компьютерных; овладеть опытом, который накопили старшие, предыдущие поколения; понять и уяснить свое призвание и определить собственное место в обществе; самостоятельно отыскать пути наиболее эффективного приспособления к нему.

В соответствии с ориентацией  на определенные ценности, их иерархией  в сознании молодых людей, психологическими и поведенческими реакциями на изменение  общественно-политической ситуации в  странах переходного периода  можно выделить и охарактеризовать несколько типологических групп  молодежи.

Первая группа — это  молодые люди, сохранившие прежние  ценности или хотя бы отдающие предпочтение им. Эта молодежь склонна к протестам, пикетам, демонстрациям, другим акциям социального протеста как самостоятельно, так и совместно со старшими товарищами, активно привлекающими ее к этому, в том числе и в целях последующего изменения политического курса. В значительной мере такие молодые люди отрицают путь рыночных трансформаций, являются открытыми приверженцами авторитарного сознания и симпатизируют харизматическим лидерам и вождям.

Ко второй группе можно  отнести тех, кто диаметрально противоположен в своих ценностных ориентациях  первой группе. Это — юноши и  девушки, которые практически всецело  отрицают ценности прошлого, отстаивают идеи трансформации общества на основе ценностей, которые имеют общества с развитой рыночной экономикой, высоким  уровнем социального обеспечения  граждан. Более половины молодежи воспринимает ценности рыночного хозяйства, отстаивает частную собственность, отдает предпочтение свободе экономического выбора каждого  человека (где работать или не работать вообще).

Третья группа — это молодые люди, которые хотя и критикуют ценности социалистического общества, но полностью не отрицают их, а требуют некой коррекции при сохранении таких обязательных атрибутов, как единое государство, основные принципы устройства общества. Относящиеся к этой группе молодые люди имеют отношение к рабочему, профсоюзному движению, пропагандируют идеи либерализма. В случае медленного развития трансформационных процессов в сторону общества с рыночной экономикой молодежь этой группы, скорее всего, будет пополнять первую группу, более решительно настроенную на возврат ценностей планово-распределительного, социалистического общества.

К четвертой группе относятся  молодые люди, для которых характерны не просто отрицание "старого мира", а нетерпимость к любым ценностям, кроме своих собственных. Такой  тип людей ученые определяют как  квазиреволюционный, ибо они настолько  радикальны, что не просто стремятся  разорвать свои отношения со старыми  структурами, но и готовы разрушить  их, уничтожить. Таких молодых людей  достаточно точно характеризуют  радикализм, нетерпимость к накоплению, отрицание объективной исторической преемственности в развитии общества и его граждан.

Итак, ценностные ориентации, потребности молодежи в целом определяют жизненные планы юношей и девушек, которые со временем ими уточняются и перестраиваются.

Планирование жизни невозможно без определенных мотивов, которыми руководствуется человек. Эти мотивы, как и жизненные планы в  целом, у различных социально-профессиональных и возрастных групп молодежи разные, меняющиеся с течением времени, сменой условий, места жизни, обстоятельств  и т. п.

 

 

 

 

2.2 Особенности удовлетворения жизненных потребностей молодежи

 

Трудно найти человека, у которого все есть, который ни в чем не нуждается для своей  жизнедеятельности.

В наиболее общей трактовке "потребности — это нужда  или недостаток в чем-либо необходимом  для поддержания жизнедеятельности  и развития организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности".

Различают потребности биологические (материальные) и духовные, потребности  субъектов (личностей) и социальных групп. И те и другие как степень, возможность их удовлетворения, в  первую очередь, зависят от уровня развития конкретного общества.

У человека всегда есть элементарные, так называемые витальные потребности, обеспечивающие его простое физическое существование. Если они не удовлетворяются, человек умирает. Полное отсутствие потребностей в идеале невозможно. Удовлетворяя одни потребности, человек  ощущает необходимость во все  новых и новых.

Информация о работе Ценностные ориентации и потребности современной молодежи